Потребление как фаза воспроизводства: виды и значение
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Сыктывкарский государственный университет»
Факультет управления
Кафедра экономической теории и корпоративного управления
Экономическая теория:
Структурно-логические схемы.
Учебно-методическое пособие
Для бакалавров.
Автор:
Куликова А.Н., доцент
кафедры экономической теории и
корпоративного управления СыктГУ
Сыктывкар 2012
Содержание:
1.Введение……………………………………………………………………………………….3
2.Микроэкономика 1 (схемы лекций и методические материалы)……………………..5
Тема 1.Предмет и метод экономической теории…………………………………..............5
Тема 2.Блага и потребности. Общественные формы воспроизводства экономических благ………………………………………………………………………………………………6
Тема 3.Структура национальной экономики……………………………………………..10
Тема 4. Экономические ресурсы и факторы производства……………………………..13
Тема 5. Производство и его экономические формы……………………………………...15
Тема 6. Распределение результатов производства. Доходы в современной экономике.
Тема 7. Обмен как фаза воспроизводства………………………………………………….24
Тема 8. Государство как субъект экономики……………………………………………...29
Введение.
Формирование глубокого и всестороннего экономического мышления – неотъемлемая часть экономического образования, поэтому курс «Экономическая теория» изучается на всех экономических специальностях. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования определяет как объекты профессиональной деятельности бакалавров направления «Экономика» поведение хозяйствующих агентов, их затраты и результаты, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные процессы. Именно это и является предметом современной микро- и макроэкономики. В первой своей части она закладывает базовые методологические подходы в современной теоретической экономике, дает фундаментальный категориальный аппарат, необходимый для успешного освоения любой экономической дисциплины. Поэтому учебной цельюбазовой части курса в первом семестре является изучение основных понятий, категорий и инструментов экономической теории, описание наиболее общих взаимосвязей и закономерностей на разных уровнях современной экономики.
Во втором семестре, учебной цельюразвитой микроэкономической части курса является изучение закономерностей рационального экономического поведения потребителя и производителя в рыночной экономике, при различных типах рыночных структур, и на этой основе – оценка влияния на общее благосостояние государственного вмешательства в функционирование рынков.
В третьем семестре, учебной целью макроэкономической части является развитие навыков агрегирования как экономических субъектов, так и показателей, отражающих результаты их функционирования и, на этой основе, объяснение закономерностей и форм развития национальной экономики.
Методической целью является формирование навыков графического и математического моделирования и факториального анализа экономических процессов, навыков изучения актуальных научных публикаций, умения применять полученные теоретические знания к оценке проводимой политики, прогнозировать изменения внешней среды жизнедеятельности и успешно к ним приспосабливаться.
Воспитательной и развивающей целью является формирование навыков самостоятельного, критического мышления, без которого невозможно стать современным специалистом в любой области. Для экономиста знание базовых экономических закономерностей важно еще и в связи с особенностями будущей сферы деятельности, где необходимы аналитические и прогностические навыки, умение сопоставлять будущие выгоды и затраты от принятия экономических решений, выбирать наиболее эффективную альтернативу.
Для успешного освоения курса применяются разнообразные методы обучения: лекционные занятия сопровождаются практическими занятиями, пройденный материал закрепляется за счет большого количества контрольных работ, которые являются формой промежуточного контроля знаний. В первой (базовой) части курса в рамках самостоятельной работы предусмотрено написание реферата, с целью научить студента применять теоретические знания к анализу конкретных практических проблем, самостоятельно подбирать и обобщать различные источники экономической информации. Формой итогового контроля является экзамен после первого семестра, второго и третьего семестра, а также оценка за реферат, презентацию в микрогруппах и курсовую работу по «Макроэкономике».
Курс «Экономическая теория» (в трех частях) относится к базовой части профессионального цикла (Б-3). Ее изучение предваряет все остальные экономические дисциплины, для ее успешного освоения необходимы качественные «входные» знания по обществознанию, истории, алгебре и геометрии на уровне средней школы, необходимы навыки быстрого чтения и конспектирования, публичного выступления, сбора и обобщения информации по конкретному вопросу, решения задач, научной дискуссии.
Курс «Микроэкономика» тесно связан с другими дисциплинами – он является теоретической базой для изучения таких курсов, как «Институциональная экономика», «Менеджмент», «Теория отраслевых рынков», «Ценообразование», «Экономика предприятия», «Маркетинг», «Налогообложение», «Бухгалтерский учет и анализ». Он предоставляет им категориально-понятийный аппарат, базовые экономические взаимосвязи и закономерности, теоретические модели поведения микроэкономических субъектов и функционирования рынков, методологию исследования.
Таким образом, место и роль дисциплины «Экономическая теория» заключается в создании методологический и терминологической базы для изучения конкретных экономических дисциплин, в формировании основ рационального экономического мышления, опирающегося на универсальные экономические принципы и закономерности.
Задачи и структура курса «Микроэкономика:
- определение предмета и методов микроэкономики, базового категориального аппарата и важнейших закономерностей и взаимосвязей;
- определение базовых субъектов микроэкономики (домашних хозяйств и фирм) и особенностей их рационального поведения при различных типах институционального окружения, на различных стадиях воспроизводственного процесса;
- изучение структуры и инфраструктуры хозяйственных взаимосвязей между субъектами микроэкономики;
- определение сущности, границ, функций государства в современной экономике, а также целей и механизмов корректировки экономического поведения хозяйствующих субъектов микроуровня со стороны государственных структур;
- описание причин возникновения и существования преимущественно рыночных форм взаимосвязей на микроуровне, видов и функций рынков;
- изучение теорий и моделей поведения потребителя, видов и эластичности спроса;
-изучение моделей производства и равновесия производителя;
-изучения сущности, видов издержек и доходов, моделей поведения фирм при различных типах рыночных структур;
- изучение сущности, видов, влияния на общественное благосостояние монополий и их государственного регулирования;
- изучение особенностей функционирования рынков ресурсов и формирования первичных факториальных доходов;
-изучение рисков хозяйствования и способов их снижения;
- изучение базовых этапов эволюции экономической мысли и основных экономических школ прошлого и настоящего.
Курс «Макроэкономика» позволяет осознать всеобщие взаимозависимости в границах национальной и мировой экономики, понять ключевые закономерности функционирования и развития рыночной экономики, теории и практические проблемы реализации стабилизационной политики в развитых странах и в современной России.
Задачи и структура курса «Макроэкономика»:
- определение особенностей предмета и метода макроэкономики;
- выделение субъектов макроэкономики и установление связей между ними;
- изучение системы национальных счетов, количественно отражающих эти связи;
- изучение причин возникновения и форм проявления макронестабильности в развитии рыночной экономики, моделирование макронестабильности с помощью графических моделей ("АД-АS", кривая Филипса, кейнсианская равновесная);
- на основе теоретических знаний изучение направлений и инструментов стабилизации экономики в рамках фискальной и кредитно-денежной политики.
Изучение дисциплины «Микроэкономика» и «Макроэкономика» формирует следующие общекультурные компетенции:
- культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4).
Также изучение данного курса влияет на формирование профессиональной компетенции (ПК-6), в части развития способности на основе описания экономических процессов и явлений строить теоретические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты.
После изучения данного курса студент должен знать:
- закономерности функционирования современной экономики;
- основные понятия, категории и инструменты микроэкономики;
- основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки;
- основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микроуровне;
- основные особенности российской экономики, направления экономической политики государства (региональной, структурной, социальной, конкурентной, антимонопольной, научно-технической, политики доходов);
- принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений.
На основе изучения данного курса студент должен уметь:
- анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне;
- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий ;
- использовать источники экономической, социальной и управленческой информации;
- разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений, определять стратегии развития хозяйствующих субъектов и их подразделений;
- прогнозировать на основе стандартных теоретических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений на микро- и макроуровне;
- представлять результаты аналитической и исследовательской работы в форме выступления, доклада, реферата, статьи, курсовой работы.
Студент должен владетьспециальной экономической терминологией, методологией экономического исследования, навыками самообучения, профессиональной аргументации.
К методической новизне дисциплины «Микроэкономика (1 и 2)» относится ее авторское деление на две части (по семестрам) – базовую и развитую. В первой (базовой) части предполагается изучение классическими методам современных экономических агентов микроуровня, процесс исторической эволюции фирм и домохозяйств, их внутренней структуры и внешнего институционального окружения. Особенный акцент сделан на значение, генезис и формы таких базовых институтов как собственность, разделение труда, традиции, рынок и план. Во второй (развитой) части курса рассматриваются общепринятые микроэкономические модели, описывающие рациональное экономическое поведение потребителя и производителя (фирмы) с использованием методов графического и математического моделирования, а также факториального анализа. С целью более качественного освоения всех частей курса, студентам предлагаются авторские схемы лекций в электронном варианте, что позволяет более эффективно использовать аудиторные часы. Каждая тема сопровождается вопросами для самоконтроля, списком рекомендуемой литературы, в конце предлагаются контрольные вопросы к экзамену, примеры тестовых заданий и тематика рефератов и курсовых работ.
Часть 1. Микроэкономика 1 (первый семестр).
Тема 1.Предмет и метод экономической теории.
Содержание темы: Предмет экономической теории, исторические этапы его эволюции. Уровни познания экономических явлений. Особенности объектов исследования и подходов микро-, мезо-, макроэкономики. Субъекты и объекты экономических отношений. Методы экономических исследований. Принцип гедонизма. Позитивная и нормативная экономика. Функции и значение экономической теории.
На основе изучения темы студент должен знать этапы эволюции, дискуссионную сущность, содержание, методы и уровни изучения предмета современной теоретической экономики, объекты и субъекты экономических отношений. Студент должен уметь применять общенаучные методы при изучении экономических явлений и взаимосвязей, владеть методологией научного исследования.
Предмет теоретической экономики.
Схема 1.
Экономика | |
Практика | Теория |
Совокупность способов жизнедеятельности на определенной территории, обеспечивающих выживание населения в окружающей среде. | Наука, описывающая закономерности поведения индивидов, их групп и институтов в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ. |
Уровни экономики: (по субъектам) Микроуровень - отдельные потребители, семьи, фирмы, конкретные рынки товаров и ресурсов. | Уровни экономической теории Микроэкономика – изучает способы эффективного распределения и использования ограниченных ресурсов субъектами микроуровня, ценообразование на конкретных рынках. |
Мезоуровень – отрасли и регионы | Региональная экономика и экономика отдельных отраслей (промышленности, связи, транспорта, сельского хозяйства и т.п.) |
Макроуровень – макроэкономические сектора – сектор домашних хозяйств, фирм, правительства, внешнего мира. | Макроэкономика – изучает закономерности экономического поведения макросекторов, взаимозависимости между макроэкономическими явлениями и показателями |
Схема 2.
Уровни познания экономических явлений и процессов
Факты |
Гипотезы |
Теория |
Нормативная экономика |
Экономическая политика |
позитивная экономика |
Схема 3.
Методы «Экономической теории» и «Экономикс».
Метод – способ познания экономических явлений. | |
Общефилософские методы | Специфические методы |
Анализ и синтез Индукция и дедукция Научная абстракция Единство исторического и логического Метод аналогии Системный метод Диалектический метод | Статистическое наблюдение Математическое и графическое моделирование Психологический (принцип гедонизма) |
Вопросы для самоконтроля:
1.Почему нет единого определения предмета «Экономической теории» в отечественной учебной литературе?
2.Какие можно выделить этапы в развитии экономической теории, в чем особенность современного этапа?
3.Приведите примеры применения метода единства исторического и логического (аналогии, индукции и дедукции) в теоретической экономике.
4.Какие существуют субъекты (агенты) и объекты экономических отношений?
Рекомендуемая литература:
1.Носова Н.Н. Экономическая теория для бакалавров. –М.:Кнорусс, 2009.
2.Борисов Е.Ф. Экономическая теория. –М.:Проспект, 2010.
3.Экономика /под ред. Булатова А.С. –М.:Юристъ, 2009.
4.Курс экономической теории /под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. –Киров,2009.
5.Экономическая теория: микро, макро, мегаэкономика /под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С. – СПб.:Питер, 2010.
Тема 2. Блага и потребности. Общественные формы воспроизводства экономических благ.
Содержание темы: Блага как экономическая категория. Виды благ. Особенности частных, общественных и смешанных благ. Потребности: сущность, виды, значение. Закон безграничного возрастания потребностей. Воспроизводство экономических благ: сущность, формы, стадии материального воспроизводства. Потребление – личное и производственное, частное и государственное. Собственность на блага, субъекты и объекты отношений собственности. Структура и содержание прав собственности. Типы и формы собственности, ее значение в системе экономических отношений.
После изучения данной темы студент должен понимать необходимость и сущность непрерывного воспроизводственного процесса, содержание его видов и фаз, сущность, значение и виды потребностей, а также различные классификации благ, которые их удовлетворяют, и значение отношений собственности на блага в экономике. Студент должен уметь выявлять взаимосвязи между классификацией потребностей и благ, владеть специальной экономической и юридической терминологией, раскрывающей сущность и формы проявления отношений собственности.
Схема 4.
Воспроизводство: сущность, формы. Фазы материального воспроизводства.
Воспроизводство – непрерывный процесс воссоздания условий жизнедеятельности экономических субъектов | |||
Материальное | Окружающей среды обитания | Рабочей силы | Экономических отношений |
Формы воспроизводства: | |||
- простое - расширенное - суженное | |||
Материальное воспроизводство – постоянное возобновление процессов создания, распределения, обмена и потребления искусственных экономических благ | |||
Фазы материального воспроизводства: Производство –процесс целенаправленного преобразования вещества и поля природы людьми с помощью специально созданных средств Распределение – определение доли каждого субъекта в созданном продукте Обмен – добровольная и эквивалентная взаимная уступка прав собственности на экономические объекты Потребление– присвоение полезного эффекта от блага, приводящее к его полному или частичному разрушению. |
Схема 5.
Блага и их виды
Благо – все то, что окружает человека и имеет для него полезный эффект. |
Виды благ: Свободные и экономические Искусственные и естественные Вещи и услуги Достойные и недостойные Внешние и внутренние Воспроизводимые и невоспроизводимые Ресурсы, конечные и промежуточные Блага для настоящего и будущего Потребительские и инвестиционные Индивидуального и коллективного пользования Частные, общественные (чистые и смешанные) и квазиобщественные |
Схема 6.
Потребности – сущность и виды.
Экономическая потребность – необходимость для субъекта присвоить (превратить в свою жизнедеятельность) полезный эффект от благ. | |||
Материальные | Нематериальные | ||
В потребительских благах: | В инвестиционных благах: | Социальные | Духовные |
в благах первой необходимости | в сооружениях | удовлетворяются другими людьми и их группами | удовлетворяются материальными благами и услугами и другими людьми |
выбора | в оборудовании | ||
в благах роскоши | в "невидимых" активах | ||
Результат: дополнительная энергия для тела | Результат: дополнительная энергия для души |
Схема 7.
Потребление как фаза воспроизводства: виды и значение.
Потребление – начальная предпосылка и цель воспроизводства, процесс превращения энергии от благ в жизнедеятельность субъекта. | |
Виды потребления: | Пояснения: |
1.По цели: - конечное - промежуточное (производственное) | |
2.По субъектам: - индивидуальное частное - коллективное - общественное государственное | |
3.По уровню изучения: - на микроуровне - на макроуровне | |
4.По достаточности: - недостаточное - оптимальное - избыточное | |
5. По свободе выбора: - свободное по потребностям - свободное по возможностям - принудительное - нормативное |
Схема 8.
Собственность как экономическая категория: права, объекты, субъекты, типы и формы.
Собственность – отношения между субъектами по поводу присвоения- отчуждения объектов. Это базовый институт, определяющий систему социально-экономических отношений, форму обмена, принципы распределения, способы и стимулы привлечения ресурсов в производство. | |||
Права собственности: - владения - пользования - распоряжения | |||
Типы собственности и формы их проявления: | |||
Общаясобственность | |||
Общинная | Государственная: -федеральная - региональная | Муниципальная | |
Частная собственность | |||
Индивидуально-частная | Коллективно-частная: - семейная - кооперативно-паевая - корпоративная | Смешанная | |
Субъекты собственности: - индивид - группы индивидов - общество (государство) | Объекты собственности: - материальные - нематериальные - биологические - финансовые | ||
Вопросы для самоконтроля:
1.Как связаны между собой отношения собственности на блага и фазы воспроизводства?
2.Какое значение имеют потребности в воспроизводственном процессе?
3.Приведите примеры свободно невоспроизводимых благ, клубных благ коллективного пользования, смешанных общественных благ.
Рекомендуемая литература:
1.Экономическая теория /под ред. Камаева В.Д. –М.:Владос, 2010.
2.Борисов Е.Ф. Экономическая теория. –М.:Проспект, 2010.
3.Экономика /под ред. Булатова А.С. –М.:Юристъ, 2009.
4.Курс экономической теории /под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. –Киров,2009.
5.Экономическая теория: микро, макро, мегаэкономика /под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С. – СПб.:Питер, 2010.
Тема 3. Структура национальной экономики.
Содержание темы: Понятие экономической структуры. Отраслевая структура национальной экономики: элементы, связи, значение. Региональная, воспроизводственная, социальная, внешнеэкономическая структура. Макроэкономическая структура современной рыночной экономики. Разделение труда как основа формирования структуры субъектов экономики. Виды и значение разделения труда (естественного и общественного на национальном и международном уровне). Общее, частное и единичное разделение труда.
После изучения данной темы студент должен знать сущность и виды структуры экономики на разных уровнях ее изучения, понимать сущность и значение основных структурных элементов экономической системы и связей между ними, знать содержание, причины и формы разделения труда и его значение для формирования экономических структур. Студент должен уметь системно представлять изучаемый экономический объект, владеть специальной терминологией, раскрывающей содержание и формы разделения труда.
Схема 9.
Сущность и виды структур экономики.
Экономическая структура – совокупность упорядоченных вертикальных и горизонтальных взаимосвязей между элементами экономической системы. | |||
1.Отраслевая структура экономики | |||
Отрасли материального производства: | Отрасли (сферы) нематериального производства: | ||
2. Региональная структура экономики | |||
3.Воспроизводственная структура | |||
Отрасли группы А: | Отрасли группы Б: | ||
4. Макроэкономическая структура | |||
Сектор фирм | Сектор домохозяйств | Правительственный | Внешний мир |
5. Внешнеэкономическая структура | |||
Структура экспорта | Структура импорта | ||
Экспортеры | Импортеры | Обслуживающие импорт | Конкурирующие с импортом |
6.Социальная структура | |||
Распределение ВВП и национального дохода | Распределение национального богатства | ||
Схема 10.
Разделение труда как основа формирования экономических структур.
Разделение труда – форма разрешения противоречия между многообразием потребностей и однообразием способностей, это процесс специализациисубъекта на отдельных видах созидательной деятельности. Дополняется кооперацией – объединением усилий многих для достижения общего результата, выделяется простая и сложная кооперация. | ||
Естественное разделение труда | Общественное разделение труда | |
Национальное | Международное | |
Общее разделение труда | ||
Частное разделение труда: - продуктовое - детально – узловое - операционное | ||
Единичное разделение труда: - функциональное - технологическое - профессиональное - квалификационное | Примеры: | |
Причины различных форм разделения труда: | ||
Последствия разделения труда: |
Вопросы для самоконтроля:
1.Какие положительные и отрицательные последствия имеет разделение труда?
2.Какие виды разделения труда формируют отраслевую структуру экономики?
3.В каких формах сохраняется естественное разделение труда в современной экономике?
Рекомендуемая литература:
1.Борисов Е.Ф. Экономическая теория. –М.:Проспект, 2010.
2.Экономика /под ред. Булатова А.С. –М.:Юристъ, 2009.
3.Курс экономической теории /под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. –Киров,2009.
4.Экономическая теория: микро, макро, мегаэкономика /под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С. – СПб.:Питер, 2010.
5.Экономическая теория / под ред.Камаева В.Д. – М.:Владос, 2010.
Тема 4. Экономические ресурсы и факторы производства.
Содержание темы: Сущность, виды и значение экономических ресурсов. Внешние и внутренние факторы производства. Закон относительной ограниченности ресурсов. Экономическая эффективность: сущность, показатели эффективности использования и распределения ограниченных ресурсов. Критерии Парето-оптимальности, причины отклонения от них. Кривая производственных возможностей: условия построения и значение. Закон возрастающих альтернативных издержек. Экономическая (хозяйственная) система: сущность, виды (традиционная, плановая и рыночная), оценка их социально-экономической эффективности.
На основе изучения данной темы студент должен знать экономическое содержание, значение, общее и особенное между экономическими ресурсами и факторами производства, уметь выделять взаимосвязи между ограниченностью ресурсов и необходимостью оценки эффективности их распределения и использования, а также моделировать способы такого их распределения в рамках различных хозяйственных систем с помощью кривой производственных возможностей. Студент должен владеть методологией оценки экономической эффективности использования базовых ресурсов и специальной терминологией.
Схема 11.
Экономическое ресурсы. Внешние и внутренние факторы производства.
Экономический ресурс – блага всех видов, которые можно использовать для создания благ с большим полезным эффектом в потреблении | Фактор производства – все то, без чего производство не может начаться или возобновиться |
Виды экономических ресурсов: Земля – все естественные блага, которые можно использовать в производстве Капитал – все искусственные блага, которые можно использовать в производстве. Выделяется активный, пассивный и невидимый капитал Труд – люди с их навыками и желанием работать по найму Предпринимательская способность – способность целевым образом соединять остальные ресурсы, брать на себя управление и риск, связанный с рыночной неопределенностью результатов этого соединения. Подлинный предпринимательский талант основан на умении найти и внедрить в производство инновации. | Виды факторов производства: Внешние: - экологические - административно-правовые - экономические - демографические - политические Внутренние: Земля – пашня и пространство для размещения производственных и социальных объектов Капитал – материальные и финансовые активы, способствующие производственному процессу. Выделяются основной и оборотный капитал Труд – процесс затраты умственной и физической энергии людей в производстве Предпринимательство – затраты умственной и физической энергии предпринимателем в процессе реализации своих функций Время Информация |
Схема 12.
Универсальные законы "Экономикс"
Вид закона | Формулировка |
Закон относительной ограниченности ресурсов | |
Закон безграничного возрастания потребностей | |
Закон возрастающих альтернативных издержек | |
Закон убывающей отдачи (доходности) |
Схема 13.
Экономическая эффективность – сущность и показатели
Экономическая эффективность – это соотношение эффекта и затрат, необходимых для его получения (Е = ). | |
Эффективность распределения ресурсов | Эффективность использования ограниченных ресурсов |
Критерии Парето-оптимальности – ограниченные ресурсы максимально эффективно распределены тогда, когда невозможно увеличить благосостояние одного субъекта, не ухудшая положение других. Причины отклонения от оптимума: - постоянные изменения в структуре потребностей и ресурсной обеспеченности; - внешние шоки (войны, стихийные бедствия) - монополизм и необоснованное государственное вмешательство | Общий критерий эффективности: ВНП или ВВП на душу населения Частные критерии эффективности использования отдельных ресурсов: 1. Земля – урожайность или продуктивность (месторождений, рыболовных, лесных угодий) 2. Труд – производительность труда 3. Капитал – фондоотдача 4. Предпринимательская способность – рентабельность (норма прибыли) |
Схема 14.
Кривая производственных возможностей
Ограничения при построении | Значение КПВ |
Блага
для А
будущего ●
● В
● W
●С
Z●
● Д
F
●
Блага
для настоящего
Схема 15.
Хозяйственные системы: сущность и типы.
Хозяйственная (экономическая система) – способ координации разрозненных разделением труда товаропроизводителей, способ управления экономикой, способ распределения в ней ограниченных ресурсов и конечной продукции. Это – система сигналов для производителей, на основе которой они могут ответить на основные вопросы экономики – что, как и для кого производить. | |||
Основные типы хозяйственных систем | |||
Традиционная экономика | Рыночная экономика | Административно-командная экономика | Смешанная экономика |
Схема 16.
Закон убывающей доходности
(отдачи, возрастающих прямых издержек, нарушенных пропорций).
Ограничения при построении | Значение |
Предельный
продукт
труда
L
Вопросы для самоконтроля:
1.Что общего между ресурсами и факторами производства, можно ли их полностью отождествлять?
2.Приведите примеры невидимых активов фирм.
3.Почему время является фактором производства, но не является экономическим ресурсом?
4.Каково значение фактора «информация» в современном обществе?
5.Какие преимущества и недостатки имеют хозяйственные системы в чистом виде (традиционная, рыночная и плановая)?
Рекомендуемая литература:
1. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. – М.:Республика, 2009.
2.Борисов Е.Ф. Экономическая теория. –М.:Проспект, 2010.
3.Экономика /под ред. Булатова А.С. –М.:Юристъ, 2009.
4.Курс экономической теории /под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. –Киров,2009.
5.Экономическая теория: микро, макро, мегаэкономика /под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С. – СПб.:Питер, 2010.
6.Гребнев Л. Факторы и ресурсы: тождество, различие или противоположность//Вопросы экономики, 2010, №7.
Тема 5. Производство, его способы и организационно-экономические формы.
Содержание темы: Сущность производства. Единичное и массовое производство, его технологические способы. Натуральное и товарное производство, виды капиталистического товарного производства. Домашние хозяйства как субъекты экономики, их виды и особенности поведения при различных экономических системах. Фирмы как субъекты экономики, их сущность, виды, эволюция, значение.
На основе изучения темы студент должен знать общественные формы производства, его результаты , технологические способы; понимать сущность и значение домашних хозяйств и фирм в процессе воспроизводства. Студент должен уметь классифицировать фирмы и домашние хозяйства, видеть общее и особенное между ними, владеть специальной терминологией по теме.
Схема 17.
Производство – сущность, технологические и социально-экономические способы.
Производство (и производящее хозяйство) как постоянно возобновляемый в определенных общественных формах процесс, возникло как разрешение противоречия между непрерывно возрастающими потребностями и ограниченными возможностями их удовлетворения в рамках присваивающего хозяйства. | ||||
Технологические способы производства: | Средства труда | Тип работника | Вид поселения | Источники энергии |
1.Кустарно-ремесленный | ||||
2.Мануфактурный | ||||
3.Фабрично-заводской (индустриальный) | ||||
4.Постиндустриальный (научно-индустриальное производство) | ||||
Социально-экономические способы производства (формационный подход) | ||||
Первобытно-общинный строй | Рабовладельческий строй | Феодализм | Капитализм | Социализм |
Схема 18.
Натуральное и товарное производство: общее и особенное.
Натуральное производство (хозяйство) | Товарное производство | ||
Замкнутый тип хозяйствования, при котором производятся блага с целью удовлетворения потребностей самого производителя. | Открытый тип хозяйствования, при котором факторы и продукты производства поступают в потребление (конечное и производительное) через акты рыночного обмена. | ||
Характеристики | Натуральное производство | Товарное производство | |
Простое | Капиталистическое | ||
Цель производства | |||
Вид труда | |||
Формы разделения труда | |||
Формы результата труда | |||
Базовые (ключевые) факторы производства | |||
Форма собственности на эти факторы | |||
Виды обмена (рынка) | |||
Особенности развития производства |
Схема 19.
Домашние хозяйства как субъекты экономики: виды, функции, значение.
Домашнее хозяйство – физическое лицо или группа лиц (семья), имеющая кровно-родственные и/или брачные связи, объединенная совместным проживанием, бытом, имуществом с целью воспроизводства своего человеческого капитала. | ||
Человеческий капитал – физические, умственные, нравственные характеристики и качества человека, способные приносить ему доход. Преимущественно в рамках домашних хозяйств происходит его создание, поддержание, развитие и реализация. Функции домашних хозяйств в воспроизводстве человеческого капитала: детородная, социализации детей, рекреация, санирующая, обучающая, эксплуатационная. | ||
Виды семей: 1.Реальные: - полные -неполные 2.Квазисемьи: - с автономным бюджетом - на содержании государства 3.По величине дохода и богатства 4.По национальному и религиозному признаку 5.По социальному статусу главы семьи | Примеры и пояснения: | |
К макроэкономическому сектору «Домашние хозяйства» относятся все семьи и квазисемьи с автономным бюджетом и являющиеся резидентами данной страны. | ||
Особенности поведения домашних хозяйств в различных экономических системах | ||
Традиционная экономика | Административно-командная экономика | Рыночная экономика |
Экономические функции домашних хозяйств в современной смешанной экономике: - конечные потребители, формируют большую часть совокупного спроса на потребительские блага; - собственники большей части экономических ресурсов, крупнейшие продавцы их услуг; - создатели и получатели первичных доходов; - крупнейшие получатели трансфертов (частных и государственных); - основные плательщики налогов; - делают большую часть сбережений и значительную долю инвестиционных расходов в экономике (в жилье, в человеческий капитал, в физические и финансовые активы). |
Схема 20.
Организационные структуры, осуществляющие производство материальных и нематериальных благ.
Родовая община (широкая семья) | Домашние хозяйства | Ремесленные мастерские | Мануфактура | Заводы, фабрики, депо, верфи | Иные учреждения и организации, производящие услуги |
Фирма в современной экономике – главная организационная структура, посредством которой привлекаются, удерживаются и преобразуются в продукцию ограниченные ресурсы; это – институт иерархического, планового управления производственными процессами в стихийно-рыночных условиях внешней среды. В отличие от домашнего хозяйства, фирма – юридическое лицо, состоящее из одного или нескольких предприятий. Признакиюридического лица: Предприятие– технологически заданный имущественный комплекс, необходимый для производства данного вида продукции и находящийся в собственности (оперативном управлении) фирмы. | |||||
Виды фирм: - по форме собственности - по размерам - по целям деятельности - по границам деятельности - по отраслям - по легальности | Пояснения: | ||||
Экономические функции фирм в современной экономике: - основные производители материальных благ - крупнейшие покупатели ресурсов и плательщики первичных доходов - крупнейшие инвесторы в реальные и финансовые активы - плательщики налогов и получатели государственных трансфертов - делают значительную часть сбережений из прибыли |
Вопросы для самоконтроля:
1.В чем преимущества и недостатки натурального и товарного производства?
2.Что вызывает смену технологических и экономических способов производства?
3.Какое значение имеют домашние хозяйства в воспроизводственном процессе?
4.Почему возникли фирмы и в связи с чем могут «раствориться» в постиндустриальном информационном обществе?
Рекомендуемая литература:
1.Борисов Е.Ф. Экономическая теория. –М.:Проспект, 2010.
2.Экономика /под ред. Булатова А.С. –М.:Юристъ, 2009.
3.Курс экономической теории /под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. –Киров,2009.
4.Экономическая теория: микро, макро, мегаэкономика /под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С. – СПб.:Питер, 2010.
5. Васильева О. Накопление человеческого капитала и изобилие природных ресурсов// Вопросы экономики, 2011, №12.
6.Дзюба С. От теории фирмы к теории информационных систем//ЭКО, 2010,№10.
Тема 6. Распределение результатов производства и формирование доходов.
Содержание темы: Распределение как фаза воспроизводства. Доход как экономическая категория. Виды доходов. Доходы субъектов экономики. Особенности государственных налоговых и неналоговых доходов. Значение и виды первичных факторных индивидуальных доходов. Заработная плата: сущность, виды, значение. Прибыль: виды и значение в рыночной экономике. Сущность и виды ренты. Процентные доходы. Вторичные доходы, сущность и виды трансфертов. Кругооборот продукта и доходов. Понятие и виды бюджетов экономических агентов. Оценка неравномерности распределения доходов. Кривая Лоренца, коэффициент Джини и децильный коэффициент. Причины неравенства доходов, пути и пределы его уменьшения.
После изучения темы студент должен знать содержание и принципы отношений распределения, сущность и виды современных доходов, причины, последствия и методы оценки их неравенства у экономических субъектов. Студент должен уметь оценивать неравномерность распределения дохода и богатства, владеть методикой построения и анализа кривой Лоренца.
Распределение как экономическая категория, его принципы и значение.
Схема 21.
Распределение – процесс формирования доходов экономических субъектов, отражающий как степень их участия в создании совокупного продукта, так и величину их претензий на созданное, вне зависимости от степени такого участия. | |
Принципы распределения: 1.Внеэкономические: - по этическим критериям - по потребностям - по силе субъектов 2.Экономические: - по труду - по собственности (стоимости ресурсов) | Примеры и пояснения: |
Виды распределения: - справедливое - несправедливое | |
- равное (эгалитарное) - неравное - первичное - вторичное (перераспределение) | |
Значение фазы распределения в воспроизводстве: |
Схема 22.
Доходы как экономическая категория: сущность, виды и функции.
Доход – доля экономического субъекта в созданном продукте, прирост его благосостояния. | |
Виды доходов: - натуральные - денежные | Пояснения: |
- номинальные - реальные | |
- индивидуальные - групповые - совокупные | |
- обычные (ожидаемые) - спорадические (неожиданные) | |
- явные - вмененные | |
- потоки - запасы | |
- первичные (факторные) - вторичные (трансфертные) | |
Функции доходов: - воспроизводственная - стимулирующая - распределительная - информационная |
Схема 23.
Первичные доходы в рыночной экономике – сущность и классификация
Индивидуальные доходы -являются результатом распределения и перераспределения доходов фирм, формируют бюджет домашних хозяйств и государства. | |
Первичные – результат реализации права собственности на ресурсы, участвовавшие в производстве | Вторичные – результат перераспределения первичных (трансферты) (схема 25) |
Виды первичных (факториальных) доходов: Нетрудовые доходы (от собственности) Рента – доход владельца земли, недвижимости, патентов, интеллектуальной собственности от их использования или передачи другому субъекту во временное пользование. Процент – доход собственника капитала (в производительной, товарной и денежной формах) от передачи его во временное пользование другому субъекту. Прибыль – доход собственника предпринимательской способности, который складывается из платы за управление, риск, инновации и монополию, а также, в скрытом виде, плату за другие ресурсы, принадлежащие предпринимателю и использованные им в производстве на собственной фирме. Трудовые доходы доход владельца трудового ресурса от продажи или передачи его услуг во временное пользование, принимает форму заработной платы, жалования, премий, гонораров, комиссионных, денежного довольствия. | Заработная плата (и другие формы трудовых доходов) в современной экономике составляет большую часть национального дохода, ставказаработной платы – цена единицы услуг труда определенного вида определяется на соответствующем рынке труда на основе взаимодействия спроса и предложения трудовых услуг. Количество оказанных трудовых услуг за период измеряется рабочим временем или количеством произведенного продукта. Формы заработной платы: - сдельная - повременная |
Схема 24
Неравномерность распределения доходов: способы оценки , причины, социальные и экономические последствия. Кривая Лоренца.
Дифференциация доходов – это, экономически обоснованная или необоснованная, разница в размерах получаемых субъектами доходов. Модель «Кривая Лоренца» нарастающим итогом показывает связь между долей (в %%) совокупного дохода страны за период, принадлежащей соответствующей доле (в %%) ее домашних хозяйств. | ||||
Итоговый процент семей | Их доля в национальном доходе | Доля национального дохода, принадлежащая каждому децилю | Кривая Лоренца. | |
10 % | 2% | 2% | ||
20% | 6% | 4% | ||
30% | 13% | 7% | ||
40% | 22% | 9% | ||
50% | 32% | 10% | ||
60% | 43% | 11% | ||
70% | 55% | 12% | ||
80% | 68% | 13% | ||
90% | 83% | 15% | ||
100% | 100% | 17% | ||
Оценка степени неравенства на основе кривой Лоренца: - децильный коэффициент - квинтильный коэффициент - коэффициент Джини | ||||
Причины дифференциации доходов (зависящие и независящие от индивида) | ||||
Естественные: | Социальные: | |||
Схема 25.