Массовые движения и международные общ-е объединения в 40-50-е годы ХХ в

После 2МВ знач-е развитие получили м/ународные общ-е движения. Мно­гие из них стояли на разных идейно-полит-х позици­ях, преследовали разные цели, выражали интересы разных слоев населения.

М/ународное коммун-е движение (МКД). В первое послевоенное время оно имело общую идейно-пол-ю основу — марксизм-ленинизм; еди­ную цель — революционная замена капитализма социализ­мом; общепризнанного вождя — И. В. Сталина; партию лидера — ВКП(б). МКД - подъем. Комму­нисты вошли в состав коалиционных правительств Авст­рии, Бельгии, Италии, Фр-и и др. стран, расширили свое представительство в парламентах.

После роспуска Коминтерна директивное рук-во МКД из Москвы еще сохранялось некоторое время. Изме­нились лишь его организационные формы. В 1947 г. в польском городе Шклярска Поремба компартии СССР, Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Юго­славии, Франции и Италии создали Информационное бюро коммунистических и рабочих партий.- Информбюро, или Коминформ. Информбюро ставило целью обмен опытом и координацию деятельности компартий на основе взаимного согласия. В 1956 г. распущено. =м/унар-е совещания коммун-х и рабочих партий. недолговечной. Состоялись совещания — в 1957, 1960 и 1969 гг. разногласий м/у уча­стниками МКД по проблемам тактики и стратегии.

После 2МВ социал-демократы и социалисты быстро восстановили свое влияние. В 1951 г. во Франкфур- те-на-Майне основали Социалистический Интернаци­онал (СИ). Высшим органом СИ стал конгресс, который созывается один раз в три года. Конгресс избирает председа­теля СИ. Срок пребывания на этом посту не ограничивает­ся временными рамками. СИ ведет свою родословную со дня учреждения II Интернационала и считает себя преем­ником РСИ. Он объединяет полит-е партии и органи­зации, которые ставят своей целью построение демокр-го социализма.

1951 г. СИ утвердил программный документ «Цели и задачи демократ-го социализма». Фундамент - принципы свободы, справедливости и солидар­ности.

В послевоенное время социал-демократия претерпела немалую эволюцию. Сначала она выражала интересы рабо­чих, называла себя лидером рабочего класса. Однако в свя­зи с быстрым сокращением численности пролетариата в условиях НТР многие социалистические партии преобразо­вались из рабочих в общенародные. Ориентируясь на сред­ние слои населения и в упорной борьбе с дру. партиями, они смогли расширить свою соц-ю базу за их счет.

Самым массовым общественным движением - профсоюзное —около 400 млн человек. Оно объединяет работников наемного труда и при­звано защищать их интересы перед работодателями. Боль­шинство профсоюзов входит в международные организации.

Международная конфедерация хри­стианских профсоюзов ( МКХП). Созданная еще в 1920 г. при поддержке Ватикана в 1968 г. МКХП была переиме­нована во Всемирную конфедерацию труда. В ее состав во­шли также профсоюзы других конфессий.

В 1945 г. была создана Всемирная федерация профсою­зов (ВФП). Она объединила большую часть профсоюзов ка­пит-х и соц-х стран. Однако очень скоро «холодная война» подорвала это единство. В 1949 г. почти все профсоюзы западных стран вышли из ВФП и со­здали Международную конфедерацию свободных профсою­зов(МКСП). + профсоюзы развиваю­щихся стран, которые имели зап. ориентацию. МКСП заняло реформистские позиции.

ВФП остались профсоюзы социал-х стран и ряд сотрудничающих с компартиями профцентров зап-х и развивающихся стран. ВФП носила классовый хар-р и была чрезмерно политизирована. Крах социализма в СССР, странах ЦВЕ ослабил ее ряды. ВФП утратила прежний ха­рактер, авторитет и влияние. Ныне эти международные профцентры ведут борьбу за улучшение положения наем­ных работников, выступают в защиту прав человека, окру­жающей среды и др.

Со временем превратились в массовые такие обществен­ные движения, как экологическое, антивоенное, молодеж­ное и женское. На основе эколог-го движения возникли партии «зеленых», которые добились представительства в органах власти ФРГ, Франции, Финляндии, Греции и др. стран. антивоенное движение. Его участники добивались прекращения гонки вооружений, ликвида­ции накопленных арсеналов средств массового уничтоже­ния населения.

32. Массовые движения и организации международного характера в конце 50-х – первой половине 70-х годов.

С нач. 60-х гг. МКД вступило в полосу затяжного кризиса, КПСС во главе с Н. С. Хрущевым и КПК во главе с Мао Цзэдуном развернули борьбу за лидерство в МКД, которая закончи­лась разрывом отношений м/у ними.

Одним из проявлений этого кризиса в 70-е гг. образование в МКД нового течения, «еврокоммунизм». коммунисты в зап-х странах теряли голоса избирателей.

Лидеры компартий Италии, Испании и Франции — Энрико Берлингуэр, Сантьяго Каррильо и Жорж Марше гл. причину непопулярности МКД видели в его слепой ори­ентации на сов-ю модель социализма,. Путь же к социализму зап-х стран должен быть другим — без догм, предписаний, моделей и диктатуры про­летариата.

На позиции «еврокоммунизма» встали многие компар­тии — Италии, Испании, Великобритании, Швейцарии и др. В самом МКД усилилось размежевание м/у тремя идей­но-полит-ми течениями — марксистско-ленинским, «еврокоммунистическим» и маоистским. МКД, организаци­онно и идейно централизованное на Москву, развалилось.

Главная причина этого распада состоит в том, что в усло­виях НТР произошло размывание социальной базы компар­тий, ориентировавшихся на беднейшие слои населения. В соц-й структуре зап-го общества самым много­численным стал средний класс, достигший высокого жиз­ненного уровня и отвергавший коммун-е идеалы. Очень сильное влияние на МКД оказал крах советской мо­дели социализма в странах ЦВЕ, распад самого СССР. Ком­партии понесли большие потери в численном составе. Мно­гие из них изменили свои названия, обновили программы и ищут свою нишу в политической жизни.

Международная конфедерация хри­стианских профсоюзов ( МКХП). Созданная еще в 1920 г. при поддержке Ватикана в 1968 г. МКХП была переиме­нована во Всемирную конфедерацию труда. В ее состав во­шли также профсоюзы других конфессий.

Со временем превратились в массовые такие обществен­ные движения, как экологическое, антивоенное, молодеж­ное и женское. разнородны по соц-му и возрастному составу, полит-й ориентации, выдвигае­мым лозунгам. Их участников объединяет стремление устранить угрозу ядерной войны, экологической катастрофы, ущемление прав молодежи и женщин. Эти движения полу­чили широкое развитие во многих странах Европы и Аме­рики. На основе эколог-го движения возникли партии «зеленых», которые добились представительства в органах власти ФРГ, Франции, Финляндии, Греции и др. стран. В центре внимания «зеленых» — защита и оздоров­ление окруж-й среды. Для этого они добиваются за­крытия АЭС, сокращения количества автомобилей, запреще­ния испытаний ядерного оружия и строительства вредных для среды обитания объектов. Для достижения своих це­лей «зеленые» используют разные средства: вносят законо­проекты в парламенты, организуют массовые митинги и демонстрации, сбор подписей под петициями к властям и др.е ненасильственные действия.

антивоенное движение. Его участники добивались прекращения гонки вооружений, ликвида­ции накопленных арсеналов средств массового уничтоже­ния населения. Антиядер­ная направленность сторон­ников этих двух движений позволяла им проводить совме­стные акции протеста, привлекать к ним широкие слои на­селения. После «холодной войны» антивоенное движение заметно пошло на спад.

В 60-е гг. в США и ряде европейских стран расшири­лось движение протеста молодежи и студентов,- «новых левых». Они осуждали капитализм, буржуазные ценности и считали возможным создание по­лукоммун-х-полухристианских «общин». Функци­онеры «новых левых» пытались привлечь в свои ряды бед­нейшие группы населения: жителей негритянских кварта­лов, безработных, пенсионеров, люмпенов и т.д. С деятельно­стью «новых левых» связан протест против войны во Вьет­наме, движение за реформу образования во Франции, пере­росшее в массовые выступления трудящихся («красный май» 1968 г.), террор «красных бригад» в Италии. К концу 70-х гг. движение «новых левых» пошло на спад.

33. Международные общественные организации и движения в конце ХХ – начале XXI вв.

В послевоенное время социал-демократия претерпела немалую эволюцию. Сначала она выражала интересы рабочих, называла себя лидером рабочего класса. Однако в связи с быстрым сокращением численности пролетариата в условиях НТР многие социалистические партии преобразовались из рабочих в общенародные. Ориентируясь на средние слои населения и в упорной борьбе с другими партиями, они смогли расширить свою соц-ю базу за их счет.

В настоящее время СИ объединяет около 100 партий и организаций, в которых насчитывается более 20 млн членов. Число избирателей, голосующих за них, достигло ныне 150 млн. Представители почти 30 партий в разных странах возглавляют правительства или входят в их состав, стоят во главе государств. Многие их лидеры хорошо известны во всем мире. Среди них — премьер-министр Великобритании Энтони Блэр, Франции — Леонель Жоспен, канцлер ФРГ — Герхард Шредер и др.

Социал-демократия на пути реформ добилась хороших результатов во многих странах, особенно в Швеции, Швей­царии, Норвегии, Финляндии, Австрии, Дании и др.

В 1989 г. СИ принял в Стокгольме новый программный документ «Декларация принципов». Он определил полит-й курс социал-демократов и социалистов на 90-е гг. и более длительную перспективу. В его основе — прежняя триада: достижение свободы, справедливости и солидарнос­ти. Рядом с ней — обеспечение мира, защита окружающей среды и развитие отсталых стран.

В 80-е гг. социал-демократов и социалистов в ряде стран Запада потеснили неоконсерваторы. Однако социал-демо­краты остаются влиятельной полит-й силой и ныне отыгрывают утраченные позиции. Об этом свидетельствует возвращение их к власти в 1997 г. в Великобритании и Франции, а в 1988 г.— в ФРГ.

В последнее время в США и странах ЕС вновь активизи­ровалось движение молодежи против процессов тотальной глобализации мировой экономики и политики. Антиглоба­листы заявляют о себе множеством радикальных акций, напоминающих молодежное движение 60-х.

34.Страны Северной Европы в 1945 – 1970 гг.

В соответствии с соглашением о перемирии, подписанным м/у Финляндией, с 1 ст., СССР и Великобританией — с 2, распущены фаш-е организации. Началось утверждение нового курса во внешней и внутренней политике Финляндии. Наряду с Социал-де­мокр.й партией и Аграрным союзом важную роль стал иг­рать Демокр-й союз народа Финляндии (ДНСФ), (10.1944) По инициативе ДСНФ заключено соглашение =в апреле 1945 г. сформировано прав-во демокр-го сотрудничества (второе прав-во Паасикиви).

Независимость Исландии в 1944 г. - республики. объединявшая коммунистов и левых социалис­тов

В Швеции, Дании и Норвегии - монархии. Хокон VII Норвежский и Кристиан X Датский пользовались большим лич­ным авторитетом после событий 2МВ. Однако их полит-я значимость падала. При их преемниках Улафе V и Маргарите И, с восшествием на шведский престол Густава VI власть сканд-х монархов свелась к осущ-ю номинальных представи­тельских функций.

В Швеции послевоенная расстановка партийно-полит-х сил была определена еще парламентскими выборами 1944 г. В ос­новной палате риксдага социал-демократы - большинство. Однако в 1947 г. после непопулярной волны гос-го регулирования и роста оппозиции в лице буржуазной Народной партии успех выборов был за последней, хотя кабинет оставался социал-демократическим.

Осенние парламентские выборы 1945 г. в Дании На смену ко­алиционному «прав-тву освобождения» - однопар­тийное прав-во партии Венстре во главе с ее лидером К. Кристенсеном. Другой ведущей партией Социал-демо­кр-я, после выборов 1947 г. поручено сфор­мировать кабинет.

В 1945 г. в освобожденной Норвегии англо-американское коман­дование вручило высшую власть вернувшемуся из Лондона эмиг- - рантскому прав-ву Ю. Нюгорсволла, - передало ее временному прав-ву из полит-х лидеров как эмиграции, так и движения Сопротивления. возглавил новый председатель Норвежской рабочей партии (социал-демокр-й) Э. Герхардсен. Вследствие осен­них парламентских выборов 1945 г. Норвежская рабочая партия получила абсолютное большинство мест в стортинге и сформиро­вала однопартийное прав-во.

Во внутр-й политике пре­обладала линия классового мира, реформ. проводилась либо пра­вящими социал-демокр-ми партиями (в осн. в Швеции), либо коалиционными правит-ми с участием социал-демократов. удалось демократизи­ровать избирательные системы, расширить местное самоуправление. Дания признала независимость Исландии, предоставила широкую автономию своим обособленным тер-м — Фарерским остро­вам и Гренландии.

Экономика Дания и Финляндия меньше пострадали в годы войны, чем другие европ-е страны, а Швеция, сохранившая нейтралитет, совсем не понесла потерь. Боль­ше всего жертв на запо­лярную часть Норвегии -немецкой так­тики «выжженной земли» при отступлении. удалось к 1947 г. восстановить до­военный уровень пром-го произ-ва, а Швеция пре­высила в 1,5 р..

С 1948 г. все, кроме Финляндии, стали получать аме­р-ю помощь по плану Маршалла. помощь направлялась на его обновление и на развитие отраслей произ-ва, поставляющих продукцию на экспорт. в пользу новых отраслей, транспорта, судоходства и сферы услуг.

В =» к нач. 1970-х гг. доля с/х, лесного х-ва и рыболовства в нац-м доходе всех стран сократилась до 10 %. При этом с/х оставалось высокоразвитым, тех­нически хорошо оснащенным. хар-но широкое развитие специализации и перерабатывающей кооперации на основе частной собственности. В наибольшей степени сохранила аграрную направленность своего хозяйства Дания. из круп­нейших в Европе поставщиков мясо-молочной продукции на внешние рынки. А Норвегия занимает одно из ведущих мест в мире по уровню развития торгового и рыболовного флота и вылову рыбы.

причины успешного экон-го роста -гибкую политику гос-ва. В отличие от За.Европы не проводилась широкая национализация произ-ва, однако происходило гос-е регулирование экономики. В 1 послевоенные годы оно в осн. осущ-сь прямо через гос-е капиталовложения в важнейшие отрасли, а с к. 1940-х гг. — косвенно, путем налоговых льгот предприятиям и гос-х кредитов. Из гос-го бюджета финансировалась знач-я часть расходов на строи­тельство и образование. -содействовали росту покупатель­ной способности населения. Но, с 2 ст., они вынуждали поддерживать высокий уровень налогов как на доходы граждан, так и на прибыли предприятий. Хар-на для Швеции.

сотрудничества в 1952 г. создан Северный Совет, состоящий из депутатов нац-х пар­ламентов. сформирован общий для северных стран рынок рабочей силы, разработано общее трудовое законод-во.

изменения в соц-й сфере. 1950— 1960-х гг. сложилась система соц-й защиты граждан. = оплату труда для мужчин и женщин, всеобщее страхование по болезни и безработице, четы­рехнедельные оплачиваемые отпуска, пособия на детей, пенсии , бесплатное обязательное 9лет. образование.

Руководствуясь принципом «демократия на производстве — путь к социализму», социал-демокр-е прав-тва поддержива­ли создание на предприятиях производственных комитетов с участием рабочих и служащих. К их мнению по вопросам производства, охраны и оплаты труда прислушивались предприниматели. Опираясь на соб­ственный опыт, социал-демокр-е партии стран С. Ев­ропы в 1960-е гг. отказались от программных положений марксизма о неизбежности классовой борьбы и необходимости обобществления средств производства для перехода к социализму. - «шведской моделью» социализма.Одним из ярких поли­т-х лидеров Швеции и идеологов «шведского социализма» 1960—1980-х гг. У. Пальме.

Внешняя политика Швеция - нейтралитет. Финлян­дия с СССР Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. - использовала советский рынок для своего экон-го развития. полит-я «линия Паасикиви — Кекконена», названная по именам первых послевоенных президентов страны. Дания, Норвегия и Исландия вступили в НАТО. не поддержали агрессию США во Вьетнаме.

35.Страны Северной Европы в 1970 – 2007 гг.

Признанием авторитета сев. стран З. Е. проведение в 1975 г. в столице Финляндии Хельсинки Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе с учас­тием 35 стран, + США и Канады. Сове­щание выработало основы межгос-х отношений: суверенитет и равенство, взаимный отказ от применения силы, нерушимость границ, мирное урегулирование споров, невме­шательство во внутр-е дела, уважение прав чел-а. Процесс налаживания нормальных взаимоотношений м/у гос-ми с разл-м полит-м строем - хельсинкского процесса.

В 1972 г. Дания вошла вместе с Великобританией и Исландией в ЕЭС. Норвегия, - референдум не принес победу сто­ронникам интеграции. в 1995 г. Швеция и Финляндия ста­новятся полноправными членами ЕЭС. протест. норвежские избиратели после решения прав-ва о вступлении страны в Единую Европу, против этого решения.

1970-х гг. энергетическим кризисом, ударило по произ-ву в этих странах, в знач-й степени ориентированному как раз на внешний рынок. Особенно в трудном положении Швеция. Здесь предприниматели в течение многих лет были вынуждены отчислять в бюджет знач-ю часть своих прибылей на гос-е соц-е расходы, вместо того чтобы использовать их для обновления произ-ва. - нелегко конкурировать на ми­ровых рынках. Норвежской экономике преодолеть энерг-й кризис помогло открытие больших запасов нефти в Северном море. Но все же в течение некоторого времени во всех странах наблюдалось снижение объемов произ-ва, а после выхода из кризиса темпы его роста в большинстве стран остались невысокими. Соответственно снизилось поступление средств в бюджет на соц-е расходы, многие соц-е программы были ограничены.

В 1990 г. Прав-во социал-демократов в Швеции пошло на беспрецедентный для этой страны шаг: оно провело через парламент законы о замораживании заработной платы и о запрещении стачек на два года. возмущение шведов и разочарование их в «швед­ской модели» социализма. Страна столкнулась с необходимостью про­ведения экон-й политики, подобной тэтчеризму. Чтобы обес­печить перестройку производства на основе достижений современной НТР, было необходимо освободить его от непосильного бремени соц-х расходов. В этих условиях на парламентских выборах 1991 г. шведы высказались за приход к власти консервативных партий. Такое положение наблюдалось и в др. странах региона. В итоге, чтобы сохранить лидирующее положение в современном постиндустриаль­ном мире, северным гос-м З. Европы пришлось пре­одолевать серьезные трудности.

36.Формирование послевоенного курса во внутренней и внешней политике США (1945 – 1948 гг.).

США не понес­ли таких больших потерь в войне, как другие страны. Главная проблема - США больше не нуждались в мощной военной экономике. Встал вопрос: что выпус­кать вместо теперь уже ненужных самолетов, пушек, снарядов? Чем занять производивших их рабочих? Кроме того, из армии пришлось уволить 12 млн солдат и офицеров. Им также было необходимо по­мочь найти свое место в мирной жизни. возникла про­блема реконверсии, т. е. перевода экономики на мирные рельсы. И США успешно с ней справились. Для этого они использовали «отложенный» спрос населения на товары народного потребления, который увеличился после окончания войны, политику «открытых дверей» в торговле с др. странами и план Маршалла. - 1947 г. Гос-м секретарем США Дж. К Маршаллом, (более 13 млрд дол). Условием ее получения был вывод из правительств этих гос-в коммунистов или ограничение их влияния и установление дружественных отношений с США.

Вкладывая капиталы за границей, США стремились полу­чить гарантии, что эти капиталы не будут национализированы, а при­были, полученные от их вложения, можно будет свободно вывозить. -антикоммун-й курс США как на м/унар. арене, так и внутри страны. В к. 1940-х— н. 1950-х гг. в США началось преследование компартии, а также про­грессивных деятелей и организаций. Этот период получил название «маккартизм» (по имени сенатора Дж. Р. Маккарти, сыгравшего активную роль в антикоммун-й кампании).

США пытались проводить по отношению к СССР политику «сдер­живания коммунизма» путем создания вокруг СССР и стран социа­лизма стратегических военных баз и угрозы применения ядерного оружия, - доктрины Трумэна, провозглашена в марте 1947 г. В такой обстановке в 1948 г. проходили очередные президентские выборы. Победу - Демокра­т-я партия. президент Г. Трумэн - второй срок. В соц.-эконо. области демократы прояви­ли себя сторонниками активного гос-го регулирования. После окончания войны и до начала 1980-х в общей сложности в течение 20 лет управляли страной.

37.США в 1945 – 1950-е годы.

план Маршалла. - доктрины Трумэна, провозглашена в марте 1947 г. В такой обстановке в 1948 г. проходили очередные президентские выборы. Победу - Демокра­т-я партия. президент Г. Трумэн - второй срок. В соц.-эконо. области демократы прояви­ли себя сторонниками активного гос-го регулирования. После окончания войны и до начала 1980-х в общей сложности в течение 20 лет управляли страной.

Однако в 1953— 1961 гг. демократов оттеснили республиканцы. Президентом США в эти годы был,

………………..

Одной из наиболее острых оставалась проблема расовой дис­криминации,т. е. ограничения прав небелого населения. В 1957 г. конгресс США принял закон, защищающий гражданские права афро-американцев. Однако формальное признание равенства прав не означало фактического равноправия.

отношения с Сов. Союзом. Соперничество м/у двумя дер­жавами не раз ставило мир на грань ядерной катастрофы. Так было во время войны в Корее (1950—1953), в которой США участвовали от имени ООН, а СССР поддерживал Сев. Корею.

Однако лидеры— Дж. Кеннеди и Н. С. Хрущев проявили выдержку и гос-ю мудрость, что позволило удер­жать мир от войны. Советские ракеты были вывезены с Кубы, а США отказались от попыток вторжения на остров Свободы. Кроме того, Кеннеди заявил, что США не стремятся к мировому господству.

Такой политический курс американского президента вызвал не­довольство реакционных кругов США. В ноябре 1963 г. во время пре­бывания в г. Далласе Дж. Кеннеди был убит. Официально признано, что покушение совершил Л. X. Освальд, живший некоторое время в Советском Союзе (в Минске). Однако до сих пор многие обстоятель­ства этой драмы не выяснены.

38.США в период пребывания у власти администрации демократов (1961 – 1968 гг.).

Во времена «ХВ» в США и некоторых др. странах укрепился союз м/у частью поли­тиков, военачальников и производителями вооружений. Д. Эйзен­хауэр назвал его военно-промышленным комплексом (ВПК). В 1961 г. президент США выступил с предостережением о расту­щем влиянии ВПК. Он подчеркивал, что каждое выпускаемое ру­жье, каждый спускаемый на воду корабль — это кража у тех, кто голоден и не имеет одежды.

Одной из наиболее острых оставалась проблема расовой дис­криминации,т. е. ограничения прав небелого населения. В 1957 г. конгресс США принял закон, защищающий гражданские права афро-американцев. Однако формальное признание равенства прав не означало фактического равноправия. В 1968 г. расистами был убит рук-ль гражданского движения за равноправие цветного на­селения, лауреат Нобелевской премии мира (1964), священник М. Л. Кинг. Его гибель вызвала серьезные волнения в стране.

На президентских выборах 1960 г. по­бедил демократ Дж. Кеннеди. Он выдви­нул программу «новых рубежей», т. е. подъема экономики американского обще­ства путем решения соц-х проблем. Его преемник Л. Джонсон (1963—1969), продолжая курс «новых рубежей», выдвинул программу создания «великого общества» в США, нацелена на обеспечение эконо-го роста и благосостоя­ния населения. повышены зарплаты, продлены выплаты пособий по безработице, предоставлена дополнительная по­мощь фермерам, снижены налоги, увеличены затраты на систему об­разования и здравоохранения, развивалась программа освое­ния космоса.

В 1968 г. на президентских выборах победу одержал кандидат от Респуб-й партии Р. Никсон. Он провозгласил «новую экон-ю политику», - сокращение ряда со­ц-х программ. В это время эконо-е положение США ухудшилось из-за мирового экон-го кризиса (1973—1975). Обострилась и внутриполит-я ситуация в связи с «уотергейтским делом».

Так было и во время кризиса в Карибском море осенью 1962 г. Поводом для этого конфликта, получившего в истории название карибского кризиса, послужило размещение советских ракет на Кубе. Территория США оказалась в пределах досягаемости этих ракет. Президент Дж. Кенне­ди потребовал от СССР ликвидировать на острове советские базы, убрать ракеты и объявил морскую блокаду Кубы. Вооруженные силы США и СССР оказались на грани столкновения.

После смерти Кеннеди взаимоотношения между СССР и США оставались напряженными, особенно в 1965—1970 гг., в разгар вой­ны США во Вьетнаме. Кратковременный период разрядки в совет­ско-американских отношениях в начале и середине 1970-х гг. сме­нился их обострением, в особенности после ввода советских войск в Афганистан (1979).

39.США в 1969 – 1976 гг.

В 1968 г. на презид-х выборах победу одержал кандидат от Респуб-й партии Р. Никсон. Он провозгласил «новую экон-ю политику», - сокращение ряда со­ц-х программ. эконо-е положение США ухудшилось из-за мирового экон-го кризиса (1973-1975). Обострилась внутриполит-я ситуация в связи с «уотергейтским делом».

В 1972 г. на презид-х выборах победу вновь одержал Р. Ник­сон. Позже стало известно, что в период избирательной кампании в оте­ле «Уотергейт», где размещалась штаб-квартира Демокр-й партии, при попытке установить подслушивающую аппаратуру было арестовано несколько человек, связанных с республиканцами. В ходе расследования были также выявлены многочисленные нарушения за­конности (подкуп, шантаж) ответств-ми сотрудниками Белого дома.

В итоге Р. Никсон в 1974 г. был вынужден объявить о своей от­ставке. Согласно Конституции США новым президентом стал вице- президент Дж. Форд. В 1977 г. президентский пост занял Дж. Картер(Демократическая партия).

После смерти Кеннеди взаимоотношения между СССР и США оставались напряженными, особенно в 1965—1970 гг., в разгар вой­ны США во Вьетнаме. Кратковременный период разрядки в совет­ско-американских отношениях в начале и середине 1970-х гг. сме­нился их обострением, в особенности после ввода советских войск в Афганистан (1979).

Мировой экон-й кризис 1973— 1975 гг. и участие США в гонке вооружений обострили соц-е проблемы. Это свидетельствовало о невозможности решения экон-х трудностей путем усиления гос-го регулирова­ния экономики.

Наши рекомендации