Теоретические воззрения на роль государства в экономике

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период становления рыночных отношений в XVII и XVIII вв. господствовала экономическая доктрина меркантилизма, основывающаяся на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.

С расширением рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху своей деятельности. Неудивительно, что пришедшие в конце XVIIIв. на смену меркантилизму идеи экономического либерализма, негативно оценивавшего государственное вмешательство в экономику, сразу нашли огромное число горячих поклонников.

Применительно к рыночной экономике идеи экономического либерализма впервые наиболее полно обосновал Адам Смит в труде "Исследование о природе и причинах богатства народов". Согласно А. Смиту, рыночная система способна саморегулироваться, в основе которого нежит "невидимая рука" — личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из центральных в учении А. Смита стала идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить регулирование ее государством. Лучший вариант длягосударства — придерживаться политики Laisserfaire(невмешательство государства). Поскольку главным координатором, по А. Смиту, выступает рынок, а рынку должна быть предоставлена полная свобода.

Последователей А.Смита относят к так называемой классической школе. Они полагали, что чем меньше государство вмешивается в экономику, тем эффективнее функционирует рынок, т.е. действуют силы спроса и предложения, а значит, в конечном счете, тем лучше для экономики.

Переворот в классических воззрениях на роль государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономистаДж.М. Кейнса. Его работа «Общая теория занятости, процента и денег» была опубликована в 1936г. Идеи, выдвинутые входе «кейнсианской революции», вызвали переворот в классических воззрениях на рыночную экономику. Доказывались невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственного вмешательства как средства, способного уравновесить совокупный спрос и совокупное предложение, вывести экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.

Влияние кейнсианских идей на экономическую мысль и экономическую практику трудно переоценить. В теоретическом аспекте идеи Дж.Кейнса способствовали появлению нового раздела экономической теории — макроэкономики. Введенный им инструментарий лег в основу макроэкономического анализа и, постоянно со­вершенствуясь, успешно служит целям этого анализа. За прошедший период в сфере макроанализа выдвинуто немало новых теорий, в том числе и критикующих воззрения Кейнса. Немало, впрочем, и тех, которые лежат в русле кейнсианских идей.

В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Дж. Кейнса, когда через соответствующий денежно-кредитный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после Второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний.

Следует отметить, что в вопросах государственного регулирования экономики кейнсианство неоднородно. Оно распадается на три основных течения: либеральное (левое), консервативное и неоклассическое.

Левое кейнсианство ищет выход из противоречий современной экономики путем увеличения расходов государства на общественные цели: жилищное строительство, здравоохранение, социальное страхование, дорожное строительство.и т.д., а также увеличение доходов фермеров, мелких предпринимателей и заработной платы работающих.

Консервативное направление кейнсианства делает ставку на государственное регулирование экономики главным образом путем максимизации прибылей и сохранения консервативной структуры экономики.

Неоклассическая школа и ее представители полагают, что путем эффективной кредитно-денежной и фискальной политики можно осуществить интеграцию микро-­макровмешательства государства в определение уровня доходов различных слоев населения, координацию инвестиционной политики, формирование прогрессивной отраслевой структуры и т.д.

Начиная со второй половины 70-х годов активно сталообсуждаться негативное влияние кейнсианской политики на производство.

Новые практические рекомендации были выдвинуты сторонникамимонетаризма и теории предложения.В нихобосновывалась идея, что и на макроэкономическом уровне нужно не столько непосредственное вмешательство государства через фискально-бюджетную политику, сколько его забота о создании финансовых условий для нормального функционирования рынка. Иначе говоря, предлагались меры косвенного воздействия на основе разумной денежно кредитной политики.

Необходимость и сущность государственного регулирования.Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто и никогда не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение в стране. Иначе говоря, все, по сути, сходятся в понимании того, что "невидимая рука" рынка должна дополняться "видимой рукой" государства.

Какими объективными обстоятельствами обусловлена необходимость государственного регулирования экономического роста ?

Основная причина экономической деятельности государства — ограниченность рыночного механизма. При этом речь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях:

- несостоятельность конкуренции, выражающаяся в том, что на некоторых рынках могут возникать монополии, которые, если этому не противодействовать, наносят ущерб благосостоянию общества;

- наличие многочисленных товаров, жизненно необходимых обществу, которые если и могли быть предложены, то в недостаточном количестве. Таких товаром (в основном в форме услуг) много в сферах образования здравоохранения, науки, культуры, обороны и т.п;

- внешние эффекты (экстерналии), типичный примеркоторых загрязнение окружающей среды, нанесения экономического ущерба;

- неполные рынки (например, пенсионный, медицинский, рынки страховых услуг);

- несовершенство информатики (своего рода общественный товар);

- безработица, инфляция, экономический цикл, особенно резко проявляющиеся в периоды кризисов (рецессий) и депрессий;

- неравномерное распределение доходов ставит под угрозу общественную стабильность;

- наличие обязательных товаров (например, начальное образование), потребление которых возможно под воздействием государства.

Государственное регулирование экономики — процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции).

Для всех стран с развитой рыночной экономикой характерен трехуровневый хозяйственный механизм как совокупность форм и методов регулирования хозяйственной жизни. Исторически эти три уровня сформировались не одновременно.

Уровень стихийно рыночного регулирования начал формироваться в XVI — XVII вв., т.е. в период зарождения капиталистических отношений в западной Европе (раньше всего в Нидерландах и Великобритании), и вполне сложился там и в США к 50-60-м гг. XIX в., когда материальной базой хозяйственной жизни стало крупное машинное производство и высокого уровня развития достигло общественное разделение труда. Это вызвало к жизни систему рыночных отношений, важнейшим регулятором которых выступает рыночная цена товара.

Уровень корпоративного регулирования сформировался за 20-25 лет до начала Первой мировой войны. Сложившиеся кэтому времени мощные корпорации, сосредотачивая в своих руках значительную или даже преобладающую долю производства того или иного товара, получили возможность целенаправленно воздействовать на цены, а также на объем производства и сбыта соответствующих товаров.

Уровень государственного (макроэкономического) регулирования сложился после самого глубокого в истории капиталистического кризиса 1929-1933 гг. (так называемого "Великого кризиса"). Этот кризис показал, что без резкогоусиления экономической роли государства традиционный капитализм не имеет будущего. После Второй мировой войны во всех странах Запада в полной мере сформировались многогранные системы госрегулирования.

Различают следующиетипы государственного регулирования:

- полный государственный монополизм в управлении хозяйством. Он был характерен для СССР и стран социалистического содружества, но сохраняется и теперь в некоторых посткоммунистических государствах;

- различные варианты сочетания рыночных и государственных регуляторов. Реализованы в "японской", "шведской" моделях, в модели социально- ориентированного рыночного хозяйства ФРГ, Австрии, в "китайском" варианте развития;

- крайний либерализм, признающий эффективным только условия неограниченного частного предпринимательства. Он присущ главным образом США.

При сравнении трех "центров силы" современного мира (США, Западная Европа, Япония) по организации хозяйственного механизма можно констатировать, что в каждом из них сложилась своя модель госрегулирования. Так, в США преобладают налогово-бюджетные методы при небольших размерах государственной собственности. Для Западной Европы характерно сочетание высокой доли государственных расходов в ВВП с наличием (особенно в 50-80-х гг.) значительного госсектора, прежде всего в финансовой сфере инфраструктуры. В Японии при относительно небольшой доле бюджетных расходов в ВВП и незначительных размерах госсектора сложилась уникальная система взаимодействия государственных органов с крупнейшими корпорациями для реализации стратегических целей в экономике.

Цели государственного регулирования.Имеется своего рода пирамида целей госрегулирования, которые, находясь между собой в тесной взаимосвязи, неравнозначны по значению, масштабам воздействия и последствиям. В дереве целей госрегулирования можно выделить главные и конкретные цели. Средиглавных целейприоритетными являются достижение экономической и социальной стабильности, обеспечение национальных конкурентных преимуществ, экономической безопасности, адаптации рыночного механизма к различным ситуациям.

Опосредствующие цели для решения главной называют конкретными целями, которые могут быть первичными, вторичными и т.д.

Выделяют четыре цели первого порядка, объединяемые понятием "магический четырехугольник":

- обеспечение темпов роста ВВП, соразмерных хозяйственному потенциалу страны;

- минимизация безработицы;

- стабильность цен;

- внешнеэкономическое равновесие, выражающееся в бездефицитном или умеренно-дефицитном платежном балансе.

О "магическом четырехугольнике" говорится в том смысле, что одни его цели противоречат другим. Так, стимулирование занятости населения посредством дополнительных государственных расходов подстегивает рост бюджетного дефицита, а в конечном счете, и инфляцию. "Магия" и состоит в том, чтобы двигаться во всех четырех направлениях более или менее равномерно.

Из высших целей госрегулирования вытекают различные целивторого порядка.К ним можно отнести, например, создание благоприятных институциональных условий для увеличения прибыли и развертывания конкуренции, стимулирование умеренного экономического роста, непрерывную модернизацию производственного аппарата в соответствии с требованиями научно-технической революции, сглаживание экономического цикла, обеспечение социально приемлемого уровня занятости самодеятельного населения, поддержание высокой конкурентоспособности национальных производителей на мировом рынке, поддержание внешнеэкономического равновесия, удовлетворительное состояние окружающей среды и д.т.

Из целей первого и второго порядка вытекаютцели третьего порядка и т.д. Число таких целей неопределенно. Причем в каждой стране одни из них появляются, а другие уходят в небытие по мере их достижения или вследствие обнаруживающейся их недостижимости. Некоторые из них отходят на задний план, а затем вновь становятся актуальными.

Методы государственного регулирования экономики.В условиях развитой рыночной экономики государство для реализации отмеченных выше и других целей использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования.

Рассмотрим универсальные средства государственного регулирования, применяемые в последнее время. Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, административные, экономические, прямые, косвенные.

Правовое регулирование состоит в установлении государством правил "экономической игры" для фирм-производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и др.

Административное регулирование включает меры по регулированию, контингентированию, лицензированию, квотированию и т.д. С помощью системы административных мер (в виде мер закрепления, разрешения, принуждения) осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. В настоящее время сфера действия административных мер ограничивается в большинстве стран областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения.

Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национального образования. Это влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов эко­номического роста.

С этой целью используются бюджетная и фискальная политика, денежно-кредитная политика, программирование, прогнозирование и планирование.

Финансовая политика предполагает использование бюджетно-налогового и фискального механизма для достижения национально-экономических и социальных целей.

Денежно-кредитная политика предполагает использование- метода косвенного воздействия Центрального банка на элементы рыночного механизма и, прежде всего, оптимальность денежного обращения.

Высшей формой государственного регулирования являются программирование, прогнозирование и планирование.Ихприменение связано с усложнением хозяйственных связей и необходимостью использования комплексных методов в достижении кратко -, средне- и долгосрочных целей, Объектами таких целевых программ являются отрасли (в том числе аграрный сектор экономики), регионы, социальные условия, направления научных исследований и т.д. Программы бывают обычные, целевые, чрезвычайные.

Наиболее распространены общенациональные программы по восстановлению экономики, структурной перестройке, приватизации, послекризисной стабилизации экономики.Вусловиях рыночной экономики применяется планирование экономики по довольно продолжительному горизонту — 4— 5 лет. Такие планы разрабатываются департаментами Франции, Правительствами Японии, Китая, Южной Кореи. Они отличаются от планов командно-административной экономики, не имеют распределительного характера. Это индикативные планы, т.е. планы целевого, рекомендательного характера при определенном ресурсном обеспечении со стороны государства.

Прямые методы регулирования базируются на властно- распорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на функционирование и результативность хозяйствования субъектов. Среди методов прямого ГРЭ преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования секторов экономики, регионов, фирм в виде субвенций или субсидий, включающих дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов общенационального и регионального уровней, а также льготных кредитов. Целью таких методов являются достижение приоритетов развития, защита общественно необходимых секторов экономики и групп населения. Кроме положительного эффекта указанные меры могут иметь и негативные последствия в виде деформации реального соотношения издержек и цен, снижения уровня конкурентности, ослабления балансирующей функции рынка.

Прямое воздействие на экономику государство осуществляет через инвестиции в определенные отрасли хозяйства. Оно может идти по двум направлениям: или развитие государственного предпринимательства, или субсидирование предприятий негосударственного сектора. Первое осуществляется в капиталоемких и малорентабельных отраслях, например, таких, как угольная промышленность, железнодорожный и водный транспорт, содержание автомобильных дорог. Кроме того, для обеспечения высокого уровня развития экономики государство осуществляет инвестирование в отрасли, определяющие на данном этапе научно-технический прогресс, а также подготовку квалифицированных кадров и проведение научных исследований. Государственное предпринимательство развивается в тех областях, где применение других форм собственности может принести отрицательные последствия.

Так, в оборонной промышленности инвестирование осуществляется путем строительства казенных предприятий или национализации предприятий других форм собственности за счет скупки акций, иногда конфискации, как это было во Франции после Второй мировой войны, с предприятиями, сотрудничавшими с фашизмом. На этой основе создаются смешанные предприятия, когда часть акций принадлежит государству. Предпринимательская деятельность позволяет государству решать общенациональные вопросы и важнейшие социальные задачи. При этом государство поддерживает уровень жизни населения, определяя предельные цены на энергию, продукты питания, услуги и т.д.

Государство осуществляет регулирование и путем поддержания предприятий совместной или индивидуально- частной форм собственности. Это достигается предоставлением им товаров, услуг по низким ценам или субсидированием. Государство часть дохода направляет на развитие национального хозяйства. Так, политика Президентов Р. Рейгана и Дж. Буша была направлена на поддержку крупного бизнеса, что обеспечивалось как прямыми вложениями, так и преимуществами в налоговом обложении.

Государство реализует программу поддержки таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды,которые без его помощи развивались бы медленнее, чем другие отрасли, или цены на их услуги были бы столь высоки, что были бы доступны немногим. Эти отрасли являются постоянным объектом субсидирования многих государств, так же как аграрное производство, добывающая промышленности, транспорт и т.д.

Государство оказывает также прямое регулирующее воздействие на экспорт, освобождая экспортера от уплаты пошлин на ввоз сырья или создавая льготное кредитование экспорта.

Государство осуществляет и прямое воздействие на национальный рынок. Оно может влиять на размер, структуру и направления развития рынка путем государственного заказа. Под ним понимают государственное задание фирме на производство определенного вида продукции в регламентированные сроки и в определенных разменах на уникальную, особо дефицитную продукцию.

Таким образом, экономическая политика правительства — это определенная регламентация норм и правил поведения хозяйственных субъектов посредством экономического инструментария.

1. Кредитная политика включает:

- нормирование банковских резервов;

- варьирование учетной ставки банковского процента;

- ведение операций на валютном рынке.

2.Бюджетная политика охватывает:

- регулирование государственных расходов;

- осуществление государственных закупок;

- выпуск государственных внутренних хозяйств;

- поддержку и регламентирование государственного предпринимательства.

3.Фискальная политика предполагает:

- регулирование налогового обложения имущества граждан;

- введение муниципальных налогов.

4.Социальная политика включает:

- регулирование минимальных ставок оплаты труда;

- установление размеров пенсий, пособий по безработице и т.д.

5.Внешнеэкономическая политика означает:

- законодательное установление ставок таможенных пошлин, обменных курсов валют;

- использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений.

Методы и инструменты регулирования представлены на рис. 14.1.

Приведенные методы и инструментарий государственного регулирования адекватно требуют их комплексного использования. Взаимосвязь и обусловленность рынков (рынка благ и услуг, денежного рынка, рынка труда, внешнеэкономического рынка) требуют применения взаимосвязанного инструментария при воздействии на равновесный экономический рост.

Теоретические воззрения на роль государства в экономике - student2.ru Теоретические воззрения на роль государства в экономике - student2.ru Теоретические воззрения на роль государства в экономике - student2.ru Способы
Экономические   Законодательно-административные   Судебные

Теоретические воззрения на роль государства в экономике - student2.ru Теоретические воззрения на роль государства в экономике - student2.ru Теоретические воззрения на роль государства в экономике - student2.ru

Теоретические воззрения на роль государства в экономике - student2.ru Теоретические воззрения на роль государства в экономике - student2.ru Методы

Теоретические воззрения на роль государства в экономике - student2.ru Теоретические воззрения на роль государства в экономике - student2.ru

Прямые   Косвенные
Ограничение частного бизнеса Государ- ственное предприни- мательство Кредитно- денежные Налоговые Бюджетные Индикатив- ное планирование
             

Теоретические воззрения на роль государства в экономике - student2.ru

Инструменты

Теоретические воззрения на роль государства в экономике - student2.ru Теоретические воззрения на роль государства в экономике - student2.ru Теоретические воззрения на роль государства в экономике - student2.ru Теоретические воззрения на роль государства в экономике - student2.ru Теоретические воззрения на роль государства в экономике - student2.ru Теоретические воззрения на роль государства в экономике - student2.ru

Лицензирование Регистрация Регламентация Антимонополь- ные запреты Лимиты цен Квотирование Минимизация заработной платы   Планы и комплексные программы Стандарты Нормативы Тарифы Гос.инвести- ции   Учетная ставка Резервная ставка Операции открытого рынка Сеньораж Валютные интервенции Кредитные льготы Налоговые ставки Таможенные пошлины Налоговые льготы   Гос.заказы Займы Дотации Субсидии Компен- сации Прогнозы Индикатив-ные нормативы

Рис. 14.1. Способы, методы и инструменты государственного регулирования рыночной инфраструктуры

Среди методов государственного регулирования не существует совершенно непригодных и абсолютно неэффективных. Нужны все, и вопрос лишь в том, чтобы определить для каждого те ситуации, где его применение наиболее целесообразно.

Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.

Нельзя забывать и о том,что экономическими регуляторами следует пользоваться предельно осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночных стимулов. Если государство игнорирует это требование, запускает регуляторы, не думая, как их действие отразится на механизме рынка, последний начинает давать сбои. Ведь денежная или налоговая политика по силе своего воздействия на экономику сравнима с централизованным планированием.

Надо иметь в виду, что среди экономических регуляторов нет ни одного идеального. Любой из них, принося положительные эффекты в одной сфере экономики, непременно дает негативные последствия в других. Здесь ничего нельзя изменить. Государство, использующее экономические инструменты регулирования, обязано их контролировать и своевременно останавливать. Например, государство стремится обуздать инфляцию, ограничивая прирост денежной массы. С точки зрения борьбы с инфляцией эта мера эффективна, однако она приводит к удорожанию центрального и банковского кредита. А если процентные ставки растут, становится все труднее финансировать инвестиции, начинается торможение эко­номического развития.

Следовательно, современная рыночная система немыслима без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Существуют важные ограничения для регулирования. Например, недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование, всеохватный административный контроль за ценами и др.).

Это не означает, что государство снимает с себя ответственность за неконтролируемый рост цен и должно отказаться от планирования. Как отмечалось ранее, рыночная система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства, выступающего в виде национальных целевых программ. Но рынок во многом является самонастраивающейся системой, и поэтому влиять на него следует только косвенными экономическими методами. В ряде случаев возможно применение административных методов. Но нельзя уповать только на экономические либо только на административные меры. С одной стороны, элементы администрирования несет в себе любой экономический регулятор. Например, денежное обращение ощутит влияние такого известного экономического метода, как ставка по кредитам Центрального банка, не раньше, чем будет принято административное решение. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении участников экономического процесса. Прибегая к прямому контролю за ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д.

Экономические функции современного государства многообразны и сложны. Можно выделить основополагающие группы выполняемых государством экономических функций:

1.Поддержание функционирования рыночной системы, обеспечения правовой базы и создания конкурентной среды, защиты конкуренции через антимонопольное законодательство.

2.Перераспределение дохода и богатства, корректировка распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта, стабилизации экономики посредством контроля за уровнем занятости и инфляции.

3.Ограничение действия некоторых элементов рыночного механизма. Так, ограничение использования рыночных элементов наблюдается в сфере совокупного муниципального потребления, когда речь идет о поддержании и об охране общественного порядка, о национальной обороне, транспортной системе обслуживания инфраструктурных комплексов, водоснабжения и т.д. Ограничения применяются и в сфере совокупного потребления и обеспечения общественно-нормальных условий образования и медицинского обслуживания. Государственные и муниципальные органы обеспечивают функционирование систем образования, здравоохранения, экологического контроля с учетом рыночных и общественных интересов.

4.Достижение и сохранение национальных конкурентных преимуществ в мировой экономике.

5. В последнее время во многих странах широко используется функция общественного выбора в принятии правительственных решений, которая определяет что покупать правительству, как производить товары, для кого предназначаются государственные расходы, на кого распространяются льготы и т.п. По своему экономическому содержанию функция общественного выбора основывается на главных экономико-политических задачах государства.

Таким образом, государство вмешивается в жизнь рынка только в той степени, в которой требуется поддержание устойчивости и макроэкономического равновесия, а также для обеспечения работы механизма или для контроля рынков, на которых условия свободной конкуренции неосуществимы.

14.2Обеспечение национальной экономической безопасности.
Еще в XIX веке в США экономические кризисы не несли угрозы значительных разрушений, и экономическая роль государства предопределялась общей логикой хозяйственного развития страны – укреплением промышленности, строительством ж/д, образованием крупных корпораций, а не «тушением» вспышек циклических кризисов. В этот период государство разными методами стимулировало развитие национальной экономики, предоставляло частному бизнесу свободу инициативы и целевую поддержку. К концу XIX века бурный рост промышленных и банковских «гигантов» вынудил государство начать разрабатывать и внедрять антитрестовское законодательство, чтобы поддержать конкурентный механизм национальной экономики, обеспечить национальную экономическую безопасность.
Однако Великая депрессия заставила американцев задуматься не только об экономических проблемах, но и о судьбе нации и всего государства. Именно громадное социальное напряжение внутри страны, вызванное огромной безработицей, создало реальную угрозу национальной экономической безопасности. Государство в лице Ф. Рузвельта взяло на себя всю полноту ответственности за вывод страны из кризиса, становление и стабилизацию экономики и социального климата в американском обществе. Весь комплекс мер федеральных властей, получивший название «новый курс», не вписывался ни в теоретические постулаты «невидимой руки» рынка, ни даже в существовавшие законодательные акты. Реализация «нового курса» стала переломным этапом в осмыслении роли американского государства в экономике. Впервые в истории США при президенте Ф. Рузвельте был образован Совет по национальной экономической безопасности, который фактически координировал все мероприятия в рамках «нового курса».
Через 60 лет после избрания президентом США Ф. Рузвельта в Белый дом пришел Б. Клинтон, который тоже образовал Совет по национальной экономической безопасности. Свою задачу экономическая «команда» Клинтона видит в обеспечении повышения конкурентоспособности американских товаров и услуг на внутреннем и мировом рынках. И вновь речь идет о поддержании социальной стабильности в обществе.
Может показаться странным, как ведущая мировая держава обеспокоена своей экономической безопасностью, проявляя известную «неуверенность в завтрашнем дне». На самом деле, на рубеже XXI века международная экономическая конкуренция во все большей степени становится важнейшим внутренним фактором развития всех стран, в т. ч. и США. Именно поэтому в таких условиях эффективность американского государства выражается в обеспечении национальной экономической безопасности.
Если же попытаться дать определение экономически эффективного государства, то в самом общем виде можно сказать, что это государство, которое отстаивает свои национальные интересы и обеспечивает свою национальную экономическую безопасность в условиях неограниченной международной конкуренции. Количественное выражение такого определения равнозначно выявлению оптимума между открытостью национальной экономики и поддержкой своих производителей на внутреннем и внешнем рынках. В этой связи новый ракурс получает рассмотрение экономической роли государства в целом. Так как условия развития мирового хозяйства и американской экономики в конце второго тысячелетия существенно отличаются от подобных условий начала и даже середины XX века, то появляется возможность исследовать экономическую роль государства не по степени вмешательства в рыночный механизм, а по степени участия в обеспечении внутренних и внешних условий функционирования национальной экономики. Иными словами, экономически эффективным государство может быть только тогда, когда эффективной является сама экономика. Но и при «плохом» государстве не может быть «хорошей» национальной экономики, развивающейся на основе рыночных принципов.
Опираясь на частную собственность во всех ее проявлениях, американская экономика постепенно расширяла свою базу, которая своей устойчивости она обязана многообразию форм собственности и организационных видов предпринимательства. Если в стране существование и развитие той или иной формы собственности определяются экономическими причинами, а не чисто административными ограничениями, то снимаются предпосылки для нелегального бизнеса, и любой предприниматель может рассчитывать при необходимости на защиту государства, которому он платит налоги.
Очевидно, с этой точки зрения государство может считаться экономически эффективным только тогда, когда в стране сохраняется возможность для эффективного функционирования любого вида предпринимательства в рамках существования хозяйственного законодательства.

Основанием для оценки угроз и ущербов от их воздействия как приемлемых или неприемлемых являются критерии экономической безопасности, которые могут быть качественными или количественными. Критерии в свою очередь выражаются показателями экономической безопасности. Таким образом, сущность экономической безопасности реализуется в системе ее критериев и показателей.

Критерий экономической безопасности - оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности.

Критериальная оценка безопасности включает в себя оценки:

- ресурсного потенциала и возможностей его развития;

- уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором угрозы внутреннего и внешнего характера сводятся к минимуму;

- конкурентоспособности экономики;

- целостности территорий и экономического пространства;

- суверенитета, независимости и возможности противостояния внешним угрозам;

- социальной стабильности и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов.

Очевидно, что критерий не может приниматься как прямое руководство к действию. Требуется поэтапный подход к его реализации в соответствии с реорганизацией базиса общества, перестройкой ресурсно-производственного потенциала, созданием новых рыночных институтов, хозяйственных рычагов, структур управления, а также другими глобальными мероприятиями, проводимыми на данном этапе развития.

Для экономической безопасности важное значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения, т. е. предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в экономической безопасности.

Показатели (индикаторы), по которым определены пороговые значения, выступают системой показателей экономической безопасности.

Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим.

Все зависимости между показателями безопасности и их пороговыми значениями требуется рассматривать в динамике и в случае массовых «всплесков» и исключений, присущих рынку, проявляются устойчивые закономерности, они должны тщательно исследоваться.

Выявление угроз экономической безопасности и прогнозирование их последствий осуществляется с помощью мониторинга (систематического сопоставления действительного положения экономики с желаемым) показателей экономики России. Непосредственный отбор показателей (индикаторов) для мониторинга требует специальной проработки. Для точного определения «диагноза» состояния экономики, выявления и устранения опасных тенденций необходима комплексная оценка пороговых значений всех показателей (индикаторов), что в свою очередь требует дополнительного углубленного исследования на основе классических и неклассических зависимостей экономических параметров с учетом изменения базиса общества и особой специфики России.

Наши рекомендации