Графики абсолютно эластичного и абсолютно неэластичного спроса.

Глава 1. Рыночный механизм и его инструменты.

В результате изучения главы 1 учащийся должен:

«ЗНАТЬ»: модели спроса, предложения, равновесия, а также способы вмешательства государства в рыночный механизм;

«УМЕТЬ»: определять ценовые и неценовые факторы спроса и предложения, строить графики спроса и предложения, определять параметры равновесия, рассчитывать коэффициенты эластичности спроса и предложения;

«ВЛАДЕТЬ»: способами построения моделей спроса и предложения, формулами расчета параметров равновесия, эластичности спроса и предложения, налогового бремени.

1.1. Спрос. Модель Л. Вальраса. Модель А. Маршалла. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Непрерывная и дискретная функции спроса.

1.2. Эластичность спроса. Прямая ценовая эластичность спроса. Перекрёстная эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу.

1.3. Предложение. Модель Л. Вальраса. Модель А. Маршалла. Индивидуальное и рыночное предложение. Закон предложения.

1.4. Эластичность предложения. Предложение в различных временных интервалах.

1.5. Рыночное равновесие. Модель Л. Вальраса. Модель А. Маршалла. Устойчивость равновесия. Излишки производителя и потребителя.

1.6. Вмешательство государства в рыночное равновесие: фиксирование цены, налоги, дотации, субсидии.

Рынок – сфера отношений обмена. В условиях частной собственности на факторы производства отношения купли-продажи охватывают все сферы экономики.

По объекту сделки выделяют: рынок ресурсов (труда, земли, капитала); рынок потребительских товаров и услуг; денежный рынок. По масштабу сделок различают: локальный (местный), национальный и мировой рынки. По типу рыночной структуры: рынок совершенной и несовершенной конкуренции.

Рыночный механизм– это система экономических отношений между участниками рынка (продавцами и покупателями) вследствие которых формируется цена товара и совершается сделка купли-продажи. Основными элементами рынка являются спрос и предложение.

Спрос. Модель Л. Вальраса. Модель А. Маршалла. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Непрерывная и дискретная функции спроса.

Спрос (Demand-DD) определяет поведение покупателей на рынке. В наиболее широком смысле, спрос – это количество товара, которое покупатели могут и хотят купить в зависимости от разнообразных факторов спроса (см. таблицу 1).

Таблица 1.

Факторы спроса.

Факторы спроса P-цена товара I-доход покупателей E- ожидания покупателей N- число покупателей Pn- цены других товаров T-вкусы покупателей Tax- налоги на покупателей Sub- дотации покупателям
Степень влияния →Qd DD DD DD DD DD DD DD

Однако, если все факторы спроса (кроме цены товара) не меняются или их изменением можно пренебречь, то спрос можно рассматривать как однофакторную функцию:

Qd=F(P),

Qd-объём (величина) спроса;

P-цена товара.

Спрос – количество товара, которое покупатели могут и хотят купить по всему диапазону цен в конкретный момент времени при прочих равных условиях. Данная функция спроса впервые была выведена австрийским экономистом Л. Вальрасом[1]. Её принято считать прямой (типичной) функцией спроса.

Хотя первоначально была выведена обратная функция спроса. Английский экономист А. Маршалл[2] выводил функцию спроса на основании принципа убывающей предельной полезности. В его модели спроса цена, которую покупатель готов заплатить за товар, определяется предельной полезностью конкретной единицы приобретаемого блага, выраженной в денежной сумме. По мере удовлетворения потребности покупателя в конкретном благе оценка полезности снижается, поэтому падает и цена спроса.

P =F(Qd),

P-цена товара;

Qd-объём (величина) спроса.

Спрос – цены покупателей (максимальные), по которым они могут и хотят купить разное количество товара в конкретный момент времени при прочих равных условиях. Данная функция спроса исторически была выведена первой. Вот почему на графике спроса ценовая ось - ось ординат; а количественная ось – ось абсцисс. В отличие от математических функций в экономике не принято менять обозначение осей. Прямая и обратная модели спроса графически отображаются в одной системе координат.

Кривая спроса – графическое изображение любой функции спроса, в том числе и линейной (см. рис.1). При изменении цены спрос не меняется, меняется только количество товара или величина спроса (рис.1.б), кривая спроса остается на месте, происходит движение по кривой. Изменение самого спроса вызывает изменение неценовых факторов (см. таблицу 1), при этом кривая спроса сдвигается (рис.1.а).

Графики спроса.

Графики абсолютно эластичного и абсолютно неэластичного спроса. - student2.ru Рис. 1.

По степени агрегированности (по масштабу охвата рынка) различают: индивидуальный спрос(со стороны одного покупателя товара); рыночный спрос (со стороны всех покупателей данного товара); совокупный спрос (в масштабе национальной экономики).

Различают непрерывную и дискретную функции спроса. Непрерывная функция спроса задаётся формулой (например: Qd=25-5Р), дискретная функция спроса задаётся отдельными значениями (таблицей).

Обратная зависимость между ценой товара и объёмом спроса – закон спроса(рис. 1.б):

↑P→↓Qd

↓P→↑Qd

Действие закона спроса традиционно объясняют:

1) эффектом дохода (рост цены товара обесценивает располагаемый доход покупателя, человек может купить меньше товаров за те же деньги);

2) эффектом замещения (потребитель при прочих равных условиях предпочитает удовлетворять потребности, приобретая более дешёвые блага аналогичного качества).

В то же время существуют нестандартные примеры спроса, когда закон спроса не действует. Например, в условиях высоких инфляционных ожиданий при гиперинфляции возникает ажиотажный спрос на предметы первой необходимости (хлеб, картофель и другие низшие блага, занимающие большую долю в структуре потребления малообеспеченных слоёв населения), что приводит к изменению функции спроса на эти блага: появляется прямая зависимость между ценой и объёмом спроса. Первым этот феномен исследовал английский экономист Р. Гиффен[3].

Спрос на товары Гиффена.

P D

Qd

Рис. 2

Эластичность спроса.

Эластичность спроса - показывает меру реакции объёма спроса на изменение факторов спроса.

Основными видами эластичности спроса являются:

· прямая ценовая эластичность спроса - эластичность спроса по цене данного товара. Анализирует зависимость между объёмом спроса Qdи ценой товара P.

· эластичность спроса по доходу. Анализирует зависимость между объёмом спроса Qd и изменением дохода покупателей I.

· перекрестная ценовая эластичностьспроса - эластичность спроса по цене других товаров. Анализирует зависимость между объёмом спроса Qdи ценами заменяющих или дополняющих товаров Pn-1.

Qdx = F(Py) и реакцию Qdx на изменение Py.

Эластичность спроса по ценепоказывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены товара на 1%. Формула 1.

Графики абсолютно эластичного и абсолютно неэластичного спроса. - student2.ru (1)

Критерии эластичности спроса по цене:

Если :

êEdp ê < 1, спрос считается неэластичным;

êEdp ê > 1, спрос считается эластичным;

êEdp ê = 1 спрос обладает единичной эластичностью.

Рассматривают абсолютно эластичный спрос, для которого êEdpê=¥ и абсолютно неэластичный спрос, для которого Edp = 0

График абсолютно эластичного спроса представлен на рис.3а. График абсолютно неэластичного спроса - на рис. 3б.

Графики абсолютно эластичного и абсолютно неэластичного спроса.

Графики абсолютно эластичного и абсолютно неэластичного спроса. - student2.ru

Рис.3

При прочих равных условиях эластичность спроса по цене характеризует, прежде всего, степень заменяемости блага для потребителей. Чем больше у товара заменителей, тем эластичнее спрос.

Наши рекомендации