Многофакторный системный анализ

Внешняя среда организации — это конкурентная среда, где организация осуществляет реализацию своего продукта. Со­стояние такой среды постоянно меняется.

Важнейшая задача стра­тегического управления организации — обеспечение ее эффективной адаптации к любым значимым изменениям внешней среды.

Очевидно, что для выполнения такой задачи необходимо проводить сбор, мониторинг и стратегический анализ со­ответствующей информации. Так как современная внешняя среда любой организации характеризуется постоянным на­растанием факторов сложности и неопределенности, то и стратегический анализ такой среды должен быть адекватно многофакторным, системным и высокопрофессиональным.

Анализ дальней внешней среды.При проведении системно­го стратегического анализа внешней среды организации це­лесообразно различать дальнюю и ближнюю внешние сре­ды.

Общепризнанный критерий разделения двух указанных сред сводится к тому, что дальняя внешняя среда, в отличие от ближней, при всей своей значимости особого или специ­фического значения именно для данной конкретной орга­низации не имеет. Поэтому дальнюю внешнюю среду на­зывают также общей внешней средой организации.

PEST-апализ — это конкретный инструмент стратегичес­кого анализа именно дальней внешней среды организации.

Отдельные факторы внешней среды на разные организа­ции оказывают разное воздействие. При этом считается об­щепризнанным, что крупные организации от дальней внеш­ней среды зависят больше, чем мелкие.

Серьезный стратегический анализ дальней внешней среды для конкретной организации означает выход на свой особый перечень ключевых факторов данной сре­ды и соответствующий специфический многофакторный систем­ный анализ. При таком стратегическом анализе у организации как минимум должен быть полный перечень:

1) факторов и тенденций дальней внешней среды, оказывающих значимое влияние на бизнес организации;

2) факторов, которые содержат потенциальные угрозы бизнесу организации;

3) факторов, развитие которых содержит новые возможности для бизнеса организации.

Составление указанных перечней, мониторинг соответству­ющей информации, системный анализ всех факторов и тен­денций, разработка на основе анализа проектов адекват­ных стратегических решений и, наконец, превращение са-мих решений в конкретные позиции «живой стратегии орга­низации» — все это содержится в определенной системе профессиональной деятельности. Одно из рабочих ее наи­менований — подсистема стратегического анализа дальней внешней среды организации.

В разных организациях возможны различные варианты по­строения указанной подсистемы. Лучший вариант — это ког­да мониторинг и первичный анализ конкретных позиций правильно распределены между соответствующими специ­ализированными службами организации. Это значит, что финансовые позиции внешней среды анализирует финан­совая служба, маркетинговые — отдел маркетинга, техно­логические новинки — технологи и т.д.

Но при этом общий свод всех частных позиций стратеги­ческого анализа дальней внешней среды должно делать ка­кое-то одно специализированное подразделение, например, отдел стратегического развития организации.

В табл. 2.4 приведен перечень 20 источников электронных и печатных центральных средств массовой информации, ко­торые можно использовать при стратегическом анализе даль­ней внешней среды организации. Поэтому первый простой шаг в деле построения системы стратегического анализа внешней среды в Вашей организации, уважаемый читатель, может заключаться в создании подсистемы регулярного мо­ниторинга указанных источников.

Некоторые дополнительные сведения об источниках ин­формации для стратегического анализа внешней среды пред­ставляет следующий пример. Подсистема стратегического анализа дальней внешней среды и подсистема стратегического анализа ближней внешней среды должны входить в систему стратегического контрлинга организации.

Наши рекомендации