Регулирование туристской деятельности на местном уровне.

Вариант # 1 .В настоящее время структура управления индустрией туризма в РФ носит преимущественно территориальный характер. Однако с позиций применения принципов отраслевого управления и совмещения территориального и отраслевого принципов, а также с точки зрения необходимости развития индустрии культурного туризма, достаточно интересным представляется совмещение понятий управления индустрией туризма и бюджетной культурой. Однако в настоящее время лишь в отношении Комитета по культуре и туризму государственной Думы РФ использовано данное предложение. С точки зрения отраслевого принципа управления, именно объединение этих двух явлений под крышей одного субъекта управления представляет значительный интерес, в особенности в отношении культурного туризма. Поскольку при исследовании этого вида туризма речь идет в первую очередь о въездном и внутреннем туризме, то хотелось бы обратить внимание, прежде всего, на вопрос создание административных единиц, в рамках которых можно принимать определенные меры, способствующие комплексному развитию в них культурного туризма. Подобное туристское зонирование послужит основой для формирования оптимальной функциональной и пространственной структуры региона, также при этом следует учитывать фактор влияния транспортной составляющей развития туризма и наличия соответствующей гостиничной базы в регионе. Таким образом, учитывая сложившуюся ситуацию, становится очевидной необходимость разработки комплексного подхода к развитию туризма, что позволит оптимизировать доходы от туризма и сопутствующих ему отраслей. Использование культурного туризма в качестве основополагающей стратегии развития дестинаций может стать действенным способом вывода дестинаций из упадочного состояния, а также одним из перспективных вариантов дальнейшего развития молодых, только формирующихся туристских дестинаций. Причем это может касаться как непосредственно городов, являвшихся ранее производственными центрами, так и изначально туристских дестинаций. Таким образом, развитие культурного туризма может явиться своеобразным катализатором экономического развития отдельных городов, а также и целых стран. Причем упомянутое развитие может наблюдаться не только в сфере туризма и сопутствующих ей отраслей, но и в ранее упадочных промышленных отраслях, что делает данную стратегию особенно привлекательной. В значительной мере этот процесс касается туристских дестинаций, находящихся на поздней стадии своего жизненного цикла и приближающихся к стадии упадка. В настоящее время существует достаточно большое количество стран и регионов, находящихся в подобной ситуации, что связано, прежде всего, с процессом завершения этапа массового «пляжного» туризма, а соответственно и замиранием предназначенных для него дестинаций. Итак, культурный туризм представляет собой достаточно перспективное явление в рамках существующей индустрии туризма, его развитие способно оказывать положительный эффект на рассматриваемую страну и способствовать ее развитию. Санкт - Петербург как одна из наиболее перспективных дестинаций культурного туризма имеет огромный потенциал для развития данного вида туризма. С целью определения направлений развития культурного туризма необходимо, прежде всего, выявление имеющихся тенденций развития культурной ситуации в городе, что позволит с высокой долей вероятности определить имеющиеся возможность для привлечения туристских потоков в город. При этом необходимо отметить важность фактора продвижения города как дестинаций культурного туризма на мировой туристский рынок, что определяется структурой въездного туристского потока. С этой целью предлагается использование целого ряда инструментов, а именно участие в определенных международных выставках с целью представления города именно как дестинаций культурного туризма, использование сети ИНТЕРНЕТ как средства представления города на мировом рынке с возможностью дальнейшего проведения опросов и на их основе составления прогнозов развития города. Кроме того, рассматривая проблемы продвижения дестинаций на рынок культурного туризма, следует заострить внимание на вопросе создания туристских продуктов, преобразуемых из культурных событий. В практике российского турбизнеса, как правило, этот процесс протекает не достаточно эффективно и продуманно, тогда как этот заключительный этап маркетинговой стратегии продвижения дестинации является толь же важным, как и все предыдущие. В.О.: «Великий Устюг – родина Деда Мороза»; «Вологда – культурная столица Русского Севера»; «Белозерск – Былинный Город»; «Липин Бор – Царство Золотой Рыбки»; «Вытегра – обитель батюшки Онего». !!!! «+» Закон о туризме Вологодской области от 23.10.2008 (принят Законодательным Собранием В.О.).! : освящены: Законодательство области в сфере развития туризма и туристской индустрии; Приоритетные направления государственного регулирования туристской деятельности в области; Принципы государственного регулирования туристской деятельности в области; Цели и основные формы государственной поддержки туризма и туристской индустрии в области; Полномочия органа исполнительной государственной власти области в сфере туризма и др. аспекты.! «+» Долгосрочная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области» на 2009-2012 годы: будущие результаты: увеличение доли Вологодской области в общем совокупном доходе от туризма в Северо-Западном федеральном округе до 15% и в России – до 5%; рост средней продолжительности пребывания туристов в 1,75 раза (2012 год – 3,5 дня); рост занятости населения области в туристской сфере (средства размещения, питания, оздоровительные комплексы, учреждения культуры, туристские фирмы) с 25,5 тысяч человек до 45,3 тысяч человек к 2012 году со среднегодовым темпом роста 10%; увеличение инвестиционной составляющей туризма до 10% общих капвложений области; рост числа коллективных средств размещения на 25% (2008 год - 103 средства размещения, 2012 год – 130) и др.! «+» СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА,принятая Правительством Области. : Общие положения, анализ состояния сферы туризма в области; стратегия развития туристко-рекреационного потенциала в В.О.!

Вариант # 2.Законодательство о туристской деятельности активно развивается в субъектах Российской Федерации. В 48 субъектах Российской Федерации существуют специальные законы, регулирующие общественные отношения в сфере туризма (законы «О туризме», «О туристской деятельности в субъекте Российской Федерации», «О поддержке развития туризма», «О развитии внутреннего и въездного туризма» и т.д.). Наряду с законами в 3 субъектах Российской Федерации действуют концепции развития туризма, (санаторно-курортного, туристского комплекса) на среднесрочную перспективу, а в 16 регионах приняты региональные целевые программы развития туризма. Все это подчеркивает значение туризма для социально-экономического, культурного, экологического и иного развития субъектов Российской Федерации. К сожалению, действующие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не всегда регулируют актуальные проблемы развития регионального туризма. Часто региональные законы создаются по одним и тем же канонам, что и Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Вместе с тем, федеральный закон и законы субъектов Российской Федерации имеют очевидное изначальное различие. Первые - призваны заложить единые (общие) подходы к государственному регулированию в сфере туризма, а вторые – особенности применительно к конкретным территориям субъектов Российской Федерации. В связи с этим в целях эффективного развития регионального туризма в разрабатываемых субъектами Российской Федерации нормативных правовых актах целесообразно отражать следующие актуальные вопросы правового регулирования туризма: определения и поддержки в субъекте Российской Федерации приоритетных направлений туристской деятельности; защиты прав и законных интересов туристов в субъекте Российской Федерации, реализации на его территории мер обеспечения безопасности туризма; содействия информационному обеспечению регионального туризма, в том числе путем продвижения регионального туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках; содействия стандартизации и классификации объектов туристской индустрии, расположенных на территории субъекта Российской Федерации; классификации и оценки туристских ресурсов субъекта Российской Федерации, установления режима их охраны, порядка сохранения целостности туристских ресурсов и реализации мер по их восстановлению, определения порядка использования туристских ресурсов с учетом предельно допустимых нагрузок на окружающую природную среду; содействия в субъекте Российской Федерации кадровому обеспечению и развитию научных исследований в сфере туризма; содействия деятельности предпринимателей в сфере туризма; другие вопросы, за исключением вопросов, отнесенных к исключительным предметам ведения и полномочиям Российской Федерации.

Наши рекомендации