Международные и российские организации в сфере туризма и гостеприимства

Интенсивное развитие международных туристских связей повлекло за собой создание многочисленных международных организаций, содействующих повышению эффективности этой сферы международных экономических отношений. Около 70 международных организаций различного профиля и статуса занимаются проблемами развития международного туризма. Среди них можно выделить:

q специализированные организации в системе ООН;

q организации в системе ООН, занимающиеся отдельными вопросами международного туризма;

q неправительственные специализированные организации по международному туризму;

q региональные и национальные организации по туризму [2, с. 293].

Самой известной специализированной организацией в системе ООН является Всемирная туристская организация (World Tourism Organisation, WTO), которая была основана в 1975 году. Её особый статус в системе Объединённых Наций основывается на Соглашении о сотрудничестве и взаимоотношениях между Всемирной туристкой организацией (ВТО) и Ассамблеей Объединённых Наций, одобренном Экономическим и социальным советом (ЭКОСОС) в 1977г. В соответствии с этим документом ВТО является международной организацией межправительственного характера, основная цель которой – содействие развитию туризма. В 2003г. ВТО получила статус специализированного учреждения ООН.

ВТО, штаб-квартира которой находится в Мадриде, в настоящее время является единственной межправительственной организацией, деятельность которой охватывает все аспекты туризма. Её создание означало признание не только экономического, социального, культурного, но и политического значения международного туризма. Официальными языками ВТО являются английский, французский, испанский и русский.

Цели, характер, организационная структура и функции ВТО определены её Уставом, который был принят 27 сентября 1975г. Начиная с 1980г. эта дата отмечается как Всемирный день туризма, ежегодно проводимый под опреде­ленным девизом .

Деятельность ВТО охватывает следующие направления:

q сотрудничество и развитие: консультации и помощь правительствам по широкому кругу вопросов туризма. Организация выступает в роли международного центра по координации сотрудничества в области международного туризма, расширяя возможности отдельных стран участво­вать в международном рынке туристских услуг, и тем самым вносит вклад в экономику каждой из них;

q развитие человеческих ресурсов: разработка международных стандартов, ме­тодик образования и профессиональной подготовки в области туризма, орга­низация курсов повышения квалификации для преподавателей и инструкто­ров, краткосрочных заочных курсов, расширение сети центров образования и подготовки кадров;

q окружающая среда и планирование: экологически устойчивое развитие туриз­ма, практическое решение экологических проблем, участие в научных форумах и семинарах;

q качество развития туризма: содействие решению комплекса взаимосвязан­ных вопросов (либерализация, здравоохранение и безопасность), касающих­ся услуг в сфере туризма, устранение барьеров, стандартизация требований к визовым, пограничным, таможенным и другим формальностям;

q статистика и макроэкономический анализ: ВТО является основным центром сбора, анализа и распространения данных по туризму из более чем 180 стран и территорий. Исследования, которые включают в себя изучение статистики в области транснационального туризма, разработку новых методов оценки и прогнозирования, направлены на повышение объективности измерения экономического значения туризма .

ВТО приняла ряд деклараций и документов по вопросам туризма, среди ко­торых особое значение имеют: Манильская декларация по мировому туризму (1980г.); Гаагская декларация по туризму (1989г.); Глобальный кодекс этики ту­ризма (1999г.); Хартия туризма и Кодекс туриста (1985г.); Осакская декларация по туризму (1994г.); Осакская декларация тысячелетия (2002г.).

Под эгидой ВТО разработана методология подготовки планов туристского раз­вития как на национальном, так и на межрегиональном уровне. На ее основе предложена методика, используемая в различных странах при разработке программ развития туризма.

В рамках Программы развития ООН Всемирной туристкой организацией осуществляется финансирование различных проектов помощи развивающимся странам.

К числу организаций ООН, занимающихся отдельными вопросами международного туризма, относятся:

q Конференция ООН по туризму и путешествиям, впервые проведенная в 1963г. в Риме;

q Экономический и социальный совет (ЭКОСОС);

q Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и куль­туры (ЮНЕСКО);

q Международная организация труда (МОТ);

q Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД);

q региональные экономические комиссии ООН.

Большую роль в развитии международного туризма играют неправительствен­ные специализированные организации.

Прежде всего необходимо отметить Всемирную федерацию ассоциаций турист­ских агентств (FUAAV), объединяющую около 80 национальных ассоциаций и бо­лее 1400 индивидуальных членов. Федерация создана в 1966г. с целью защиты профессиональных интересов туристских агентств и оказания им необходимой профессиональной, технической и правовой помощи.

Развитием и обеспечением безопасного, специализированного и экономически эффективного международного рынка авиаперевозок занимается Международная организация гражданской авиации (IСАО), учрежденная Чикагской конвенцией в 1944г. и работающая под эгидой ООН. Организация, членами которой являются более 180 стран, ставит перед собой следующие цели:

q обеспечивать безопасность и контролировать рост и развитие международ­ной гражданской авиации во всем мире;

q поддерживать и поощрять процессы создания и использования воздушных средств с учетом охраны окружающей среды;

q поддерживать и поощрять создание воздушных коридоров, аэропортов, раз­личных удобств, условий для нужд международной гражданской авиации;

q как можно лучше выполнять основные требования пассажиров к авиатранс­порту: безопасность, качество обслуживания, регулярность полетов, эконо­мичность;

q поощрять экономические меры по предотвращению необоснованных сопер­ничеств между авиакомпаниями разных стран;

q убедиться в том, что права стран - участниц ICAO полностью соблюдаются и что каждая страна имеет реальную возможность владеть и управлять меж­дународной авиакомпанией;

q избегать дискриминации между странами — членами ICAO;

q пропагандировать безопасность полетов;

q способствовать развитию международной гражданской авиации .

Координацию действий мировых авиакомпаний, направленных на обеспечение безопасности и повышение эффективности воздушных перевозок, осуществляет Международная ассоциация воздушного транспорта (International Air Transport Association — IATA), основанная в 1919г. и реорганизованная в 1945г. IАТА пред­ставляет собой профессиональную ассоциацию авиационных компаний, осуществ­ляющих международные рейсы. Главная ее функция — упорядочение международ­ного коммерческого авиационного сообщения, введение единых для всех членов правил и процедур и установление согласованных тарифов на пассажирские авиа­перевозки на международных маршрутах.

Ассоциация содействует перемещению людей, почты и грузов из одной точки мира в другую, используя различные комбинации маршрутов воздушной сети. Резолюции, принятые на транспортных конференциях, касаются не только биле­тов, но и путевых листов, документов на багаж и др. Эти резолюции унифицируют и координируют процедуры расчетов и позволяют ускорить бронирование и связь между авиакомпаниями. Организация также создала и проработала жесткий спи­сок тарифов и маршрутов. При ее содействии стало возможным соединение воз­душных трасс многих частных авиакомпаний в единую систему.

Членами IATA являются более 260 авиакомпаний, совершающих международ­ные полеты. На их долю приходится около 95 % международного регулярного со­общения.

Деятельностью в области делового туризма занимается Международная ассо­циация делового туризма — International Business Travel Association (IBTA), осно­ванная в 1974г. Она объединяет 13 национальных ассоциаций из стран Европы, Северной Америки и Австралии. При этом членами являются не только сами на­циональные ассоциации делового туризма Австрии, Австралии, Великобритании, Дании, Франции, Финляндии, Испании, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Швеции и США, но и их члены. Помимо национальных ассоциаций членство в IВТА открыто и для поставщиков услуг делового туризма: авиаком­паний, железнодорожных перевозчиков, гостиниц, автотранспортных компаний, туроператоров, карточных платежных систем, глобальных систем бронирования, специализированной прессы, обладающих высокой профессиональной репутаци­ей. Благодаря этому была создана инфраструктура, насчитывающая более 4000 организаций – как поставщиков, так и потребителей услуг сферы делового туризма во всем мире.

Помимо международных транснациональных туристских организаций и объединений существуют также региональные и национальные организации по туризму.

В Европе среди региональных организаций следует отметить Европейскую миссию путешествий (1948г.), объединяющую 21 страну. Ее работу поддерживает Европейский союз, который рассматривает туризм как индустрию, имеющую огромное экономическое и социальное значение. Цель комиссии состоит:

q в благоприятствовании кооперированию международного туризма в Европе;

q в проведении исследований;

q в обмене информацией при проектировании развития туризма и маркетин­говых схем;

q в продвижении туристского продукта в других странах Европы и европей­ского туристского продукта в странах мира, особенно в Северной Америке и Японии [2, c. 300].

Кроме того, в Европе существуют Европейская организация рекреации и отдыха (1972г.), Европейская ассоциация пешеходного туризма (1969г.), Международ­ная федерация неправительственных ассоциаций по охране культурного наследия и природных памятников в Европе (1963г.), Федерация ассоциаций скандинав­ских туристских агентств (1939г.) и др.

Для развития, продвижения и содействия развитию туризма в Азиатско-Ти­хоокеанском регионе в 1951г. образована Азиатско-Тихоокеанская туристская ассоциация (Pacific Asia Travel Association — РАТА), представляющая 34 страны. Работа, проводимая этой организацией, направлена на продвижение туризма по­средством программ по исследованиям, развитию, образованию и маркетингу. РА ТА заработала репутацию лучшего исполнителя среди подобных международ­ных организаций.

К числу объединений Американского региона относятся: Международная феде­рация путешествий и автоклубов, Конференция туристских организаций Латин­ской Америки, Карибская ассоциация по туризму и др.

Существуют объединения Африканского (Африканская туристская ассоциа­ция, Организация по развитию туризма в Африке и др.) и Арабского регионов (Арабский туристский союз, Арабская федерация ассоциаций туристских агентств и др.).

Крупнейшая в мире ассоциация предприятий туристской индустрии — северо­американская American Society of Travel Agents (АSTA), основанная в 1931г. и объ­единяющая более 26 тыс. членов: турагентств, туроператоров, отелей, круизных и автопрокатных компаний и т. п. Членами альянса первоначально стали 60 компа­ний, поставивших цель совместно отстаивать свои интересы на туристском рынке. Впервые объединение активно проявило себя в 1946г., когда выступило с жесткой критикой решения IATA о снижении до 5 % комиссии от продажи авиабилетов.

Одна из наиболее авторитетных европейских национальных туристских ассоциаций – британская Association of British Travel Agents (ABTA), основанная в 1950г. Самая главная задача ABTA – защита интересов членов организации и формирование своеобразной марки качества британской туристкой индустрии. Ассоциация быстро завоевала авторитет, так как внедрила в практику финансовую защиту поставщиков туристских услуг и туристов. Она осуществляется в виде банковских гарантий и страхового фонда, поддерживаемого членами ABTA.

Крупной национальной туристской ассоциацией является немецкая Deutscher Reisebüro und Reiseveranstalter Verband (DRV), образованная в 1950г. и объединя­ющая более 5000 участников. В качестве ассоциированных членов в объединение входят отели, авиаперевозчики и национальные туристские бюро.

Активностью отличается японская ассоциация Japan Association of Travel Agents (JATA), основанная в 1959г. Помимо информационной поддержки своих членов и туристов, пропаганды въездного и внутреннего туризма, ассоциация берет на себя целый ряд функций, в том числе в сфере контроля туристского рынка. Напри­мер, активно отслеживаются и пресекаются случаи предоставления некачествен­ных услуг (использование неквалифицированных гидов, туристских автобусов, не имеющих лицензий, и т. п.), периодически проводятся проверки квалификации сотрудников агентств. Самое пристальное внимание уделяется защите интере­сов туристов. JATA выпускает специальную литературу, проводит консультации и семинары для клиентов туристских фирм, знакомит их с туристским законода­тельством и правами потребителей. Кроме того, ассоциацией разработана система денежных компенсаций для удовлетворения претензий туристов. Для этой цели члены JATA ежегодно вносят в специальный фонд сумму в размере 1 % от плани­руемого оборота.

Таким образом, существует достаточно большое количество организаций и объеди­нений, призванных способствовать развитию туризма. Многообразие целей, задач и видов деятельности этих организаций свидетельствует о необходимость комплексного решения большинства проблем в области туризма на международном уровне.

В России для создания ассоциации туристских агентств имелись объективные предпосылки. Ощущался острый дефицит квалифицированных специалистов, отсутствовала система научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения национального туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках, не было условий, стимулирующих приток в отрасль частных инвестиций и т. п. Недостаточно эффективная система государственного регулирования сферы туризма открыла возможности для недобросовестной конкуренции, нарушения прав потребителей.

Российская ассоциация туристских агентств (PATА) была создана в Москве 25 июля 1993 г. для преодоления негативных тенденций в сфере туризма и поддержки туристского бизнеса в России.
РАТА является добровольным некоммерческим объединением юридических лиц, занимающихся туристским бизнесом, и создана в целях координации их деятельности, обеспечения защиты их прав и представления общих интересов в государственных и иных органах, а также в международных организациях.
С 1997 г. РАТА - полноправный член Всемирной туристской организации (ВТО). РАТА имеет несколько региональных отделений: Северо-Западное (Санкт-Петербург), Ярославское, Тверское, Южно-Российское (Краснодар), Хабаровское, Приморское (Владивосток), а также представительства в Крыму (Симферополь) и Великобритании (Лондон).
РАТА насчитывает около 500 членов. В последнее время в структуре членов Ассоциации заметно возросла доля гостиниц, предприятий санаторно-курортного профиля, страховых компаний, рекламных агентств и туристской прессы. Появились компании, занимающиеся авиа- и автоперевозками.
В Ассоциацию входят 242 компании из 58 российских городов 26 субъектов Федерации.
При РАТА действуют Комитет по внутреннему туризму, комиссия по детскому и молодежному туризму, комиссия по вопросам страхования в туризме, а также комиссия по информационным технологиям в туризме.
Цели Ассоциации:

¾ защита коллективных интересов членов Ассоциации;

¾ влияние на выработку представительными и исполнительными органами власти РФ правовой, экономической и социальной политики, отвечающей профессиональным интересам членов Ассоциации, а также содействие ее эффективной реализации; противодействие монополизму в туристской деятельности; содействие развитию туристских предприятий, рынка туруслуг и цивилизованных рыночных отношений в России;

¾ защита интересов национальных производителей туристских услуг; содействие созданию благоприятных финансово-экономических условий для членов Ассоциации; представление интересов членов Ассоциации в туристских международных неправительственных организациях.
Российская гостиничная ассоциация (РГА) - общественная некоммерческая организация, объединяющая предприятия, занимающиеся гостиничным бизнесом. Учредителями РГА являются ГАО "Москва", РАТА, АО "Совет по туризму и экскурсиям Санкт-Петербурга" и др. РГА является членом ВТО и Международной ассоциации гостиничного и ресторанного бизнеса (IH & RA).

Основные цели РГА:

¾ содействие развитию отечественной гостиничной индустрии, гостиничных предприятий, рынка гостиничных услуг, активному продвижению их на внутреннем и международном рынках;

¾ установление и поддержание корпоративных отношений, способствующих расширению деловых и профессиональных контактов;

¾ участие в разработке и реализации национальных и международных программ и проектов в гостиничной сфере.

Создание международных, региональных и национальных организаций вносит огромный вклад в развитие туризма. Международные туристские организации представляют государственные интересы стран мира и содействуют развитию мирового туризма. Отдельные страны, регионы, области создают свои туристские организации регионального характера для развития и продвижения туризма в своих регионах. Организации проводят статистические исследования и сбор различной туристской информации, позволяющей проанализировать туристскую отрасль в регионе. И наконец, национальные туристские организации создаются с целью содействия развитию туризма как важного сектора экономики страны.

Наши рекомендации