Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности

Запреты и ограничения – это применяемые в отношении товаров, перемещаемых че­рез таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования (в том числе вводи­мые в одностороннем порядке исходя из общих исключений, защиты внешнего финансо­вого положения и обеспечения равновесия платежного баланса), меры технического регули­рования, меры экспортного контроля и меры в отношении продукции военного назна­чения, а также санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры и радиационные требования.

Этот комплекс мер регулирования внешней торговли товарами не однороден по своему характеру и составу. Его дифференциация позволяет выделить:

– процедуры налогового регулирования, в соответствии с которыми осуществля­ется начисление и взимание таможенными органами налогов, таможенных сборов и дру­гих платежей (за исключением таможенных пошлин или наряду с ними) при перемещении товаров через таможенную границу государства: налога на добавленную стоимость и ак­цизного налога, сборов за совершение таможенных операций, хранение, таможенное со­провождение товаров;

– административные меры, установленные в целях ограничения ввоза/вывоза това­ров, введения защитных мер исходя из соображений экономической политики Тамо­женного союза или государства-участника, в частности, путём квотирования, лицензиро­вания, сертификации качества отдельных категорий ввозимых товаров и проч.;

– экспортный контроль, в соответствии с которым реализуются мероприятия по за­щите интересов государств – членов Таможенного союза при осуществлении вывоза за пределы таможенной территории вооружений, военной техники, товаров двойного назна­чения (отдельных видов сырья, материалов, оборудования и научно‑технической инфор­мации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники);

– валютный контроль, который осуществляется таможенными органами в преде­лах своей компетенции совместно с банками, уполномоченными на проведение экс­портно‑импортных операций.

Товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под та­моженные процедуры с соблюдением запретов и ограничений, установленных Комис­сией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе либо установленных в соответствии с законодательством государств-членов.

Соблюдение запретов и ограничений, за исключением санитарных, ветеринарно-сани­тарных и карантинных фитосанитарных мер и радиационных требований, подтвержда­ется в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством госу­дарств-членов в соответствии с Договором о Союзе либо определенных в соответст­вии с законодательством государств-членов, путем представления документов и (или) сведе­ний, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений.

Соблюдение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер и радиационных требований подтверждается по результатам осуществления сани­тарно-эпидемиологического, карантинного фитосанитарного, ветеринарно-санитарного или радиационного контроля (надзора) в порядке, установленном Договором о Союзе, при­нятыми в соответствии с ним актами Комиссии и (или) законодательством государств-членов.

Обязанность по соблюдению запретов и ограничений не распространяется на декла­рантов при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита междуна­родных почтовых отправлений, за исключением международных почтовых отправлений, содержащих товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Союза или к пере­сылке в международных почтовых отправлениях, в случае если они перевозятся:

от места прибытия международных почтовых отравлений до места совершения тамо­женных операций с товарами, пересылаемыми в международных почтовых отправле­ниях;

от места прибытия до места убытия международных почтовых отправлений.

Интенсивное развитие мирохозяйственных связей естественным образом приводит к увеличению степени вмешательства государства во внешнеэкономическую сферу, фор­мированию сложных систем государственного регулирования, регламентирующих все стороны ВЭД. В арсенале любого государства имеются различные инструменты регули­рования внешнеторговой деятельности, которые применяются им для решения задач внешней и внутренней политики, для комплексного решения экономических, социальных, экологических и других задач. По оценкам зарубежных экспертов, сегодня развитые госу­дарства контролируют экономику, в том числе ВЭД, примерно на 40 %.

Важное место среди средств регулирования ВЭД, как было рассмотрено ранее, за­нимают как тарифные, так и нетарифные инструменты регулирования – нетарифные огра­ничения (НТО). Цель этих мер – не только защита национальных рынков и национальной промышленности, усиление конкурентных позиций отечественных производителей, но и охрана жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности.

Отношения к использованию НТО в мировой практике достаточно противоречивы. Всемирная торговая организация (ВТО/ГАТТ) официально объявила своей задачей мак­симально упразднить такие меры, реализуя процесс управления внешней торговли исклю­чительно тарифными методами. В то же время все страны мира, как входящие, так и не входящие в ВТО/ГАТТ, используют многообразные формы нетарифного регулирования. По данным ВТО/ГАТТ, во второй половине 1980‑х гг. нетарифные ограничения охваты­вали более 18 % мировой торговли. По данным Международного банка реконструкции и развития (МБРР) сегодня эта доля достигает 27 %. Развитые страны использовали НТО в отношении 17 % импорта, в том числе доля импорта сельскохозяйственных товаров со­ставляла 44 %, черных металлов – 50 %, текстильных изделий – 25 %, средств транс­порта – 30 %.

Развивающиеся страны более интенсивно применяют НТО, которые охватывает более 40 % их импорта, в том числе более 50 % импорта продовольствия, около 37 % им­порта готовых промышленных товаров. Это объясняется, во‑первых, тем, что вызываю­щие их некоторые причины неустранимы, так как представляют собой отражение внут­ренней экономической политики на торгово‑экономические отношения с другими стра­нами. Во‑вторых, объективно существуют узаконенные международной торговой систе­мой защитные меры НТО, предотвращающие или смягчающие ущерб, наносимый нацио­нальной экономике резким ростом импорта иностранных товаров, а также недобросовест­ной конкуренцией со стороны иностранных экспортёров.

В настоящее время в мировой практике насчитывают около 600 конкретных видов НТО, прямо или косвенно регулирующих внешнюю торговлю, которые условно можно разделить на две группы: экономические и административные.

Экономические инструменты регулирования внешней торговли, воздействующие на ввоз товаров и формирование конкурентной среды на внутреннем рынке через меха­низм цен, в большей мере соответствуют рыночному хозяйству в естественных условиях. К основным экономическим НТО относятся: особые виды пошлин, различные налоги и сборы, импортные депозиты, меры валютного регулирования.

Административные НТО более многообразны: эмбарго, лицензирование и квоти­рование, «добровольные» ограничения экспорта, монополистические меры, использова­ние в протекционистских целях стандартов и технических норм, дополнительных тамо­женных документов и процедур и др. Реализуя эти виды НТО, государство фактически определяет товарную структуру внутреннего рынка, ограждая его как от импортных по­ставок, так и от возможностей возникновения дефицита отечественных товаров на внут­реннем рынке.

Административные меры, лишая потребителей свободы выбора товаров и в явном виде воздействуя на механизм конкурентной борьбы, как бы подрывают существо рыноч­ных отношений. Однако на практике этого не происходит, ибо этот инструмент, как пра­вило, применяется лишь в отношении сравнительно небольшой группы товаров и в тече­ние ограниченного временного периода для решения определённых экономических и со­циальных проблем, требующих оперативного вмешательства правительства. Тем самым они не разрушают механизм национального рынка, а, наоборот, содействуют скорейшей нормализации его функционирования.

Кроме того, административные меры регулирования внешней торговли обладают целым рядом преимуществ. Именно с их помощью правительство в условиях самостоя­тельного осуществления ВЭД большим количеством предприятий различной формы соб­ственности может остановить рост внешнеторгового дефицита и выровнять торговый или платёжный баланс, более рационально распорядиться иностранной валютой при её не­хватке для закупки за рубежом потребных товаров, мобилизовать валютные резервы для обслуживания внешнего долга. Одновременно этот инструмент позволяет получать ус­тупки в области ограничений импорта на условиях взаимности и добиваться отмены дис­криминационных мер по отношению к собственным товарам в странах, претендующих на торговое партнёрство.

Будучи по своей природе принципиально различными, экономические и админист­ративные меры на практике взаимно дополняют друг друга и образуют одно целое.

Определённый интерес представляет и проблема эволюционного развития мировой практики использования НТО, которая сменяла свои приоритеты одновременно с разви­тием мировой торговой системы. В первые послевоенные годы центральное место в регу­лировании ВЭД занимали количественные ограничения импорта и валютные ограничения. Однако уже в 1950‑х гг. промышленно развитые страны стали уменьшать сферу примене­ния этих ограничений. Произошло смещение центра тяжести торгово‑политического и та­моженного регулирования в область тарифных мероприятий. При этом, с одной стороны, снизились таможенные тарифы, сузилась сфера применения количественных ограничений импорта, а с другой, – все шире привлекались такие средства, как гибкая система внут­ренних налогов и сборов, субсидирование отдельных отраслей промышленности и сель­ского хозяйства.

Постепенный переход к активному использованию защитных мероприятий, лежа­щих вне сферы тарифной политики, начался в середине 1960‑х гг. и уже к началу 1970‑х НТО заняли приоритетное место в арсенале торгово‑политических средств. И естественно, что инициаторами их активного применения явились промышленно развитые страны. Именно тогда в этих странах существовало около 2,6 тыс. различных форм НТО. Они, сохраняя эффект удорожания товара, дополняли его ещё и установлением прямых препят­ствий в виде абсолютных или близких к ним лимитов ввоза или внутреннего потребления по количеству (квоты, лицензии и т.п.), ценам (минимальные импортные цены, антидем­пинговые и компенсационные пошлины, варьируемые сборы, внутренние налоги и т.д.) или техническим характеристикам товара (стандарты, технические требования и т.д.), что в конечном итоге делало их более действенными.

Тенденция активного применения НТО стабилизировалась и активно развивается. Финансовые меры внешнеторгового регулирования потеряли свою лидирующую роль. Одновременно применение мер количественного контроля становится всё многообразнее. Устанавливаются как меры, предусмотренные правилами ГАТТ (ст. XII разрешает ис­пользовать количественные ограничения для исправления положения с платежным балан­сом, ст. VI – для борьбы с демпингом, ст. XIX – для защиты оказавшихся в сложном по­ложении отраслей национальной экономики), так и меры «серой» зоны, не предусмотрен­ные соглашениями.

Широко распространяется практика квотирования импорта, особенно относительно сельскохозяйственной продукции. Неавтоматическое лицензирование распространяется не только на квотируемые товары. Необходимость специальных разрешений на ввоз опре­делённых товаров – широко применяемый способ защиты национального рынка. Напри­мер, в США и Канаде лицензируют импорт природного газа, продукцию сельского хозяй­ства и пищевой промышленности.

Продолжает применяться и такой метод внешнеторгового регулирования, как уста­новление государственной монополии на импорт отдельных товаров. Например, в Японии государство обладает монопольным правом на ввоз соли, риса, пшеницы, ячменя, масла, молочного порошка и молочных концентратов, простокваши, этилового спирта, шелка‑сырца.

Все более многообразными становятся технические препятствия для ввоза ино­странных товаров. Попытки ВТО/ГАТТ упростить технические требования, сдерживаю­щие мировую торговлю, наталкиваются на сопротивление государств‑участников ВТО/ГАТТ.

n Классификция мер НТР

Диапазон воздействия на внешнюю торговлю экономических и административных мер чрезвычайно широк. В каждой группе есть так называемые крайние меры, фактически блокирующие нежелательные экспортно‑импортные операции (например, установление как антидемпинговых пошлин, так и эмбарго) или, наоборот, направленные на усиление контроля за этими операциями (например, взимание статистических пошлин или предос­тавление лицензий без ограничений), почти не влияющие на объём торговли. Однако по­давляющее большинство НТО занимают промежуточное положение: удерживают внеш­неторговые операции в необходимом объёме, частично ограничивают операции с опреде­лёнными товарами или странами, вступают в силу при определённых условиях или в оп­ределённые временные периоды.

Секретариат Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНК­ТАД) разработал систему классификации, предполагающую деление всех НТО на семь групп: паратарифные меры; меры контроля над ценами; финансовые меры; техниче­ские меры; меры автоматического лицензирования; меры количественного контроля; мо­нополистические меры.

Паратарифные меры – это платежи, сборы, взимаемые с товара, пересекающего таможенную границу, которые увеличивают его стоимость на дополнительную величину помимо таможенной пошлины (на определённый процент или на определённую величину, на единицу товара).

Исторически возникнув на базе оплаты импортёром расходов по совершению та­моженных операций в отношении ТТС, рассматриваемая разновидность ограничений по многообразию и размерам устанавливаемых платежей уже давно заняла важное место в финансовой системе большинства государств. По мере снижения таможенных пошлин и связанного с этим падения фискальных таможенных доходов государство стремится все шире использовать паратарифные меры для увеличения своих финансовых поступлений. В целом пограничное налогообложение импортируемых товаров включает взимание раз­личных видов налогов и сборов непосредственно таможенными органами для упрощения процедуры их оплаты и обеспечения интересов финансовых учреждений импортирующей страны. Эти налоги и сборы оплачивает обычно импортёр (лицо, подписавшее таможен­ную декларацию), но учитываются всеми участниками сделки при заключении контракта купли‑продажи.

В эту группу НТО входят:

- таможенные доплаты – дополнительные налоги, добавочные таможенные по­шлины, которые вводятся в торгово‑политических целях для пополнения бюджета или защиты национального производителя;

- дополнительные сборы – платежи, которые взимаются с импортируемых това­ров сверх таможенных пошлин и налогов, причём они не имеют внутреннего аналога. Эти сборы предназначены для финансирования определённых видов деятельности, связанных с внешней торговлей (например, налог на переводы иностранной валюты, гербовый сбор, сбор за импортную лицензию, портовые сборы, статистический налог, налог на транс­портные средства);

- внутренние (уравнительные) налоги и сборы, эквивалентные косвенным нало­гам и сборам, взимаемым с отечественных товаров в стране импорта (например, НДС, ак­цизы, административные сборы). Их целью является создание одинакового налогового режима для одних и тех же (или аналогичных) товаров отечественного и импортного про­изводства;

- декретированная таможенная оценка – практика административного установле­ния таможенной стоимости для исчисления таможенных пошлин и сборов.

Меры контроля над ценами – это меры, которые вводятся с целью поддержания или стабилизации внутренних цен, а также для предотвращения ущерба, который может нанести нечестная торговая практика иностранных конкурентов.

В эту группу НТО входят:

- административное фиксирование цен, которое заключается в том, что правитель­ство страны‑импортера, принимая в расчёт внутренние цены производителя или потребителя, устанавливает верхние и нижние пределы цены либо увязывает их с ценами мирового рынка (используются такие методы, как установление официальных цен, мини­мальных импортных цен или базовых цен импорта);

- «добровольное» ограничение экспортных цен – это ограничительное соглаше­ние, в соответствии с которым экспортер соглашается поддерживать цену на свои товары не ниже определённого уровня;

- скользящие сборы – дополнительные платежи, предназначенные для выравнива­ния рыночных цен на импортируемые сельскохозяйственные продукты и про­дукты питания для сближения с внутренними ценами. В этих целях на определённый пе­риод времени устанавливается соответствующая цена (справочная, пороговая);

- антидемпинговые меры – меры по противодействию демпинговому импорту, ко­торые применяются посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых обязательств, при­нятых экспортёром;

- компенсационные меры – финансовые доплаты, которые вводятся, если расследо­вание показывает, что импортируемый товар субсидируется и это субсидирова­ние наносит ущерб национальному производству. Эти меры могут принять форму ком­пенсационных импортных пошлин, а также обязательств экспортёров или правительства страны‑экспортёра по прекращению практики субсидирования. Кроме того, они нередко достигают существенных размеров и их нельзя обойти путём снижения экспортных цен.

Финансовые меры – мероприятия, регулирующие доступ импортеров к иностран­ной валюте, цену валюты для них, а также условия платежа.

В эту группу НТО входят:

- требования предварительной оплаты стоимости импорта и/или уплаты импорт­ных налогов, в том числе в форме открытия предварительных импортных депозитов, воз­мещаемых депозитов, уплаты наличными средствами, предварительной уплаты таможен­ных пошлин;

- множественные валютные курсы – механизм государственного регулирования, с помощью которого устанавливаются разные курсы для различных категорий товаров. Обычно официальный курс сохраняется для наиболее необходимых товаров, в то время как другие товары оплачиваются по коммерческим курсам или с покупкой иностранной валюты через аукционы;

- официальные ограничения на накопление иностранной валюты представляют со­бой получение различных разрешений, виз и т.п. для проведения валютных операций внутри страны вплоть до их запрета;

- отсрочка платежей, очереди на уплату – мероприятия, применяемые, когда госу­дарство устанавливает минимально допустимые сроки от даты доставки товаров до завершения импортных расчётов.

Технические меры – меры, основанные на контроле качества, безопасности или характеристик товара, включая применяемые административные условия, терминологию, символы, проверку и её методы, требования к упаковке, маркировке и этикеткам.

В эту группу НТО входят:

- предотгрузочная инспекция, которая заключается в принудительном контроле ка­чества, количества и цены товаров до их отгрузки из страны‑экспортёра, осуществляе­мом фирмой‑инспектором по поручению страны‑импортёра. Ценовой контроль направлен на то, чтобы избежать занижения или завышения цены в целях соответственно уклонения от уплаты пошлин или перевода иностранной валюты за рубеж;

- техническое регулирование, т.е. нормы, прямо или косвенно устанавливающие технические требования к товару. К ним относятся: санитарное регулирование (т.е. защита жизни и здоровья людей и животных); фитосанитарное регулирование (т.е. защита расте­ний); регулирующие меры по защите окружающей среды и дикой природы; меры по за­щите безопасности людей; меры по защите национальной безопасности; меры по предот­вращению обмана;

- специальные таможенные формальности, которые связаны, например, с требова­ниями предоставлять более подробную информацию, чем содержащаяся в тамо­женной декларации, использовать определённые пункты пропуска и т.п.

Меры автоматического лицензирования – автоматически выдаваемые разреше­ния на импорт.

По своей сути эти меры не являются торговыми ограничениями. Помимо автома­тической лицензии для подобных целей в отдельных случаях используется также откры­тая, или либеральная, лицензия. С этой же целью применяется мониторинг импорта, т.е. регулярное наблюдение за импортными операциями, которое может применяться, чтобы показать озабоченность ростом импорта или убедить партнёров ограничить рост экспорта, а также по соображениям защиты окружающей среды. За мониторингом может последо­вать введение импортных ограничений.

Меры количественного контроля – мероприятия связанные, прежде всего, с кво­тированием и лицензированием импортных и экспортных операций.

Квоты - количественные ограничения, устанавливающие максимальный объём или стоимость разрешённого к ввозу товара с помощью индивидуальных, тарифных, сезонных, глобальных и других процентных ограничений.

Установление квот - чисто административная мера, связанная с количественным ограничением (по физическому объёму или по стоимости) экспорта или импорта товаров.

Неавтоматическое лицензирование - это введение специальных разрешений (лицензий) на импорт и экспорт, которые выдаются по усмотрению соответствующих властей или на основе каких-либо конкретных критериев.

Лицензированиепредставляет собой форму государственного учёта и контроля за ввозом-вывозом определённых товаров. Выдача лицензий обычно сопровождается квоти­рованием.

Объективным обстоятельством, побуждающим к лицензированию внешнеторго­вых операций, является необходимость рационального использования иностранной ва­люты. Тем самым достигается выравнивание внешнеторгового и платёжного балансов.

Основными видами лицензий, применяемых в мировой практике, являются гене­ральная и индивидуальная.

Составным элементом лицензирования является контингентирование, т.е. уста­новление централизованного контроля над вывозом и ввозом посредством ограничения номенклатуры товаров в пределах установленных количественных или стои­мостных квот на фиксированный период времени. Несмотря на то, что контингентирова­ние всегда находилось под запретом ВТО/ГАТТ (исключение составляли случаи преодо­ления тяжелого финансового положения или устранения дефицита платёжного баланса), оно по-прежнему широко используется отдельными государствами, в том числе и высоко­развитыми, ссылающимися обычно на исключительность какой-либо ситуации. Правда, в подобных случаях контингентирование охватывает определённый круг товаров (черные металлы, медикаменты, продовольствие, текстиль, важнейшие виды сырья). Однако "кон­тингенты" оказывают значительное влияние на объём и структуру внешней торговли, а также на цены, обеспечивая их рост и защищая тем самым те национальные компании, которые производят или продают товар, являющийся объектом ограничения.

Наблюдение за выдачей квот ведётся также посредством предоставления лицензий.

К мерам количественного контроля относятся также:

- запрет на импорт определённого товара, который может вводиться полно­стью и без всяких исключений (например, с целью экономии иностранной валюты или защиты национального производства от конкуренции), либо носить временный или сезон­ный характер;

- соглашения об ограничении экспорта, которое представляет собой результат ком­промисса, т.е. экспортёр соглашается "добровольно" ограничить свой экспорт, дабы избежать принудительных мер со стороны импортёра;

- специфические количественные ограничения для предприятий, связанные с выбо­рочным одобрением государственными органами отечественных импортёров, огра­ничений на состав импортёров в рамках национальных экономических программ, квоты для отдельных предприятий и т.д.

Монополистические меры – регулирующие мероприятия, которые предоставляют исключительные права определённой группе хозяйствующих субъектов.

Монополия обычно решает проблему приведения в равновесие платежного баланса за счёт контролирования импорта по сравнению с экспортом. Основные виды таких мер:

- государственная монополия на импорт определённых товаров;

- принудительное обслуживание национальными предприятиями, т.е. в определён­ных случаях хозяйствующие субъекты имеют право пользоваться только услу­гами национальных страховых и транспортных компаний.

Оценка степени воздействия НТО на внешнюю торговлю представляет собой зна­чительно более сложную задачу, чем оценка влияния тарифных мероприятий. Барьеры нетарифного характера играют неодинаковую роль в системе торгово‑политического ре­гулирования разных стран, выступая зачастую в некотором замаскированном виде. Так, одну из категорий НТО составляют защитные мероприятия, создающие дополнительно к пошлинам препятствия для пропуска импортируемых товаров через таможенную границу. К этой категории относятся: количественные ограничения импорта; таможенные и кон­сульские формальности и документы; таможенные, фрахтовые и портовые сборы и т.п. Действуя на границе, они носят сравнительно открытый характер. Их применение обычно регулируется торговыми договорами и различными международными соглашениями.

В то же время существует и такая категория НТО, которую можно охарактеризо­вать как средства скрытого протекционизма. Эта группа включает многочисленные меро­приятия, ограничивающие поступление импортируемых товаров на внутренний рынок страны. К этой категории можно отнести: внутренние экономические мероприятия, воз­действующие на ценообразование (налоги, акцизные сборы, процентные ставки кредитов, субсидии и т.п.); административные распоряжения, технические нормы и стандарты, оп­ределяющие порядок использования товаров. Эти ограничения официально не направ­лены против импорта, поскольку устанавливают определенные административные и тех­нические правила, нормы применения различных товаров, уравнивают импортную про­дукцию с продукцией местного производства и т.д. Однако по существу они создают сво­его рода дискриминационный фискальный или административный режим для импортных товаров, усиливая позиции национального производителя.

Таким образом, практика использования НТО остается весьма разнообразной, пре­вращаясь в действенное оружие реализации торгово‑политического регулирования ВЭД. Активное применение и дальнейшее развитие НТР в современной мировой практике объ­ясняется потребностями в надёжных, гибких и оперативных средствах обеспечения внут­ренней экономической политики в сфере внешней торговли.

НТО используются универсальнее, чем тарифные меры. Это отражается, во‑первых, на более широком охвате товарной номенклатуры импорта (например, парата­рифные барьеры, национальные стандарты, импортные депозиты распространяются как на облагаемые, так и на необлагаемые пошлинами товарные позиции); во‑вторых, примене­ние НТО не сосредоточивается лишь на таможенной границе, а сопровождает товар на всём пути продвижения к конечному потребителю, влияя на его конкурентоспособность от момента принятия решения об импорте (квоты, лицензии, депозиты, валютные ограни­чения и т.п.) до потребления внутри страны (внутренние налоги, стандарты и проч.). Именно поэтому НТР носит более глубоко эшелонированный характер, проявляя себя практически на каждом этапе внешнеторговой сделки.

n Единые меры НТР ЕАЭС

В практике регулирования внешнеторговой деятельности Союза, как и во всей мировой практике, реализуются меры НТР. Однако использование всего спектра таких мер в настоящее время ограничено. Это объясняется как объективными, так и субъ­ективными причинами. Но главными причинами являются недостаточная развитость ры­ночных отношений, отсутствие базовых детерминант в практике взаимодействия на миро­вых агрессивно конкурентных рынках, наработанные и апробированные подходы страте­гического планирования широкомасштабной мировой торговли и нежелание промышлен­ных развитых государств допускать страны – члены Союза к мировой тор­говле на равных правах.

Исходя из необходимости проведения согласованной внешнеторговой политики на принципах недискриминации, гласности, взаимной выгоды и защиты национальных инте­ресов на единой таможенной территории государств – членов Союза, в целях обеспечения благоприятные условия для его эффективного функционирования, руково­дствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права, установлен единый порядок импорта товаров из третьих стран и применение единых мер НТР[6]. При этом в отношении торговли с третьими странами на единой таможенной территории при­меняются единые меры НТР на основе следующих принципов:

1. Экспорт и импорт товаров в ходе осуществления торговли с третьими странами осуществляются без количественных ограничений. В исключительных случаях могут ус­танавливаться:

– запреты и временные ограничения экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка;

– ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологиче­ских ресурсов, ввозимых в любом виде, если необходимо:

а) сократить производство или продажу аналогичного отечественного товара;

б) сократить производство или продажу отечественного товара, который может быть непосредственно заменён импортным товаром, в случае если не имеется значитель­ного производства аналогичного отечественного товара;

в) снять с рынка временный излишек аналогичного отечественного товара путём предоставления этого излишка некоторым группам потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

г) снять с рынка временный излишек отечественного товара, который может быть непосредственно заменён импортным товаром, если не имеется значительного производ­ства аналогичного отечественного товара, путём предоставления этого излишка некото­рым группам потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

д) ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых полностью или в основном зависит от импортируемого товара, если производ­ство аналогичного отечественного товара является незначительным.

2. Запреты и ограничения в торговле товарами с третьими странами, направленные на выполнение обязательств, связанных с введением специальных защитных, антидем­пинговых и компенсационных мер или проведением соответствующих расследований, а также на реализацию ответных мер, применяются в Союзе в соответствии с национальным законодательством[7].

Применяя классификационную схему, разработанную ООН, можно выделить сле­дующие категории НТР, реализуемые как в Таможенном союзе, так и непосредственно в Российской Федерации.

К экономическим НТР могут быть отнесено фрагментарное применение парата­рифных мер. В частности: таможенные сборы за таможенные операции, таможенное со­провождение и хранение; внутренние налоги, взимаемые с импортных товаров, НДС и ак­цизы; декретированная таможенная стоимость (применяется в отношении подакцизных товаров: автомобилей, шин, бензина, табачных изделий, алкогольных напитков и т.д.).

Для защиты экономических интересов производителей товаров государств-членов Союза в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субси­дируемым импортом на единую таможенную территорию применяются:

а) специальные пошлины - применяются в исключительных случаях, и устанавли­ваются только по результатам проведенного расследования. Применение такой меры, обусловлено угрозой причинения серьёзного ущерба определённой отрасли экономики в случаях ввоза товаров на таможенную территорию в возросших количествах. Срок действия специальных пошлин устанавливается компетентным органом государства, до момента полного устранения ущерба экономики, и не может превышать 4 (четырёх) лет со дня начала её применения;

б) антидемпинговые пошлины - применяются к товарам, являющимся предметом демпингового импорта, в случае, если по результатам расследования установлено, что ввоз таких товаров на таможенную территорию причиняет материальный ущерб или создаёт угрозу отрасли экономики государства. Данный вид пошлины применяется только по решению компетентного органа в размерах и в течение сроков, необходимых для устранения ущерба отрасли экономики, возникшего под действием демпингового импорта. Максимальный срок действия антидемпинговой меры не может превышать 5 (пяти) лет со дня начала её применения;

в) компенсационные пошлины - применяются к ввозимым товарам, при производстве, вывозе или транспортировке которых использовалась специфическая субсидия иностранного государства, в случае, если по результатам расследования было установлено, что ввоз такого товара на таможенную территорию причиняет материальный ущерб или создаёт угрозу отрасли экономики стран-членов Союза. Срок действия компенсационных пошлин устанавливается компетентным органом до момента полного устранения возникшего ущерба отрасли экономики, и не может превышать 5 (пяти) лет со дня начала её применения.

Но наиболее действенными и более целеустремлёнными являются административные меры.

Самой распространённой формой нетарифных ограничений являются количественные ограничения экспорта и (или) импорта. В качестве одной из мер такого ограничения, широко используется мера установления квот (т.е. ограничение в количестве или стоимостном выражении объёма продукции, разрешённой к ввозу (импортная квота) или вывозу (экспортная квота) за определённый период).

К преимуществам квотирования можно отнести: гарантии ограничения ввоза товаров до определённой величины; поддержку определённых предприятий, путём применения выборочного распределения квот государством.

В качестве недостатков квоты можно выделить её способствование монополизации экономики, ограничивая ценовую конкуренцию, а также малоэффективное и произвольное распределение лицензий.

При принятии решения о введении квоты Правительство РФ определяет метод распределения квоты и в соответствующем случае устанавливает порядок проведения конкурса или аукциона. Распределение квоты основывается на равноправии участников внешнеторговой деятельности в отношении получения квоты и их недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке.

Инструментарием количественного регулирования торговли и контроля оборота товаров являются лицензии, выдаваемые уполномоченными государственными органами исполнительной власти, и её отсутствие является причиной для отказа в выпуске товаров таможенными органами.

Порядок выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Союза в торговле с третьими странами определяется Соглашением от 09.06.2009 "О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами".

Уполномоченными государственными органами исполнительной власти государства выдаются следующие виды лицензий: разовые; генеральные; исключительные.

За рассмотрение заявления, выдачу лицензии или переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, уполномоченным органом взимается государственная пошлина (лицензионный сбор) в порядке и размере, которые предусмотрены законодательством РФ. Лицензии и разрешения выдаются на каждый товар, классифицируемый в соответствии с ТН ВЭД ТС, в отношении которого введено лицензирование или наблюдение. Отдельно следует выделить контроль за ввозом и вывозом ряда специфических товаров.

Примечание: К специфическим товарам, экспорт которых подлежит лицензированию, относятся: дикие животные, дикорастущие растения, кости ископаемых животных, слоновая кость, рога, копыта, кораллы, коллекционные материалы по минералоги и палеонтологии, лекарственное сырьё растительного и животного происхождения, информация о недрах по районам и месторождениям топливно‑энергетического и минерального сырья, полудрагоценные камни и изделия из них.

Лицензирование в сфере внешней торговли товарами государствами – членами Союза устанавливается в следующих случаях:

1) введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

2) реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

3) предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

4) выполнение международных обязательств.

В частности, осуществление внешнеторговой деятельности может ограничиваться путём предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, т.е. подразумеваются некие монополистические меры.

Перечни отдельных видов товаров, на экспорт и (или) импорт которых предоставляется исключительное право, а также организации, которым предоставляется это исключительное право, определяются федеральными законами.

Например, в Российской Федерации монополизирована торговля определёнными видами продукции, на использование которых требуется специальное разрешение. К ней относят: вооружение, боеприпасы, военную технику, специальные материалы и оборудование для их производства, ракетно‑космические комплексы, ракетное топливо, уран и другие делящиеся материалы, рентгеновское оборудование, приборы и оборудование с использованием радиоактивных веществ и изотопов, яды и наркотические вещества, сильнодействующие лекарственные средства, результаты научных исследований по совершенствованию вооружений.

Сделки по экспорту и (или) импорту отдельных видов товаров, совершенные без лицензии на осуществление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, являются ничтожными.

Организации, которым предоставлено это исключительное право, совершают сделки по экспорту и (или) импорту отдельных видов товаров, основываясь на принципе недискриминации и руководствуясь только коммерческими соображениями.

Важной нетарифной мерой, относящейся к административной и таможенной фор­мальности, является сертификация ввозимых товаров и услуг. В соответствии с «Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации» от 18.11.2010 , под сертифика­цией понимают форму обязательного подтверждения соответствия органом по сертифи­кации (оценке (подтверждению) соответствия) выпускаемой в обращение продукции тре­бованиям технических регламентов Союза. Другими словами, все ввозимые товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветери­нарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным на единой таможен­ной территории. Ввоз товаров, не соответствующих требованиям и стандартам опреде­лёнными странами-членами Союза запрещён.

Среди основных целей применения сертификации выделяют:

- подтверждение показателей качества заявленных изготовителем;

- содействие потребителям в их выборе, путём защиты от некачественного товара;

- повышение конкурентоспособности;

- создание условий для обеспечения свободного перемещения товаров по таможенной территории Союза.

Для оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям технических регламентов Союза по взаимному согласию стран-членов на добровольной основе могут применяться международные, региональныестандарты, а при их отсутствии – национальные (государственные) стандарты. В этих целях формируются соответствующие перечни стандартов.

В соответствии со ст. 2 «Соглашения об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории Таможенного союза» от 11.12.2009 г. страны-члены Таможенного союза проводят согласованную политику в области подтверждения соответствия, в целях достижения:

- взаимного признания аккредитации органов по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия;

- взаимного признания результатов работ по обязательной оценке (подтверждению) соответствия продукции;

- обеспечения равных условий для заявителей (изготовителей, поставщиков и импортеров) государств – членов Таможенного союза в отношении подтверждения соответствия продукции требованиям, установленным законодательством государств Союза.

Продукция, в отношении которой странами-членами Союза установлены одинаковые обязательные требования, одинаковые формы и схемы подтверждения соответствия, а также применяются одинаковые или сопоставимые методы исследований (испытаний) и измерений продукции при проведении подтверждения соответствия, допускается к обращению на единой таможенной территории, если она прошла установленные процедуры подтверждения соответствия на территории любого из государств Союза с соблюдением следующих условий:

- проведение сертификации органом по сертификации, включенным в Единый реестр;

- проведение испытаний в испытательных лабораториях (центрах), включённых в Единый реестр;

- сертификаты соответствия и декларации о соответствии оформлены по единой форме.

Единая форма сертификатов соответствия и деклараций о соответствии устанавливается Комиссией Союза. Вся продукция, подлежащая сертификации, включается в Единый перечень продукции, подлежащей подтверждению соответствия в рамках Союза с выдачей единых документов[8].

Меры автоматического лицензирования реализуются посредством наблюдения за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров. Выдачи разрешений на экспорт и (или) импорт товаров при соблюдении следующих условий:

1) процедура получения разрешений должна быть максимально упрощена, с тем, чтобы не ограничивать экспорт и (или) импорт товаров;

2) разрешения выдаются без ограничений любым участникам внешнеторговой деятельности на основании письменных заявлений, представленных в уполномоченный государственный орган исполнительной власти;

3) заявления о выдаче разрешений могут подаваться в рабочие дни до таможенного оформления товаров;

4) срок выдачи разрешений не может превышать 3 рабочих дней с даты подачи заявления.

В качестве технических мер НТР активно используются:

а) предотгрузочная инспекция;

б) санитарно- эпидемиологический контроль;

в) ветеринарный контроль;

Наши рекомендации