Измерение концентрации и силы рынка

Рыночная концентрация – это степень преобладания на рынке одной или нескольких крупных организации. При этом, уровень концентрации влияет на поведение фирм (организаций) на рынке: чем выше уровень концентрации, тем в большей степени фирмы (организации) зависят друг от друга.

Основными показателями концентрации, используемыми в экономической теории и практике антимонопольных органов, являются:

· коэффициент концентрации;

· коэффициент Герфиндаля-Гиршмана;

· коэффициент относительной концентрации;

· коэффициент энтропии;

· коэффициент дисперсии логарифмов рыночных долей фирм;

· коэффициент Джинни;

· коэффициент Холла-Тайдмана (коэффициент Розенблюта);

· коэффициент Лернера;

· индексы Линда, Бейна, Тобина.

В настоящее время при оценке экономической концентрации рынка в основном используют коэффициент концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана (HHI).2

Коэффициент концентрации (CR) показывает аккумулированные доли концентрации наиболее крупных единиц и определяется как сумма рыночных долей крупнейших продавцов рынка (может измеряться в долях или в процентах). Рыночная доля продавца вычисляется не только как отношение объема продаж, но и как отношение численности занятых, величины активов или величины добавленной стоимости данной фирмы к суммарному значению данного показателя для рынка в целом.

В разных странах рассчитываются доли разного числа предприятий, например, в США и Франции это доли 4, 8, 20, 50, 100 крупнейших компаний. В Германии, Англии, Канаде для подобных расчетов обычно берутся данные о 3, 6, 10 и т.д. предприятиях в отрасли или данные о фирмах, функционирующих на рынке. В России коэффициент концентрации определяется для трех (CR-3), четырех (CR-4), шести (CR-6), восьми (CR-8), десяти (CR-10), двадцати пяти (CR-25) крупнейших продавцов.

Существенный недостаток показателя концентрации состоит в его нечувствительности к различным вариантам распределения долей между конкурентами.

Коэффициент концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) рассчитывается как сумма квадратов долей продавцов. При возведении в квадрат долей рынка коэффициент дает более высокий вес показателей крупных предприятий, чем мелких. Это означает, что если точные данные о долях рынка очень маленьких предприятий отсутствуют, то итоговая ошибка не будет велика.

В соответствии с различными значениями данных коэффициентов выделяются три типа рынка:

I тип – высококонцентрированные рынки: при 70% < CR-3 < 100%; 2000 < HHI < 10000;

II тип – умеренноконцентрированные рынки: при 45% < CR-3 < 70%; 1000 < HHI < 2000;

III тип – низкоконцентрированные рынки: при CR-3 < 45%; HHI < 1000.

Разработаны многочисленные теории о том, когда концентрация становится опасной для конкуренции, какие рынки следует считать низкоконцентрированными, умеренноконцентрированными и высоконцентрированными. За рубежом данные теоретические проблемы широко освещались в работах Уилкокса, Стиглера, Натера, Байна. Согласно теории Уилкокса, если 4 фирмы обладают 50% на рынке, то речь идет о высококонцентрированном рынке. Байн полагал, что отрасль олигополизирована при наличии хотя бы двух крупных продавцов, каждый из которых имеет в руках достаточно большую долю рынка, когда при пропорционально небольшом увеличении его продаж будет иметь место соответствующее сокращение продаж других продавцов.


17 количественные показатели структуры товарного рынка

Количественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка, являются:
- численность продавцов, действующих на данном товарном рынке;
- доли, занимаемые продавцами на данном товарном рынке;
- показатели рыночной концентрации.
Вопрос о включении ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ конкурентов (продавцов) в расчет доли на рынке решается в зависимости от рассматриваемой ситуации:
- если анализ состояния конкурентной среды на рынке проводится в связи с возбуждением дела по факту нарушения антимонопольного законодательства, вероятнее всего необходим расчет доли по ФАКТИЧЕСКИ сложившейся структуре рынка (без учета потенциальных конкурентов);
- если анализ состояния конкурентной среды выполняется для оценки долгосрочных и перспективных проектов (слияние хозяйствующих субъектов, создание финансово - промышленных групп, приобретение пакетов акций, имущества и др.), целесообразно учитывать возможные объемы реализации на рынке ПОТЕНЦИАЛЬНЫМИ конкурентами (продавцами) при условии, что вход на рынок новых хозяйствующих субъектов может осуществляться в кратчайшие сроки (определяемые в зависимости от конкретного рынка, в пределах 1 - 2 лет) без существенных дополнительных затрат.
Численность продавцов, действующих на данном товарном рынке, не позволяет сделать полных и достоверных выводов о наличии (отсутствии) и характере конкуренции между ними, за исключением случаев, когда их количество очень мало.
В зависимости от долей, занимаемых продавцами на данном товарном рынке, составляется их ранжированный перечень; анализируется существенность разброса долей участия продавцов на товарном рынке; делается вывод о равнозначности (равномерности) присутствия продавцов на товарном рынке.
Желательно, чтобы выводы, основанные на анализе статистических данных, характеризующих ситуацию за конкретный период времени, были подкреплены анализом динамики присутствия на рынке тех или иных продавцов за 3 - 5 последних лет.
К показателям рыночной концентрации относятся:
а) коэффициент рыночной концентрации (CR). Рассчитывается как процентное отношение реализации (поставки) продукции определенным числом крупнейших продавцов к общему объему реализации (поставки) на данном товарном рынке.
Рекомендуется использовать уровень концентрации трех (CR-3), четырех (CR-4), шести (CR-6), восьми (CR-8), десяти (CR-10), двадцати пяти (CR-25) крупнейших продавцов.
б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана (HHI). Рассчитывается как сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем продавцами.

Наши рекомендации