Тема 10. логистический сервис
Деятельность производителя любых товаров, но особенно технически сложных, обречена на неудачу, если не организован должным образом высококачественный сервис - это непременное условие рыночного успеха товара. Из года в год важность сервиса непрерывно возрастает, что объясняется многими причинами, в частности, развитии концепции всеобщего управления качеством в индустрии сервиса, нацеленностью в своей деятельности многих предприятий на конечного потребителя и др.
Природа логистической деятельности предполагает возможность оказания участникам движения материального потока разнообразных логистических услуг. Большое количество звеньев логистической системы и логистических посредников являются по существу предприятиями сервиса, в которых услуги неразрывно связаны с продуктом, распределяемым продвигаемым и продаваемым на различных участках логистической цепи. К таким звеньям относятся различные транспортные компании, оптовые и розничные торговцы, компании физического распределения и т.п. При этом, стоимость сервисных услуг, может значительно превосходить затраты непосредственно на производство продукции.
Объектом логистического сервиса являются различные потребители материального потока. Осуществляется логистический сервис либо самим поставщиком, либо экспедиторской фирмой, специализирующейся в области логистического сервиса.
Все работы в области логистического обслуживания можно разделить на три основные группы:
¨ предпродажные, т. е. работы по формированию системы логистического сервиса;
¨ работы по оказанию логистических услуг, осуществляемые в процессе продажи товаров;
¨ послепродажный логистический сервис.
До начала процесса реализации работа в области логистического сервиса включает в себя, в основном, определение политики фирмы в сфере оказания услуг, а также их планирование.
В процессе реализации товаров могут оказываться разнообразные логистические услуги, например:
¨ наличие товарных запасов на складе;
¨ исполнение заказа, в том числе подбор ассортимента, упаковка, формирование грузовых единиц и другие операции;
¨ обеспечение надежности доставки;
¨ предоставление информации о прохождении грузов.
Послепродажные услуги — это гарантийное обслуживание, обязательства по рассмотрению претензий покупателей, обмен и т. д.
К основным принципам, которые положены в основу современного логистического сервиса, относятся:
Ø максимальное соответствие его требованиям потребителей и характеру услуг;
Ø ориентация на функциональный процесс;
Ø ориентация на совершенствование информационного процесса, документации;
Ø неразрывная связь сервиса с маркетингом, его основными принципами и задачами;
Ø гибкость сервиса, его направленность на учет меняющихся требований рынка, потребителей;
Ø постоянное повышение качества сервиса, поиск новых оптимальных путей удовлетворения потребителей;
Ø участие всех сотрудников функциональных подразделений предприятия в обеспечении качества сервиса.
Влияние услуг на конкурентоспособность предприятия и величину издержек, а также ряд других факторов обосновывают необходимость для предприятия иметь точно определенную стратегию в области логистического обслуживания потребителей.
Сегментация потребительского рынка может осуществляться по географическому фактору, по характеру сервиса или по какому-либо иному признаку. Выбор значимых для покупателей услуг, их ранжирование, определение стандартов услуг можно осуществить, проводя различные вопросы. Оценка оказываемых услуг осуществляется различными способами. Например, уровень надежности поставки можно измерить долей поставленных в срок партий. Метод интегральной оценки логистического сервиса рассматривается в следующем параграфе.
Ресурсы компании концентрируются на предоставлении покупателям выявленных, наиболее важных для них услуг.
Поскольку логистический сервис имеет ряд особенностей в сравнении с продуктовыми характеристиками, до сих пор отсутствуют эффективные способы оценки его качества. Такими особенностями являются:
1. Неосязаемость сервиса. Заключается в сложности для поставщиков сервиса объяснить и специфицировать сервис, а также объясняется трудностями со стороны покупателя его оценить.
2. Покупатель зачастую принимает прямое участие в производстве услуг.
3. Услуги потребляются в больших размерах в то же время, в которое они производятся, т.е. услуги не могут складироваться и транспортироваться.
4. Покупатель никогда не становится собственником, покупая услуги.
5. Сервис — это деятельность (процесс) по доставке услуг и поэтому не может быть протестирован прежде, чем покупатель купит услуги.
6. Сервис часто состоит из системы более мелких (субсервисных) операций, причем покупатель оценивает эти субсервисные операции. Качество и привлекательность сервиса зависят от способности покупателя оценить его в итоге (в общем плане).
Измерение качества сервиса должно основываться на критериях, используемых покупателями услуг для этих целей. Когда покупатель оценивает качество сервиса, он сравнивает некоторые фактические значения «параметров измерения» качества с ожидаемыми им величинами этих параметров, и если эти ожидания совпадают, то качество признается им удовлетворительным.
Качество сервиса в логистике будет определяться совокупным ожиданием покупателя в смысле минимальных расхождений между ожиданиями и фактическими параметрами, хотя, конечно, оценка расхождения и самих измерений будет субъективна. Наиболее важными компонентами (параметрами) измерения качества сервиса согласно будут следующие:
Ø осязаемость — та физическая среда, в которой представлен сервис, удобства, оргтехника, оборудование, вид персонала и т.п.;
Ø надежность — последовательность исполнения «точно в срок», т.е., например, в физическом распределении доставка нужного товара в нужное время в необходимое место. Также надежность информационных и финансовых процедур, сопровождающих физическое распределение;
Ø ответственность — желание помочь покупателю, гарантии выполнения сервиса;
Ø законченность — обладание требуемыми навыками и компетентностью, знаниями для выполнения сервиса;
Ø доступность — легкость установления контактов с поставщиками сервиса, удобное для покупателя время оказания услуг;
Ø безопасность — свобода от опасности, риска, недоверия. Сохранность груза при физическом распределении;
Ø вежливость — поведение поставщика сервиса, корректность, любезность контактного персонала; способность разговаривать на языке, понятном покупателю.
Необходимоотметить, что стандартизация сервиса играет важную роль в логистике. В большинстве ведущих компаний логистический сервис регламентируется стандартами, установленными Международной организацией по стандартизации - ISO и изложенными в серии стандартов ISO-9000 и более поздних сериях.
Элементы ISO- 9000[10]:
1. Ответственность руководства.
2. Система контроля качества.
3. Обязательства поставщика.
4. Управление проектированием.
5. Управление документацией.
6. Качество при закупках.
7. Идентификация продукции и обеспечение прослеживаемости.
8. Управление процессом предоставления услуги.
9. Оценка качества обслуживания потребителей.
10. Управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием.
11. Корректирующие действия применительно к несоответствующим услугам.
12. Погрузочно-разгрузочные работы, складирование, упаковка, поставка и обеспечение сохранности продукции.
13. Взаимодействие с потребителями.
14. Контроль данных о качестве обслуживания.
15. Внутренние проверки качестве обслуживания.
16. Обучение персонала.
17. Статистические методы.
Важным критерием, позволяющим оценить систему обслуживания, как с позиции поставщика, так и с позиции получателя услуг, является уровень логистического сервиса.
Расчет данного показателя выполняют по следующей формуле[11]:
h = m/M * 100%
где h — уровень логистического сервиса;
М — количественная оценка теоретически возможного объема логистического сервиса;
m — количественная оценка фактически оказываемого объема логистического сервиса.
Для оценки уровня логистического сервиса выбираются наиболее значимые виды услуг, т. е. услуги, оказание которых сопряжено со значительными затратами, а неоказание — с существенными потерями на рынке.
Рассмотрим в качестве примера оптовое предприятие, торгующее запасными частями к автомобилям определенной марки. Допустим, что общий список (номенклатура) запасных частей для автомобилей данной марки содержит 2000 видов, из которых на предприятии постоянно имеются 500 видов. Тогда уровень сервиса можно рассчитать как отношение максимально возможного количества видов запасных частей к количеству видов, фактически имеющемуся в продаже:
h = 500/2000 * 100% = 25%
Для того чтобы повысить значение данного показателя, необходимо понести дополнительные расходы в связи с увеличением запаса, применением более совершенной системы управления, а также по ряду других причин.
С увеличением уровня сервиса затраты на сервис, естественно, возрастают, причем рост имеет нелинейный характер. Причина заключается в том, что субъект сервиса, т. е. лицо, оказывающее услуги, в первую очередь применяет те из них, которые даются ему малыми затратами.
Продолжим пример. Отметим, что, согласно правилу Парето, лишь 20% ассортимента дает 80% прибыли. Следовательно, логично было бы включить в перечень реализуемых запчастей 400 наиболее часто реализуемых разновидностей. Однако рынок может перестать "уважать" такого торговца, так как будет часто получать отказы по другим, незначимым для субъекта сервиса товарам. Чтобы быть конкурентоспособным, придется расширять ассортимент, вовлекая в него товары среднего, а затем и редкого спроса. Но содержание товара среднего спроса обходится дороже, чем содержание товара частого спроса. Еще более дорого обходится содержание товара редкого спроса. Таким образом, расширяя ассортимент, т.е. увеличивая уровень сервиса, предприятие тем самым резко увеличивает затраты, связанные с его содержанием.