Система национальных счетов
Для анализа макроэкономики необходима система показателей, дающих полноценную картину хозяйственной жизни.
Система национальных счетов (СНС) – это система взаимосвязанных макроэкономических показателей, классификаций и группировок, характеризующих все основные экономические процессы, условия, процесс и результаты воспроизводства экономики, ориентированной на рыночные отношения. СНС представляет систему упорядочивания информации о макроэкономических процессах и является национальным учетом в рамках страны в целом.
СНС – это система статистических данных о состоянии и динамике экономики в соответствии с принципами, применяемыми в бухгалтерском учете и на основе использования двух записей каждой операции: приход и расход. Национальное счетоводство – одно из направлений развития балансового метода. Оно представляет международный стандарт оценки основных экономических показателей страны, является методом народнохозяйственного учета и статистических расчетов. СНС называют макростатистической моделью рыночной экономики. Управлять страной, не имея добротной информации, невозможно. От степени достоверности и оперативности информационных потоков зависит качество управления. Для анализа экономических событий, хозяйственных взаимосвязей необходима система надежных взаимодополняющих показателей. Теоретической основой рассматриваемой системы показателей, или системы учета, являются современные концепции, категории и понятия, объясняющие механизм функционирования рыночной экономики.
СНС возникла в ряде развитых стран в конце 30-х годов ХХ столетия, а как системная работа в рамках официальной статистики – после окончания Второй мировой войны (прежде всего, в Англии, США, Франции, Германии, скандинавских странах). Построение СНС – результат объединения двух направлений в экономических расчетах – статистики национального дохода (К. Кларк, С. Кузнец, А. Маршалл) и исследований экономического цикла с моделированием механизма регулирования рыночной экономики. Значительный вклад в непосредственную разработку СНС и ее дальнейшее развитие внесли Р. Стоун (один из учеников Кейнса), Дж. Хикс, П. Хилл, лауреаты Нобелевской премии Я. Тиберген, Р. Фриш, В. Леонтьев (создатель разновидности балансовых построений – метода “затраты - выпуск”, в отечественной литературе названного межотраслевым балансом). В настоящее время межотраслевой баланс рассматривается как составная часть СНС.
В странах с рыночной экономикой СНС широко используется правительством и территориальными органами власти при анализе и принятии политических и экономических решений, так как в показателях СНС находят отражение все аспекты экономической и социальной политики государства (экономический рост, структура экономики, благосостояние населения, инфляция, бюджетный дефицит и т.д.). Данные СНС используются для оценки конъюнктуры и выработки стратегии и тактики хозяйственной деятельности. В них заинтересованы международные организации и национальные органы, отвечающие за международное сотрудничество. Данные используются для определения взносов (квот) страны на финансирование деятельности указанных структур и координации внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. В отечественной статистике СНС стала разрабатываться с начала 90-х годов и в настоящее время практически вытеснила используемую в течение многих десятилетий систему учета на макроуровне, которая называлась балансом народного хозяйства (БНХ).
Предмет СНС. Создание, распределение и перераспределение национального дохода и продукта в рамках экономической системы.
Функции СНС. Система национального счетоводства является инструментом:
1) формирования экономической политики;
2) экономического прогнозирования;
3) оценки уровня жизни различных групп населения и сравнения его с уровнем жизни населения других стран;
4) связи теории с практикой.
СНС включает следующие категории (или структурные элементы):
1. Экономические функции – основные народнохозяйственные процессы (производство, потребление, накопление).
2. Экономические операции и их классы:
а) операции с материальными благами и услугами (по производству, потреблению, капиталообразованию);
б) операции по распределению доходов;
в) финансовые операции (требования, кредит, займы и т.д.).
3. Экономические агенты – институциональные единицы, которые группируются по секторам экономики.
Для структуризации внутренней экономики выделяют секторы:
· нефинансовые предприятия (нефинансовые корпорации, или квазикорпорации);
· финансовые учреждения (финансовые корпорации);
· правительственные учреждения (государственное управление);
· домашние хозяйства, некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, и «остальной мир».
В сектор нефинансовых предприятий включаются хозяйствующие субъекты корпоративного характера (или сходные с ним, но не имеющие статус корпораций, так называемые квазикорпорации), производящие товары и нефинансовые услуги с целью реализации по ценам, более или менее возмещающим издержки производства. Единицы, входящие в сектор нефинансовых предприятий, возмещают свои издержки в первую очередь за счет выручки от продажи товаров и услуг.
Сектор финансовых учреждений охватывает банки, страховые компании, инвестиционные фонды и другие финансовые единицы, субъекты, основной функцией которых является финансовое посредничество (между теми, кто сберегает финансовые ресурсы, и теми, кто инвестирует).
Большинство финансовых посредников финансируют свои издержки за счет разницы между процентами, получаемыми за предоставленные финансовые ресурсы, и процентами, уплачиваемыми за привлеченные финансовые ресурсы.
Сектор правительственных учреждений (общего государственного управления) формируется за счет бюджетных институционных единиц, главной функцией которых является перераспределение доходов и богатства и предоставление нерыночных услуг как обществу в целом, так и отдельным группам (или отдельным физическим лицам).
Для институционных единиц общего государственного управления характерно бюджетное финансирование (в свою очередь, бюджет – за счет налогов), а также частично за счет доходов от собственности, которой они располагают.
Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, т.е. общественные, политические, профсоюзные, религиозные организации, главная функция которых состоит в оказании нерыночных услуг участникам этих организаций (эти институционные единицы финансируются за счет взносов, пожертвований, доходов от собственности).
Сектор домашних хозяйств называется так в силу того, что население в СНС трактуется в качестве институционных единиц, ведущих домашнее хозяйство (т.е. деятельность потребительского характера).
Кроме того, в указанный сектор включаются мелкие предприятия (владельцами которых выступают домашние хозяйства) – мелкие фермы, небольшие магазины, закусочные, мастерские и т.д., а также лица свободных профессий.
Сектор “Остальной мир” используется для отражения внешнеэкономических связей и финансовых взаимоотношений с зарубежными странами.
4. Объекты экономических операций – товар, деньги, финансовые документы.
Предполагается, что заключительная стадия национального учета должна включать следующие блоки счетов:
· для экономики в целом;
· секторов экономики;
· отраслей экономики;
· отдельных экономических операций.
Счета (различают две стороны: ресурсы и использование) применяются для регистрации экономических операций, осуществляемых субъектами, или институционными единицами. По своей форме счета СНС сходны со счетами бухгалтерского учета.
В СНС (по методике ООН) различают несколько видов счетов:
1. Счет производства отражает результаты производственной деятельности – затраты, промежуточное потребление, производство новой (добавленной) себестоимости (в рыночных ценах).
2. Счет образования доходов характеризует процесс образования прибыли, заработной платы, доходов от собственности, социальных выплат и других доходов.
3. Счет распределения доходов показывает, как эти доходы распределяются между основными получателями – домохозяйствами, фирмами, учреждениями, административными структурами.
4. Счет использования доходов отражает распределение всех доходов на конечное потребление и валовое накопление.
5. Счет капитала(капитальных затрат, операций с капиталом) содержит показатели сбережения, изменения запасов, амортизации основного капитала, перечисления капитала.
6. Финансовый счет показывает итоговые изменения финансовых активов и пассивов, образование сальдо долговых требований.
Счета для секторов экономики подразделяются:
1) на текущие счета (счета производства, образования доходов, первичного распределения доходов в денежной форме, перераспределения доходов в натуральной форме, использования скорректированного располагаемого дохода);
2) счета накопления (счет операций с капиталом, финансовый счет, счет прочих изменений в активах и пассивах – путем прочих изменений в объемах активов и пассивов и путем переоценки активов и пассивов);
3) балансы активов и пассивов на начало и конец периода.
Рассмотрим схему согласования счетов (корреспонденцию записей и балансировки) на примере первых трех текущих счетов (табл.1-3):
Таблица 1
Счёт производства
Ресурсы | Использование |
Выпуск | Промежуточное потребление Валовая добавленная стоимость (1-2) |
Таблица 2
Счёт образования доходов
Ресурсы | Использование |
Валовая добавленная стоимость | Оплата труда Прочие налоги на производство Валовая прибыль (валовой доход) (1-2-3) |
Таблица 3