Анализ основных показателей социально-экономического развития России

с использованием вопросов-кейсов:

  1. Как можно оценить общее экономическое положение в экономике России в 1998 году? А в 2011?
  2. Каковы основные причины экономического спада в России в 90-х годах и в настоящее время?
  3. Как влияет на основные макроэкономические показатели наличие теневой экономики в России?
  4. Как отразился дефолт 1998 года на основных показателях социально-экономического развития России?
  5. Как отразился кризис 2008 года на основных показателях социально-экономического развития России?
  6. Каков вклад фактической девальвации рубля 1998 года в экономический рост?
  7. Какую экономическую и социальную нагрузку несет население страны во время экономических реформ?
  8. Оцените состояние российского бюджета. К какому бюджету, по Вашему мнению, должно стремиться наше правительство: сбалансированному, дефицитному или профицитному?
  9. Какие внешние факторы благополучно повлияли на экономическое развитие России?
  10. Оцените уровень российской безработицы.
  11. Прослеживается ли взаимосвязь между уровнями безработицы и инфляцией в России?
  12. Какое влияние оказывает современный кризис на макроэкономическое развитие РФ?
  13. Зависит ли российская экономика от конъюнктуры мировой экономики?

Образцы вопросов для самостоятельной работы

  1. Раскройте экономические категории «валовой внутренний продукт» и «валовой национальный продукт». Расскажите о критериях, используемых при определении ВВП и ВНП.Величина чистых факторных доходов.
  2. Что такое конечная продукция? Что такое промежуточная продукция? Приведите примеры первой и второй соответственно. Что такое добавленная стоимость?
  3. Как решается проблема двойного счета при расчете ВВП?
  4. Какова структура ВВП в сфере производства?
  5. Опишите структуру ВВП в сфере потребления.
  6. Опишите структуру ВВП в сфере распределения.
  7. Структура валовых внутренних частных инвестиций. Что из перечисленного относится к чистым инвестициям: а) строительство нового дома; б) покупка нового автомобиля; в) замена изношенного оборудования новым; г) ремонт офиса. Свой выбор обоснуйте.
  8. Перечислите основные показатели системы национальных счетов.
  9. Что такое факторные доходы? Синонимом какого показателя системы национальных счетов являются факторные доходы?
  10. Что такое косвенные налоги на бизнес?
  11. Какой показатель системы национальных счетов изменится и каким образом (увеличится или уменьшится), если фирмы начнут все свои прибыли выплачивать акционерам в форме дивидендов?
  12. Каковы различия между показателями личный доход и личный располагаемый доход?
  13. Что такое трансфертные платежи и какова их роль в экономике?
  14. Назовите причины, по которым показатель ВВП не всегда точно характеризует благосостояние нации. Расскажите о показателе «чистое Экономическое Благосостояние».
  15. Если часть домохозяек в стране решит устроиться на работу, а для выполнения домашних дел будет нанимать прислугу, отразится ли это на величине ВВП?
  16. Раскройте экономические категории «номинальный ВВП» и «реальный ВВП». Как считать эти показатели?
  17. Расскажите о методике расчета макроэкономических индексов (дефлятор ВВП и индекс потребительских цен).
  18. Можно ли считать ВВП исчерпывающим показателем экономического благосостояния? Аргументируйте Вашу точку зрения.
  19. Рассмотрите какой-либо отраслевой комплекс.
  20. В стране нет налогов. Какие из следующих показателей равны между собой: национальный доход, личный доход, личный располагаемый доход, чистый внутренний продукт?
  21. Что такое совокупный спрос? Какие факторы его определяют? Перечислите и объясните причины отрицательного наклона кривой совокупного спроса. Шоки совокупного спроса.
  22. Что такое совокупное предложение? Какие факторы его определяют? Перечислите и дайте характеристику трем участкам кривой совокупного предложения. Шоки совокупного предложения.
  23. Опишите кейнсианский вид кривой AS и влияние на нее неценовых факторов. Приведите примеры шоков AS в экономике России.
  24. Опишите современный вид кривой AS и влияние на нее неценовых факторов. Приведите примеры шоков AS в экономике России.
  25. Что означает понятие «макроэкономическое равновесие»? Совпадает ли равновесный объем национального производства с понятием «потенциальный объем национального производства»?
  26. Рассмотрите макроэкономическое равновесие в модели «совокупный спрос – совокупное предложение» по трем известным вариантам. Смещение равновесия.
  27. Дайте теоретическую и графическую трактовку краткосрочного равновесия в модели AD – AS.
  28. Дайте теоретическую и графическую трактовку долгосрочного равновесия в модели AD – AS. Закон Ж. Б. Сэя.
  29. Сформулируйте эффект «храповика» и представьте его графическую интерпретацию.
  30. Дайте графическую интерпретацию функции потребления.
  31. Дайте графическую интерпретацию функции сбережения.
  32. Расскажите о факторах, определяющих динамику потребления и сбережения.
  33. Представьте геометрию предельной склонности к потреблению.
  34. Представьте геометрию предельной склонности к сбережению.
  35. Опишите взаимосвязь предельной склонности к потреблению и сбережению.
  36. Опишите взаимосвязь средней склонности к потреблению и сбережению.
  37. Алгебраическая и графическая интерпретация мультипликатора автономных расходов.
  38. Как возникает мультипликационный эффект?
  39. Какая связь существует между мультипликатором и предельной склонностью к потреблению и сбережению.
  40. Покажите с помощью графика, как определить равновесный ВВП методом сопоставления совокупных расходов и объемов производства. Математическое определение равновесного значения ВВП.
  41. В чем особенность подхода к анализу макроэкономического равновесия в модели «доходы – расходы»?
  42. Почему нужно стремиться к установлению макроэкономического равновесия?
  43. Имеется ли нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением в экономике России? В чем причины? Каковы пути достижения равновесия?
  44. Что такое фактические инвестиции? Какова роль инвестиций в товарно-материальные запасы?
  45. Расскажите о факторах, определяющих динамику инвестиций.
  46. Расскажите о факторах нестабильности инвестиций.
  47. Автономные и стимулированные инвестиции. Представьте алгебраическую и графическую трактовки функции инвестиций.
  48. Покажите, как происходит корректировка макроэкономического равновесия в модели «доходы – расходы» (крест Кейнса)?Незапланированное накопление и сокращение запасов.
  49. Что такое рецессионный разрыв? Представьте алгебраическую и графическую трактовки.
  50. Что такое инфляционный разрыв? Представьте алгебраическую и графическую трактовки.
  51. Объясните смысл парадокса бережливости.
  52. Покажите с помощью графика, как определить равновесный ВВП с помощью модели «инвестиции – сбережения».
  53. Модель IS – LM как конкретизация модели AD – AS.
  54. Какова сущность экономической цикличности?
  55. Расскажите о причинах экономической цикличности.
  56. Охарактеризуйте особенности двухфазной модели экономического цикла.
  57. Охарактеризуйте особенности четырехфазной модели экономического цикла.
  58. Расскажите о показателях экономической конъюнктуры.
  59. Расскажите о трех ключевых направлениях, по которым проводят исследование причин циклического развития рыночной экономики?
  60. Охарактеризуйте экстернальные и интернальные концепции циклического развития экономики
  61. Какие существуют виды экономических циклов?
  62. Охарактеризуйте основные формы кризисов.
  63. Охарактеризуйте механизм распространения циклических колебаний. Эффект мультипликатора-акселератора.
  64. Представьте математическую зависимость между изменением дохода и действием мультипликатора и акселератора.
  65. Дайте трактовку неравенству [(1 – МРS) + v]2 < 4v. Характеристика колебательных процессов в экономике.
  66. Охарактеризуйте механизм антициклического регулирования.
  67. В чем суть инфляции как экономического явления? Можно ли утверждать, что сущность инфляции сводится только к чрезмерному количеству денег в обращении?
  68. Всякий ли рост цен означает, что мы имеем дело с инфляцией? Какие формы проявления инфляции Вы знаете?
  69. Расскажите о причинах инфляции.
  70. Как измеряется уровень инфляции?
  71. Теоретически обоснуйте «правило 70».
  72. Какие критерии положены в основу классификации видов инфляции? Чем различаются умеренная, галопирующая и гиперинфляция?
  73. При каких обстоятельствах имеют место подавленная и скрытая инфляция?
  74. В чем заключается суть и механизм инфляции спроса? Каковы ее особенности в российской экономике?
  75. Дайте характеристику инфляции издержек. Объясните специфику источников инфляции издержек в России.
  76. Опишите механизм инфляционной спирали в экономике.
  77. Каковы социально-экономические последствия инфляции? Можно ли выиграть и проиграть от инфляции?
  78. Как отличить инфляцию от гиперинфляции? Где эта грань?
  79. Что в экономике понимают под безработицей? Кого следует включать в состав безработных?
  80. Как измеряется уровень безработицы?
  81. Что означает естественный уровень безработицы?
  82. Назовите основные формы безработицы и причины их порождающие.
  83. Дайте объективную оценку последствий безработицы.
  84. Какую зависимость характеризует закон Оукена? Определение экономических издержек безработицы.
  85. Обоснуйте взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса.
  86. Расскажите об особенностях российского рынка труда.
  87. Расскажите об инфраструктуре рынка труда.
  88. Расскажите о функциях службы занятости в России.
  89. Дайте характеристику основным направлениям государственного регулирования рынка труда в России.
  90. Расскажите о мировом опыте воздействия на уровень занятости. Социальные программы.
  91. Расскажите о государственных мерах борьбы с безработицей в России.
  92. Какие показатели используются для измерения неравенства в распределении доходов?
  93. Предположим, что принята программа компенсаций по безработице. Почему безработица продолжает вызывать беспокойство общества?
  94. Почему макроэкономическая политика государства, направленная на снижение безработицы, оборачивается, как правило, ростом цен?
  95. Как объяснить существование в современных условиях наряду с безработицей вакантных мест? С каким видом безработицы связано это явление?
  96. Объясните, как может одновременно повыситься ваш номинальный доход и снизиться ваш реальный доход. Кто проигрывает от инфляции? От безработицы? Если бы вам пришлось выбирать между а) полной занятостью с 6%-ным ежегодным уровнем инфляции и б) стабильностью цен с 8%-ным уровнем безработицы, что бы вы выбрали?
  97. Объясните, каким образом жестокая гиперинфляция может привести к депрессии?
  98. Какая связь, если она вообще существует, между изменениями курса акций на фондовой бирже и макроэкономической цикличностью?
  99. Каковы причины мирового финансово-экономического кризиса 2008 года в различных странах?
  100. В чем особенности российского финансово-экономического кризиса 2008 года?
  101. Опишите сущность и функции денег.

102. Опишите предысторию денег.

103. Расскажите о формах денег. Понятие «ликвидность».

104. Как Вы считаете, важна ли стабильность денежной единицы для нормальной работы экономики?

105. Расскажите об особенностях денежного обращения в современной России.

106. Что такое покупательная способность денег?

107. Каковы главные признаки товара, способного играть роль денег?

108. Почему в качестве денежного товара лошади менее удобны, чем золотой песок?

109. Из каких основных элементов состоит денежная масса?

110. Расскажите о структуре денежной массы в России и на Западе.

111. В каком случае рост цен может обгонять рост количества денег в стране?

112. Ювелиров принято называть первыми банкирами, так как они принимали за определенное вознаграждение на хранение золото и другие ценности от населения. В чем принципиальное отличие банковского дела от функций камеры хранения?

113. Какие блага чаще всего играют роль сокровищ?

114. Почему в качестве государственных сокровищ обычно используется золото, а не антиквариат?

115. Почему золото и серебро были главными денежными товарами, а стойкие и высоко ценимые бриллианты – нет?

116. В свое время коммунистическое правительство нашей страны для оплаты закупаемых тракторов продало в США некоторые из шедевров живописи, хранившихся в Эрмитаже. Можно ли считать такое использование сокровищ выгодным?

117. Еще в XVI веке известный британский финансист сэр Томас Грэшем подметил в мире денег тенденцию, которую он сформулировал следующим образом: «Плохие деньги всегда вытесняют хорошие из повседневного обращения». Что именно он имел в виду?

118. Какие факторы определяют нужную стране массу денег?

119. Как рассчитывается скорость обращения денег?

120. Что произойдет в стране с ценами, если в обращение будет выпущено слишком много денег?

121. Как инфляция влияет на покупательную способность денег?

122. Что такое спрос на деньги? Какие факторы определяют величину спроса на деньги?

123. Что такое предложение денег? Какими факторами оно определяется?

124. Каков механизм установления равновесия на денежном рынке?

125. Что такое денежная система?

126. Что такое денежное обращение?

127. Сравните марксистскую формулу и формулу Фишера, используемые для расчета количества денег в обращении. В чем их принципиальное сходство и отличия?

128. Сформулируйте «монетарное» правило.

129. Охарактеризуйте денежную систему России.

130. К каким последствиям может привести увеличение денежного предложения в случае предварительного объявления о дополнительной эмиссии?

131. К каким последствиям может привести увеличение денежного предложения при внезапном увеличении денежной массы?

132. Опишите структуру банковской системы современной России.

133. Центральный банк правит страной?

134. Рассмотрите балансовый отчет коммерческого банка.

135. Расскажите об особенностях операций российских коммерческих банков.

136. Как Центральный банк может влиять на темпы инфляции в стране?

137. Почему любая страна должна заботиться о развитии и укреплении своей национальной банковской системы?

138. Почему экономическая и политическая стабильность в стране ведет к росту предложения денег и тем самым к расширению возможностей инвестирования в развитие ее экономики?

  1. Что такое денежная база? Как ее считать?
  2. Что такое денежный мультипликатор? Как его считать? Что он показывает?
  3. Что такое коэффициент депонирования? Что он характеризует?
  4. Что такое резервная норма? Что она характеризует?
  5. Расскажите о первоначальной модификации денежной базы путем изменения обязательств Банка России перед населением и банковской системой.

144. Расскажите о процессе «мультипликации» в системе коммерческих банков.

145. Каков механизм эффекта банковского мультипликатора?

  1. Что такое банковские резервы? Какие они бывают?
  2. Что такое ставка рефинансирования?
  3. Какие инструменты кредитно-денежной политики Вам известны?
  4. Расскажите о механизме «политики дешевых и дорогих денег».
  5. Напишите экономическое эссе на любую из двух тем:«Целесообразно ли введение государственных гарантий банковских вкладов?»; «Влияние экономического кризиса на деятельность кредитных организаций».
  6. Дайте характеристику современной налоговой системы России.
  7. Какие функции выполняют налоги?
  8. Какие виды налогов Вы знаете?
  9. Каковы причины частого изменения налогового законодательства в России? Каковы последствия такой нестабильности?
  10. Оправдало ли себя введение 13%-го налога на доходы в России?
  11. Какова зависимость налоговых поступлений от налоговой ставки?
  12. Представьте графическую интерпретацию кривой Лаффера.
  13. Расскажите о способах взимания налогов.
  14. Приведите примеры прямых и косвенных налогов.
  15. Что такое государственный бюджет? Приведите его структуру.
  16. От чего зависит структура бюджета страны? Что такое бюджетно-налоговое устройство? Какие модели бюджетно-налогового устройства Вы знаете?
  17. Какие состояния государственного бюджета Вам известны? Чем характеризуется каждое из них?
  18. Что такое сальдо госбюджета? Как его рассчитать? Что оно характеризует?
  19. Какова главная особенность основного финансового закона России на среднесрочную перспективу?
  20. Охарактеризуйте причины дефицита госбюджета.
  21. Как решаются проблемы дефицита госбюджета?
  22. Из-за чего возникает сеньораж и к чему он приводит? Что Вы знаете об инфляционном налоге? Как можно рассчитать инфляционный налог?
  23. Расскажите о сущности сознательной БНП.
  24. Раскройте смысл автоматической БНП.
  25. Рассмотрите механизм действия мультипликатора государственных расходов.
  26. Рассмотрите механизм действия налогового мультипликатора.
  27. В чем смысл сопоставления мультипликатора государственных расходов и налогового мультипликатора?
  28. Что такое встроенные стабилизаторы? Как они работают на различных фазах экономического цикла?
  29. Опишите методику расчета равновесного объема ВВП с учетом бюджетно-налоговой политики.
  30. Что такое государственный долг? Каковы причины образования государственного долга?
  31. Что характеризует соотношение долг / ВВП?
  32. Что Вы понимаете под рефинансированием государственного долга? Когда имеет место реструктуризация государственного долга?

178. Предположим, что правительство хочет одновременно сократить совокупный спрос и увеличить инвестиции. Может ли оно сделать это средствами бюджетно-налоговой политики?

179. Предположим, рассматривается предложение сократить налоги, чтобы стимулировать экономику и способствовать ее выходу из кризиса. Имеет ли значение, какие налоги сократить: с населения или с предприятий? Обоснуйте свой ответ.

180. В чем смысл перераспределения ВВП через госбюджет?

181. Кто больше платит косвенных налогов: богатые или бедные?

182. Расскажите об использовании теории эластичности в налогообложении.

183. Кто должен подавать декларацию о доходах?

184. К каким последствиям приводит резкое повышение или понижение налогов?

  1. Правительство проводит сдержи­вающую бюджетно-налоговую политику в целях снижения уровня инфляции. Покажите ее краткосрочные и долгосрочные результаты, используя модели AD – AS, крест Кейнса, I – S и кривую Филипса.
  2. Почему фирма-монополист не может полностью переложить свое налоговое бремя на потребителей за счет роста цен? Какие существуют ограничения?
  3. В условиях экономического спада существует бюджетный дефицит. Какой способ финансирования бюджетного дефицита будет более стимулирующим: создание новых денег (эмиссия) или займы у населения? Почему?
  4. Дайте понятие экономического роста. Каковы его количественные показатели?
  5. Идентичны ли понятия «экономический рост» и «экономическое развитие»?
  6. Классифицируйте факторы экономического роста. Определите, что понимается под интенсивным и экстенсивным ростом.
  7. Как графически интерпретируют экономический рост?
  8. Как техника и технологии влияют на экономический рост?
  9. Как система управления влияет на экономический рост?
  10. Что может тормозить экономический рост?
  11. Объясните, каким образом эффекты мультипликатора и акселератора раскрывают механизм экономического роста.
  12. Какие возможности для анализа экономического роста дает производственная функция Кобба – Дугласа?
  13. В чем своеобразие кейнсианского анализа экономического роста в модели Харрода – Домара?
  14. Каков вклад Р. Солоу как представителя неоклассического направления в анализ проблем экономического роста?
  15. Сформулируйте золотое правило накопления Э. Фэлпса.Какую политику необходимо проводить, если экономика начинает развиваться с запасом капитала большим, чем по золотому правилу?
  16. Какие стадии экономического роста выделял Ростоу? На какой стадии находится, по-Вашему, наша страна?
  17. На каких положениях основана теория экономического роста Гэлбрейта?
  18. Расскажите о трех волнах экономического развития по-Тоффлеру.
  19. В чем принципиальные различия теорий единой цивилизации, столкновения цивилизаций и упадка цивилизации?
  20. Охарактеризуйте проблемы экономического роста в России.
  21. Расскажите об основных социально-экономических приоритетах развития России на ближайшие годы. Особенности экономического роста в России.
  22. Реальна ли концепция нулевого экономического роста?
  23. Как можно достичь устойчивости экономического роста?
  24. Какие предпосылки экономического развития в России наиболее слабы?
  25. Какое влияние на экономический рост оказывают недоверие россиян к финансовым посредникам и стремления держать сбережения в наличных деньгах и иностранной валюте?
  26. В чем заключаются особенности современного международного разделения труда по сравнению с традиционным разделением труда? Интеграция, транснационализация, интернационализация и глобализация.
  27. Что такое мировое хозяйство, в каких формах развиваются экономические связи между странами
  28. Какие причины делают целесообразной торговлю между различными странами?
  29. Какие показатели международной торговли Вы знаете?
  30. Приведите примеры участия России, развитых и развивающихся стран в международном разделении труда.
  31. Что такое протекционизм?
  32. Каким образом страна может защитить свой рынок от импорта товаров?
  33. Каковы положительные и отрицательные стороны введения импортных таможенных пошлин?
  34. Как взаимосвязано падение валютного курса страны и возможности ее экспорта и импорта?
  35. В чем, с Вашей точки зрения, выгода для России от привлечения прямых капиталовложений из-за рубежа?
  36. Каким образом страны рассчитываются между собой в международной торговле, и как функционирует валютный рынок?
  37. В чем заключаются выгоды международной экономической интеграции?
  38. Что такое валютный курс и какова его экономическая природа?
  39. Почему падение курса рубля по отношению к доллару выгодно российским экспортерам и невыгодно российским импортерам?
  40. Почему стабилизация курса рубля по отношению к иностранным валютам выгодна с точки зрения долгосрочных интересов страны в целом, но в данный момент невыгодна многим россиянам, хотя они и не занимаются импортом или экспортом?
  41. Какие виды товаров Россия сегодня экспортирует в наибольших масштабах?
  42. Какие страны являются важнейшими торговыми партнерами России?
  43. Расскажите об абсолютных и сравнительных преимуществах МРТ и торговли.
  44. Сформулируйте основные тезисы меркантилистской теории международной торговли.
  45. Сформулируйте основные тезисытеории абсолютных преимуществ А. Смита.
  46. Сформулируйте основные тезисы теории сравнительных преимуществ Д. Риккардо. В чем состоит ограниченность этой теории?
  47. Сформулируйте основные тезисы теории соотношения факторов производства. В чем состоит ограниченность этой теории?
  48. Сформулируйте парадокс В. Леонтьева.
  49. Сформулируйте основные тезисы теории конкурентных преимуществ М. Портера.
  50. Расскажите о формах проведения внешнеэкономической политики.
  51. Что такое платежный баланс страны? Приведите структуру платежного баланса.
  52. Расскажите о режимах, условиях и способах достижения конвертируемости валюты.
  53. Расскажите о системе фиксированных валютных курсов. Что такое девальвация и ревальвация валюты?
  54. Расскажите о системе плавающих валютных курсов. Что такое покупательная способность валюты?
  55. Дайте характеристику основным этапам развития мировой валютной системы.
  56. Что означает понятие «долларизация экономики»?
  57. Что означает понятие «бегство капитала»?
  58. Сформулируйте основные задачи валютной политики России на современном этапе.
  59. Стоимость валюты растет. Каким образом изменение стоимости валюты может сказаться на потребителях?
  60. Стоимость валюты растет. Каким образом изменение стоимости валюты может сказаться на отраслях, работающих на импортном сырье?
  61. Стоимость валюты растет. Каким образом изменение стоимости валюты может сказаться на экспортных отраслях?

3. По спорным темам курса «Макроэкономика» студенты готовят эссе (2-3 стр.) по материалам экономических журналов и газет.

Образцы тем экономических эссе

  1. Предположим, что принята программа компенсаций по безработице. Почему безработица продолжает вызывать беспокойство общества?
  2. Почему макроэкономическая политика государства, направленная на снижение безработицы, оборачивается, как правило, ростом цен?
  3. Как объяснить существование в современных условиях наряду с безработицей вакантных мест? С каким видом безработицы связано это явление?
  4. Скольжение вдоль кривой Филлипса означает альтернативный выбор между инфляцией и безработицей. А возможно ли при помощи этой кривой показать одновременный рост цен и безработицы? Как называется такая ситуация в экономике?
  5. Объясните, как может одновременно повыситься ваш номинальный доход и снизиться ваш реальный доход. Кто проигрывает от инфляции? От безработицы? Если бы вам пришлось выбирать между а) полной занятостью с 6%-ным ежегодным уровнем инфляции и б) стабильностью цен с 8%-ным уровнем безработицы, что бы вы выбрали?
  6. Объясните, каким образом жестокая гиперинфляция может привести к депрессии?
  7. Какая связь, если она вообще существует, между изменениями курса акций на фондовой бирже и макроэкономической цикличностью?

8. Каким должен быть российский фондовый рынок

9. Структура денежной массы в России и на Западе

10. Особенности операций российских коммерческих банков

11. «Дворцовые» тайны: Центральный банк правит страной?

12. «За всю историю мира было три великих изобретения: огонь, колесо, центральная банковская система» (Вилл Роджерс)

  1. Влияние экономического кризиса 2008 года на банковскую систему РФ.
  2. Актуальные проблемы теории денег, кредита и банков.
  3. Целесообразно ли введение государственных гарантий банковских вкладов?
  4. Влияние экономического кризиса на деятельность кредитных организаций
  5. «Налоги для тех, кто их выплачивает, – признак не рабства, а свободы» (А. Смит).
  6. «…Главной заботой министерства финансов было и остается одно: собрать как можно больше средств при минимальном сопротивлении налогоплательщиков» (Ф. Хайек).
  7. «Налоги – это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе» (О.У. Холмс).
  8. Резервный фонд и Фонд будущих поколений в РФ.
  9. Основные направления развития бюджетного процесса в РФ.
  10. Бюджетная и монетарная политика в условиях нестабильной внешней конъюнктуры.
  11. Изменение государственной фискальной политики в период экономического кризиса.

24. «Нестабильность валютных курсов – симптом нестабильности соответствующей экономической структуры» (М.Фридман «Капитализм и свобода»)

25. «Экспорт зарабатывает валюту, которую страна может использовать для финансирования импорта» (Д.Сакс «Рыночная экономика в России»)

4. Промежуточный контроль – экзамен.

Список вопросов к экзамену по курсу «Макроэкономика»

  1. Валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт: сходство и различие показателей. Способы измерения ВВП.
  2. Номинальный и реальный ВВП. Макроэкономические индексы.
  3. Система национального счетоводства.
  4. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Факторы совокупного спроса. Примеры шоков в современной экономике России.
  5. Совокупное предложение. Особенности кривой совокупного предложения. Факторы совокупного предложения. Примеры шоков в современной экономике России.
  6. Макроэкономическое равновесие в модели «AD – AS». «Теория эффективного спроса» Дж.М. Кейнса. Эффект «храповика». Закон рынков Ж.Б.Сэя.
  7. Смещение макроэкономического равновесия. Причины нарушения равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением в экономике России.
  8. Функции потребления и сбережения. Коэффициенты Дж.М. Кейнса: средние и предельные склонности, мультипликатор расходов.
  9. Совокупные расходы: аналитическое представление и графический анализ. Расчет равновесного ВВП.
  10. Инвестиции и сбережения. Макроэкономическое равновесие в модели «инвестиции – сбережения». Парадокс бережливости.
  11. Производные инвестиции и эффект акселератора. Модель мультипликатора-акселератора.
  12. Макроэкономическое равновесие в модели «кейнсианский крест» («совокупные доходы – совокупные расходы»).
  13. Корректировка макроэкономического равновесия в модели «кейнсианский крест» («совокупные доходы – совокупные расходы»). Незапланированное накопление и сокращение запасов.

14. Потенциальный и фактический ВВП. Разрыв ВВП. Инфляционный и рецессионный разрывы: понятия и графическая трактовка.

  1. Графический анализ определения равновесного ВВП в моделях «кейнсианский крест» и «инвестиции – сбережения».
  2. Экономические циклы: виды, модели. Рецессия и экономический рост. Специфика экономического кризиса 2008 года в России.
  3. Сущность экономической цикличности. Показатели экономической конъюнктуры. Характеристика колебательных процессов в экономике.
  4. Механизм распространения циклических колебаний. Эффект мультипликатора-акселератора.
  5. Инфляция: сущность; причины; виды; показатели, последствия. Антиинфляционная политика и ее особенности в современной России.
  6. Механизм инфляции спроса и его особенности в российской экономике.
  7. Характеристика инфляции издержек. Объяснение специфики инфляции издержек в России.
  8. Механизм «инфляционной спирали» в экономике.
  9. Инфляция и ставка процента. Понятие дисконтирования. Текущая дисконтированная стоимость. Значение дисконтирования при принятии инвестиционных решений.
  10. Безработица как важнейшая форма макроэкономической нестабильности. Виды безработицы. Закон Оукена.
  11. Измерение уровня безработицы. Естественный уровень безработицы. Последствия безработицы. Характеристика основных направлений государственного регулирования рынка труда в России. Социальная защита населения в период экономического кризиса 2008 года.
  12. Инфляция и безработица. Кривая Филлипса. Стагфляция.
  13. Проблема измерения неравенства в распределении доходов: кривая Лоренца, коэффициент Джини, децильный коэффициент. Прожиточный минимум. Влияние экономического кризиса 2008 года на дифференциацию доходов в России.
  14. Деньги. Эволюция появления различных форм денег. Покупательная способность денег. Денежная масса. Функции денег. Уравнение И.Фишера.
  15. Денежная система. Закон денежного обращения. «Монетарное» правило.
  16. Спрос на деньги и денежное предложение. Денежная база и денежные агрегаты. Механизм установления равновесия на денежном рынке.
  17. Структура банковской системы современной России. Методика определения совокупной денежной массы в экономике страны.
  18. Балансовый отчет коммерческого банка. Активные и пассивные банковские операции. Обязательные, фактические и избыточные резервы. Резервная норма и ставка рефинансирования. Кредитная мультипликация.
  19. Основные инструменты кредитно-денежной политики ЦБ. Политика «дорогих» и «дешевых» денег.
  20. Создание денег банковской системой. Банковский и денежный мультипликатор. Кредитные возможности банка и банковской системы.
  21. Характеристика современной налоговой системы России. Налоги и их виды.
  22. Использование теории эластичности в налогообложении.
  23. Способы взимания налогов. Кривая Лаффера: аналитическое представление и графический анализ.
  24. Бюджетный дефицит и инфляция. Сеньораж и инфляционный налог. Социально-экономические последствия инфляции.
  25. Государственный бюджет и его структура. Дефицит государственного бюджета и способы его финансирования.
  26. Характеристика трех состояний госбюджета. Сальдо госбюджета. Смысл перераспределения ВВП через госбюджет.
  27. Механизм действия налогового мультипликатора и мультипликатора расходов. Расчет равновесного ВВП с учетом бюджетно-налоговой политики.
  28. Основные инструменты бюджетно-налоговой политики государства. Дискреционная и автоматическая бюджетно-налоговая политика. Встроенные стабилизаторы.
  29. Государственный долг: понятие, виды, причины. Рефинансирование государственного долга. Реструктуризация государственного долга.
  30. Экономический рост. Типы и факторы экономического роста. Графическое представление экономического роста.
  31. Механизм экономического роста в кейнсианских и неоклассических теориях. Историко-социологические теории экономического роста.
  32. Общее экономическое положение России в 2010-2011 гг. Основные социально-экономические приоритеты развития России на среднесрочную перспективу.
  33. Мировое хозяйство. Международное разделение труда. Формы международных экономических отношений. Теория конкурентных преимуществ М.Портера.
  34. Международная торговля: понятие, причины, показатели, значение. Теория абсолютных и сравнительных преимуществ (аналитическое представление и графический анализ).

49. Валютный рынок и валютные курсы. Фиксированный и плавающий валютные курсы. Конвертируемость валюты. Девальвация и ревальвация валюты.

  1. Внешнеэкономическая политика. Протекционизм и фритредерство. Платежный баланс страны и его структура.

Расчет рейтинговой оценки по макроэкономике

Окончательная оценка на экзамене по макроэкономике зависит от рейтинговой оценкии результатов, показанных на экзамене.

Для расчета рейтинговой оценки используются следующие обозначения: n – количество работ,X –возможная оценка, Y– накопленная оценка, k–весовой коэффициент для расчета рейтинговой оценки.

j   Форма проведения занятий n X Y k   Примечание
Коллоквиум (устный опрос) 0 – 100% Анализ основных показателей социально-экономического развития России - student2.ru 0,3  
Контрольная работа 0 – 100% Анализ основных показателей социально-экономического развития России - student2.ru 0,25  
РГР 0 – 100%   0,2    
Индивидуальные задания (эссе, кейс, анализ экономических публикаций) 0 – 100% Анализ основных показателей социально-экономического развития России - student2.ru 0,15 Эссе – по темам 3, 4, 6, 7, 9; кейсы – по темам 4, 6, 7, 8, 9; анализ экономических публикаций – по темам 4, 5, 6, 7, 9
Посещаемость 0 – 1 Анализ основных показателей социально-экономического развития России - student2.ru 0,1 По пропущенным темам необходимо до экзамена пройти собеседование
Всего Анализ основных показателей социально-экономического развития России - student2.ru Наличие конспекта (своего) на экзамене обязательно

Примечание: за сдачу коллоквиума, защиту РГР и выполнение индивидуальных заданий оценка «отлично» приравнивается к 100%, оценка «хорошо» – к 80%, оценка «удовлетворительно» – к 60%. Оценка за контрольную работу рассчитывается как процент правильно выполненных заданий к общему количеству заданий работы.

Если рейтинговая оценка по макроэкономикеYS ≥ 80%,то на экзамене студент отвечает на один теоретический вопрос билета (по выбору студента), если YS < 80%,то экзамен проходит традиционно: два теоретических вопроса + задача.

Критерии оценок знаний студента на экзамене по макроэкономике

  • оценка «отлично» выставляется студенту, обнаружившему всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, предусмотренного программой; усвоившему основную и дополнительную литературу по программе; умеющему творчески и осознанно выполнять задания, предусмотренные программой; усвоившему взаимосвязь основных понятий дисциплины и умеющему применять их к анализу и решению практических задач; безупречно выполнившему в процессе изучения дисциплины все задания, предусмотренные формами текущего контроля;
  • оценка «хорошо» выставляется студенту, обнаружившему полное знание учебного материала, предусмотренного программой; успешно выполнивший все задания, предусмотренные формами текущего контроля;
  • оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему знание основного учебного материала, предусмотренного программой, в объеме необходимом для дальнейшей учебы и работы по специальности, знающему основную литературу, рекомендованную программой; справляющемуся с выполнением заданий, предусмотренных программой; выполнившему все задания, предусмотренные формами текущего контроля, но допустившему погрешности в ответе на экзамене или при выполнении экзаменационных заданий и обладающему необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;
  • оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знании основного материала, предусмотренного программой, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий; не выполнившему отдельные задания, предусмотренные формами текущего контроля.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:

а) основная литература (вся указанная литература размещена на сайте полнотекстовой электронной библиотеки МАДИ и находится в свободном доступе для студентов):

1. Безновская, В.В. Экономическая теория: Курс лекций: Учебное пособие / В.В. Безновская; МАДИ (ГТУ). – М., 2009.

  1. Комплекс Интернет-заданий по экономической теории: учеб. пособие / Г.И. Арутюнова, И.В. Кирова, Т.Л. Попова; под. ред. Т.Л. Поповой; МАДИ. - М., 2010.
  2. Султыгова А.А., Безновская В.В., Кирова И.В. Экономическая теория в задачах и ситуациях: часть 1: Микроэкономика: учебное пособие / МАДИ. – М., 2009.
  3. Сборник задач по экономической теории: учеб. пособие / В.В. Безновская, И.В. Кирова, Н.В. Коваленко, М.В. Кунцман, С.В. Назарова, А.А. Султыгова, В.Ф. Юкиш; под. ред. В.В. Безновской; МАДИ. - М., 2010.
  4. Терминологический минимум по экономической теории: учеб. пособие / Г.И. Арутюнова, В.В. Безновская, М.В. Кунцман; под. ред. М.В. Кунцман; МАДИ. - М., 2010.

б) дополнительная литература:

1. Арутюнова, Г. И. Экономическая теория: учебник / Г. И. Арутюнова. - М.: Международные отношения, 2003.

  1. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие для студентов вузов / рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидорович; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007
  2. Курс экономической теории: учебник / под общ. ред. М.Н. Чепурина и Е.А. Киселевой. – Киров: АСА, 2005.
  3. ЭКОНОМИКС. Макконнелл К.Р., Брю С.Л./ ECONOMICS Campbell R.McConnell., Stanley. L. Brue/ – М.: Республика 1992.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Наши рекомендации