Каковы цели и принципы стандартизации?

Содержание

1. Каковы цели и принципы стандартизации

2. Что такое физическая величина? Как осуществляется передача размера единицы физической величины от эталонов рабочим СИ

3. Участники сертификации и их функции в процедуре сертификации

Каковы цели и принципы стандартизации?

Общей цельюстандартизацииявляется:защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов и услуг.

В соответствии с законом Российской Федерации «О техническом регулировании» деятельность по стандартизации на территории РФ осуществляется в целях:

- повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных или растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

- повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- обеспечения научно-технического прогресса;

- повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг;

- рационального использования ресурсов;

- технической и информационной совместимости;

- сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

- взаимозаменяемости продукции.

Одной из целей развития стандартизации в РФ является усиление степени прозрачности Государственной системы стандартизации (ГСС). Примером развития стандартизации в РФ в современных условиях является принятие Закона о техническом регулировании.

Принципы стандартизации. Стандартизация как наука и как вид деятельности базируется на определенных исходных положениях — принципах. Принципы стандартизации отражают основные закономерности процесса разработки стандартов, обосновывают ее необходимость в управлении народным хозяйством, определяют условия эффективной реализации и тенденции развития.

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

– добровольного применения стандартов;

– максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

– применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям РФ, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо РФ, в соответствии с установленными процедурами, выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;

– недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей национальной стандартизации, указанных выше;

– недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам.

Рассмотрим основные принципы более подробно.

Принцип добровольного применения стандартов заключается в том, что в стандарты включаются только рекомендуемые требования, положения и порядки. Все обязательные требования выносятся в технические регламенты, которые утверждаются постановлениями Правительства или указами Президента либо оформляются в виде законов. Таким образом, технический регламент является нормативно-правовым документом и невыполнение его требований эквивалентно нарушению закона.

Технический регламент – документ новый в российской, но широко используемый в международной практике. В технические регламенты выносятся обязательные требования, касающиеся вопросов безопасности продукции, защиты окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Национальные стандарты приобретают статус добровольного применения.

Принцип добровольного применения стандартов говорит о волеизъявлении любого лица – субъекта хозяйственной деятельности – применять или не применять конкретный стандарт. Но стандарты призваны помочь производителю правильно понять и выполнить требования технических регламентов. Они как бы содержат официально признанный алгоритм решения того, как правильно выполнить требования регламента.

Стандарты не обязательны, но если их требования исполняются, к производителям нет никаких претензий, поскольку тем самым автоматически выполняется сам технический регламент, т. е. предприниматель действует в рамках закона. В противном случае производитель должен доказать контролирующим органам соответствие данного изделия техническому регламенту.

Создается прозрачная двухуровневая структура нормативных и нормативно-правовых документов: верхняя ступень – технические регламенты, нижняя – гармонизированные с техническими регламентами добровольные стандарты. Другими словами, добровольный документ «идет» в поддержку документа обязательного и является доказательной базой его соблюдения.

Принцип максимального учета интересовзаинтересованных лиц при разработке стандартов. Для выполнения положений Директивы ЕС «О процедуре предоставления информации в области технических стандартов и регламентов» национальным органом по стандартизации РФ была проделана большая работа по обеспечению доступности информации для всех заинтересованных лиц о новых разрабатываемых стандартах и регламентах.

На сайте национального органа по стандартизации был создан портал «Уведомления о ходе процесса разработки проектов регламентов, национальных и межгосударственных стандартов» для размещения в сети всеобщего пользования Internet информации о новых разработках.

Все заинтересованные лица имеют возможность ознакомиться с проектами разрабатываемых документов, внести свои предложения и высказать свои замечания по текстам проектов в виде отзывов в течение двух месяцев со дня размещения уведомления в сети Internet. По истечении двух месяцев разрабатывается окончательная редакция стандарта с учетом всех поступивших предложений. Для регламентации требований к информации, представляемой в уведомлении о разработке национального стандарта, национальным органом по стандартизации РФ был разработан и утвержден в качестве национального стандарта РФ стандарт ГОСТ Р 1.13–2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Уведомления о проектах документов в области стандартизации. Общие требования».

Принцип применения международного стандарта как основы разработки национального стандартавведен с целью выполнения Соглашения по техническим барьерам в торговле ВТО. Теперь при разработке нового стандарта необходимо, руководствуясь законом РФ «О техническом регулировании», провести поиск и анализ ранее разработанных международных стандартов, касающихся исследуемого объекта стандартизации.

Если международный стандарт полностью подходит для приме нения в РФ, то он принимается в качестве национального стандарта путем аутентичного перевода, при этом к обозначению международного стандарта добавляется индекс ГОСТ Р и через тире год регистрации стандарта в государственном реестре стандартов РФ. С момента регистрации в государственном реестре стандарт становится официальным документом и приобретает юридическую силу. Обозначение: ГОСТ Р ИСО 9004–2001, ГОСТ Р ИСО/МЭК 9127–94.

Если международный стандарт частично подходит для применения в РФ, то он принимается в качестве национального стандарта с доработкой под специфику РФ путем внесения в перевод текста международного стандарта дополнений либо новых положений. В этом случае стандарту при регистрации присваивается обозначение национального стандарта РФ с указанием (в скобках) обозначения международного стандарта, положенного в основу этого национального стандарта. Обозначение: ГОСТ Р 34.951–92 (ИСО 8348–87).

Если международный стандарт на искомый объект стандартизации отсутствует либо совершенно не применим для условий РФ, то формируется полное обоснование невозможности использования международного стандарта как основы разработки национального стандарта. Оно направляется в международную организацию по стандартизации для информирования мировой общественности в области стандартизации.

Принцип недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг. Данный принцип предусматривает недопустимость введения в стандарты требований и положений, ограничивающих производственную деятельность либо создающих препятствия реализации и использованию продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для ненанесения вреда человеку, животным и растениям; обеспечения научно-технического прогресса; повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг; рационального использования ресурсов; обеспечения технической и информационной совместимости и единства измерений на территории РФ, а также взаимозаменяемости продукции.

Принцип недопустимости противоречия стандартов техническим регламентам - этот принцип является одним их основных в системе технического регулирования. Главная идея закона – введение нового подхода к вопросам установления и применения обязательных и рекомендуемых (добровольных) требований к продукции, процессам ее производства и обращения, работам и услугам. Этот подход отвечает рыночной экономике и международной практике и включает:

– введение в практику обязательных технических регламентов;

– установление добровольного статуса национальных стандартов;

– предоставление производителю возможности выбора различных схем оценки соответствия продукции и услуг установленным требованиям, в зависимости от степени потенциальной опасности последних;

– отделение функций государственных контрольных и надзорных органов от функций органов по сертификации;

– создание единой информационной системы по вопросам технического регулирования.

Закон «О техническом регулировании» – базисный документ для производственников, который предусматривает, что в течение семи лет (с 2003 по 2010 г.) будут разработаны и установлены так называемые технические регламенты, где будут четко прописаны обязательные требования к выпускаемой продукции, процессам ее производства, эксплуатации, хранения и утилизации. В стандартах же приводятся положения рекомендательного характера, выполнение которых обеспечивает правильность выполнения обязательных требований регламента.

Стандарты идут в поддержку технических регламентов и являются доказательной базой их соблюдения. Они не могут содержать положения и требования, противоречащие положениям технических регламентов.

Необходимо отметить, что несмотря на добровольный характер применения стандартов работа по стандартизации является функцией государства и регулируется государством в лице соответствующих органов РФ. Сохраняется обязательность соблюдения требований национальных стандартов, принятых до 1 июля 2003 г. в части (до принятия соответствующих технических регламентов):

защиты жизни и здоровья граждан, имущества (физических и юридических лиц, государственного или муниципального);

охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Должна обеспечиваться открытость процессов разработки национальных стандартов на всех стадиях, от планирования разработки до принятия стандарта.

Утверждаться национальные стандарты должны при отсутствии серьезных возражений по существенным вопросам у квалифицированного большинства сторон, т.е. при общем согласии (консенсусе).

сертификация стандартизация продукция потребитель

Наши рекомендации