Классификация средств размещения и гостиниц
Одним из основных направлений туристской деятельности является решение вопросов, связанных с обеспечением туристов средствами размещения. Сегодня мировая сеть отелей может удовлетворить любой вкус.
Средствами размещения туристов являются любые объекты, которые предоставляют туристам эпизодически или регулярно места для ночевки.
В международной практике принята Стандартная классификация средств размещения туристов, разработанная экспертами ВТО, согласно которой все средства размещения делятся на две основные категории: коллективные и индивидуальные.
Коллективное средство размещения – это любой объект, который регулярно или иногда предоставляет туристам размещение для ночевки в комнате или каком-либо ином помещении; однако число номеров, которое в нем имеется, превышает минимум, определяемый каждой страной самостоятельно (например: в России – 10 номеров, в – Италии 7). Причем все номера
в данном предприятии должны подчиняться единому руководству, быть сгруппированы в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами и имеющимся оборудованием. К коллективным средствам размещения относятся:
· гостиницы и аналогичные средства размещения;
· специализированные заведения;
· прочие предприятия размещения.
Рассмотрим более подробно характерные черты гостиниц, как средств размещения. Гостиницы обладают следующими признаками:
1. Состоят из номеров, число которых превышает определенный минимум, имеют единое руководство.
2. Предоставляют различные гостиничные услуги, перечень которых не ограничивается ежедневной заправкой постелей, уборкой номера и санузла.
3. Сгруппированы в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами, имеющимся оборудованием и стандартами страны.
4. Не входят в категорию специализированных заведений.
В зависимости от конкретного оборудования и особенностей предоставляемых услуг в составе гостиниц различают гостиницы широкого профиля, гостиницы квартирного типа, мотели, придорожные гостиницы, курортные гостиницы, клубы с проживанием и пр.
Следующую группу составляют заведения, аналогичные гостиницам, которые обладают номерным фондом и предоставляют ограниченный перечень обязательных услуг (включая ежедневную заправку постелей, уборку номера и санузла).
К ним относятся – пансионы, меблированные комнаты, туристские общежития и т. п.
Специализированные заведения, оказывающие услуги гостеприимства
(с единым руководством), также предназначены для обслуживания туристов. Они не имеют номеров. Здесь исходной единицей может быть жилище, коллективная спальня, площадка. Помимо предоставления услуг размещения, они выполняют другие специализированные функции: оздоровления, услуги активного отдыха определенной категории гостей. Например, оздоровительные заведения (здравницы, курорты, санатории, оздоровительные «фермы» и пр.), лагеря труда и отдыха, средства размещения в общественных видах транспорта (поезда, суда), конгресс-центры.
Функция предоставления мест для ночевки в здравницах, в санаториях, на курортах не является главной. Прежде всего, необходимы лечение и профилактика заболеваемости приезжающих с привлечением естественных факторов (климат, море, минеральная вода и пр.). Материальные и духовные влияния на человеческий организм включают устранение привычных условий труда и отдыха, обогащение приезжающих новыми впечатлениями. Наряду с лечением организуется питание, отдых, спорт, быт и, естественно, ночевка проживающих.
Прочие коллективные средства размещения включают жилища, предназначенные для отдыха. Примерами этой группы средств размещения служат гостиницы квартирного типа, комплексы домов или бунгало. Эти помещения имеют единое управление, сдаются за плату, в аренду, бесплатно любым лицом (лицами) или организацией. Ирландский совет по туризму, например, предусматривает определенную организацию комплекса домов для отдыха. Комплекс включает не менее девяти построек, в одной из них находится контора. Постройки являются долговременными сооружениями, с отдельными входами, в хорошем эксплуатационном состоянии. В каждом доме находится помещение для сна, обеда, отдыха, а также склад, ванная и туалеты с соответствующим оборудованием. Предусмотрено использование пространства вне дома. Каждое средство размещения подготавливается и убирается для каждого нового постояльца. Услуги по текущей уборке постелей
и помещения клиенту не оказываются. В состав прочих коллективных средств размещения входят объекты (с единым управлением) на площадках для кемпингов, в бухтах для малых судов. Клиенту предоставляется ночевка и ряд услуг типа информационных, торговых, досуговых.
Туристские общежития, молодежные гостиницы, школьные и студенческие общежития, дома отдыха для престарелых и аналогичные объекты социальной значимости следует также считать прочими коллективными средствами размещения.
Индивидуальные средства размещения – это собственные жилища (квартиры, виллы, особняки, коттеджи, используемые посетителями-резидентами, в том числе и апартаменты таймшера, комнаты, арендуемые у частных лиц или агентств, помещения, предоставляемые бесплатно родственниками или знакомыми). Предоставляются за плату, в аренду, бесплатно.
Отнесение к тем или иным средствам размещения определяется законодательными актами и нормативными документами каждой страны.
6.3. Основные параметры классификации
гостиничного предприятия
Классификация гостиниц осуществляется по нескольким параметрам. Гостиничные предприятия классифицируют в зависимости от расположения, набора предоставляемых услуг и уровня предлагаемого обслуживания, типа конструкций, вместимости, этажности, назначения, режима эксплуатации и пр.
В зависимости от типа конструкций и материалов, здания гостиниц бывают каркасные, блочные, монолитные, из местных строительных материалов и др. Например, здание московской гостиницы «Космос» – монолитное, гостиницы «Интурист» – каркасное.
При классификации по режиму эксплуатации различают гостиницы круглогодичного, сезонного, смешанного действия.
Различна этажность гостиниц. Семидесятиэтажная башня Пичтри Плаза Отель (Сан-Франциско, США) служит архитектурным центром прилегающего района. Некоторые московские гостиницы имеют следующую этажность: комплекс «Измайлово» – 5 зданий по 30 этажей каждое, гостиница «Украина» – 30 этажей, гостиница «Ленинградская» – 28 этажей.
Чем больше этажей в гостинице, тем больше трудностей возникает при эвакуации людей в экстремальных ситуациях, что необходимо учитывать
в оборудовании и планировке.
Гостиницы различаются по числу постоянных спальных мест (вместимости). В американской и отечественной практике придерживаются следующей типологии гостиниц по вместимости:
· менее 100 мест – малые гостиницы;
· от 100 до 500 мест – средние гостиницы;
· более 500 мест – крупные гостиницы.
Такая классификация позволяет отелям одинакового размера сравнивать свои операционные результаты и статистические данные.
По расположению можно выделить следующие категории гостиниц.
1. Отели в центре города, которые обычно представляют собой высотные сооружения с закрытой стоянкой для автомашин в самом отеле или рядом с ним.
2. Придорожные отели, как правило, малой этажности с открытыми автостоянками, ресторанами, закусочными, наличием минимума средств для совещаний и встреч, в некоторых случаях, с плавательными бассейнами на открытом воздухе.
3. Отели в окрестностях городов и в аэропортах – это обычно здания малой и средней этажности с открытым местом стоянки для автомашин, средствами для отдыха и развлечений, банкетными залами и залами для совещаний и конференций.
4. Плавучие отели – это плавсредство, оборудованное под гостиницу, для размещения и отдыха туристов у берега моря, реки или озера. Плавучая гостиница ставится обычно на причал в живописном месте, недалеко от туристских достопримечательностей. При необходимости гостиница может быть отбуксирована по воде вместе с туристами к другой стоянке.
5. Курортные гостиницы – располагаются за пределами городских территорий, поскольку используют естественные и/или созданные рукой человека достопримечательности для привлечения туристов. Так как такие отели обслуживают в основном туристов, приезжающих с целью отдыха и развлечений, для них типичен широкий набор рекреационных средств обслуживания, объектов снабжения питанием и напитками, банкетных залов и помещений для встреч. Курортные отели стремятся к тому, чтобы иметь свой «имидж», и рекламируют себя как специфические предприятия отдыха.
При классификации гостиниц по уровню комфорта, ассортименту
и стоимости услуг в разных странах используются различные системы, которых сейчас существует более тридцати. Введению единой классификации гостиниц в мире препятствует ряд факторов: культурно-историческое развитие страны, национальные особенности, различия в критериях оценки качества обслуживания. Самые распространенные классификации согласно данному критерию следующие:
· система звезд – это французская национальная классификация (Россия, Австралия, Венгрия, Италия);
· система букв – используется в Греции;
· система «корон»/ «ключей» – используется в Англии;
· система разрядов (Испания, Италия, Израиль);
· система баллов.
Соответственно уровню комфорта гостиница «пять звезд» – относится к высшей категории, «одна звезда» – низшей, в мотелях – «четыре звезды» – это высшая категория, а «одна звезда» – низшая.
Гостиницы 5-звездочные отличаются от гостиниц 4-звездочных дополнительными, приятными для гостя, «мелочами» и более высоким уровнем обслуживания.
Все греческие гостиницы делят на четыре категории: А, В, С, Д.
Гостиницы категории «А» – это 4 звезды; «В» – 3 звезды; «С» – 2 звезды, а гостиницам высшего класса нередко присуждается категория «де люкс».
Классификация английских гостиниц достаточно сложна. Чтобы перевести категорию гостиницы с «языка корон» на звездный, необходимо от общего числа корон отнять единицу.
Но наиболее распространенной считается классификация, предложенная ассоциацией европейских турагентств:
· бюджетные гостиницы (одна звезда). Расположены в центральной части города и имеют минимум удобств;
· гостиницы туристского класса (две звезды). Отели располагают рестораном и баром;
· гостиницы среднего класса (три звезды). Уровень обслуживания достаточно высок;
· гостиницы первого класса (четыре звезды). Очень высокое качество проживания и отличный уровень обслуживания;
· гостиницы высшей категории (пять звезд). Уровень обслуживания
и проживания экстракласса.
Кроме того, в рамках каждой категории есть своя произвольная градация, которая отражает специфику гостиничного бизнеса той или иной страны, региона, континента. Так если гостиничное дело является, в основном, частным бизнесом, то категорийность гостиничного сервиса во многом зависит от собственника. В Испании сложно получить какую-либо услугу в период сиесты. Все испанцы в это время отдыхают и вряд ли поймут претензии своего гостя, даже если они и законны. После завершения полуденной сиесты – все услуги будут предоставлены с хорошим качеством и в срок. В мусульманских странах, в частности в Турции, время намаза – священно и также не предназначено для работы. Все эти особенности необходимо учитывать путешествующим.