Основные черты социально ориентированной экономической системы

Каждая страна стремится к общим целям развития цивилизации, но идет к ним своим путем, исходя из национальных интересов, постоянно действующих и долговременных факторов (территории, населения, природных ресурсов, климата и др.), исторического пути, особенностей культуры, традиций, обычаев, психического склада, типа мировосприятия, или менталитета, народа, а также общей стратегии развития.

Магистральный путь, избранный в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 годы, — построение социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики, вхождение в мировое рыночное хозяйство.

Фундаментом ее построения является действующая национальная экономическая система республики; ориентиром — стратегические цели устойчивого развития страны; предпосылками и условиями — ресурсный потенциал (природный, физический, человеческий) и общесистемные характеристики мировоззренческого, идеологического, политического характера, или институционально-правовое пространство. В общетеоретическом плане под системной моделью национальной экономики рыночного типа следует понимать совокупность базовых элементов, целей, принципов, требований (императивов) к системе, структуре народного хозяйства, к режиму функционирования и взаимодействия его подсистем, обеспечивающих рыночный характер экономики (в процессе эволюционной трансформации), ее социально ориентированное, ресурсоэффективное и экологозащитное развитие.

В прикладном плане системная модель национальной экономики рыночного типа — это способ организации и функционирования народного хозяйства на рыночных принципах, соответствующий режим работы важнейших отраслей и сфер экономики, конкретные направления преобразований и виды деятельности для достижения стратегических целей, необходимые для этого ресурсы и средства, потенциалы и механизмы развития, система управления и регулирования.

Белорусская модель развития формируется в течение последних 10—12 лет с началом перехода от командно-административной системы к рыночным отношениям. И хотя она находится на начальном (в историческом измерении) этапе своего становления, но уже сегодня достаточно ясно в ней проступают те компоненты и характеристики, которые определяют ее общность с рыночными и переходными к рынку моделями экономики и одновременно ее специфику, отражающую белорусский путь к общим целям мировой цивилизации.

Общность определяется прежде всего едиными для всех стран цивилизационными целями и факторами (включая науку, образование, культуру, технику, экономику) и направленностью изменений следующих структурных компонентов, базовых блоков экономической системы:

• политическим устройством государства (ростом демократии, защитой свобод и прав граждан);

• отношениями (правами) собственности (укреплением института частной собственности, плюрализма форм собственности);

• типичным поведением экономических субъектов (ростом свободы экономической деятельности и предприимчивости);

• ролью государства в экономике (усилением регулирующей роли государства);

• характером управления (регулирования) экономическими процессами (сочетанием прямых и косвенных методов регулирования с увеличением роли последних);

• целями и средствами экономической политики (ориентацией на рост благосостояния населения);

• характером внутреннего рынка (укреплением рынка «покупателя»);

• социальным фактором (степенью защиты принципов социальной справедливости и стабильности, различной в разных странах, но более высокой в социальном рыночном хозяйстве).

Конкретное страновое содержание этим блокам придают целевая ориентация, ценностные установки, «философия» перехода к рынку, принципы экономической и социальной политики государства, направление общественного развития.

За последние столетия развития человеческой цивилизации в рамках мировой рыночной системы в различных странах, прежде всего высокоразвитых, построены эффективные модели рыночной экономики. Научная типология сводит их по критериям предельной рыночной «либеральности» и предельной «социальности» условно к двум доминирующим группам: «англо-американской» и «германо-японской» (или «рейнской») моделям.

Для первой группы — либеральной, или частнокорпоративной — характерны следующие черты экономической модели:

• абсолютное преобладание частной собственности;

• законодательное обеспечение максимальной свободы субъектов рынка;

• ограничение сферы государственного регулирования в основном проведением макроэкономической политики;

• относительно небольшая доля государственного бюджета в ВВП и удельного веса госинвестиций и выплат по линии социального обеспечения в структуре государственных расходов.

Либерализм в социальной политике оценивает проблемы бедности и неравенства с позиций индивидуального выбора, т.е. неравенство рассматривается как стимул к поддержанию конкуренции, а бедность — не как сфера забот государства, а как проблема частной благотворительности.

В наиболее чистом виде эта модель представлена экономикой США до Великой депрессии, но и в настоящее время экономическая система этой страны является эталоном либеральной модели.

Типовая модель социально ориентированной экономики отличается следующими параметрами:

• «смешанная экономика», в которой достаточно весома доля государственной собственности (при развитом институте частной собственности);

• макроэкономическое регулирование осуществляется не только средствами денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, но и охватывает другие сферы экономики (структурная, инвестиционная политика) и трудовых отношений (регулирование занятости);

• особое значение для государственных органов имеет поддержание конкурентных отношений в экономике, которое обеспечивается средствами структурной политики и содействием развитию малого и среднего бизнеса;

• высокая доля государственного бюджета в ВВП («государство благосостояния»);

• развитая система социальной поддержки населения при ведущей роли в ней государства, расходы которого составляют значительную часть государственного бюджета.

Уровень социальной защиты высок: налоговая система обеспечивает выравнивание доходов, приоритет отдается коллективистскому началу, признается обязанность общества заботиться о бедных слоях населения.

Наиболее полно совокупность этих качеств представлена в модели социального рыночного хозяйствования Германии и моделях экономического развития Швеции, Швейцарии, Японии.

В мировом хозяйстве представлены также страновые модели, которые можно считать переходными формами. Так, экономическая система Франции занимает промежуточное положение между либеральным и социально ориентированным типами.

Однако наибольший интерес для нашей страны представляют модели социально ориентированной экономики. Они содержат черты и основные принципы, которые могут быть типичными, общими для всех социальных рыночных хозяйств, в том числе для модели экономики, к которой в перспективе стремится Беларусь.

Как уже отмечалось, выбор модели социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики в качестве перспективной был осуществлен в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 годы. Это было не простое заимствование зарубежного опыта, а стратегическое решение, основанное на учете специфических особенностей Беларуси, ее истории, национального характера и менталитета народа, истории государства и общества, традиций хозяйствования и, конечно, опыта развитых рыночных стран. Ключевую роль в выборе сыграли следующие факторы:

• длительная принадлежность к социалистической системе однозначно обусловила социальную ориентацию рыночной экономики, отвечающую коллективистским традициям солидарности и народным ожиданиям;

• историческая вера в необходимость сильного государства, защищающего народ, сохраняет ведущую роль государства в рыночных преобразованиях;

• традиционная сдержанность, терпеливость, осмотрительность народа Беларуси обусловили взвешенный подход к рыночным реформам, выбор эволюционного (а не «шокового») пути преобразований;

• неприятие народом ложных ценностей определило отказ от массовой приватизации, неправедного обогащения немногих за счет большинства населения.

Эти факторы учитывал Президент страны А.Г. Лукашенко, когда в своем выступлении 22 марта 2002 г. (на итоговом пленарном заседании постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов) охарактеризовал белорусскую модель развития. Обобщая практический опыт по выходу страны из острой фазы кризиса, построению рыночных отношений, основываясь на научных оценках функционирования экономической системы, Президент подчеркнул следующие черты этой модели:

• сильную и эффективную государственную власть, обеспечивающую политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок;

• равенство различных форм собственности, в основе которого лежит главный критерий развития экономики — эффективность ведения хозяйства. Исходя из этого, приватизация рассматривается не как самоцель, а как средство поиска заинтересованных инвесторов, создания эффективного собственника;

• многовекторность внешнеэкономической политики как важнейший принцип адекватного развития страны в условиях глобализации мирохозяйственных связей;

• активизацию интеграционных процессов со странами СНГ и Россией, прежде всего экономических;

• сильную социальную политику государства, инвестиции в здоровье, образование, профессиональное и культурное развитие личности, а также адресную социальную помощь.

И хотя речь шла о ныне действующей модели развития, т.е. о принципах и направлениях государственной политики, ее базовые характеристики являются императивами, которые должны реализовываться в перспективной модели экономики (ПМЭ). Тем самым подтверждена правильность контуров будущего образа (модели) белорусской экономики, содержащегося в таких стратегических документах, как Национальная стратегия устойчивого развития до 2010 года и Концепция социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года. Эта модель включает следующие принципы и направления государственной политики:

• общую социальную ориентацию общества, государства, экономической системы;

• построение политических и идеологических структур конституционно закрепленного социального демократического правового государства;

• формирование развитого гражданского общества и самоуправления;

• приоритетное развитие человеческого потенциала;

• выбор в качестве стратегического императива социальной ориентации рыночной экономики;

• переход на инновационный ресурсосберегающий тип воспроизводства;

• повышение эффективности производства и страновой конкурентоспособности ;

• интенсивное внедрение наукоемких высоких технологий информационного общества;

• следование экологическому императиву.

Кроме того, перспективная модель экономики должна обеспечивать:

• преемственность действующей белорусской модели развития и ориентация на мировой опыт;

• единство социального и экономического, сочетание экономической эффективности и социальной справедливости;

• единство частной собственности и интересов государства, ответственность предпринимателя перед обществом;

• экономическую свободу человека и свободу экономического выбора;

• равенство государственных и частных субъектов рыночных отношений;

• экономическое и социальное партнерство;

• ориентацию на жизненные потребности населения и рост его благосостояния;

• стабильность стратегического курса на социальное правовое государство;

• приоритет прав граждан;

• ответственность государства перед гражданами и социальную защиту;

• ограничение сфер действия административного механизма государственного регулирования;

• сочетание свободной конкуренции с регулированием;

• взаимодействие институтов труда и капитала в рамках социального партнерства.

В настоящее время нельзя точно указать, какие блоки, элементы, их сочетания будут определять состав, структуру, функции модели экономики страны через 10, 15, 20 лет. История не развивается по идеальным схемам. Но теоретически уже сейчас можно условно прогнозировать в качестве стратегического ориентира элементы и черты перспективной модели.

Социально ориентированная рыночная экономика — это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием распределения доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников — в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение — нетрудоспособным, престарелым, инвалидам, женщинам, находящимся в отпусках по уходу за детьми, эффективную охрану жизни, здоровья, прав и свобод — всем гражданам.

Социально ориентированная рыночная экономика базируется на принципах конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, социальной защиты нетрудоспособных и других социально уязвимых слоев населения, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами предпринимателей.

Эти базовые принципы белорусской модели показывают, что наша страна отвергает крайности и либерализма, и огосударствленной экономики, выбирает свой путь построения будущей экономической системы с сильным государством, эффективным рыночным механизмом и его социальной ориентацией.

Социальная ориентация рыночной экономики предполагает смягчение таких черт модели чистого рыночного хозяйства, как эксплуатация чужого труда, безработица, социальная дифференциация и др. Она осуществляется посредством Конституции и всей системы законов демократического правового государства, четкого определения его функций.

Роль государства в управлении экономикой при переходе к рынку не снижается, а во многих отношениях возрастает, в том числе как политического руководителя переходных к рынку процессов; гаранта социальной защищенности малоимущих слоев общества; защищенности общества от коррупции, криминальной среды; своеобразного арбитра в обеспечении политической устойчивости общества и др.

Создавая условия для формирования и развития рыночной экономики, государство в своей экономической политике стремится к достижению таких принципиальных целей, как рост благосостояния народа, финансирование базовых социальных услуг и инфраструктуры, финансовая и ценовая стабильность, высокая степень занятости, благоприятная для жизни окружающая среда.

Весьма важно, что модель социально ориентированной рыночной экономики базируется на новых принципах и механизмах взаимодействия компонентов социальной и экономической эффективности. Приоритетное место в ней отводится социальным целям. Среди них: качество и продолжительность жизни населения, защита и улучшение среды обитания людей; социальные гарантии и социальная справедливость; сохранение и умножение культурных и духовно-нравственных ценностей с учетом традиций и национальных особенностей страны. Нельзя противопоставлять социальные цели и экономическую эффективность, так как социальные расходы — не безвозвратные затраты, а общественно необходимые вложения в человеческий капитал, в высшей степени эффективные как в социальном, так и в экономическом смысле.

Достижение большего социального равенства и социальной справедливости также необходимо рассматривать не только как политический принцип, желательный сам по себе, но и как фактор, способствующий повышению экономической эффективности.

Эти основные концептуальные характеристики перспективной модели экономики Беларуси как рыночной (смешанной) экономической системы социально ориентированного типа наполняются реальным жизненным содержанием в ходе реализации стратегических и тактических программ социально-экономического развития страны. Уже сегодня она служит инструментом:

• научно обоснованного отражения экономической и социальной реальности, перспектив ее преобразований;

• формирования эффективной структуры экономики и системы управления, включая механизмы принятия и реализации прогнозных и программных решений в области социально-экономического развития;

• образования и профессиональной подготовки кадров управленцев и специалистов народного хозяйства, т.е. инструментом выработки целенаправленной на перспективу экономической политики, опережающего создания благоприятных условий (предпосылок) для успешного усвоения нашей экономической системой социально ориентированных рыночных качеств.

5.3.2. Политические и социально-экономические предпосылки построения перспективной модели экономики

Республика Беларусь находится в процессе перехода к гражданскому демократическому обществу со смешанной социально ориентированной экономикой. Прошедшие годы преобразований (особенно начало 90-х гг. XX в.) показали, что государственный и общественный организм страны не может совершить резкий переход, усвоить достижения мирового прогресса без необходимых предпосылок, опосредствующих звеньев и переходных форм.

Речь идет о наличии и вызревании множественных предпосылок развития рыночной экономики: экономических, правовых, политических, идейно-культурных, социально-психологических, цивилизационных и др. И не просто об отдельных предпосылках и условиях, а о всей совокупности условий, необходимых и достаточных для успешного преобразования действующей экономической модели в перспективную (ПМЭ). Здесь методологически важен комплексный подход, ибо выпадение даже одного необходимого звена из целостной системы предпосылок не позволит достичь поставленных целей преобразований. Наряду с требованиями комплексности следует четко уяснить и диалектику движения предпосылок в соотношении «цель—средство». Предпосылки существуют в пространстве и времени как конкретные условия, благоприятствующие проведению целевого преобразования, которому они служат, или предварительные условия. Успешное осуществление преобразования, достижение цели создает новую ситуацию, в которой цель становится средством достижения более высокой цели, а сама новая ситуация будет новой предпосылкой для нее. Такова диалектика движения и развития: сделанный шаг создает условия для следующего шага и т.д. Если эти шаги идут по восходящей линии, мы говорим о прогрессивном развитии, если по нисходящей — о регрессе.

Поэтому и идет речь о вызревании предпосылок, т.е. наличии или постепенном создании благоприятных условий, отвечающих определенным критериям «зрелости», или соответствия (по качественным и количественным параметрам) целевому содержанию и сущностным императивам проводимых преобразований. В качестве предпосылок могут выступать факторы, условия, алгоритмы решения проблемы, тенденции.

При определении предпосылок необходимо в комплексе с целевыми установками и императивами учитывать и временной фактор.

Если в параграфе 1.2 речь шла о предпосылках становления и развития национальной экономики как целостной экономической системы суверенного государства без характеристики ее стратегической направленности и конкретного содержания в перспективе, то здесь необходимо делать акцент на укреплении,

развитии или создании тех предпосылок, которые способствуют формированию принципиальных содержательных черт ПМЭ.

По временному фактору следует выделить две группы содержательных предпосылок — нацеленных на краткосрочную и долгосрочную перспективы.

Краткосрочная экономическая политика решает неотложные и ближайшие задачи функционирования экономики страны, поддержания жизненного процесса нации, который нельзя прервать или остановить. Это прежде всего:

• реакция на тенденции и циклы рыночной конъюнктуры;

• краткосрочные мероприятия и проекты, рассчитанные на быструю отдачу вложенных средств;

» максимальное использование наличных производственных мощностей;

• совершенствование традиционных технологий и методов ведения хозяйственной деятельности;

• ориентация финансовой сферы, денежной политики на ближайшие цели борьбы с инфляцией, укрепление национальной валюты без должного учета долговременных интересов реального сектора экономики;

• сосредоточение структур экономического управления преимущественно на оперативных вопросах сбыта продукции, пополнения оборотных средств, преодоления убыточности и неплатежей.

Безусловно, успешное решение текущих задач создает необходимый фундамент для преобразований — важнейшую предпосылку построения перспективной модели экономики. Но в эту сложнейшую повседневную хозяйственную деятельность страны должны встраиваться процессы, нацеленные на отдаленную перспективу и создающие предпосылки долгосрочного характера. Это прежде всего вложение средств в крупные инвестиционные, структурные и институциональные проекты национального масштаба.

Долговременными, по сути, являются инвестиции в человеческий капитал, знания, умения, в систему образования, науку и технологии, отдача от которых имеет большой временной лаг, и поэтому эти инвестиции должны носить упреждающий характер.

Структурные преобразования также нельзя провести одномоментно. Изменения в структуре реального сектора экономики в пользу отраслей, производящих предметы потребления, в пользу сферы услуг, достижения и поддержания прогрессивных пропорций в воспроизводственной, отраслевой, технологической, региональной структурах экономики требуют огромных и заблаговременных капиталовложений, отладки механизма трансформации сбережений в инвестиции. Столь же инерционен в своей динамике многокомпонентный располагаемый потенциал развития экономики (природные, демографические, производственные, научные, технологические и другие ресурсы).

Длительного периода времени — даже в историческом измерении (несколько поколений) — требуют институциональные преобразования. Изменения в законодательстве, написание и ввод в действие новых законов, утверждающих правовые нормы для становления новых институтов рыночной экономики — института частной собственности, предпринимательства, инновационных структур и механизмов коммерциализации нововведений, венчурного финансирования, страхования инновационных рисков и других, — многолетний процесс. И еще более длительные сроки необходимы для утверждения новых неформальных институтов — традиций, обычаев, нравов, формирующих межличностные отношения, такие качества личности и гражданина, как ответственность, дисциплина, уважение к труду и его результатам, к различным формам собственности и т.д. Этот огромный, глубокий пласт культуры нации сконцентрирован в исторически наследуемом экономическом опыте поколений, народных корнях и традиционных ценностях, сохраняющих национально-культурную идентичность. Его развитие и обогащение — долгий исторический процесс.

Долговременный характер вышеназванных процессов преобразований обусловливает их стратегический характер и придает им статус базовых предпосылок построения ПМЭ.

В число базовых предпосылок и конструктивных факторов формирования ПМЭ также входят:

• выгодное экономико-географическое положение Беларуси;

• развитые системы транспортных коммуникаций и в целом производственной инфрастуктуры;

• значительные земельные, водные, лесные ресурсы, ряд важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.);

• достаточно мощная строительная база;

• значительный научно-технический потенциал;

• многоотраслевой промышленный комплекс;

• высокий общеобразовательный уровень населения при низкой цене рабочей силы и сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров;

• комплексность развития территорий и достаточная сформированность межотраслевых комплексов;

• многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков;

• совершенствующаяся в профессиональном отношении система государственного управления.

В качестве барьеров выступают:

• несовершенство законодательно-нормативной базы, сохраняющей преобладание административных рычагов и бюрократических препон в управлении экономикой;

• недостаточное развитие конкурентной среды на внутреннем рынке товаров и услуг, капиталов, рабочей силы;

• критический уровень износа активной части основных производственных фондов и устаревшие в большей части производственные технологии, неразвитость инновационной инфраструктуры;

• недостаточный уровень менеджмента, подготовки и переподготовки кадров для работы в рыночных условиях;

• чрезмерное налоговое бремя на товаропроизводителей.

Поэтому задачей государственной политики в области реформирования является создание такого механизма управления и регулирования, который повысит эффективность использования имеющихся факторных преимуществ и последовательно устранит препятствия, что создаст дополнительные предпосылки к построению ПМЭ.

Исходя из изложенных критериев и методологических подходов, всю совокупность необходимых предпосылок и условий следует подразделить на внешние и внутренние, а внутренние — на общесистемные, структурные, институционально-правовые и др.

К числу внешних предпосылок относятся прежде всего учет главных тенденций развития цивилизации, встраивание в мировые процессы глобализации, информатизации, интеграция и сотрудничество в мировом и региональном масштабах.

Современный мир характеризуется переходом от индустриальной стадии мировой экономики, господствовавшей почти два века, к новой стадии прогресса человеческого общества — постиндустриальной.

Путь от индустриальной к постиндустриальной стадии социально-экономического развития определяет главные черты переходного периода в Республике Беларусь. Для вступления в мировое сообщество, обеспечения населению страны достойных условий труда и быта следует усилить принципиальную ориентацию на мировые тенденции, развитой рынок, преодолеть техническое отставание, перейти на новый технологический способ производства, новую стадию социально-экономического развития — к экономике, основанной на знаниях. Сегодня в высокоразвитых странах 85—90 % прироста ВВП обеспечивают инновации в науке, технике, экономике и других сферах общества.

Вхождение в мировое сообщество наряду с переходом на новый технологический уклад, на инновационный путь развития обусловливает принятие обществом и государством новой цивилизационной стратегии. Сегодня Беларусь придерживается принципиальной линии на смену парадигмы общественного прогресса с переходом на новые принципы взаимодействия природы, общества и человека. Высшей целью научно-технического и социально-экономического прогресса должны стать интересы человека, его духовное и физическое здоровье в благоприятной и безопасной окружающей среде.

Поэтому совместный поиск государствами мира новой цивилизационной стратегии, устраняющей исторически унаследованные диспропорции модели неустойчивого, ресурсоемкого развития и угрозы социальной стабильности, поиск новых концепций социальной справедливости, экономической эффективности и экологической защищенности жизненно необходим мировому сообществу и каждому государству.

Этот подход закреплен в Национальной, стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 года (НСУР-2020). Стратегия содержит и комплекс внутренних общесистемных условий и предпосылок перехода к модели устойчивого развития и построения ПМЭ. Это прежде всего мировоззренческие, идеологические и политические условия, способные обеспечить формирование рыночной конкурентной среды социально ориентированной экономики, устойчивый экономический рост и повышение благосостояния народа.

Помимо перехода на новую парадигму общественного прогресса, общество и государство наследуют огромный культурный и экономический опыт поколений, национальные традиции и мировоззренческие ценности, сохраняющие национальную самобытность, и обогащают культуру нации путем развития образования, науки, идеологии, взаимообмена с мировой культурой. Идеологическая работа, вносящая в национальное сознание новые ценности, содействует переходу от различных, в том числе советской, моделей индустриальной цивилизации, ориентированных преимущественно на вещные, материальные достижения и «бесплатные» блага, к преимущественно платной хозяйственной нематериальной цивилизации, в центре внимания которой находятся человек, общество в гармонии с природой. При этом должны сохраняться и обогащаться все нравственные ценности и культурные институты.

Через образование и просвещение идеология доносит до каждого гражданина те идеи и принципы, которые составляют национальное культурное достояние Беларуси. Воспитание нравственности при этом остается приоритетом в деятельности средств массовой информации и общественных организаций.

Новое правовое пространство создается путем формирования системно полной законодательно-правовой базы, регулирующей экономические отношения рыночного типа и проведения административной реформы, которая сосредоточила бы функции государственного управления на преимущественно политических и регулятивных функциях, основанных на использовании механизмов рыночной саморегуляции. С этой целью на современном этапе развития необходимо образовать институциональные основы саморазвития и поддержки предпринимательства, регулирования отношений собственности, улучшения налоговой системы, развития фондового рынка. Оптимизация институциональных экономических структур на микро- и макроуровнях, наряду с трансформацией отношений собственности на системном уровне, при «подключении» других компонентов институциональной инфраструктуры рыночной экономики создадут необходимые условия для эффективного и устойчивого развития социально-экономической системы в целом.

Важными политическими предпосылками формирования ПМЭ являются:

• построение социального правового демократического государства;

• эволюция общественных структур в направлении институтов современного гражданского общества.

В контексте решения этих задач и идет сегодня развитие белорусской государственности. Оно обеспечит условия становления в Беларуси открытого гражданского общества со зрелыми демократическими механизмами защиты прав человека, взаимодействия гражданских структур и государства, раскрытия социальной энергии народа.

Эта группа политических предпосылок создает эффективную триаду: государство — гражданское общество (ГО) — деловые круги, включая частный сектор. Государство создает благоприятную политическую и правовую среду. Бизнес-сообщество обеспечивает занятость и доход, ГО содействует инициативному социальному взаимодействию, мобилизуя различные общественные объединения на участие в экономической, социальной и политической жизни страны.

Для успешного построения ПМЭ необходимы предпосылки и преобразования в действующей экономической системе страны (внутренние системные условия):

• в реальном секторе — создание эффективной и конкурентоспособной экономики на основе структурной перестройки, модернизации и обновления технологической базы производства, выпуска высокотехнологической наукоемкой продукции, развитие сферы услуг;

• финансовом секторе — формирование финансовых структур и механизмов, ориентированных не только на выживание (быстроокупаемые проекты), но и на долгосрочные крупные проекты национального и международного масштабов;

• институционально-правовой сфере — построение системной законодательной основы, закрепляющей в правовом пространстве принципы и институты социально ориентированной рыночной экономики;

• внешнеэкономической сфере — ориентация на принципы открытости национальной экономики внешнему миру, многовекторности внешней политики, учитывающей первичность суверенитета нации и государства, влияние процессов глобализации, регионализации, информатизации, глубоких перемен в мировом геополитическом пространстве;

• области управления и регулирования социально-экономических процессов — гибкое сочетание прямых и косвенных методов регулирования, решения текущих и перспективных задач на основе новых информационных технологий, совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров.

Важными системными предпосылками построения ПМЭ являются также поддержание здоровой экономической среды, обеспечение стабильного экономического роста, повышение благосостояния населения и целенаправленное совершенствование в связи с этим макроэкономической политики (бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, валютной, ценовой и т.д.). Особо важные предпосылки здорового экономического роста — снижение инфляции, поддержание эффективной занятости, устойчивости национальной валюты, оздоровление финансового положения субъектов хозяйствования, последовательное обеспечение социальной ориентации экономических преобразований.

Преобразования охватывают все элементы экономической системы на макро- и микроуровне, в реальном и финансовом секторах, в системе управления и регулирования. Но центральным объектом системных преобразований служат прежде всего институциональные, правовые, структурно-имущественные факторы, принципы и направления социально-экономической политики и ее основные виды, а также культурные образцы и нравственные устои общества.

Поэтому приоритетными предпосылками и направлениями преобразований долговременного характера, ориентированными на построение ПМЭ, являются:

• построение структурного и институционального каркаса ПМЭ;

• создание национальной инновационной системы;

• реформирование отношений собственности, развитие рыночных институтов, малого и среднего предпринимательства;

• развитие человеческого потенциала;

• оптимизация роли государства в регулировании и реформировании экономики и социальной сферы.

Представление о том, что либерализация и рыночная свобода быстро приведут к созданию нормальных рыночных отношений, оказалось глубоко ошибочным. Поэтому при переходе к рыночной экономике в решении проблем формирования и функционирования институтов рыночного типа решающая роль должна отводиться государству. Стратегическая цель государства в переходный период — содействие системному формированию новых экономических отношений, создание реальных условий для дальнейшей либерализации и дебюрократизации экономики, уменьшения административных барьеров при организации и ведении бизнеса. Государство должно стремиться к уменьшению собственного прямого административного вмешательства в экономику, раскрепощению предпринимательских качеств личности, а не к чрезмерной опеке, порождающей необоснованные гарантии и иждивенчество. Вместе с тем государство должно жестко контролировать и обеспечивать соблюдение хозяйствующими субъектами законодательства, регламентирующего права собственности и поведение на рынках.

Установление новой роли государства и общества, развитие демократии и общественных отношений повысят эффективность механизмов социального взаимодействия, трансформации экономики и социальной сферы как важных предпосылок построения ПМЭ.

Наши рекомендации