Методы и механизмы государственного регулирования рыночной экономики

Регулирование современной рыночной экономики происходит под действием прямых(административных) и косвенных(экономических) методов. Чаще всего административный метод характерен для командной экономики, а экономический метод для товарных рынков. (приложение)

Административные методы прямо воздействуют на деятельность субъектов, ограничивая свободу выбора. Их поле деятельности, однако, в рыночной экономике ограничено. Чаще всего они применимы в регулировании государственными и муниципальными учреждениями. К административным методам относятся такие меры, как запрет, разрешение и принуждение.

Однако одним из основных методов государственного регулирования предстают экономические методы, которые напротив, не ограничивают, а увеличивают выбор хозяйствующих субъектов. Экономические методы включают: денежно-кредитную, бюджетно-налоговую, политику заработной платы и инвестиционную. [9]

Чаще всего доминируют экономические методы т.к. они не стесняют свободу предпринимателей, они не имеют губительную характеристику, а, напротив, пытаются влиять на экономику путем стимулирования или же, наоборот, задерживания деятельности в зависимости от ситуации на рынке. Т.е при спаде государство использует методы стимулирования экономики, и, наоборот, при перегреве принимает методы, которые понижают это оживление.

Далее поговорим о денежно-кредитной и налогово-бюджетной политике.

Денежно-кредитная политика.

Кредитно-денежная (монетарная) политика является одним из видов антициклической политики государства, которая направлена на сглаживание экономических колебаний. Кредитно-денежная политика государства, прежде всего, направлена обеспечивать стабильное денежное обращение, которое напрямую связанно с необходимостью процесса воспроизводства, на основе устойчивой национальной валюты и стабильных цен.

Целью кредитно-денежной политики, как и любой стабилизационной политики государства, является:

1) обеспечение устойчивого экономического роста.

2)обеспечение занятости всех ресурсов.

3) обеспечение стабильного уровня цен.

4) обеспечение равновесного платежного баланса.

Кредитно-денежная политика влияет на экономическую ситуацию рынка, оказывая воздействие на совокупный спрос. Объектом управления предстает денежный рынок и, конечно, денежная масса. [5]

Осуществлением монетарной политики занимается Центральный банк, а объектами служат спрос и предложение на денежном рынке.

В процессе кредитно-денежного регулирования экономики существуют методы прямого экономического и косвенного воздействия.

К методам прямого воздействия относят:

· Целевое кредитование

· Установление кредитных «потолков»

· Прямой контроль за установлением уровня ставок процента.

Чаще всего используются методы косвенного воздействия. В них входят:

· регулирование минимальных резервных требований;

· осуществление дисконтной политики

· эмиссия денег в обращение в рамках определённых нормативов;

· изменение курса национальной валюты;

· регулирование ставки рефинансирования коммерческих банков;

· купля - продажа иностранной валюты;

· продажа - скупка государственных ценных бумаг. [5]

Многие современные экономисты полагают, что кредитно-денежная политика является наиболее подходящим инструментом государственного регулирования национальной экономики для демократического общества, который не приводит к излишнему диктату власти.

Налогово-бюджетная политика.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика является одним из наиболее существенных рычагов реального экономического воздействия государства на хозяйственные процессы. Данная политика подразумевает манипулирование расходами и налогами государства в целях осуществления макроэкономической стабилизации.

Целями бюджетно-налоговой политики являются:

1) Поддержание стабильного экономического роста

2) Полная занятость ресурсов; это, прежде всего, решение вопроса циклической безработицы.

3) Поддержание стабильного уровня цен.

Фискальная политика, прежде всего, является политикой регулирования совокупного спроса. В данном случае регулирование экономики осуществляется воздействием на величину совокупных расходов. Но бывают и случаи, когда инструменты фискальной политики также могут воздействовать и на совокупное предложение. Проводит бюджетно-налоговую политику непосредственно государство.

Инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, т.е государственные закупки, трансферты и налоги.

Существует 2 вида фискальной политики: стимулирующая и сдерживающая.

При стимулирующей фискальной политике государство прибегает к следующим способам регулирования:

· Увеличение государственных расходов;

· Сокращение налогов;

· Сочетание сокращения налогов и увеличения расходов.[5]

Если государственный бюджет является сбалансированным, то в период спада налогово-бюджетная политика должна быть направлена на создание бюджетного дефицита, иначе говоря, государственные расходы должны превышать налоговые поступления.

При сдерживающей фискальной политике используются следующие способы:

· Сокращает государственные расходы

· Повышает налоги

· Сочетание сокращения государственных расходов и увеличения налогов

Когда в экономике наблюдается инфляция спроса, то фискальная политика направлена на осуществление бюджетного избытка, т.е. когда налоговые поступления превышают государственные расходы. [13]

Таким образом, различные инструменты экономической политики государства могут употребляться в разных сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей, будет меняться место и назначение того или иного инструмента в наборе средств государственного регулирования экономики в конкретный период.

Наши рекомендации