Легальный марксизм» в России

Нетрадиционные «боковые» концепции в политической экономии своеобразно развивались в дореволюционной России. Некоторые методологические особенности исторического направления и социальной школы нашли воплощение в трудах «легальных марксистов» — П.Б. Струве (1870—1944), СИ. Булгакова (1871—1944) и "выдающегося русского экономиста М.И. Туган-Барановского (1865-1919).

Интерес к экономической истории проявился в двух крупных и оригинальных сочинениях М.И. Туган-Барановского: «Русская фабрика в прошлом и настоящем» и «Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь». Помимо того что эти произведения имеют самостоятельную научную ценность, они были важны для преодоления некоторых заблуждений либерального народничества по поводу невозможности капиталистической эволюции в России.

После революции 1905—1907 гг. историзм «легальных марксистов», разочаровавшихся в возможностях демократических движений в России, легко сменился неким подобием российского институционализма и социологизма. П.Б. Струве стал требовать коренного пересмотра политической экономии на основе эмпиризма и неокантианства. Он стал отрицать классические идеи о существовании «естественных законов» экономической жизни. Отказавшись от анализа причинно-следственных связей и от абстрактного метода, Струве утверждал, что в хозяйственной жизни существуют «просто факты», которые требуют описания, констатации, но не теоретического обобщения. Характерно в этой связи, что подобно В. Зомбарту он в полемике с ортодоксальными марксистами перестал признавать реальность категорий стоимости и прибавочной стоимости, считая их чисто логическими конструкциями. Реальными же, эмпирически ощутимыми должны считаться лишь категории цены и прибыли. На этой базе осуществлялась критика «Капитала» К. Маркса, которому совсем недавно отдавалась дань уважения.

Что касается М.И. Туган-Барановского, то он не стал отрицать своей близости к марксизму. Напротив, он пытался преодолеть некоторую односторонность марксистской трудовой теории стоимости. Мы уже отмечали, что он одним из первых (если не самый первый) попытался синтезировать марксистскую и маржиналистскую концепции стоимости и цены, доказывая (и совершенно справедливо), что непроходимой пропасти между этими двумя подходами нет. М.И. Туган-Барановский явился автором оригинальной социальной теории распределения, позднее признанной во всем мире. Согласно этой теории роль производства сводится к приращению продукта, поэтому все классы оказываются заинтересованными в росте производительности труда. (Это утверждение противостоит Марксовой идее о том, что эффектом от роста производительности труда пользуются лишь капиталисты, присваивающие относительную прибавочную стоимость.) В распределении же готового продукта в стоимостном выражении доля различных классов общества зависит от результатов социальной борьбы, от социальной силы того или иного класса.

Туган-Барановский не согласился с утверждениями Рикардо и Маркса о том, что прибыль и заработная плата находятся в обратном отношении друг к другу. В фазах промышленного подъема и кризиса заработная плата и прибыль движутся в одном направлении.

Если в обществе растет производительность труда, то и это обстоятельство повышает и зарплату, и прибыль.

Вообще к рабочей силе не следует относиться как к обычному товару. И для рабочего потребление есть самоцель, а не средство поддержания своей рабочей силы, продаваемой капиталисту. На заработную плату не распространяется закон спроса и предложения. Спрос на рабочую силу, говоря современным языком, неэластичен и зависит не столько от цены, сколько от способности рабочего производить прибыль для капиталиста. Повышение заработной платы в конечном итоге становится положительным фактором для капитала, ибо увеличивает трудоспособность рабочего и эффективность его труда. На этой почве возникает определенная солидарность интересов рабочих и капиталистов. Отсюда и основной вывод М.И. Туган-Барановского: размер заработной платы определяется не только производительностью общественного труда, но и социальной силой рабочего класса, его институциональной организованностью.

Оставаясь до конца жизни сторонником неортодоксального социализма, Туган-Барановский в полном соответствии с институционалистской методологией давал этическую интерпретацию социализму. «Человечество, — писал он, — не получит нового общественного уклада как дара слепой игры экономических сил: оно должно этот новый строй сознательно выработать — и завоевать. Капитализм никогда не умрет естественной смертью — ему может быть нанесен смертельный удар лишь мыслью и волей человека»1.

1 Туган-Барановский М.И. Теоретические основы марксизма. СПб., 1905. С. 194. Обратим внимание читателей на то, что М.И. Туган-Барановский возлагает надежды на мысль и волю человека, а не на силу оружия или на восстание.

Основные понятия

Институционализм

Неоинституционализм

Историческая школа в политической экономии

Национальная школа в политической экономии

Праздный класс

Техноструктура

Теория общественного выбора

Социальная теория распределения

Контрольные вопросы

1. Можете ли вы назвать имена представителей исторического направления экономической мысли?

2. Что представляет собой социальная школа в политической экономии?

3. За что Ф. Лист критиковал английских «классиков политэкономии»?

4. Каковы мотивы максимизации прибыли, по Т. Веблену?

5. Чем можно объяснить успех работы Дж. К. Гэлбрейта «Новое индустриальное общество»?

Глава 20. РУССКИЙ МАРКСИЗМ:

Наши рекомендации