Дополнения и изменения к учебной программе

на _____/______ учебный год

№№ п/п Дополнения и изменения Основание
     

Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры

(протокол № ___ от _________ 20­__ г.)

Заведующий кафедрой

_________________________ ______________ __________________

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

_________________________ ______________ __________________

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Краткий конспект лекций

Лекция 1: РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ, ЕЕ ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ

1. Основные этапы развития западной экономической социологии. Экономическая социология как наука получила первоначальное развитие в Европе, где в конце XIX – начале XX вв. она находила свое востребование в быстро развивающемся капиталистическом обществе. Позднее (в первой половине – середине XX века) новый импульс экономико-социологическим исследованиям придали запросы развивающегося американского капитализма.

Важную роль в создании методологической основы социологической науки, прежде всего – ее эмпирической базы, отводят работам франко-бельгийского математика и статистика Ламберта Адольфа Кетле (1796 – 1874). Его работа «О человеке и развитии его способностей, или опыт социальной жизни» (1835) показала исследователям новые возможности анализа общественных отношений на основе статистически рассчитываемых закономерностей.

Одной из первых книг по экономической социологии называют работу бельгийского социолога Г. де Греефа, вышедшую под названием «La sociologie economigue», в русском переводе вышла в Москве в 1904 г. под названием «Социальная экономия»[2].

В истории развития экономической социологии на Западе современный российский социолог Г. Г. Силласте выделяет ряд этапов:

1) ранний этап или период классической экономической социологии (середина XIX в. – 20-е годы XX в.), основные представители – К. Маркс, М. Вебер, Т. Веблен, и др.;

2) этап активного становления (20 – 50-е гг. XX в.) – П. Сорокин, Э. Мэйо, Т. Парсонс и др.;

3) этап институционализации (50 – 70-е гг. XX в.) – Н. Смелзер, К. Девис, Д. Мур и др.;

4) этап развития «новой экономической социологии» (80 – 90-е гг. XX в.) – Р. Сведберг, M. Грановеттер и др.[3]

Заметное место в формировании экономико-социологической мысли в период классического самоопределения экономической социологии как науки занимают творчество Карла Маркса (1818 – 1883), его важнейшие выводы о том, что положение человека в капиталистическом производстве характеризуется отчуждением от своего труда; экономика оказывает первичное влияние на формирование социальных структур общества и на идеи людей; прогресс производительных сил состоит в последовательной смене способов производства, а движущей силой общественных изменений выступает классовая борьба.

В трудах немецкого теоретика Макса Вебера (1864 – 1920) экономическая социология впервые получает системную теоретическую разработку. Среди широкого творческого наследия ученого работы «Протестантская этика и дух капитализма» (1905), «Хозяйство и общество» (1922). Его социологическую методологию составили:

- концепция так называемого идеального типа – теоретически абстрагированного образа социального действия,

- метод причинно-следственного (каузального) объяснения,

- принцип сопереживающего понимания мотивов поведения (в этом контексте ученого считают основателем понимающей социологии).

отношением к работе и т. д.

Немецкий экономист, социолог Георг Зиммель (1858 – 1918) в своей важнейшей работе «Философия денег» (1890) провел анализ влияния денежных отношений и разделения труда на человеческую культуру. Сквозь призму категории денег Зиммель рассматривал скрытые механизмы социальной жизни, проявление различных форм труда. Деньги у него – одновременно форма экономических отношений и экономическая ценность.

Американский экономист и социолог Торстейн Веблен (1857 – 1929) рассматривал развитие обществ в контексте смены социальных институтов (института частной собственности, денежной конкуренции, демонстративного потребления). Под социальными институтами он понимал общественные образцы поведения и привычки мышления.

В целом к основным достижениям классического этапа развития экономической социологии можно отнести:

а) выделение принципов изучения социальных процессов под углом взаимосвязи экономики и общества;

б) разработку системы научных категорий экономико-социологического знания;

в) постановку и теоретический анализ ряда проблем, лежащих на стыке экономики и общества;

г) продвижение в теоретической мысли социологического взгляда на природу экономических явлений.

На этапе активного становления экономической социологии заметное развитие получило новое направление - индустриальная социология. Знаковым трудом здесь считают книгу американского исследователя Э. Мэйо (1880 – 1949) «Социальные проблемы промышленной цивилизации» (1945).

Мэйо выдвигал идею корректировки, «подуправления» общества, которое на его взгляд способно адаптироваться и поддерживать внутреннее сотрудничество в изменяющихся условиях. Механизмом воздействия на саморегулирование и самоорганизацию общественной жизни у него выступал учет «человеческих устремлений», то есть, человеческий фактор, а ведущая роль в движении к социальной гармонии общества отводилась слою «просвещенных менеджеров».

Велико наследие русско-американского социолога П.А. Сорокина (1889 - 1968), признанного родоначальника теории социальной стратификации и мобильности. Его относят также к одному из первых исследователей влияния на экономику таких пограничных состояний общества как войны, революции. Будучи автором капитального труда «Социальная и культурная динамика» (1962), П. Сорокин раскрыл влияние на хозяйственную деятельность ценностных и других социально-культурных факторов.

Англо-американский обществовед, представитель социологического институционализма Карл Поланьи (1886 – 1964) считал, что чисто рыночная экономическая система не может быть устойчивой. Экономика, согласно Поланьи, выступает частью более широкой социальной системы.

2. Развитие отечественной экономической социологии.

Отечественная экономическая социология как научное направление начала формироваться в 20-е годы XX в. Ее основу составили прикладные социологические исследования, проводимые по проблемам социологии села, социологии труда, социологии города. Свой вклад в развитие теоретических основ новой науки в начале XX века внес ряд российских экономистов - Н.И. Бухарин (1888 – 1938), А.В. Чаянов (1888 – 1937), Н.Д. Кондратьев (1892 – 1938), социологов - А.А. Богданов (1873 – 1928), П.А. Сорокин (1889 – 1968) и др.

Г. Г. Силласте называет ряд причин более поздней, чем на Западе институционализации в СССР научного направления под названием «Экономическая социология»:

1. В условиях плановой экономики, отсутствия рыночной конкуренции в обществе в целом был невелик социальный запрос на социологическую науку.

2. Существенно различались теоретико-методологические подходы западных и советских исследователей социально-экономических отношений.

3. Только с началом формирования в стране рыночных отношений в начале 90-х годов XX в. возникли дополнительные стимулы для развития экономической социологии.

В 70 – 80-е гг. XX века в исследованиях отечественных социологов большее место стали занимать вопросы социального развития и социальной структуры, социально-экономических отношений. Знаменательной работой в этот период стала книга Т.И. Заславской (1927 – 2013) и Р.В. Рывкиной «Экономическая социология и перестройка» (1989). Ранее, в 1986 г. названные авторы начали преподавать в г. Новосибирске учебный курс «Экономическая социология».

Сегодня в области экономической социологии активно работают российские ученые В.В. Радаев, В.И. Верховин, Г.Г. Силласте и др.

К основателям белорусской школы экономической социологии относят профессора Г.Н. Соколову. Свой вклад в разработку теоретико-методологических проблем экономико-социологического знания в условиях современной Беларуси внесли Е.М. Бабосов, О.В. Кобяк и др.

Расширяется тематическое поле белорусских исследователей в области экономической социологии. Среди новых социально-экономических проблем, привлекающих внимание социологов, - трудовые конфликты, экономическая преступность, развитие предпринимательства, вопросы приватизации. По-прежнему актуальны проблемы «…трудовой миграции, экономического поведения, оплаты труда и материального стимулирования, участия работников в управлении, организация и условия труда, стабилизация коллектива и социально-психологический климат в нем (Г.Н. Соколова, П.П. Украинец, А.П. Лимаренко, В.А. Симхович, Л.В. Филинская, О.В. Кобяк и др.»[4].

Таким образом, на своем первоначальном этапе развития экономическая социология как наука опиралась как на теоретические построения представителей экономической науки, так и на теоретико-методологические подходы новой формирующейся науки об обществе – социологии. На сегодняшний день экономическая социология представляет собой самостоятельное научное направление, имеющее свою теоретическую базу, свою историю и своих последователей во многих странах.

3.Предметное поле экономической социологии как науки.

Экономическая социология, как и другие социальные или поведенческие науки (антропология, социология, психология, экономическая и политологическая теории) изучает поведение людей с учетом специфики своих объекта и предмета исследования.

Областью исследовательского интереса экономической социологии как науки выступают проявления социальной природы человеческих взаимоотношений в сфере хозяйственной деятельности. Это следует из взгляда на особенности данной науки известных белорусских и российских авторов (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Определения экономической социологии разными авторами

Автор Определение экономической социологии
Е.М. Бабосов Объект экономической социологии – это сложная, динамически развивающаяся система социально-экономических процессов, возникающих в пространстве взаимодействия экономики и социальной сферы, или, говоря иными словами, развитие экономики как социального процесса[5].
В.В. Радаев Экономическая социология изучает хозяйственные действия людей, которые не только выбирают наилучшие способы использования ограниченных ресурсов, но также обучают друг друга нормам поведения, борются за доминирующие позиции, создают новые структуры и входят в состав имеющихся структур[6].
Г.Г. Силласте Объектом экономической социологии является социальная реальность в сфере экономических отношений. Конкретнее – личность… во всем разнообразии выполняемых социальных ролей в сфере экономики и финансов; социальные статусные группы и общности (социально-профессиональные, социально-территориальные, социально-демографические, гендерные), осуществляющие свою деятельность во всех отраслях экономической жизни и проявляющие разные формы экономического поведения[7].
Г.Н. Соколова Объект экономической социологии – взаимодействие двух основных сфер общественной жизни – экономической и социальной и соответственно взаимодействие двоякого рода процессов – экономических и социальных[8].

Экономическая социология рассматривает поведение человека в системе хозяйственных отношений со своей, социологической позиции, которая отличается от позиции, свойственной сугубо экономическому подходу.

Для выражения так называемого «экономического взгляда» на природу хозяйственного поведения человека исследователи выделяют следующие исходные предпосылки:

а) человек независим (самостоятелен в выборе партнеров по бизнесу, принятии хозяйственных решений),

б) человек эгоистичен (стремится, прежде всего, к максимизации собственной, личной выгоды),

в) человек рационален (всегда рассчитывает, сравнивает выгоды и издержки того или иного своего выбора с целью максимизации первых и минимизации вторых),

г) человек информирован (обладает достаточной информацией о средствах и возможностях удовлетворения своих потребностей при осуществлении хозяйственной деятельности).

С точки зрения «социологического взгляда» человек в системе экономических отношений не так однозначно экономически детерминирован, а рассматривается в совокупности своих социальных связей, культурных ценностей, с учетов включенности субъекта хозяйственной деятельности в различные социальные структуры общества. В результате тот же «экономический человек», во-первых, далеко не всегда является независимым, а часто подчиняется различным общественным нормам; во-вторых, не только эгоистичен, но может совершать и альтруистичные поступки; в-третьих, его действия не всегда поддаются рациональному объяснению, а имеют порой иррациональную природу; в-четвертых, он далеко не всегда информирован о важных для хозяйственной деятельности обстоятельствах: ресурсах, рынках, конкурентах, потребителях и т. д.

Любая наука вырабатывает свой категориальный аппарат, который используется для описания и объяснения изучаемых объектов, является важным средством научного исследования, во многом определяет его возможности. Экономическая социология, выступая одним из отраслевых социологических направлений, использует определенную систему научных категорий, которые с точки зрения их происхождения классифицируют на три основные группы:

1) общенаучные категории, которые заимствованы из общей методологии науки (структура, функция, процесс, связь, развитие и т. п.);

2) общесоциальные категории, которые наряду с экономической социологией используются другими социальными науками: экономической теорией (собственность, потребление), социальной психологией (коллектив, поведение), социологией (социальная структура, социальная мобильность) и др.;

3) специфические для экономической социологии категории, которые выработаны в русле данной науки и отражают характерные особенности ее предметного поля (экономическое поведение, экономическая культура, экономическое мышление, социальная ответственность бизнеса и др.).

4. Особенности метода экономической социологии.

Каждая наука, выделяя свою особую область познания (объект и предмет), вырабатывает и свои методы исследования. Первой особенностью экономико-социологического метода анализа хозяйственной жизни выступает междисциплинарный подход, означающий, что:

а) изучаемые явления рассматриваются с учетом их двойственной природы и, следовательно, объект анализа находится на стыке двух дисциплин - экономики и социологии;

б) в ходе анализа учитываются экономические и социальные последствия функционирования и развития изучаемого объекта;

в) при проведении исследований используется комплекс экономической и социологической информации для характеристики анализируемого объекта. Выявление социальных механизмов развития экономики – вторая особенность метода экономической социологии как науки. Данный методологический акцент, во-первых, предполагает необходимость обращения к наиболее существенным признакам и закономерностям проявления человеческого фактора в экономической деятельности на разных уровнях экономики, во-вторых, ориентирует не только на познание сущности экономико-социальных процессов, но и на целенаправленное использование социальных факторов как дополнительного резерва повышения эффективности общественного воспроизводства.

В экономико-социологических исследованиях может также использоваться широкий спектр общесоциологических количественных и качественных методов сбора информации. К первой группе методов относятся наблюдение, опрос, анализ документов, социальный эксперимент. К другой – биографический метод (устная история, история жизни, семьи), метод отдельного случая, моделирования ситуации, беседы и др.

5. Роль экономической социологии в подготовке современного специалиста.

Значение экономической социологии как одной из отраслевых социологических дисциплин выражают ее основные функции: мировоззренческая функция, теоретико-познавательная, прикладная, экономическая, социальная, управленческая.

Мировоззренческая функция экономической социологии состоит в том, что данная наука позволяет развивать у участников экономической деятельности более целостное (с учетом социальной составляющей) миропонимание, формировать социологический способ мышления, что позволяет выбирать адекватные способы экономического поведения.

Теоретико-познавательная функция заключается в получении новых знаний о функционировании социально-экономических процессов, социальных ресурсах и резервах хозяйственной деятельности, разработке теоретических обобщений, суждений, гипотез, опирающихся на исследования тех сфер социально-экономической реальности, которые составляют предмет рассматриваемой науки.

Прикладная функция связана с преобразованием структур и форм организации экономической деятельности на основе прикладных социологических исследований и выработки практических рекомендаций (социотехнологий) по их результатам.

Экономическая функция означает использование экономико-социологических знаний для более оптимального использования человеческого фактора на макро- и микроуровнях экономики, минимизации социальных ограничений и рисков, способных вызывать нестабильность и дезорганизацию в экономических системах.

Социальная функция выражает те дополнительные возможности, которые дают знания экономической социологии в формировании социально-нормативных принципов экономического поведения, социализации личности, освоении социальных ролей субъектами хозяйственной деятельности.

Управленческая функция предполагает использование экономико-социологического знания для оптимизации путей и способов выполнения конкретных задач в сфере экономики, выработки и реализации программ социально-экономического развития, оценки и учета при этом социальных последствий принимаемых управленческих решений.

Таким образом, экономическая социология рассматривает развитие экономики как социально-экономический процесс. Человеческий фактор придает развитию экономики социальный характер, изучение которого имеет важное практическое значение, поскольку позволяет находить дополнительные резервы повышения эффективности экономической деятельности.

Лекция 2: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

1.Понятие экономического мышления, его типы.

Экономическое мышление связано с осознанием людьми экономической действительности, сознательным использованием социально-экономических законов, отражает экономическую реальность в контексте повседневной практики субъектов хозяйственной деятельности и конкретной социально-экономической ситуации.

В содержательном плане понятие экономического мышления включает: - определенные умонастроения в общественном сознании применительно к сфере экономики (своего рода экономический менталитет населения);

- способности к осмыслению реализуемой в обществе экономической политики и социально-экономической практики, методов управления экономикой;

- оценку отдельными социальными группами и слоями общества результатов производства, распределения, обмена, потребления товаров и услуг в условиях ограниченных ресурсов и определенной экологической ситуации;

- мотивационные установки на определенные модели экономического поведения.

Выделяют (А.Ю. Архипов) следующие типы экономического мышления: государственнический, рыночный, социально-рыночный. Государственническому экономическому мышлению присущи авторитарность, беспрекословное подчинение экономических субъектов органам власти, минимизация хозяйственной инициативы, преуменьшение правовых механизмов регулирования хозяйственных отношений, социальный патернализм и др. Одним из проявлений такого типа мышления выступает бюрократическое экономическое мышление, когда вместо поиска реальных путей и действенных мер для решения экономических задач обращаются к формальным мероприятиям и процедурам.

Рыночный тип экономического мышления характеризуется нацеленностью на приоритет частной собственности, прагматизм, личную хозяйственную самостоятельность, инициативность, предприимчивость, конкуренцию и т. д. Крайним негативным проявлением рыночного мышления выступают исключительно индивидуалистические умонастроения, упования на жесткую конкурентную борьбу, игнорирование социальных аспектов прибыльной экономической деятельности.

Социально-ориентированное рыночное экономическое мышление представляет собой сочетание ряда признаков двух названных типов мышления. В результате ориентация на экономическую свободу предприимчивость, экономический рационализм сочетаются в таком мышлении с признанием важности нравственных начал, право послушности, социальной ответственности бизнеса.

2. Экономическое поведение, его признаки, виды.

Немецкий социолог, историк и экономист М. Вебер (1864 – 1920) особое внимание уделил исследованию экономического поведения как одной из важнейших модификаций целерационального социального действия. В структуру такого действия он включал следующие элементы: цель, средства, результат, планирование, альтернативность, свобода выбора.

Итальянский экономист и социолог В. Парето (1848 – 1923) выделял в структуре экономического поведения наряду с рациональными (логическими) элементами иррациональные (нелогические) - установки, предрассудки, стереотипы. Последние, по утверждению автора, реализуются в экономическом поведении через идеологии, теории, верования.

Советский экономист Н.Д. Кондратьев (1892–1938) выделял в структуре экономической деятельности индивидуальные, групповые и массовые взаимодействия людей.

Существуют различные подходы к типологии экономического поведения. Современный российский социолог В.И. Верховин выделяет виды экономического поведения в соответствии с основными фазами воспроизводственного цикла: дистрибутивное поведение, производственное, обменное, потребительское.

Дистрибутивное поведение (распределительное) отражает отношения собственности, благодаря которым субъект экономического поведения может пользоваться объектом собственности, распоряжаться, владеть им.

Производственное связано с накоплением, концентрацией материальных, интеллектуальных, организационных и других ресурсов, соединением и комбинированием их с целью получения благ и дохода.

Обменное (торговое), выступая одной из форм социального обмена, обеспечивает движение различных экономических благ (товаров, услуг, информации) на рынке на основе учета и сравнения их ценностей.

Потребительское поведение связано с извлечением из товарного оборота экономических благ и присвоением их полезных свойств с целью удовлетворения общественных или личных потребностей.

Специфическими моделями экономического поведения выступают предпринимательское поведение, маркетинговое, инновационное, инвестиционное, монетарное, логистическое, лизинговое, брендинговое и т. д.

В Республике Беларусь более 10 лет проводятся конкурсы «Бренд года», при подведении результатов которых учитываются опросы потребителей. В качестве эмпирических индикаторов используется два показателя: уровень известности и уровень лояльности к бренду. Основу же концептуального подхода организаторов конкурса к оценке белорусских производителей составляет отнесение последних к одной из двух моделей стратегического управления. Одна категория – это маркетинг ориентированные производители, которые свою инвестиционную политику связывают с внедрением «активного профессионального маркетинга» и тем самым становятся на рынке стратегически более устойчивыми. Другая категория – «производственно центрированные» производители, которые отводят маркетингу вспомогательную функцию и как следствие – больше зависят от конъюнктуры рынка. В результате по итогам «Бренд года» - 2013 были составлены Топ-10 самых динамичных национальных брендов, самых успешных новых брендов и стагнирующих национальных брендов-лидеров[9]. Обобщенные данные результатов конкурса приведены в табл. 1.2.

Таблица 1.2

Топ-10 белорусских производителей «Бренд года»-2013 по разным номинациям[10]

Место в Топ-10 Номинация
Самые динамичные национальные бренды Самые успешные новые бренды Стагнирующие национальные бренд-лидеры
Евроопт Мара Горизонт
Онега Мега Топ Кристалл (ювелир. изделия)
Ома Налибоки Вейнянский родник
By Fly Ласковое лето Кристалл (алкоголь)
Белгосстрах Материк Витязь
TUT.BY Зико Крыница
Санта Бремор Атлант (стир. маш.) Спартак (шоколад)
Савушкин продукт Пастораль Маруся
Конте Сочный Коммунарка
Марко Петруха Минский мясокомбинат

3. Формирование современного экономического мышления.

Являясь выражением преобладающего вектора направленности экономических устремлений людей, сложившегося в обществе типа экономического мышления субъектов хозяйственной деятельности экономическое поведение отражает определенный уровень развития социально-экономических отношений общества. Другими словами, экономическое мышление, его адекватность социально-экономическим потребностям общественного развития детерминируют те или иные модели и виды экономического поведения.

Для формирования соответствующего определенному уровню развития общества экономического мышления необходимо наличие ряда условий:

1. Реальные экономические преобразования в обществе.

2. Постоянное развитие экономической теории, которая опосредованно оказывает влияние на структуру экономического мышления различных слоев общества.

3. Функционирование сети экономического образования граждан (общеобразовательные и профессиональные учебные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки, СМИ и т. д.).

4. Экономическое воспитание различных слоев населения, суть которого - определенные воздействия на членов общества для выработки у них экономически оправданных моделей поведения. Важнейшими субъектами экономического воспитания выступают семья, учебные (даже дошкольные) заведения, органы власти и государственного управления, общественные организации.

Лекция 3: ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ЕГО

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ

1. Теоретические взгляды на сущность предпринимательства.

Мировая социально-экономическая мысль на протяжении длительного времени обращается к понятию предпринимательства. Свой вклад в ее развитие теории предпринимательства внесли Р. Кантильон, Дж. Кейнс, И. Кирцнер, Ф. Найт, Ж. Б. Сэй, А. Тюнен, Й. Шумпетер и др.

Еще Ричард Кантильон (ок. 1680 – 1734) – ирландский банкир и экономист – различал экономическую прибыль и предпринимательский доход. К предпринимателям он относил субъектов рынка, которые за счет расхождения между спросом и предложением находят возможность покупать товары дешевле, а продавать – дороже.

У шотландского экономиста и философаАдама Смита (1723—1790) предприниматель – прежде всего собственник, капиталист, который ради реализации своей экономической цели идет на определенный риск. Французский ученыйЖан Батист Сэй (1767—1832) в труде «Трактат по политической экономии» (1803 г.) разрабатывая теорию факторов производства, к которым он относил землю, труд, капитал отдельно выделял фигуру предпринимателя. Предпринимательство у него – такая деятельность, в результате которой экономический субъект находит возможность получить наибольшие доход, прибыль за счет более умелого комбинирования факторов производства.

Особо заметный вклад в исследование сущности предпринимателя, его социально-экономической роли внес австрийско-американский экономист и социологЙозеф Алоиз Шумпетер (1883-1950). В своих исследованиях он отмечал связь между предпринимательством и так называемой динамической неопределенностью хозяйственной деятельности. Ученый рассматривал экономику как динамически развивающуюся систему. Основой такой динамики у него выступают новые комбинации факторов производства, внедрение которых и составляет функцию предпринимателя.

К представителям теории предпринимательства относят американского экономиста Фрэнка Хайнемана Найта(1885 – 1972). Предпринимательский доход, по Найту, представляет собой разницу между ожидаемой денежной выручкой фирмы и реальной ее величиной. Ф. Найт проводил различия между такими категориями как риск и неопределенность. Он показал, что, несмотря на неопределенность будущего, предприниматель может «угадать» основные параметры хозяйственной деятельности и в результате получить дополнительный доход.

Исходя из анализа теоретических представлений на сущность предпринимательства, современный российский автор В. Савченко определяет, что предприниматель – субъективный (личностный) фактор воспроизводства [выделено мною – В.Н.], способный на инициативной и инновационной основе, не боясь полной экономической ответственности, идти на риск и особым образом соединять другие факторы производства так, чтобы в перспективе появился дополнительный доход.

К основным функциям предпринимателя как субъекта хозяйственной деятельности относят изучение потребительского спроса, оценку платежеспособности партнеров, выявление необходимых ресурсов, выбор технологий и источников их обновления, организацию и управление производством товаров и услуг, их реализацию и т. д. Однако действительное место предпринимателя в современной экономике этим не ограничивается.

2. Историческая и социально-экономическая роль предпринимательства.

Анализируя исторические и социальные корни предпринимательства, немецкий экономист и социолог Макс Вебер (1864 – 1920) связывал его становление с так называемым «капиталистическим духом», сформированным в западноевропейском обществе под влиянием протестантских этических норм и ценностей. Дух в этом случае выражает совокупность устойчивых психических черт, присущих хозяйствующему субъекту на данной стадии развития общества.

Портрет средневекового предпринимателя далек от того, который мы ассоциируем с этим понятием сегодня. Тогда это были, прежде всего, воинствующие торговцы, промышлявшие морским разбоем, странствующие ремесленники, первые биржевые спекулянты, которые не являлись базовым слоем экономики.

В Новое время вместе с развитием капитализма предпринимательство приобретало более цивилизованный облик, юридическую защищенность, институциональную устойчивость. Дух риска и авантюризма заменялся духом устойчивого развития и рационального использования возможностей рынка.

В современных условиях к предпринимательским слоям относятся как основатели мелких фирм, так и организаторы крупного производства. Происходит дифференциация видов предпринимательской деятельности. В обобщенном образе предпринимателя можно выделить финансиста (поставщика капитала), изобретателя технической или маркетинговой идеи (поставщика нового знания), эксперта по организационно-правовым вопросам (поставщика организационных схем), менеджера по структурному упорядочению внутренних и внешних связей предприятия (поставщика управленческих технологий) и др.

Особое значение в функционировании современной экономики заслуживает малое предпринимательство (малый и средний бизнес). Его роль обусловлена рядом обстоятельств:

1. Малое предпринимательство придает рыночной экономике необходимую гибкость из-за возможности более быстро приспосабливаться к изменениям конкурентной среды, потребительского спроса.

2. Позволяет быстрее создавать новые рабочие места из-за их низкой капиталоемкости.

3. Представляет возможности для самостоятельных деятельных людей в проявлении своей инициативы, творческой активности, организационных способностей и навыков.

4. Облегчает процесс образования новых хозяйствующих субъектов в силу отсутствия усложненных организационных структур.

5. Вовлекает в экономику дополнительные трудовые ресурсы благодаря возможности более широкого использования гибких форм труда.

По данным исследователей в странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес привлекает до 50 – 60% работоспособного населения и формирует до 70 – 80% новых рабочих мест. На его долю приходится от 20 до 60% валового внутреннего продукта.

3. Пути социальной поддержки предпринимательства.

К важнейшим направлениям деятельности государства по созданию благоприятной предпринимательской среды относят:

- введение привлекательного налогового режима для предпринимательского сектора, способствующего расширению действующих и созданию новых субъектов хозяйствования;

- предоставление предпринимательскому сообществу консультационных и образовательных услуг;

- внедрение специфических форм помощи начинающим предпринимателям – центров поддержки предпринимательства, бизнес инкубаторов и др.;

- упрощение административных процедур регистрации и регулирования предпринимательской деятельности;

- обеспечение действенной правовой защиты интеллектуальной собственности;

- формирование в общественном сознании положительного образа предпринимателя;

- создание благоприятного инвестиционного климата в стране;

- обеспечение стабильности и прозрачности национального законодательства и др.

Широкое развитие предпринимательства в белорусском обществе является реальным фактором, способным содействовать выводу экономики страны на инновационный путь развития, решению проблемы эффективной занятости населения, преодолению тенденции к бедности отдельных слоев населения, формированию современного технологического потенциала национального хозяйства.

Лекция 4: ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ЕГО

СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА

1. Сущность и особенности потребительского поведения.

С 80-х – 90-х годов XX века в области социально-экономических исследований все большее внимание стало уделяться потребительскому поведению. С экономической точки зрения потребление - одна из фаз воспроизводственного цикла наряду с производством, распределением, обменом. Она представляет собой процесс использования субъектами товаров или услуг для удовлетворения своих экономических и социально-духовных потребностей.

Характерной особенностью субъекта потребления – потребителя – является то, что в качестве оного выступают все без исключения люди, чего нельзя сказать об экономическом поведении участников других фаз воспроизводства. При этом субъектом потребления являются не только отдельные индивиды или общности людей, но и организационные структуры - предприятия, учреждения, фирмы.

Причинами увеличения внимания к аспектам потребления в конце XX века называют а) расширение досуга различных слоев населения, б) существенное увеличение потребительских рынков благодаря возросшим возможностям производства товаров и услуг, в) повышение интереса людей к стилю жизни как фактора социального престижа и статусного самоопределения и др.

В результате вышеназванных обстоятел

Наши рекомендации