Будущее России за трудовыми мигрантами?

Несмотря на попытки российских властей поднять рождаемость в стране, поводов для "демографического оптимизма" у россиян по-прежнему мало. Население сокращается катастрофическими темпами, продолжительность жизни не растет, в регионах образуются огромные "социальные и экономические пустыни", пишет уважаемый британский еженедельник The Economist.

И если советское руководство прилагало определенные усилия к тому, чтобы заселить огромную страну, то теперь огромные районы Сибири и Дальнего Востока пустеют - люди перебираются в Центральную Россию. Складывается опасная ситуация: на российском Дальнем Востоке плотность населения составляет чуть больше 1 человека на квадратный километр, а по другую сторону китайской границы эта цифра в 140 раз больше.

Демографическая статистика в России напоминает статистику военного периода: ежегодно население сокращается на 700 тыс. человек. Смертность вдвое выше, чем в развитых странах, а средняя продолжительность жизни среди мужчин – одна из самых низких для развитых стран в мире, 60 лет. Если сейчас в стране 142 млн жителей, то к 2050 году их может остаться всего 100 млн.

Владимир Путин еще в 2000 году отмечал, что сокращение населения угрожает самому существованию России. Спустя шесть лет он увеличил поддержку матерям и предложил премию за рождение второго ребенка. Рождаемость стала повышаться, однако смертность не снизилась, равно как не увеличилась и продолжительность жизни.

Поводов для оптимизма действительно мало, и достичь поставленной цели, увеличив население РФ до 145 млн человек, невозможно, считают эксперты. Руководитель Центра демографии и экологии человека Анатолий Вишневский говорит, что единовременный бэби-бум еще ничего не значит: вероятно, люди решили заводить детей сейчас, пока за это положены премии, но в перспективе общее число детей в семьях не увеличится. Средний класс и вовсе не соблазнишь денежными выплатами.

Ученые связывают нынешний всплеск рождаемости с тем, что повзрослели и стали заводить семьи многочисленные дети 1980-х годов. А вот следующее поколение родителей будет куда малочисленнее. "В ближайшие несколько лет мы увидим резкое снижение рождаемости", - предупреждает Вишневский. В то же время смертность поднимется - наступит пора умирать поколению послевоенных детей.

Демографический кризис - один из основных сдерживающих факторов российской экономики. В последние годы страна получала "демографические дивиденды" прошлых десятилетий, однако теперь прежние трудовые ресурсы заканчиваются. Если сейчас в стране 90 млн трудоспособных граждан, то в ближайшие семь лет страна лишится 8 млн работников, а к 2025 году - 18-19 млн.

По мнению многих демографов, единственным решением демографических проблем России может стать иммиграция, которая позволит не только увеличить население страны, но, что еще более важно, омолодить его возрастную структуру.

Вопросы:

7. Каким образом старение население и уменьшение его трудоспособной части влияет на экономику страны?

8. Как Вы понимаете сущность процесса международной миграции рабочей силы и в каких формах он протекает?

9. Какова роль трудовых мигрантов в разрешении демографической ситуации в России? Согласны ли Вы с утверждением, что единственным решением демографических проблем РФ может стать иммиграция? Какие категории въезжающих мигрантов наиболее характерны для нашей страны?

10. Какие последствия (позитивные и негативные) имеет процесс международной миграции рабочей силы для России?

11. Что понимается под миграционной политикой государства и каковы ее разновидности?

12. Охарактеризуйте применяемые виды иммиграционной и эмиграционной политики в РФ и их основные инструменты.

Вопросы для текущего контроля по всем темам курса:

1. Роль природных ресурсов в развитии МЭ и классификация их видов.

2. Демографические параметры оценки и народонаселения мира и их динамика.

3. Глобальные проблемы «человек-общество» в современной МЭ.

4. Цели и принципы экономической интеграции на уровне экономического союза. Какие группировки данного типа действуют в МЭ на современном этапе?

5. Региональные интеграционные союзы стран с переходными экономиками: цели и причины объединения.

6. Позитивные и негативные последствия деятельности ТНК в развивающихся странах.

7. Роль трудовых ресурсов в развитии МЭ и классификация их видов.

8. Глобальные проблемы демографического характера в современной МЭ.

9. НТР: сущность и последствия для МЭ.

10. Региональные интеграционные союзы развитых стран: цели и причины объединения.

11. Цели и принципы экономической интеграции на уровне зоны свободной торговли. Какие группировки данного типа действуют в МЭ на современном этапе?

12. Факторы и этапы развития международных корпораций.

13. Современные тенденции потребления природных ресурсов.

14. Экономически активное население и проблема занятости в МЭ.

15. Роль информационных ресурсов в развитии МЭ и классификация их видов.

16. Глобальные проблемы финансового характера в современной МЭ.

17. Цели и принципы экономической интеграции на уровне общего рынка. Какие группировки данного типа действуют в МЭ на современном этапе?

18. Позитивные и негативные последствия деятельности ТНК в экономиках переходного типа.

19. Роль финансово-кредитных ресурсов в развитии МЭ и классификация их видов.

20. Типы и современные особенности воспроизводства населения в разных типах стран МЭ.

21. Глобальные проблемы «человек-природа» в современной МЭ.

22. Региональные интеграционные союзы развивающихся стран: цели и причины объединения.

23. Цели и принципы экономической интеграции на уровне экономического и валютного союза. Какие группировки данного типа действуют в МЭ на современном этапе?

24. Место ТНК в МЭ, их отраслевая и территориальная структура.

25. Экономический рост и проблема ограниченности природных ресурсов.

26. Роль научно-технических ресурсов в развитии МЭ и классификация их видов.

27. Глобальные проблемы политического характера в современной МЭ.

28. Цели и принципы экономической интеграции на уровне таможенного союза. Какие группировки данного типа действуют в МЭ на современном этапе?

29. Международные корпорации: признаки, виды, критерии ООН.

30. Позитивные и негативные последствия деятельности ТНК в экономически развитых странах.

Итоговый контроль знаний

Вопросы к зачету по дисциплине «Мировая экономика и международные экономические отношения» для студентов очной и заочной формы обучения:

1. Обоснуйте сущность мировой экономики как экономической системы, выделив и охарактеризовав ее элементы, связи, цели.

2. Идентифицируйте сущность и формы международных экономических отношений.

3. Охарактеризуйте субъектов мировой экономики и МЭО и обоснуйте изменение их роли на современном этапе.

4. Обозначьте критерии классификации стран в мировой экономике и дайте характеристику общепринятых классификаторов стран с позиций ООН, МВФ.

5. Охарактеризуйте группу развитых стран и их роль в мировой экономике.

6. Обоснуйте особенности развития группы развивающихся стран.

7. Обоснуйте специфику развития стран с переходной экономикой.

8. Охарактеризуйте экономические показатели развития мировой экономики и показатели системы национальных счетов.

9. Охарактеризуйте этапы становления и развития мировой экономики.

10. Идентифицируйте современные тенденции развития мирового хозяйства.

11. Дайте содержательную характеристику процессу глобализации мировой экономики с позиций различных теоретических подходов и выделите ее противоречия.

12. Охарактеризуйте сущность и формы МРТ.

13. Определите показатели участия страны в МРТ и дайте характеристику факторам его развития.

14. Обоснуйте теоретические основы МРТ в учениях различных школ.

15. Дайте характеристику состояния природно-ресурсного потенциала мировой экономики.

16. Обоснуйте типы воспроизводства населения в мировой экономике и дайте характеристику демографических процессов.

17. Охарактеризуйте состояние трудовых ресурсов в мировой экономике и обоснуйте проблемы их использования.

18. Идентифицируйте сущность, виды и структуру мировой валютной системы

19. Охарактеризуйте этапы эволюции мировой валютной системы.

20. Обоснуйте причины и последствия мирового финансового кризиса 2008 г и пути выхода из него.

21. Дайте классификацию глобальных проблем современности и их характеристику.

22. Идентифицируйте международную торговлю товарами как форму МЭО и охарактеризуйте ее масштабы, товарную и географическую структуру.

23. Обоснуйте специфику ценообразования на мировых рынках товаров.

24. Идентифицируйте сущность международной торговли услугами, ее особенности, масштабы и структуру.

25. Идентифицируйте сущность и содержание международного научно-технологического обмена как формы МЭО, обоснуйте его экономическую целесообразность.

26. Дайте характеристику состояния развития мирового рынка технологий с позиций выделения его сегментов, географической структуры и современных особенностей.

27. Охарактеризуйте основные каналы и формы международной передачи научно-технических знаний.

28. Идентифицируйте международную миграцию капиталов как форму МЭО, дайте характеристику ее предпосылок, форм и тенденций развития.

29. Обоснуйте современные особенности динамики и географии потоков предпринимательского капитала.

30. Дайте характеристику масштабов, структуры и современных особенностей функционирования мирового рынка ссудных капиталов.

31. Идентифицируйте сущность и классификационные признаки международной миграции рабочей силы, дайте характеристику ее причин, масштабов и последствий для стран эмиграции и иммиграции.

32. Охарактеризуйте мировые центры международной миграции рабочей силы.

33. Идентифицируйте виды балансов международных расчетов и охарактеризуйте их назначение.

34. Дайте характеристику структуре платежного баланса страны на примере Российской Федерации и обоснуйте значение его статей.

35. Охарактеризуйте сущность, виды и инструменты внешнеторговой политики государства.

36. Охарактеризуйте инструменты государственного регулирования внешней торговли услугами.

37. Идентифицируйте инструменты инвестиционной политики государства и дайте их характеристику.

38. Охарактеризуйте виды валютно-кредитной политики государства и их инструменты.

39. Охарактеризуйте инструменты эмиграционной и иммиграционной политики государства.

40. Идентифицируйте международные корпорации как субъектов мировой экономики и охарактеризуйте их виды, масштабы деятельности и направления влияния на страну базирования и принимающую страну.

41. Дайте характеристику этапов развития международных корпораций и современных особенностей их функционирования.

42. Охарактеризуйте российские ТНК с позиций масштабов и специфики их деятельности.

43. Идентифицируйте сущность, предпосылки и цели региональной экономической интеграции в мировой экономике.

44. Дайте содержательную характеристику этапов интеграционного процесса.

45. Обоснуйте особенности развития интеграционных процессов (на примере определенной интеграционной группировки).

46. Охарактеризуйте систему международных организаций, выявив их типы и функции.

47. Дайте характеристику истории создания, целей, структуры и направлений деятельности ООН.

48. Охарактеризуйте цели создания и направления деятельности Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

49. Охарактеризуйте деятельность международных организаций в сфере международного регулирования торговли товарами и услугами (ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, ЮНСИТРАЛ).

50. Дайте характеристику принципов членства России в ВТО и выявите положительные и отрицательные последствия.

51. Охарактеризуйте деятельность международных валютно-кредитных организаций (МВФ, группа Всемирного банка, Парижский, Лондонский, Токийский клубы).

52. Дайте характеристику международных организаций в сфере регулирования миграции рабочей силы (МОТ, МОМ, УВКБ, СОПЕМИ).

53. Раскройте конкурентные преимущества и слабости России в системе мировой экономики.

54. Обоснуйте состояние участия России в международной торговле товарами и услугами с позиций масштабов и их динамики, ассортиментной и географической структуры, проблем и перспектив.

55. Охарактеризуйте Российскую Федерацию как субъект и объект международного движения капиталов.

56. Охарактеризуйте структуру эмиграционных и иммиграционных потоков в РФ, позиции страны как центра международной миграции рабочей силы.

57. Охарактеризуйте позиции России в международном научно-технологическом обмене, проблемы и возможности усиления роли страны в нем.

Сведения о ППС

Ф.И.О. полностью Какое образовательное учреждение профессионального образования закончил (ла), специальность по диплому Ученая степень, ученое звание Стаж научно-педагогической работы, годы Основное место работы, должность Условия привлечения в РГЭУ (штатный, внутренний, совместитель, внешний совместитель, почасовик) Повышение квалификации
всего В том числе
  педагогический По дисциплине
Воронкова Оксана Николаевна 1996 г. РГЭА, Экономист по специальности «Мировая экономика» к.э.н., доцент РГЭУ (РИНХ)доцент штатный 2012 г. Институт переподготовки кадров и повышения квалификации педагогических работников ЮФУ

10. Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе

«Международная торговля товарами»

Наши рекомендации