Глава 11. рынок труда и заработная плата

«Так или иначе, но всякий истинный успех на земле есть успех труда».

Иван Ильин

Впредыдущей главе были подробно рассмотрены принципы функцио­нирования рынков ресурсов (факторов производства). В настоящей главе нам предстоит обратить пристальное внимание на специфику рынка труда - одного из рынков ресурсов, имеющего, как и рынки других факторов про­изводства, свои отличительные признаки и характерные черты. Отличи­тельной чертой рынка труда является присутствие на нем важнейших ин­ститутов (профсоюзов, корпораций, государства), без учета которых невоз­можен анализ спроса и предложения труда. Сам ресурс, или фактор произ-

Рынок труда 231

водства - труд, отличается от других известных нам факторов, т. е. капита­ла и земли, тем, что является функцией жизнедеятельности человека. По­этому, когда речь идет о проблеме выбора на рынке труда, не будем забы­вать, что решения принимает не только фирма, предъявляющая спрос на ресурс, но и наделенные волей и сознанием экономические субъекты, осу­ществляющие предложение своеобразного вида услуг. Об этих особеннос­тях и пойдет речь в следующем параграфе.

§ 1. Особенности рынка труда

Специфика рынка труда во многом определяется особенностями того товара, который на нем представлен. Так что же продается и покупается на этом рынке? Ответ как будто очевиден, - конечно же, труд, Но ведь труд есть функция самого работника, затрата его физической и умственной энер­гии в процессе производства благ. Труд неотделим от человека как таково­го, он является формой жизнедеятельности личности и постольку не может быть объектом купли-продажи в политически и экономически свободном обществе. А ведь, как об этом подробнее говорилось в гл. 5, экономичес­кая, а, следовательно, и политическая свобода есть важнейшее условие рыночного хозяйства. Свободный человек не может быть продан (как это, например, было при рабовладении), и постольку не могут служить объек­том купли-продажи неотделимые от него функции, в том числе и труд. По­этому на рынке труда продается и покупается не сам труд, а услуги труда,количество и качество которых зависят от многих факторов - уров­ня профессиональной подготовки работника, его квалификации, опыта, добросовестности и других. Купля-продажа услуг труда выступает в фор­ме найма свободного работника на определенных условиях, касающихся продолжительности рабочего дня, размеров заработной платы, должност­ных обязанностей и некоторых иных. На период найма работодатель - биз­нес или государство - покупает право на использование услуг труда про­давца, а не на сам труд, собственником которого продолжает оставаться наемный работник. Поэтому в общепринятом выражении «рынок труда» нам следует видеть категорию «рынок услуг труда». Сделав эту оговорку, мы избавляем себя от необходимости каждый раз уточнять, что покупают­ся или продаются именно услуги труда, а не труд. Далее мы будем пользо­ваться общепринятыми терминами «рынок труда», «спрос на труд», «пред­ложение труда» и т. п.

Спрос на рынке труда, как и на любом другом рынке ресурсов, или фак­торов производства, является производным и зависит от спроса на ту про­дукцию, которая будет изготовлена с помощью этого ресурса. Так, рост



Глава !1

потребности в хороших дорогах вызовет увеличение спроса на услуги до­рожных рабочих, а падение спроса на автомобили приведет к уменьшению спроса на услуги автомобилестроителей.

Вышеописанная специфика самого товара и формы его купли-продажи на рынке труда предопределяют нижеследующие особенности этого рын­ка:

- во-первых,большая продолжительность взаимоотношений продавца и покупателя. Если на рынке большинства потребительских товаров (ис­ключение составляют дорогостоящие изделия, продающиеся в кредит, и товары, имеющие гарантийное обслуживание) контакт продавца и покупа­теля мимолетен и заканчивается передачей прав собственности на объект торговли, то на рынке труда взаимоотношения продавца и покупателя длят­ся такое количество времени, на которое заключается договор найма работ­ника. Длительность контактов продавца и покупателя является необходи­мым условием постоянного возобновления операций купли-продажи услуг труда;

- во-вторых,большая роль, которую играют на рынке труда недепеж-ные факторы - сложность и престижность работы, условия труда, его бе­зопасность для здоровья, гарантии занятости и профессионального роста, моральный климат в коллективе и др.;

- в-третьих,значительное воздействие, которое оказывают на рынок труда различные институциональные структуры - профессиональные со­юзы, трудовое законодательство, государственная политика занятости и профессиональной подготовки, союзы предпринимателей и другие. Это связано, прежде всего, с тем, что продавцы трудовых услуг - наемные ра­ботники - составляют подавляющую часть населения, а работа по найму является источником их благосостояния, определенный уровень которого является условием социального спокойствия в обществе.

Заработная плата образует большую часть доходов потребителей и по­этому оказывает существенное влияние на размер спроса на потребительс­кие товары и на их цены. Под заработной платойв широком смысле слова понимается доход от фактора производства под названием «труд». В узком смысле слова заработная плата рассматривается как ставка заработной платы,т. е. цена, выплачиваемая за использование единицы труда в тече­ние определенного времени - часа, дня и т. д.

Различают номинальную и реальную заработную плату. Под номиналь­ной заработной платойпонимается сумма денег, которую получает работ­ник наемного труда за свой дневной, недельный, месячный труд. По вели­чине номинальной заработной платы можно судить об уровне заработка, дохода, но не об уровне потребления и благосостояния человека. Для этого надо знать, какова реальная заработная плата. Реальная заработная пла-

Рынок труда 233

та- эта та масса жизненных благ и услуг, которые можно приобрести за полученные деньги. Она находится в прямой зависимости от номинальной зарплаты и в обратной - от уровня цен на предметы потребления и плат­ные услуги, а также от размеров уплачиваемых работником налогов.


Наши рекомендации