Тема 2.4. конкуренция и ее виды
Различают четыре основные модели отраслевой рыночной структуры: совершенная конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.
При совершенной конкуренции рынок состоит из множества конкурирующих продавцов, реализующих стандартизированную продукцию множеству конкурирующих покупателей; информация о ценах, технологии, конкурентах, потребителях и др. доступна всем, вход и выход с рынка свободны. В этих условиях фирма имеет очень небольшую долю общего выпуска и не может влиять на цену товара.
Конкурентная фирма может продать дополнительное количество продукции без изменения цены товара, поэтому кривая спроса эластична и характеризуется горизонтальной линией. Средний (АR) и предельный (МR) доход фирмы равны рыночной цене продукта, а их графики совпадают с кривой спроса. Общий доход (ТR) растет по мере увеличения объема продаж. Линией ТR является прямая, исходящая из начала координат.
В краткосрочный период фирма располагает неизменными производственными мощностями и максимизирует свою прибыль, выбирая такой объем производства, при котором разница между валовым (общим) доходом и валовыми издержками максимальна, либо такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам и текущей рыночной цене (МR = MC = Р). Если цена продукта превышает средние издержки, фирма получает положительную экономическую прибыль. Если цена равна средним издержкам, прибыль нулевая. При цене ниже средних издержек фирма несет убытки. Производство временно прекращается, если цена опускается ниже минимального уровня средних переменных издержек.
Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочный период совпадает с восходящей частью кривой предельных издержек, лежащей выше точки минимума средних переменных издержек.
Равновесная рыночная цена определяется точкой равенства отраслевого спроса и предложения. В долгосрочный период прибыль будет привлекать в отрасль новые фирмы, а убытки приведут к оттоку фирм из отрасли. И в том, и в другом случае в конечном счете рыночная цена установится на уровне минимальных средних издержек (MR = MC = P = min ATC).
Второй моделью рыночной структуры является монополия. Монополия — рыночная структура, при которой одна фирма является поставщиком продукта, не имеющего близких заменителей. Ситуация с единственным продавцом товара называется чистой монополией.
Фирма обладает монопольной властью, когда она может воздействовать на цену своего товара, изменяя объем продаж. Поэтому кривая спроса монопольной фирмы и предельного дохода монополии наклонены вниз.
Монополия максимизирует прибыль, производя такое количество продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Цена, устанавливаемая монополистом, всегда выше предельных издержек и определяется кривой спроса в точке выпуска.
В сравнении с конкурентной отраслью монополия стремится произвести меньший объем продукции и установить более высокую цену на свой товар. С точки зрения общества это означает потерю части потенциального объема производства, перераспределение в пользу монополии части излишка потребителей, неполную занятость ресурсов и др.
В долгосрочный период отраслевая экономическая прибыль монополиста сохраняется, так как существуют барьеры вступления в отрасль. Одним из таких барьеров являются преимущества крупного производства — положительный эффект масштаба, который, в частности, объясняет наличие естественной монополии.
Совершенная конкуренция и чистая монополия являются крайними ситуациями. Промежуточными вариантами отраслевой рыночной структуры являются монополистическая конкуренция и олигополия.
Монополистическая конкуренция — это рыночная ситуация, при которой относительно большое число небольших товаропроизводителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию; существует свободный вход на рынок. Производители товара обладают некоторым контролем над ценой, поэтому кривые спроса на товар имеют отрицательный наклон. Максимизация прибыли фирмой происходит при объеме выпуска, который соответствует точке пересечения кривых предельного дохода и предельных издержек, цена определяется по кривой спроса.
В долгосрочной перспективе прибыль фирмы стремится к нулевой, но цена превышает предельные издержки. Это означает, что объем производства меньше эффективного, присутствует хроническая недогрузка производственных мощностей.
На олигополистических рынках число фирм настолько мало, что каждая при формировании ценовой политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов, вход в отрасль для новых фирм затруднен.
Поведение олигополий в отношении цены и выпуска может принимать различные формы. Ценовые войны могут приводить к понижению цен до их уровня при конкурентном равновесии, чтобы избежать этого олигополии могут заключать тайные соглашения картельного типа, которые носят неустойчивый характер, а также тайные “джентльменские соглашения” или согласовывать свое поведение на рынке с поведением лидера в отрасли.
1. Рынок совершенной конкуренции.
Критерии оценки типов рыночных структур. Методы ценообразования в условиях рынка совершенной конкуренции.
2. Рынок несовершенной конкуренции.
Основные категории: Чистая монополия. Неэластичность предложения монополиста. Экономическая и административная монополии. Естественные монополии. Границы монопольной власти. Монопольная прибыль. Ценовая дискриминация. Монопсония. Дуополия. Олигополия (чистая и дифференцированная). Монополистическая конкуренция. Индивидуализация продукта, дифференциация товаров. Барьеры входа в рынок: патенты, лицензии, собственность на невоспроизводимые редкие ресурсы, эффект масштаба и др. Добросовестная и недобросовестная конкуренция. Ценовая (война цен) и неценовая конкуренция (реклама, до- и послепродажное обслуживание, совершенствование качества товара и др.).
3. Антимонопольное законодательство и регулирование экономики.
Основные категории: Антитрестовские законы.
Рекомендуемая литература: [8], гл. 4; [6], гл. 6-7; [2], гл. 5; [10], гл. 7; [11], гл. 4; [9], гл. 7.
Вопросы для самопроверки
1. Почему неценовая конкуренция чаще всего встречается в олигополистических отраслях экономики?
2. Какие методы ценообразования складываются в условиях рынка совершенной конкуренции?
3. На рынках каких товаров преобладает монополистическая конкуренция?
4. Можно ли утверждать, что высокие расходы на рекламу тормозят развитие производства?
ТЕМА 2.5. ПРЕДПРИЯТИЕ (ФИРМА) В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И ПРИБЫЛЬ ФИРМЫ
Стоимостная оценка затрат фирмы суть ее издержки. Они подразделяются на индивидуальные и общественные, издержки производства и издержки обращения, бухгалтерские и экономические, издержки кратко- и долгосрочного периодов. Издержки краткосрочного периода делятся на постоянные и переменные. И те, и другие выражаются также в средних величинах.
В краткосрочный период затраты переменных факторов могут быть изменены, в то время как затраты постоянных факторов являются фиксированными. В долгосрочный период объемы затрат всех факторов являются переменными. Увеличение объема производства в краткосрочный период может быть достигнуто за счет увеличения затрат переменных факторов.
Для понимания поведения фирмы в рыночных условиях очень важна категория предельных издержек. Последние тесно взаимосвязаны с предельной производительностью факторов производства. “Поведение” общих и средних издержек фирмы предопределяется “поведением” предельных издержек. Предельный продукт труда (предельная производительность) первоначально увеличивается по мере увеличения затрат труда, однако после определенного момента предельный продукт начинает снижаться с началом действия закона убывающей отдачи.
Постоянные издержки не зависят от уровня производства в краткосрочный период. Совокупные издержки равны сумме постоянных и переменных издержек.
Средние издержки представляют собой издержки на единицу продукции. Средние совокупные или переменные издержки всегда снижаются, когда предельные издержки ниже средних, и растут, когда предельные издержки выше средних. Предельные издержки равны средним издержкам в том случае, когда средние издержки достигают своего минимального значения.
Кривая долгосрочных средних издержек показывает минимальные средние издержки производства, когда все факторы производства являются свободно изменяющимися. Каждой точке на кривой долгосрочных АТС соответствует конкретный масштаб предприятия со своей собственной кривой АТС. Конфигурация кривой долгосрочных АТС определяется в терминах положительной и отрицательной экономии от масштаба производства. Когда имеет место экономия от масштаба, долгосрочные АТС снижаются с увеличением объема выпуска; когда имеет место отрицательная экономия от масштаба, кривая долгосрочных АТС приобретает восходящую конфигурацию.
Итогом хозяйственной деятельности фирм является ее доход. Различают общий, средний и предельный доходы. От величины дохода в значительной мере зависит прибыль фирмы. Различают бухгалтерскую и экономическую прибыль. Бухгалтерская прибыль есть разность между общей выручкой и внешними издержками. К последним относят явные, видимые издержки. Совокупные хозяйственные (бухгалтерские) издержки вместе с нормальной прибылью образуют экономические издержки. Разность между общей выручкой и экономическими издержками образует экономическую прибыль.
Относительным показателем прибыли является норма прибыли (рентабельность). Различают рентабельность производства и рентабельность конкретного вида продукции. Основными путями повышения рентабельности являются: удешевление элементов авансированного капитала, снижение текущих производственных затрат, применение в производстве результатов научно-технического прогресса.
1. Важнейшие экономические агенты рыночной экономики.
Основные категории: Теории фирмы: технологический и институциональный подходы. Производственная функция. Организационные структуры бизнеса, их преимущества и недостатки. Роль малых, средних и крупных фирм в экономике.
2. Понятие издержек и их классификация.
Основные категории: Марксистская и маржиналистская теории издержек. Явные и неявные издержки фирмы. Мобильность факторов производства. Общие, валовые, постоянные, предельные, переменные, средние издержки фирмы: взаимосвязь и взаимообусловленность. Краткосрочный и долгосрочный период деятельности фирмы. Эффект масштаба. Закон убывающей отдачи (возрастания затрат). Пути снижения издержек производства и увеличения прибыли.
- Экономическая и бухгалтерская прибыль фирмы.
Основные категории: Функции прибыли. Предельный доход и предельные издержки фирмы. Предельный продукт. Равновесие фирмы. Показатели работы фирмы. Использование и распределение ресурсов фирмой. Рыночный спрос на ресурсы и факторы, влияющие на него. Эластичность спроса на ресурсы.
Рекомендуемая литература: [10], гл. 12, 15; [2], гл. 9; [6], гл. 6; [8], гл. 9; [11], гл. 9; [7], гл. 10.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое фирма? Приведите примеры фирм. Можно ли назвать частнопрактикующего юриста фирмой?
2. Для получения максимальной прибыли необходимо продать максимально большее количество продукции. Верно ли это утверждение и почему?
3. Фирма, производящая себе в убыток, должна обязательно сразу закрываться. Всегда ли это верно?
4. Что означает максимизация прибыли?