Кейс-методы обучения экономическому инструментарию
Образовательные стандарты ориентируют вузы и студентов на то, что выпускники экономических специальностей должны овладеть и уметь пользоваться всем набором профессионального инструментария, чтобы в своей практической работе принимать эффективные решения.
Сделать это довольно непросто, так как приходится иметь дело с многообразием рыночных факторов, неоднозначностью их действия и поведения участников рыночных отношений. Тем не менее, ситуации неопределенности, которыми так богат рынок, часто вполне разрешимы. Для этого необходимо использовать в комплексе теоретические знания и практические навыки, свести неопределенность к некоторому оптимальному варианту и разработать соответствующую ему программу действий, которая должна включать наряду с основными и запасные варианты. Нужно научиться применять теории: изученных дисциплин к конкретным рыночным ситуациям.
Большую помощь в обучении всему этому окажут кейс-методы, стимулирующие осваивать и активно использовать методы, принципы, технологии и другой инструментарий экономической науки и практики при анализе, оценке и решении конкретных рыночных проблем и практических ситуаций.
Кейс-метод — это педагогический метод обучения на основе ситуаций и случаев. Он имеет свою историю, которая начинается с VII века, когда теологи брали из жизни реальные ситуации и изучали их. В начале XX века кейс-метод начали применять для подготовки управленческих кадров. Слово «кейс» переводится с французского как «случай», «ситуация».
«Кейс» (в буквальном переводе с английского case — «случай») представляет собой описание конкретной бизнес-ситуации, требующей практического разрешения.
Цель обучения с помощью кейс-метода — сформировать руководящих работников как профессионалов, классных специалистов. Руководящий работник регулярно решает задачи, требующие постоянного анализа ситуации, четкого выявления проблемы и принятия решений. Затем руководитель должен принять решение и проконтролировать его исполнение. Для этого нужны знания, владение определенной системой инструментальных средств и опыт. Вуз дает студенту знания, реже — владение определенным инструментарием и крайне редко — практический опыт. И это недостаток образовательных процессов.
Кейсовый метод и его инструментарий позволяют в значительной степени устранить эти недостатки обучения, так как ориентируют на использование полученных знаний, на овладение методологией и приобретение опыта при анализе рассмотрения определенных ситуаций.
Кейсы могут быть разными. В «кейсах предприятия» студенту предлагается, например, осуществить аудит, для чего он должен ответить на ряд поставленных в задании вопросов.
Другие «кейс-ситуации» построены иначе. Дается ситуация, есть симптомы — и все. При этом кейс-ситуации могут быть разного плана. В одних могут быть приведены отдельные направляющие вопросы, в других — нет, то есть указываются лишь симптомы. Однако во всех случаях студент должен самостоятельно проанализировать ситуацию, выявить проблему, осуществить диагностику, найти варианты решений, которых может быть некоторое множество и выбрать оптимальный из них. При этом, выбор должен быть обоснован, варианты должны быть предварительно просчитаны, установлены позитивно-негативные последствия и препятствия.
При работе над кейсом в группе должны соблюдаться определенные правила. Должна быть правильно определена роль преподавателя, которая существенно отличается от традиционной. Кейсовые методы несут в себе большие возможности и должны активно использоваться в экономическом образовании.
Появление кейсов отразило общие тенденции в развитии бизнес-образования, связанные с согласованием и сближением теории и практики. Наряду с кейс-методом используются и такие формы учебно-практической работы, как выбор вида деятельности и составление бизнес-планов, деловые имитационные игры и т. п.
В системе интерактивного обучения кейсы экономического инструментария носят исключительно индивидуальный характер и позволяют каждому отдельному экономисту разработать лично для себя методику индивидуального обучения. Такие кейсы базируются на предварительном тестировании обучающегося, оценке и экспертизе его образовательных потенций, на мониторинге и отслеживании изменений его личного уровня знаний-незнаний и учета потребностей в данный момент времени. Например, чтобы разработать годовой бизнес-план фирмы в конкретных экономических инструментальных средствах, бизнесмену предлагается: сформировать перечень ключевых слов — названий основных инструментальных средств, соответствующих стоящей проблеме (бизнес-планирование развития фирмы) или виду экономической деятельности (освоение производства новых видов изделий, захват рыночной нищи с новым продуктом), которую предстоит решать в следующий плановый период.
Специалист, например, экономист, заранее определяет типовой набор инструментария экономической науки, оптимально необходимый, по его мнению, для полного и эффективного решения данной проблемы. Далее, из справочника, где представлен банк данных всего инструментария современной экономической науки и ключи-шифры (ключевые слова) каждого отдельного названия инструмента, с помощью специальной программы ключевые слова на компьютере автоматически формируются в индивидуальный учебник.
Действует следующее правило: порядок представления на мониторе компьютера необходимых, в данном случае экономических знаний по теории или методике бизнес-планирования, заранее определен с учетом тестовых ответов обучающегося предпринимателя на стандартный перечень вопросов. Тест позволяет определить уровень знаний-незнаний и специальную индивидуальную программу повышения образовательного уровня конкретного предпринимателя. Под эту программу компьютер формирует спецучебник с оптимальным набором образовательного меню. И, наконец, процесс самообучения строится таким образом, что отдельные темы и разделы учебной программы и учебника удаляются по мере усвоения каких-то знаний.