Кейс-методы обучения экономическому инструментарию

Образовательные стандарты ориентируют вузы и студентов на то, что выпускники экономических специальностей должны овладеть и уметь пользоваться всем набором профессионального инструментария, чтобы в своей практической работе принимать эффективные решения.

Сделать это довольно непросто, так как приходится иметь дело с многообразием рыночных факторов, неоднозначностью их действия и поведения участников рыночных отношений. Тем не менее, ситуа­ции неопределенности, которыми так богат рынок, часто вполне раз­решимы. Для этого необходимо использовать в комплексе теоретические знания и практические навыки, свести неопределенность к некоторому оптимальному варианту и разработать соответствующую ему программу действий, которая должна включать наряду с основными и запасные варианты. Нужно научиться применять теории: изученных дисциплин к конкретным рыночным ситуациям.

Большую помощь в обучении всему этому окажут кейс-методы, стимулирующие осваивать и активно использовать методы, прин­ципы, технологии и другой инструментарий экономической науки и практики при анализе, оценке и решении конкретных рыночных проблем и практических ситуаций.

Кейс-метод — это педагогический метод обучения на основе си­туаций и случаев. Он имеет свою историю, которая начинается с VII века, когда теологи брали из жизни реальные ситуации и изуча­ли их. В начале XX века кейс-метод начали применять для подго­товки управленческих кадров. Слово «кейс» переводится с француз­ского как «случай», «ситуация».

«Кейс» (в буквальном переводе с английского case — «случай») представляет собой описание конкретной бизнес-ситуации, тре­бующей практического разрешения.

Цель обучения с помощью кейс-метода — сформировать руко­водящих работников как профессионалов, классных специалистов. Руководящий работник регулярно решает задачи, требующие по­стоянного анализа ситуации, четкого выявления проблемы и при­нятия решений. Затем руководитель должен принять решение и проконтролировать его исполнение. Для этого нужны знания, вла­дение определенной системой инструментальных средств и опыт. Вуз дает студенту знания, реже — владение определенным инстру­ментарием и крайне редко — практический опыт. И это недостаток образовательных процессов.

Кейсовый метод и его инструментарий позволяют в значитель­ной степени устранить эти недостатки обучения, так как ориенти­руют на использование полученных знаний, на овладение методо­логией и приобретение опыта при анализе рассмотрения опреде­ленных ситуаций.

Кейсы могут быть разными. В «кейсах предприятия» студенту предлагается, например, осуществить аудит, для чего он должен ответить на ряд поставленных в задании вопросов.

Другие «кейс-ситуации» построены иначе. Дается ситуация, есть симптомы — и все. При этом кейс-ситуации могут быть разного плана. В одних могут быть приведены отдельные направляющие во­просы, в других — нет, то есть указываются лишь симптомы. Однако во всех случаях студент должен самостоятельно проанализировать ситуацию, выявить проблему, осуществить диагностику, найти вари­анты решений, которых может быть некоторое множество и выбрать оптимальный из них. При этом, выбор должен быть обоснован, ва­рианты должны быть предварительно просчитаны, установлены по­зитивно-негативные последствия и препятствия.

При работе над кейсом в группе должны соблюдаться опреде­ленные правила. Должна быть правильно определена роль препода­вателя, которая существенно отличается от традиционной. Кейсовые методы несут в себе большие возможности и должны активно использоваться в экономическом образовании.

Появление кейсов отразило общие тенденции в развитии биз­нес-образования, связанные с согласованием и сближением теории и практики. Наряду с кейс-методом используются и такие формы учебно-практической работы, как выбор вида деятельности и со­ставление бизнес-планов, деловые имитационные игры и т. п.

В системе интерактивного обучения кейсы экономического инструментария носят исключительно индивидуальный характер и позволяют каждому отдельному экономисту разработать лично для себя методику индивидуального обучения. Такие кейсы базируют­ся на предварительном тестировании обучающегося, оценке и экспертизе его образовательных потенций, на мониторинге и отслеживании изменений его личного уровня знаний-незнаний и учета потребностей в данный момент времени. Например, чтобы разработать годовой бизнес-план фирмы в конкретных экономических инструментальных средствах, бизнесмену предлагается: сформировать перечень ключевых слов — названий основных ин­струментальных средств, соответствующих стоящей проблеме (бизнес-планирование развития фирмы) или виду экономической деятельности (освоение производства новых видов изделий, захват рыночной нищи с новым продуктом), которую предстоит решать в следующий плановый период.

Специалист, например, экономист, заранее определяет типо­вой набор инструментария экономической науки, оптимально необходимый, по его мнению, для полного и эффективного ре­шения данной проблемы. Далее, из справочника, где представлен банк данных всего инструментария современной экономической науки и ключи-шифры (ключевые слова) каждого отдельного на­звания инструмента, с помощью специальной программы ключевые слова на компьютере автоматически формируются в индивидуаль­ный учебник.

Действует следующее правило: порядок представления на мони­торе компьютера необходимых, в данном случае экономических знаний по теории или методике бизнес-планирования, заранее оп­ределен с учетом тестовых ответов обучающегося предпринимателя на стандартный перечень вопросов. Тест позволяет определить уро­вень знаний-незнаний и специальную индивидуальную программу повышения образовательного уровня конкретного предпринимате­ля. Под эту программу компьютер формирует спецучебник с опти­мальным набором образовательного меню. И, наконец, процесс самообучения строится таким образом, что отдельные темы и раз­делы учебной программы и учебника удаляются по мере усвоения каких-то знаний.

Наши рекомендации