Особенности хозяйственной эволюции развивающихся стран Африки
Территория Африки составляет 30,3 млн.кв.км., население – 784 млн.чел. Африка, включающая 55 суверенных государств ( по размерам территории большинство из них крупнее европейских) находится на одном из последних мест по производству внутреннего продукта. Африка – наиболее отсталый регион мирового хозяйства по всем основным показателям экономического и социального развития, причем отставание это нарастает. В конце 90-х гг. на долю африканского континента, где проживает более 11% населения Земли, приходится лишь около 5% мирового производства. Все государства Африки, за исключением ЮАР, относятся к группе развивающихся стран, причем большинство (32 страны) к подгруппе наименее развитых.
Африка обладает богатыми и разнообразными сырьевыми ресурсами. Среди них выделяются ресурсы минерального топлива: нефть, разведанные запасы которой составляют около 3% ее мировых запасов; газ – около 5%; уран – 1/3 мировых запасов. Крупнейшие месторождения нефти и газа находятся на территории Ливии, Алжира, Нигерии. Урановые месторождения расположены в ЮАР, Намибии, Нигер.
Важную роль для Африки играет горно-химическое сырье, прежде всего фосфориты, преобладающие в Марокко, Тунисе и Алжире, их запасы составляю примерно 70% все мировых запасов.
Одно из первых мест принадлежит Африке по запасам драгоценных металлов и алмазов. Более 55% мировых запасов золота находится на этом континенте (ЮАР).
Немало сложных проблем стоит и перед развивающимися странами Африки. Охватившая африканский континент в первые годы после провозглашения независимости эйфория вскоре сменилась глубоким разочарованием. Надежды на то, что независимость придаст импульс экономическому росту и развитию не оправдались.
Социально-экономическое развитие Африки во многом определяется сложной демографической ситуацией в регионе, обусловленной демографическим взрывом во второй половине ХХ в. (за двадцать лет население континенты выросло в 1,73 раза). Очень высокий уровень рождаемости в Африке (женщина рожает около шести раз, что является рекордным показателем в мире) обусловлен вековыми традициями ранних браков и многодетности, а также тем, что в последние десятилетия в регионе достигнуто общее повышение уровня здравоохранения (это привело, например, к сокращению младенческой смертности). В этой связи ряд стран Африки провозгласили приверженность политике регулирования семьи и сокращения темпов прироста населения. Однако из-за религиозных воззрений населения эта политика не получила должного распространения (например, арабо-мусульманские страны континента выступают против любых ограничений рождаемости).
Согласно методике Всемирного банка все страны Африки можно подразделить только на две группы — с низким и средним уровнем развития, так как ни одна из них не имеет показателей ВНП на душу населения выше 7 тыс. долл.
Поэтому для более детального учета особенностей экономического развития субрегионов и стран Африки приняты следующие показатели уровня развития:
· Низкий — менее 500 долл. на чел.
· Ниже среднего — 500-1500 долл.
· Выше среднего — 1500-2500
· Относительно высокий — более 2500 долл./чел.
В геополитическом, экономическом и цивилизационном отношении Африка состоит из различных субрегионов – Северной, Южной, Восточной, Западной и Центральной Африки. Наиболее развитыми субрегионами Африки являются Южный (средний показатель ВНП на душу населения 2750 долл.) и Северный (1470 долл.).
В Южном субрегионе только ЮАР и Ботсвана имеют высокий уровень развития (более 3000 долл./чел). Намибия относится к группе с уровнем развития выше среднего (2200 долл./чел.). Остальные страны входят в группу с уровнем развития ниже среднего. В геополитическом, экономическом и цивилизационном отношении Африка состоит из различных субрегионов – Северной, Южной, Восточной, Западной и Центральной Африки.
В Северном субрегионе самый высокий уровень развития имеет Ливия (6100 долл./чел.), а самый низкий – Мавритания (менее 500 долл./чел.). Тунис, Алжир, Марокко относятся к группе с уровнем развития ниже среднего. Другие субрегионы Африки характеризуются низким уровнем развития их экономики и имеют показатель ВНП на одного человека ниже среднего уровня по Африке (680 долл/чел.). Более 1тыс. долл. на человека в конце 90-х гг. имели только Сейшельские острова (6,8 тыс. долл.), Маврикий (3,7 тыс. долл.) в Восточном .субрегионе и Габон (3,9 тыс. долл.) в Центральной Африке.
Несмотря на значительный приток средств (доля континента в получении мировой помощи возросла с 17% в 1970 г. до 38% в начале 90-х годов) условия жизни населения Африки неуклонно ухудшаются. Доход на душу населения сокращался в среднем на 1,1% ежегодно с 1982 по 1992 г. по сравнению со среднегодовым приростом в 0,8% во всей группе развивающихся стран и в 6,4% в восточноазиатском регионе. Общее падение ВВП на душу населения за период 1980-1992 гг., по оценке экспертов, составило 15%. В результате этот показатель сейчас примерно соответствует уровню конца 60-х годов, а это значит, что Африка - континент, который за предыдущее десятилетие становился не богаче, а беднее.
Поэтому в 80-е годы Международным валютным фондом предлагалась идея необходимости для стран Африки «структурной корректировки», или политики реформ, направленных на либерализацию хозяйственной деятельности, а также отказа от государственного вмешательства в экономику и всемерного развития рыночных основ хозяйствования и стабилизации финансовой системы. В рекомендациях МВФ наиболее важными считаются качественные преобразования в экономике - совершенствование аппарата управления, обеспечение эффективности производства, ограничение роли государства как активного субъекта экономического влияния, развитие рыночных отношений. Ставилась задача кардинально уменьшить удельный вес государственного сектора в экономике посредством продажи акций государственных предприятий частному сектору и создать условия для перевода экономической деятельности преимущественно на частнопредпринимательскую основу. По замыслам экспертов МВФ, именно на частный сектор была возложена историческая миссия по выводу африканских стран из экономического тупика.
Принимая во внимание, что в прошлом внешняя помощь, предоставляемая странам Африки на реализацию конкретных хозяйственных задач, обычно оказывалась неэффективной, а зачастую и просто разворовывалась, МВФ, чтобы предотвратить разбазаривание средств, стал выдвигать существенно более жесткие требования, фактически устанавливая контроль за действиями правительств-должников.
На протяжении последних лет на Африканском континенте обозначились позитивные сдвиги в области экономики. Так, по данным ЭКА, в 1996 г. ВВП в африканских странах возрос на 2,3% по сравнению с 1995 г. Впервые после 1992 г. был зарегистрирован экономический рост в наиболее отсталых африканских странах: 33 наименее развитых государства континента добились 2-4% роста.
Сравнительно более полное представление о реальных масштабах происходящих на континенте сдвигов дает следующая статистика: 8 африканских стран достигли или превысили темпы экономического роста в 6%, в 19 странах колебания были в пределах 3-6%, в 23 - находился на отметке 0-3%, в трех случаях зафиксированы отрицательные экономические показатели.
Наибольших успехов добились малые страны: Маврикий, Ботсвана, Сейшельские Острова, Свазиленд, Лесото и некоторые другие. Из числа средних стран можно отметить Гану и Уганду, где произошло определенное улучшение экономического положения. По оценке экспертов, темпы роста в Гане могли достичь 4,7%, Кот-д'Ивуаре - 4,5%; Зимбабве - 4,0%; Кении - 3,6%; Нигерии - 3,5%.
Примечателен факт, что в 27 африканских странах темпы экономического роста опережали темпы прироста населения. Это свидетельствует о благоприятных возможностях для оздоровления экономики. Позитивные перемены обозначились в горнодобывающей и обрабатывающей отраслях промышленности. Эта тенденция косвенно подтверждается повышением внутреннего спроса и увеличением личного потребления, некоторым расширением использования материальных ресурсов в госсекторе и ростом валовых внутренних капиталовложений.
Специалисты ЭКА делают довольно оптимистичные прогнозы относительно развития экономики африканских стран на ближайшую перспективу. По их оценкам, совокупный ВВП Африки в ближайшее время должен возрасти примерно на 2,9%, что примерно на 0,6% больше по сравнению с предшествовавшим годом. Для более развитого южноафриканского региона прирост оценивался в 7%, для наименее развитых стран - в 1,5%. Эксперты Мирового банка в своих среднесрочных прогнозах еще более оптимистичны и предсказывают, что в 1996— 2005 гг. ежегодные темпы прироста ВВП в Африке составят в среднем 3,8%. Имеются также оценки, что на рубеже веков африканские страны в состоянии обеспечить рост ВВПна уровне 5-6% в год.
Полученные кредиты привели к росту внешнего долга африканских государств, который ныне составляет 70% их ВВПи в 2,5 раза превышает поступления от экспорта. По оценкам экспертов, размер государственного долга не должен более чем в 2,5 раза превышать стоимость экспорта страны - рубеж, за которым страна может стать абсолютным банкротом. Ряд африканских государств далеко перешагнул эту грань. У Мозамбика, например, внешний долг в 14 раз больше стоимости экспорта страны. При этом главными кредиторами африканских государств на современном этапе стали МВФ и Мировой банк.
Перспективы выработки и проведения самостоятельной экономической политики в странах Африки ныне напрямую связана с их обязательствами выполнять рекомендации МВФ и Мирового банка по осуществлению политики «структурной корректировки». Теоретически верные эти рекомендации, однако, во многих случаях обречены на неудачу, поскольку не учитывают специфические особенности каждой отдельно взятой страны. Проблема состоит в том, что эксперты международных организаций еще не до конца уяснили, что ни одна модель экономического развития, хорошо себя зарекомендовавшая в той или иной стране, не может быть полностью перенесена в совершенно иные исторические, социально-политические и экономические условия. Отсюда множество провалов и неосуществленных рекомендаций.В настоящее время африканские страны пока еще находятся на стадии апробации различных моделей экономического развития,которые построены на трех позициях: разгосударствление собственности, либерализация хозяйственной деятельности и стабилизация финансовой сферы. При этом более заметных результатов они добились только в достижении количественных показателей приватизации.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:
1. Индия в мировом хозяйстве.
2. Бразилия в мировой экономике.
3. Новые индустриальные страны в мировой экономике. Новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии.
4. Новые индустриальные страны в мировой экономике. Новые индустриальные страны Латинской Америки.
5. Развивающиеся страны в мировой экономике. Арабский регион.
6. Стран-экспортеры нефти в мировой экономике.
7. Развивающиеся страны: группа наименее развитых экономик.