Чем экономические последствия Второй мировой войны отличались от первой?

Развязывая первую и вторую мировые войны, Германия исходила из того, что сумеет избежать борьбы на два фронта. Этого, однако, не случилось и ей снова пришлось воевать против коалиции государств (главные участники: Советский Союз, США и Великобритания), военно-экономический потенциал которой значительно превосходил возможности Германии и ее главных союзниц – Италии и Японии.

Вторая мировая война почти вшестеро превзошла первую по общему количеству жертв: 50 млн. человек (больше половины приходится на нашу страну). Далеко позади оставила вторая мировая первую и по развитию военной экономики. Суммарные военные расходы составили 962 млрд. долларов против 208. Только промышленность США произвела за военные годы 300 тыс. самолетов, 87 тыс. танков, 383 тыс. артиллерийских орудий, 9,4 млн. грузовых автомобилей. Если первая мировая война носила по преимуществу позиционный характер, то Вторая сразу же получила, маневренный характер и стала войной моторов, что связано с огромными расходами на углеводородное топливо. Танковые войска и авиация, игравшие в первой мировой войне тактическую роль, полностью приобрели стратегический характер. Появились первые ракеты. В августе 1945 г. в первый раз было применено оружие массового уничтожения. Сброшенные на Японию две американские атомные бомбы мгновенно убили более ста тысяч человек и произвели гигантские разрушения.Как и в первой мировой войне, английский и американский флот заблокировал Германию. Несмотря на то, что вся оккупированная Европа работала на Германию, экономика страны к исходу войны была истощена. Истощенной оказалась и экономика Японии, которая, хотя и захватила значительные стратегические ресурсы в Юго-Восточной Азии и Океании, не смогла их эффективно использовать в силу недостатка транспортных средств. Но и хозяйственные потери победителей были велики. Англия оказалась не в состоянии ни производить нужное количество военной техники, ни оплачивать ее импорт, и США вынуждены были поставлять ей вооружение и материалы взаймы (ленд-лиз). Английский внешний долг возрос в 8 раз.Вторая мировая война еще более, чем первая, способствовала росту экономического могущества США. Здесь были введены в действие построенные по заказу государства военные предприятия общей стоимостью 25 млрд. долл.; промышленная прибыль возросла пятикратно. После войны американское государство выдвинуло метод эффективной помощи восстановлению экономики Западной Европы (“план Маршалла”). Государственные заказы на мирную продукцию для восстановления Европы помогли стране быстро решить такую сложную проблему как конверсия промышленности. Социально-экономическая роль американского государства повысилась в годы войны неимоверно. Однако главными социально-экономическими последствиями второй мировой войны, как и первой, стали изменения в Восточной Европе. Государственный суверенитет освобожденных вооруженными силами Советского Союза стран был насильственно ограничен. В 40-50-х гг. сложилась мировая социалистическая система, куда вошли зависимые от СССР страны Восточной Европы (ГДР, Польша, Чехословакия, Румыния, Венгрия, Болгария), Азии (КНДР, Вьетнам), Америки (Куба). Несмотря на старания создать внутрисоциалистический рынок, силы сцепления этой системы носили внеэкономический характер. Когда они ослабли, мировая социалистическая система и рынок распались, затем распалась сама социалистическая метрополия – Советский Союз. Противостояние в итоге второй мировой войны мировых экономических систем – капиталистической и социалистической определило социально-экономическое содержание истории второй половины XX в.

Создание ООН, СССР и США – сверхдержавы, произошло уменьшение роли Великобритании и Франции на мировом рынке.

Чтобы восстановить изрядно подорванную за годы войны международную валютную систему, параллельно происходили три процесса:

- организация международного валютного фонда (МВФ);

- реализация Бреттон-Вудсских соглашений;

- организация Европейского платежного союза.

Нарушенные во время войны хозяйственные связи между странами надо было восстанавливать. Для этого была создана международная организация ГАТТ (Генеральное соглашение о тарифах и торговле). Ее деятельность стала мощным стимулятором экономического роста, так как после 1945 г. экспорт увеличивался в среднем вдвое быстрее, чем промышленное производство. Организаторы ГАТТ стремились возродить принципы свободной торговли, отмена которых привела к столь плачевным последствиям в период между двумя мировыми войнами. С тех пор Генеральное соглашение о тарифах и торговле рассматривается как кодекс и страж международной торговли.

Бреттон-Вудсские соглашения были подписаны летом 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США) и заложили основу новой международной валютно-финансовой системы. Они устанавливали ряд правил, стимулирующих развитие международной торговли и позволяющих покрывать возможный внешнеторговый дефицит, а также обеспечивать стабильность обменных курсов национальных валют. Основные конвертируемые валюты (только в отношениях между центральными банками) получали статус ключевых валют, которые могли использоваться наравне с золотом для создания золото-валютных резервов. Валюты других стран могли обмениваться между собой и конвертироваться в [Ключевые валюты, но не могли обмениваться на золото. Таким образом, конвертируемость и стабильность обменных курсов становились основой международной валютно-финансовой системы.

Чтобы преодолеть трудности, связанные с неконвертируемостью своих валют, западноевропейские страны использовали с 1950 по 1958 год механизм Европейского платежного союза (ЕПС), т. е. систему многостороннего клиринга для обеспечения репарационных платежей, взаимной компенсации активных и пассивных статей торговых балансов стран-участниц. Реальной оплате подлежали только отрицательные сальдо, что существенно снижало потребность в платежных средствах.

25. Можно ли рассматривать послевоенный «план Маршала» как реализацию одной из моделей кейнсианской теории экономического роста?

Проводя “политику экспансии”, государство должно взять на себя стимулирование частных инвестиций за счет снижения налогов и увеличивать свои расходы путем расширения государственного сектора или увеличения дотаций потребителям (пенсий, пособий, стипендий). Особые надежды возлагаются на дефицитное финансирование из бюджета, покрываемое за счет выпуска и размещения на рынке крупных правительственных займов. Путем дополнительного выпуска денег в обращение государство может влиять на снижение нормы процента. Все это повышает покупательную способность в экономике и, следовательно, общий объем спроса. При этом возникает эффект мультипликатора: первоначальный стимул “умножает сам на себя”. Рост

покупательной способности вызывает рост производства и занятости, что еще больше увеличивает рост спроса. Особо практическое значение теории Кейнса проявилось при разработке “плана Маршалла”, т.к. в послевоенный период кейнсианский подход к экономическому регулированию - стимулирование спроса через достижение полной занятости путем государственного манипулирования налогами и расходами стал весьма актуален.

Возможность проведения достаточно активной социальной политики на фоне реорганизации валютно-финансовой системы была во многом обеспечена участием европейских стран в американской программе, получившей название «план Маршалла». Что касается заинтересованности США в поддержке европейских реформ, го она была вызвана целым рядом причин. Помимо стремления укрепить формирующийся атлантический во- енно-политический блок, сказались и собственные проблемы американской экономики. За годы войны в США был достигнут очень высокий уровень производства, занятости и инвестиционной активности. Но емкость внутреннего потребительского рынка оставалась очень небольшой. Складыва­лись предпосылки для масштабного кризиса перепроизводства. Отчасти эта проблема решалась за счет товарной экспансии на мировом рынке. Но финансовый кризис в странах-импортерах грозил подорвать американский экспорт. Не случайно, что еще в годы войны США были вынуждены в значительной степени отказаться от экспорта по схеме «cash and carry» (т.е. на основе предварительной оплаты товаров до их приобретения покупателем) и перейти на систему «lend and lease» (т.е. передачу материалов и вооружений взаймы и в аренду).

В июне 1948 г. Госсекретарь США Дж. Маршалл выдвигает план программы восстановления и развития Европы после Второй Мировой войны на основе экономической помощи от США в виде кредитов, оборудования, технологии. План был рассчитан на 4 года. План Маршала стал важным стимулом, побудившим свершить то, что вначале казалось невозможным. Прошло всего несколько лет, и производство сельскохозяйственной и промышленной продукции превысило довоенный уровень.

План Маршалла преследовал три основные цели:

1.Побуждал европейские страны возобновить политическое и экономическое сотрудничество и усиливал их интеграцию в мировую экономику.

2.Он позволял им закупать сырьё и оборудование в странах с твёрдой валютой.

3.Этот план одновременно представлял собой программу государственной поддержки экономики самих Соединённых Штатов, поскольку стимулировал американский экспорт.

В апреле 1948 г.

Конгресс США принял Закон о помощи иностранным государствам, условия двустороннего соглашения:

1.Обязательство формировать свободное предпринимательство;

2.Поощрять частные американские вложения;

3.Сотрудничать в понижении таможенных тарифов;

4.Обеспечить финансовую устойчивость;

5.Систематически отчитываться в использовании принятых средств.

Такие контракты подписали 16 стран: Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Швеция, Норвегия, Дания, Ирландия, Исландия, Португалия, Австрия, Греция, Турция, ФРГ (в 1949 г.).

СССР и другие государства народной демократии отказались принимать участие в плане Маршалла.

План Маршалла является одной из наиболее успешных экономических программ в истории, поскольку были достигнуты практически все его цели:

· Отрасли промышленности, которые, как казалось ранее, безнадежно устарели и утратили эффективность, были реструктурированы в короткие сроки и без изменения национальной экономической политики стран. В результате экономика европейских стран оправилась от последствий войны быстрее, чем этого можно было ожидать.

· Европейские страны смогли расплатиться по внешним долгам.

· Влияние коммунистов и СССР было ослаблено.

· Был восстановлен и укреплён европейский средний класс — гарант политической стабильности и устойчивого развития.

Наши рекомендации