Налогово-бюджетная политика. Бюджетный федерализм и виды налоговых систем. Принципы налогообложения. Налоговая ставка и ее виды.

Налогово-бюджетная политика -правительственнаяполитика[1], один из основных методов вмешательствагосударствавэкономикус целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе[2]. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходыгосударственного бюджета, то есть: налоги, трансфертыи государственные закупки товаров и услуг.

Бюджетный федерализм— система государственного финансирования общественно-значимых услуг в стране с многоуровневой бюджетной системой, основанная на децентрализации бюджетно-налоговых прав и полномочий между участниками.

Существуют две основныемодели бюджетного федерализма:децентрализованная и кооперативная.

Особенностямидецентрализованной модели (Канада, США, Великобритания, Япония) являются следующие:

▪ региональные власти получают высокую степень финансовой самостоятел ьности;

▪ финансовым обеспечением независимости и самостоятельности является право регионов (штатов и т.п.) устанавливать собственные налоги или определять порядок налогообложения;

▪ четкое разделение и закрепление соответствующих налогов и доходов за каждым уровнем бюджетной системы. Как правило, налоговыми источниками центрального бюджета являются подоходные налоги физических и юридических лиц, таможенное налогообложение. Налоговыми источниками региональных и местных бюджетов выступают налоги на товары и услуги, имущество, земельные участки (второстепенные налоги);

▪ центральное правительство не контролирует бюджетную деятельность региональных органов и безразлично относится к проблеме горизонтальных дисбалансов;

▪ система бюджетного выравнивания развита слабо. Как правило, федеральные средства предоставляются в виде целевых перечислений на финансирование конкретных программ;

▪ центральное правительство снимает с себя ответственность по долгам региональных правительств и не отвечает за дефицит их бюджетов. Региональные правительства самостоятельно изыскивают средства для погашения дефицита бюджета.

Кооперативная модельбюджетного федерализма получила в настоящее время более широкое распространение в мировой практике. Она существует в большинстве европейских стран и характеризуется следующими основными чертами:

▪ широким участием региональных властей в перераспределении национального дохода;

▪ наличием собственных и регулирующих налогов и доходов для каждого уровня бюджетной системы;

▪ введением местных ставок к федеральным и территориальным налогам;

▪ повышенной ответственностью центра за состояние региональных финансов (дефицит бюджета, наличие долга);

▪ ограничение самостоятельности региональных властей в вопросах внешних заимствований. Как правило, внешними заимствованиями могут заниматься только органы федеральной власти, тогда как региональные власти — внутренними заимствованиями;

▪ наличие развитого механизма перераспределения денежных средств между уровнями бюджетной системы через субсидии, дотации, субвенции и т.п.

Налоги– это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством. Они на 90 % формируют доходную часть государственного бюджета страны.

Налоги, помимо фискальной функции (т. е. наполнения госбюджета), предназначены для:

а) регулирования;

б) стимулирования;

в) перераспределения доходов.

Принципы рационального налогообложения, разработанные еще А. Смитом, не потеряли актуальность до настоящего времени:

Принцип справедливости: налоговое бремя должно нести все общество, а уклонение от налогов, создание различных «серых схем» расчетов с государством должно осуждаться обществом.

Принцип определенности: налог должен быть конкретным по величине, сроку и способу оплаты. Нельзя вводить налоги задним числом (современная практика России).

Принцип удобности: налог должен быть удобен прежде всего населению, а не налоговику.

Принцип экономии: затраты на сбор налогов не должны быть чрезмерными, обременительными для общества.

Налоговая ставка (норма налогового обложения) — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Является одним из обязательных элементов налога.

В случае, когда налоговая ставка выражена в процентах к доходу налогоплательщика, ее обычно называют налоговой квотой.

Основные виды:

• Твёрдые— устанавливаются в абсолютной сумме на единицу (иногда весь объект) обложения независимо от размеров налоговой базы.

• Пропорциональные (адвалорные) — действуют в одинаковом проценте к налоговой базе без учёта её величины.

• Прогрессивные— возрастают по мере роста налоговой базы


Наши рекомендации