Вал-ая с-ма и вал-ая пол-ка рб

Нац-ая вал-ая с-ма – форма орг-ции вал-ых отн-ний гос-ва,опред-ая нац-ым закон-вом.Ее типовые состав-щие:∙ нац ден ед-ца,∙офиц-ые золотовалют.резервы,∙вал-ый паритет,∙усл-вия конвертируемости (обратимости)валюты,∙порядок внешнеторгов.расчетов страны, режим нац.вал-го рынка и рынка золота. Важнейшие элем-ты вал.с-мы:▪ валюта-нац.ден.ед-ца,участ-щая в международ торг и финан операциях;▪ вал.курс-цена ден ед-цы 1-ой страны,выраж-ая в ден.ед-цах др.страны; ▪вал.рынок- особый рынок,на к-ром осущ-ся вал. сделки. Вал.пол-ка –совок-ть мер возд-вия на сферу вал.отн-ний в интересах достижения стратег. и тактич.целей гос-ва.Осн.напр-ния вал.пол-ки:∙укрепл-ие нац.валюты; ∙укр-ние валютно-фин-го мех-зма;∙повыш-ие платеж-сти и кредитосп-сти;∙привлеч-ие иностр. инвестиций, ∙противод-вие нежелат-ному вывозу за границу отечеств. и иност.капитала. С 2001г.начался нов этап вал.пол-ки.Была проведена либерал-ция вал.рынка,снято множ-во огранич-ий.В 2002г.получило продолжение монетар.пол-ка.В теч. 2002-2004гг. обеспечилась выс стабильность рыноч.котировак бел.рубля. Вал. регул-ие в РБ осущ-ся на основе закона «О вал.регул-ии и вал.контроле»,принятый в 2003г. Вал.пол-ка в РБ осущ-ся в виде вал.контроля.Осн.напр-ния: √опред-ие соотв-вия опред.вал.операций вал.закон-ву; √обеспеч-ие контроля за перемещ-ем иност валюты; √предотвращ-ие легализации дох-ов, получ-ых незакон.путем; √проверка достовер-ти и полноты отчетов и отчетности по вал. операциям. Вал.контроль предпол-ет примен-ие вал. ограничений: ▪ лицензир-ние вал.операций; ▪огранич-ие продажи валюты импортерам; ▪регул-ние сроков платежей по эксп. и имп.операциям; ▪блокир-ие счетов; ▪контроль за вывозом капитала. Осн.док-том вал.контроля яв-тся Декларация «Паспорт сделки». Органы вал.регул-ия в РБ: Совет Минис-ов; НБРБ. Органы вал.контроля: комитет гос.контроля; Гос.таможен.комитет;НБРБ; Совет Минис-ов. Этим структурам подчин-ся агенты вал.контроля – банки и таможни. Агенты вал.контроля ответств-ны за сбор и своевремен.представ-ие инфор-и по вал.операциям.

Динамика и стр-ра ден.дох-ов и расх-ов нас-ния.

Регул-ие дох-ов и расх-ов яв-ся одним из приоритетных напр-ний соц.пол-ки гос-ва,напр-ной на обеспеч-ие устойч-го роста ур-ня жизни людей и сокращ-ие бедности. По данным Мин-ва стат-ки и анализа, VВВПза янв-сент 2007 г.сост-ил в текущих ценах 69 476,7 млрд. рублей. Реальн. V произ-ва ВВП был на 8,4% выше, чем в янв-сент 2006 г.(в янв-сент 2006 г.прирост ВВП по отн-нию к янв-сент 2005 г.сост-ял 9,6%). В 2007г. в основном сохранялись высокие темпы роста осн-ых макроэкон.показ-ей раз-ия страны.В 2007 г. ден. доходы нас-ия сост-ли 42,3 трлн. рублей, что на 24,7% больше, чем за соотв-щий период прошлого года при росте потреб-их цен на товары и услуги за этот период на 7,6%. В реальном выраж-и (скоррект-ные на индекс потреб-их цен) ден.доходы нас-ия за 2007 г. увел-сь по срав-ю 2006 г. на 15,9% (при прогнозе роста на 2007 г.на 7,5-8,5%). Стр-ра ден доходов нас-ия представ. след-ми данными (в %-х к итогу): 1)оплата труда (доля = 57,5%); 2)трансферты нас-ию – пенсия, пособия, стипендии (доля = 20% и она умен-ся);3)доходы от собст-ти- % по депозитам(доля =1,8-1,9%);4) прочие доходы- доходы от продажи с\х прод-и,офиц.неучтен.доходы(доля = 18-20%). Основ.источ-ми форм-ия ден.дох-ов нас-ия яв-ся оплата труда и трансферты нас-ию, к-рые в 2007 г. сост. 78,7% от общ суммы ден. дох-ов нас-ия.В ян-сент2007 г. ден.доходы в расчете на душу нас-ия сост-ли 484 тыс.р.в месяц и выросли в реальн.выраж-и на 16,3% по отн-ию к анал-му периоду. Вел-на ден.дох-ов за 2007г.=59трлн.руб,в реальном выр-нии выросла на 15%. Ден.расходы и сбер-ия нас-ия в 2007 г. сост. 42,1 трлн. рублей. Ден.расходы учитыв-ся по след.напр-ям: 1)покупка тов. и оплата услуг (потребит.расходы), доля 82%; 2)оплата налогов и добрав-х взносов (13-15,5%);3)сбережения (7-9%); 4)изм-ие задолжен-ти по кредиту(-4%).

Тенденции и факторы МЭИ

Эк И-сближение и переплетение нац хоз-в неск-их стран. Цели И:●эк-решение проблем огранич-сти ресурсов●внеэк- укрепление коллект обороноспос-ти и устойч-ти. Предпосылки И: близость ур-ней эк развития, геогр близость, общность эк и др проблем. И хоз д-ти обусл-ена потреб-ью расшир-я рынков сбыта прод в усл концентрации и специал-ии пр-ва. За посл время слож-ся ряд долговрем тенденций: глобализация фин рынков и усиление взаимозав-ти НЭ, ↑ вн фактора в их развитии, сохранение стабильных темпов эк роста, ↑ уд веса сферы услуг, развитие регион интеграц процессов. Важн особенности развития мир хоз с-мы – усиление роли соц факторов научно-техн и эк роста, ↑ значимости чел капитала. Факторы МЭИ:●углубление м/унар раздел-ия труда, специал-ии и кооперации пр-ва ●ускорение НТП, развитие и внедрение информац технологий●расшир-е регион группировок ●формир-е регион рынков ●интернаци-ия хоз жизни ●создание транснац корпораций (ТНК). Развитию МЭИ способ-ет: создание регион объединений (ЕС, НАФТА и др), формир-ие и функц-ие мир рынков (тов и усл, К, инфо и технологий, ценных бумаг). Интернацион-ия -формир-ие устойч м/унар связей в производст-эк сфере на основе м/унар раздел-ия труда. Ей способст-ет создание ТНК-корпорации. Из всех 500 крупн контролир-ют ок 50% мир промышл пр-ва и 60% м/унар торговли. В посл 10-летия - глобализация мир развития(своб движение м/у странами тов и факторов пр-ва), т.е. появление: новых рынков(ин валюты и капиталов), Интернета, ВТО и др м/унар орг-ий. ↑ товарооборота, созд-ие новых технологий, ин I, расшир-ие информ сетей стимул-ют эк рост и прогресс чел-ва. Преимущ-ва МЭИ: расшир-е масштабов рынка, развитие произв и непроизв инфрастр-ры, ↑ авторитета, ускор темпов инфо-технолог обмена и др. «-»: отток ресурсов из стран с более слабой эк-кой, ↑ роли ТНК и нац монополий.



Наши рекомендации