Экономические воззрения канонистов (Августин Блаженный и Фома Аквинский)

Своеобразие экономической мысли средневековья ярко отразилось в экономических учениях католицизма. В средние века католическая церковь усиливает свое могущество. Обладая колоссальными богатствами и земельной собственностью, церковники оправдывают господство крепостничества и отстаивают его позиции с помощью церковных правил, так называемых канонов церкви.

Идеи Августина соответствуют взглядам раннего феодализма. Главные труды Блаженного Августина – «О граде Божием» и «Исповедь».

Экономические воззрения Августина:

а) вид труда (умственный или физический) не должен влиять на положение человека в обществе, так как эти виды труда равноценны;

б) нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический процент и торговая прибыль являются грехами;

в) «справедливая цена» есть цена товара, которая соответствует затратам на его производство.

Фома Аквинский (Фома Аквинат) является представителем позднего феодализма. Основные труды: «О правлении государей» (излагает представления о человеке как общественном существе, об общем благе как цели государственной власти); «Сумма теологии» (дает оценку товарно-денежным отношениям).

Ключевые догмы Фомы Аквинского:

· деньги не могут порождать деньги;

· необходимо сословное деление общества;

· богатство подразделяется на естественное (плоды земли и ремесла) и искусственное (золото и серебро);

· признание необходимости частной собственности.

«Справедливой ценой» Фома Аквинский считал:

- цену, которая сообразна издержкам;

- цену, которая обеспечивает блага людям соразмерно их сословию.

Сравнительный анализ раннего и позднего канонизма

Ранний канонизм (Августин Блаженный) Поздний канонизм (Аквинат)
Разделение труда
Умственный и физический труд равноценны и не должны влиять на положение человека в обществе Деление людей по профессиям и сословиям обусловлена божественным проведением и склонностями людей
Богатство
Труд людей создает богатство, в виде материальных благ включая золото и серебро. Нетрудовое накопление богатства является грехом. Золото и серебро - источник приумножения частной собственности и умеренного богатства
Обмен
Обмен осуществляется по принципу пропорциональности и является актом свободного волеизъявления людей Субъективный процесс, не всегда обеспечивающий равенство извлекаемой пользы, насколько в результате этого акта выходит, что вещь поступает на пользу одному, и в ущерб другому
Справедливая цена
Ценность товара устанавливается в соответствии с трудовыми и материальными затратами в процессе его производства по принципу справедливой цены. Процесс установления справедливой цены считается неточным, т.к. он может не доставить продавцу соответствующего его положению в обществе количество денег и нанести ущерб.
Деньги
Деньги являются искусственным изобретением человека и необходимым для облегчения и ускорения меновых операций на рынке, благодаря внутренней ценности монет. Ценность денег на внутреннем рынке должна устанавливать не по весу содержащегося в них металла, а по усмотрению государства.
Отношение к торговой прибыли и ростовщическому капиталу
Торговая прибыль и ростовщический процент, извлекаемый из ссудных и торговых операций превращаются в самоцель и потому должны расцениваться как не богоугодные и грешные явления. Крупные доходы купцов и ростовщиков лишь тогда допустимы, когда они извлекаются трудом, связаны с транспортными прочими издержками, а также с риском, имеющим место в благопристойной деятельности.


ТЕМА 4. Меркантилизм

Первой школой экономической науки был меркантилизм (от итальянского слова «мерканте» – торговец, купец), получивший распространение и занимавший ведущие позиции в экономической мысли многих стран до конца XVII в.

Меркантилизм выражал прежде всего экономическую полити­ку государства. Меркантилисты представляли интересы торгового капитала. Его представители практически решали проблемы пер­воначального накопления.

Одну из главных черт меркантилизма составляло отождествление богатства с золотом и серебром. Меркантилисты считали, что золото и серебро по своей природе являются деньгами.

Источником богатства меркантилисты считали внешнюю торговлю. Такое толкование не было случайным. Оно являлось неотъемлемым звеном всей концепции меркантилистов.

Отсюда вытекает одна из ведущих идей меркантилистов: чтобы привлечь в страну деньги, торговля с другими странами должна да­вать активный баланс. Государству и его гражданам надлежит как можно больше товаров вывозить за границу и как можно меньше покупать заморских товаров (превышение экспорта над импортом). Умножению богатства нации способ­ствует не только выгода внешнеторговых связей, но и развитие собственной промышленности, ремесленного и мануфактурного производства. Меркантилисты, как правило, сторонники сильной государствен­ной власти. Они ратуют за поддержку торговли, ремесел.

В своём развитии меркантилизм прошел две стадии.

Первая – ранний меркантилизм (XVI в), связанный с утверждением монетарной системы (монетаризм). Вторая стадия – развитой меркантилизм, получивший название мануфактурной системы (XVII в.).

Для раннего меркантилизма(монетаризма) характерно:

· всестороннее ограничение импорта товаров;

· вывоз золота и серебра из страны карался смертной казнью;

· установление высоких цен на экспортируемые товары;

· система биметаллизма (фиксированное соотношение между золотыми и серебряными монетами).

Главным в раннем меркантилизме являлась теория денежного баланса, обосновывавшая политику, направленную на увеличение денежного богатства часто законодательным путем. В целях удержания денег в стране запрещался их вывоз за границу, все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранцы были обязаны истратить на покупку местных изделий.

Характерные черты развитого меркантилизма:

· снятие жестких ограничений по импорту товаров и вывозу денег;

· доминирует идея «торгового баланса»;

· протекционизм экономической политики государства;

· определяющей функцией денег признается функция средства обращения;

· система монометаллизма.

Для развитого меркантилизма характерна система активного торгового баланса, который обеспечивается путем вывоза готовых изделий своей страны и при помощи посреднической торговли, в связи с чем разрешался вывоз денег за границу. При этом выдвигался принцип: покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другой.

ВЫВОД: Прогрессивность меркантилизма состоит в ориентации на развитие капиталистической мануфактуры. Ограниченность меркантилизма в том, что в качестве сферы исследования выбиралась лишь сфера торговли.

Ранние меркантилисты богатство отождествляли с золотом и серебром, поздние же под богатством понимали избыток продуктов, который оставался после удовлетворения потребностей страны, но который должен на внешнем рынке превратиться в деньги. В связи с недостатком денег их функции ранние меркантилисты сводили к средству накопления, а поздние меркантилисты видели в деньгах также и средство обращения. Вместе с тем, отстаивая посредническую торговлю, поздние меркантилисты по существу трактовали деньги как капитал.

Меркантилистами в наиболее законченном виде была развита металлистическая теория денег: они выдвинули учение о полноценных металлических деньгах как богатстве нации. Устойчивая металлическая валюта, по их мысли, представляла собой одно из необходимых условий экономического развития общества.

Наши рекомендации