Основные виды и характеристика мировых интеграционных центров

В мировой практике можно выделить пять основных видов интеграционных объединений, отличающихся разной степенью и масштабами экономического объединения:

1. Зона свободной торговли - отменяются таможенные барьеры во взаимной торговле между странами.

2. Таможенный союз - осуществляется свободное перемещение товаров и услуг внутри объединения, вводится единый таможенный тариф по отношению к третьим странам.

3. Общий рынок - это более сложный вид интеграционного объединения. В нем ликвидируются барьеры между странами во взаимной торговле, при перемещении рабочей силы, услуг и капитала, осуществляется согласование экономической политики.

4. Экономический союз - предполагает проведение единой экономической и валютно-кредитной политики, создание системы регулирования социально-экономических процессов, координацию национальных налоговых и валютных мер.

5. Политический союз - это высшая ступень интеграции, образующее единое рыночное пространство, целостное экономическое и политическое образование. Возможно возникновение нового многонационального субъекта международных политических и экономических отношений, которые выступают от имени всех участников этого союза.

В настоящее время, в мире насчитывается около 20 международных экономических объединений интеграционного типа в основных регионах земного шара:

в Западной Европе - Европейский союз (ЕС) и Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ);

в Северной Америке - Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА);

в Азиатско-Тихоокеанском регионе - ассоциация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС);

в Азии - ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН);

в Латинской Америке - латиноамериканские интеграционные объединения (ЛАИ) и "Меркосур";

в Африке - экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС) и таможенный и экономический союз центральной Африки (ЮДЕАК).

Наиболее отчетливо интеграционные процессы проявились в Западной Европе при создании Европейского Союза (ЕС) в 1957 году, где шесть стран (ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Голландия, Люксембург) подписали Римский договор. Цель его - создать благоприятные условия для экономического сотрудничества и постепенного снижения таможенных пошлин на ввоз товаров, развитие предпосылок для свободного перелива капитала, услуг и рабочей силы, унификации налогов, создание валютного союза, проведение единой политики в сельском хозяйстве, транспорте. На очереди для вступления значатся государства Центральной и Восточной Европы. В состав ЕС входят:

Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). В этом объединении были отменены все пошлины и ограничения на импорт и экспорт, а со странами не входящими в (ЕОУС), были введены единые пошлины на импорт угля и стали.

Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом)

Основные его цели следующие:

- контроль за использованием расщепляющихся материалов;

- проведение исследовательских работ;

- обмен технической информацией;

- совместное строительство предприятий атомной энергетики.

В ЕС сформирован экономический и валютный союз, введена единая валюта евро, создан центральный банк и система центральных банков. Механизм ЕС основывается на общей правовой системе управления, которая состоит как из общих национальных и межгосударственных органов, так и органов национально-государственного регулирования. В структуру ЕС (Европейский союз) входят следующие институты:

Совет министров - это главный законодательный орган ЕС решения в нем принимаются квалифицированным большинством (2/3 голосов присутствующих). В нем предусмотрена ротация руководящих кадров. Срок полномочия каждого представителя страны на посту председателя 6 месяцев. Ряд принятых законодательных актов носит обязательный характер. Среди них акты по вопросам сельского хозяйства, финансов, образованию, общим проблемам и международным делам.

Европейский совет - в его состав входят главы государств и правительств стран-членов ЕС. Встречи этих представителей происходят не реже 2-х раз в год. В основе принятия политических решений лежит консенсус.

Комиссия Европейских сообществ(КЕС) - это исполнительный орган, представляющий на утверждение СМ проекты законов. Комиссия обладает широкими полномочиями, - осуществляет контроль, за соблюдением таможенного режима, налоговой политики, аграрного рынка, распоряжается фондами (социальными, аграрным, региональным), ведет переговоры с третьими странами, распоряжается общим бюджетом, приводит принятые решения в соответствие с национальным законодательством.

Европейский парламент (Европарламент) - это контролирующий орган. В его состав входят 26 депутатов. Основные его полномочия заключаются в принятии решений по регулированию рынка, в поручении КЕС разработать предложения по некоторым направлениям политики, утверждении бюджета.

Европейский суд - обеспечивает соблюдение законодательств и соглашений. Насчитывает 13 судей с 6 летним сроком полномочий.

В ЕС функционирует также контрольно-ревизионная палата и два консультативных органа - экономические (советы) комитеты Евроатома и ЕОУС (объединение угля и стали). Существует и ряд других учреждений, таких как комиссии, подкомиссии, фонды и др., которые являются важнейшей финансовой основой ЕС. Создан Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) на базе капитала, представленного странами-членами, который осуществляет свою деятельность на международных финансовых рынках и представляет кредиты государственным структурам участников ЕС.

Европейский фонд аграрной ориентации создан с целью финансирования общей сельскохозяйственной политики, а также для содействия операциям по экспорту аграрной продукции в третьи страны.

Европейский социальный фонд - обеспечивает перемещение и профессиональное обучение рабочей силы.

Европейский фонд регионального развития - создан для оказания финансовой помощи отсталым районам ЕС с целью реализации региональной политики.

В своем развитии ЕС прошла несколько этапов:

I. этап (1958-1968 гг.). В это время был сформирован таможенный союз в результате чего были сняты пошлины и количественные ограничения во взаимной торговле. Введен единый таможенный тариф и единая таможенная политика в отношении третьих стран. Подготовлена концепция единой аграрной политики и либерализации перемещения капиталов и рабочей силы в рамках ЕС.

II. этап (1969-1992 гг.) характерен созданием единого внутреннего рынка для передвижения товаров, услуг капиталов и рабочей силы. Создана правовая основа для деятельности юридических и физических лиц. Расширилась правовая база для распространения интеграции на новые сферы деятельности такие, как: наука, техника, валютные отношения, охрана окружающей среды.

III. этап - начавшийся с подписания в 1992 году Маастрихского договора между 12государствами-членами Европейского сообщества. Он открыл новый этап трансформации в экономический и валютный союз. В соответствии с этим решением создается центральный банк, вводится единая валюта евро, вводится единое гражданство и образовывается механизм согласования внешней политики и безопасности. По этому договору ЕС наделяется следующими функциями:

- введение единой Европейской валюты;

- координацией экономической политики;

- защитой единого рынка на условиях свободной конкуренции;

- поддержание законности и порядка управления единой внешней политикой и обороной стран.

В этой системе мер наиболее важное значение придается введению единой валюты. Это, по мнению экспертов ЕС, должно логично завершить экономическую интеграцию в ЕС.

Остановимся на некоторых основных интеграционных объединениях в мире.

Наши рекомендации