И микроэкономические подсистемы национальной экономики

Макроэкономика, микроэкономика и международная эко­номика, с одной стороны, являются разделами общей экономи­ческой теории, а с другой — областями хозяйственной деятель­ности, структурными уровнями экономической системы стра­ны. Микроэкономика исследует рынки определенных товаров, спрос и предложение на них, рынки ресурсов, а также взаимо­действие домашних хозяйств и фирм. Макроэкономика изучает общеэкономические процессы в целом, т.е. условия и резуль­таты деятельности на рынке всех субъектов экономических отношений. В международной экономике рассматриваются

"Составлено по: IndexMundi.coiii [Электронный ресурс]. Режим доступа: //http:www.indexmuiidi.com.

проблемы взаимодействия субъектов микро- и макроуровней с внешним миром. Связующим звеном между микро-, макро- и международным уровнями экономической системы выступа­ет государство, деятельность которого направлена на поддержа­ние стабильного функционирования и развития национальной экономики.

Первичными элементами национальной экономики, соглас­но классификации СНС, являются институциональные еди­ницы — хозяйствующие субъекты, обладающие автономией в принятии экономических решений по всем вопросам хозяй­ственной деятельности:

• юридические лица — предприятия, корпорации, квази­корпорации (формально не имеющие статуса корпораций), го­сударственные учреждения, банки, страховые компании, обще­ственные организации;

• домашние хозяйства, самостоятельно принимающие эко­номические решения.

Институциональные единицы группируются в секторы и от­расли экономики, в региональные подсистемы, межотраслевые хозяйственные комплексы, на деятельность которых оказывает влияние институциональная среда, или рыночная инфраструк­тура экономики (рис. 2.2). В совокупности они создают круго­оборот товаров и услуг, организуют первичные экономические процессы. Институциональная среда является фоном, созда­ющим условия функционирования макро- и микроэкономиче­ских подсистем. Она включает в себя рынки товаров и факторов производства, бюджетную и налоговую системы, другие прави­ла и нормы регулирования хозяйственной деятельности.

Секторы экономики Нефинансовые предприятия Финансовые учреждения Органы государственного управления и другие бюджетные организации Домашние хозяйства Общественные организации Остальной мир
Отрасли экономики и хозяйственные комплексы Субъекты микроэкономики — институциональные единицы
Регионы
Институциональная среда Рынки товаров и факторов производства Валютный и фондовый рынки Бюджетная и налоговая системы Правовая среда Регулирование внешне­экономической деятельности
Рис. 2.2. Структурные элементы и подсистемы национальной экономики 88


Рассмотрим важнейшие подсистемы национальной эконо­мики — секторы, отрасли, межотраслевые хозяйственные комплексы, регионы, а также компоненты институциональной среды.

Секторы экономики представляют собой группы институ­ционных единиц, однородных с точки зрения выполняемых ими функций в экономическом процессе и способа финансиро­вания затрат. С позиции этих двух критериев СНС различает следующие секторы:

• сектор 1 — предприятия, корпорации и квазикорпора­ции, производящие нефинансовые товары и услуги, за счет вы­ручки от продажи которых они возмещают свои издержки;

• сектор 2 — финансовые учреждения (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), основной функцией кото­рых является финансовое посредничество. Свои издержки они возмещают за счет разницы между процентами, получаемыми за предоставленные ресурсы, и процентами, уплачиваемыми за привлеченные ресурсы;

• сектор 3 — бюджетные государственные организации, функции которых заключаются в перераспределении доходов и богатства, предоставлении нерыночных услуг обществу в це­лом и отдельным его членам (выплата пенсий, стипендий, суб­сидий и др.). Свои издержки они финансируют за счет налогов, частично — за счет доходов от собственности, которой распо­лагают;

• сектор 4 — домашние хозяйства (в основном потреби­тельского характера) и мелкие некорпорированные предприя­тия (мелкие фермы, небольшие магазины, рестораны, мастер­ские и др.), владеют которыми те же домашние хозяйства. В этот же сектор включены лица свободных профессий (например, ху­дожники, писатели). Предполагается, что они являются соб­ственниками некорпорированных предприятий, состоящих из одного лица. К данному сектору относятся также собственники жилья, в котором они сами проживают. Платная наемная при­слуга рассматривается в качестве членов тех домашних хо­зяйств, где она работает. Свои издержки хозяйственные еди­ницы, входящие в сектор, возмещают за счет оплаты труда, до­ходов от собственности, перераспределительных поступлений (пенсий, пособий), а также за счет выручки от реализации про­дукции некорпорированных предприятий;

• сектор 5 — общественные, политические, профсоюзные, религиозные организации, главная функция которых состоит в оказании нерыночных услуг членам этих организаций. Свои издержки они финансируют за счет взносов, доходов от соб­ственности, пожертвований;

• сектор 6 «остальной мир» — зарубежные резиденты в той мере, в какой их деятельность экономически связана с резиден­тами данной страны, т.е. счета сектора отражают внешнеэконо­мическую деятельность.

Отрасли национальной экономики представляют собой качественно однородные группы институциональных единиц с особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и специфической ролью в процессе расширенного воспроизводства. Каждая от­расль как совокупность родственных предприятий и органи­заций обладает определенным производственно-техническим единством. С 2011 г. классификация отраслей экономики в Бе­ларуси осуществляется в соответствии с Международной стан­дартной классификацией всех видов экономической деятель­ности по отраслям народного хозяйства (МСОК). Новый стан­дарт отраслевой классификации — Общегосударственный клас­сификатор видов экономической деятельности (ОКЭД) заменил ранее применявшийся Общий классификатор отраслей народ­ного хозяйства (ОКОНХ).

В ОКЭД выделяются сводные группировки, представляющие наиболее важные сферы деятельности (отрасли) экономики. Эти группировки названы видами экономической деятельности. Вид экономической деятельности — процесс, когда материаль­ные ресурсы, оборудование, труд, технология сочетаются та­ким образом, что это приводит к получению однородного набо­ра продукции (товаров или услуг). Основными признаками вы­деления видов экономической деятельности являются характер производимых товаров и услуг, направления их использова­ния, организация производства, вид сырья, характер и техно­логия обработки. Характер производимых товаров и услуг оп­ределяется физическим составом, этапом производства продук­ции и удовлетворяемыми ею потребностями.

Классификация видов деятельности выполнена по иерар­хической системе с пятью уровнями (секции, разделы, груп­пы, классы, подклассы). На самом верхнем уровне выделяют 17 секций:

• сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство;

• рыболовство, рыбоводство;

• горнодобывающая промышленность;

• обрабатывающая промышленность;

• производство и распределение электроэнергии, газа и воды;

• строительство;

• торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и пред­метов личного пользования;

• гостиницы и рестораны;

• транспорт и связь;

• финансовая деятельность;

• операции с недвижимым имуществом, аренда и предо­ставление услуг потребителям;

• государственное управление;

• образование;

• здравоохранение и предоставление социальных услуг;

• предоставление коммунальных, социальных и персональ­ных услуг;

• деятельность частных домашних хозяйств;

• деятельность экстерриториальных организаций.

В национальной экономике Беларуси образуются и функцио­нируют интеграционные структуры — хозяйственные комп­лексы (их называют также отраслевыми, многоотраслевыми, межотраслевыми). Хозяйственный комплекс определяется как сложная межотраслевая система, которая отличается высоким уровнем интеграции между составляющими ее элементами (предприятиями, организациями и т.д.) по потокам производи­мых товаров, энергии и информации и в силу этого обладает вы­сокой энергетической экономичностью и повышенной устойчи­востью по отношению к внешним факторам. Экономическая сущность комплекса проявляется в том, что его эффективность выше, чем суммарная эффективность составляющих компонен­тов; это результат взаимосвязи мощностей, наличия устойчи­вых связей и более высокого уровня управляемости.

В системе национальной экономики, как правило, выделя­ют девять межотраслевых хозяйственных комплексов:

• топливно-энергетический;

• машиностроительный;

• химико-лесной;

• аграрно-промышленный;

• строительный;

• транспортный;

• социально-потребительский;

• комплекс социально-культурных отраслей;

• комплекс отраслей жизнеобеспечения.

В хозяйственный комплекс наряду с базовыми включают также вспомогательные и поддерживающие отрасли, что в со­вокупности позволяет создавать замкнутые технологические и воспроизводственные процессы, обеспечивающие устойчи­вость и эффективность хозяйственных систем. Например, базо­вой отраслью в аграрно-промышленном комплексе является сельское хозяйство, к вспомогательным и обслуживающим от­раслям относятся пищевая промышленность, транспорт АПК, сельское строительство, потребительская кооперация и другие.

Следует подчеркнуть, что в национальной экономике не су­ществует административных и правовых условий выделения хозяйственных комплексов, их классификация не отражена в нормативно-правовых документах, они не имеют строгого под­чинения определенным министерствам и ведомствам — иными словами, классификация хозяйственных комплексов нефор­мальна.

Регион — это определенная территория, обладающая цело­стностью и взаимосвязью ее составных элементов. Существует несколько трактовок понятия «регион», в национальной эконо­мике регион рассматривается в качестве территориальной еди­ницы государства. Субъектами регионального деления эконо­мики Беларуси являются шесть областей, а также г. Минск. Об­ластные регионы в свою очередь включают 118 районов.

В настоящее время в стране уделяется значительное внима­ние региональным аспектам управления экономикой. В част­ности, с 2011 г. на регулярной основе ведется расчет такого по­казателя, как валовой региональный продукт (ВРП) по шести областям и г. Минску. ВРП равен сумме добавленных стои­мостей, произведенных хозяйственными субъектами, которые расположены в пределах данной административно-территори­альной единицы — региона.

Особенностью институциональной среды как важнейшего элемента инфраструктуры национальной экономики является невозможность ее полной формализации. Наряду с формальны­ми институтами существуют неформальные правила и нормы, а также институты, плохо поддающиеся количественной оцен­ке (например, правила ведения бизнеса, инвестиционный кли­мат). Между тем, результаты хозяйственных операций в рам­ках некоторых институтов фиксируются в макроэкономиче­ской статистике и играют важнейшую роль в оценке динамики национальной экономики. Такими важными источниками ин­формации, не относящимися к СНС, являются бюджет и отчет о его исполнении, а также платежный баланс страны.

Консолидированный бюджет представляет собой системно сгруппированную сводку сметных расходов и предусмотренных для их покрытия доходов на один финансовый (бюджетный) год. Бюджет — это основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального раз­вития страны или соответствующих административно-террито­риальных единиц.

Важнейшим документом, предоставляющим данные макро­экономической статистики, является также платежный ба­ланс. Его значимость постоянно возрастает. Если первоначаль­но платежный баланс составлялся для отображения движения валюты (золота) между странами, то в настоящее время он по­казывает экономические результаты всех внешнеэкономиче­ских операций данного государства, совершенных его резиден­тами за определенный промежуток времени (см. 3.2.6).

Наши рекомендации