И микроэкономические подсистемы национальной экономики
Макроэкономика, микроэкономика и международная экономика, с одной стороны, являются разделами общей экономической теории, а с другой — областями хозяйственной деятельности, структурными уровнями экономической системы страны. Микроэкономика исследует рынки определенных товаров, спрос и предложение на них, рынки ресурсов, а также взаимодействие домашних хозяйств и фирм. Макроэкономика изучает общеэкономические процессы в целом, т.е. условия и результаты деятельности на рынке всех субъектов экономических отношений. В международной экономике рассматриваются
"Составлено по: IndexMundi.coiii [Электронный ресурс]. Режим доступа: //http:www.indexmuiidi.com.
проблемы взаимодействия субъектов микро- и макроуровней с внешним миром. Связующим звеном между микро-, макро- и международным уровнями экономической системы выступает государство, деятельность которого направлена на поддержание стабильного функционирования и развития национальной экономики.
Первичными элементами национальной экономики, согласно классификации СНС, являются институциональные единицы — хозяйствующие субъекты, обладающие автономией в принятии экономических решений по всем вопросам хозяйственной деятельности:
• юридические лица — предприятия, корпорации, квазикорпорации (формально не имеющие статуса корпораций), государственные учреждения, банки, страховые компании, общественные организации;
• домашние хозяйства, самостоятельно принимающие экономические решения.
Институциональные единицы группируются в секторы и отрасли экономики, в региональные подсистемы, межотраслевые хозяйственные комплексы, на деятельность которых оказывает влияние институциональная среда, или рыночная инфраструктура экономики (рис. 2.2). В совокупности они создают кругооборот товаров и услуг, организуют первичные экономические процессы. Институциональная среда является фоном, создающим условия функционирования макро- и микроэкономических подсистем. Она включает в себя рынки товаров и факторов производства, бюджетную и налоговую системы, другие правила и нормы регулирования хозяйственной деятельности.
Секторы экономики | Нефинансовые предприятия | Финансовые учреждения | Органы государственного управления и другие бюджетные организации | Домашние хозяйства | Общественные организации | Остальной мир |
Отрасли экономики и хозяйственные комплексы | Субъекты микроэкономики — институциональные единицы | |||||
Регионы | ||||||
Институциональная среда | Рынки товаров и факторов производства | Валютный и фондовый рынки | Бюджетная и налоговая системы | Правовая среда | Регулирование внешнеэкономической деятельности |
Рис. 2.2. Структурные элементы и подсистемы национальной экономики 88 |
Рассмотрим важнейшие подсистемы национальной экономики — секторы, отрасли, межотраслевые хозяйственные комплексы, регионы, а также компоненты институциональной среды.
Секторы экономики представляют собой группы институционных единиц, однородных с точки зрения выполняемых ими функций в экономическом процессе и способа финансирования затрат. С позиции этих двух критериев СНС различает следующие секторы:
• сектор 1 — предприятия, корпорации и квазикорпорации, производящие нефинансовые товары и услуги, за счет выручки от продажи которых они возмещают свои издержки;
• сектор 2 — финансовые учреждения (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), основной функцией которых является финансовое посредничество. Свои издержки они возмещают за счет разницы между процентами, получаемыми за предоставленные ресурсы, и процентами, уплачиваемыми за привлеченные ресурсы;
• сектор 3 — бюджетные государственные организации, функции которых заключаются в перераспределении доходов и богатства, предоставлении нерыночных услуг обществу в целом и отдельным его членам (выплата пенсий, стипендий, субсидий и др.). Свои издержки они финансируют за счет налогов, частично — за счет доходов от собственности, которой располагают;
• сектор 4 — домашние хозяйства (в основном потребительского характера) и мелкие некорпорированные предприятия (мелкие фермы, небольшие магазины, рестораны, мастерские и др.), владеют которыми те же домашние хозяйства. В этот же сектор включены лица свободных профессий (например, художники, писатели). Предполагается, что они являются собственниками некорпорированных предприятий, состоящих из одного лица. К данному сектору относятся также собственники жилья, в котором они сами проживают. Платная наемная прислуга рассматривается в качестве членов тех домашних хозяйств, где она работает. Свои издержки хозяйственные единицы, входящие в сектор, возмещают за счет оплаты труда, доходов от собственности, перераспределительных поступлений (пенсий, пособий), а также за счет выручки от реализации продукции некорпорированных предприятий;
• сектор 5 — общественные, политические, профсоюзные, религиозные организации, главная функция которых состоит в оказании нерыночных услуг членам этих организаций. Свои издержки они финансируют за счет взносов, доходов от собственности, пожертвований;
• сектор 6 «остальной мир» — зарубежные резиденты в той мере, в какой их деятельность экономически связана с резидентами данной страны, т.е. счета сектора отражают внешнеэкономическую деятельность.
Отрасли национальной экономики представляют собой качественно однородные группы институциональных единиц с особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и специфической ролью в процессе расширенного воспроизводства. Каждая отрасль как совокупность родственных предприятий и организаций обладает определенным производственно-техническим единством. С 2011 г. классификация отраслей экономики в Беларуси осуществляется в соответствии с Международной стандартной классификацией всех видов экономической деятельности по отраслям народного хозяйства (МСОК). Новый стандарт отраслевой классификации — Общегосударственный классификатор видов экономической деятельности (ОКЭД) заменил ранее применявшийся Общий классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ).
В ОКЭД выделяются сводные группировки, представляющие наиболее важные сферы деятельности (отрасли) экономики. Эти группировки названы видами экономической деятельности. Вид экономической деятельности — процесс, когда материальные ресурсы, оборудование, труд, технология сочетаются таким образом, что это приводит к получению однородного набора продукции (товаров или услуг). Основными признаками выделения видов экономической деятельности являются характер производимых товаров и услуг, направления их использования, организация производства, вид сырья, характер и технология обработки. Характер производимых товаров и услуг определяется физическим составом, этапом производства продукции и удовлетворяемыми ею потребностями.
Классификация видов деятельности выполнена по иерархической системе с пятью уровнями (секции, разделы, группы, классы, подклассы). На самом верхнем уровне выделяют 17 секций:
• сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство;
• рыболовство, рыбоводство;
• горнодобывающая промышленность;
• обрабатывающая промышленность;
• производство и распределение электроэнергии, газа и воды;
• строительство;
• торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования;
• гостиницы и рестораны;
• транспорт и связь;
• финансовая деятельность;
• операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям;
• государственное управление;
• образование;
• здравоохранение и предоставление социальных услуг;
• предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг;
• деятельность частных домашних хозяйств;
• деятельность экстерриториальных организаций.
В национальной экономике Беларуси образуются и функционируют интеграционные структуры — хозяйственные комплексы (их называют также отраслевыми, многоотраслевыми, межотраслевыми). Хозяйственный комплекс определяется как сложная межотраслевая система, которая отличается высоким уровнем интеграции между составляющими ее элементами (предприятиями, организациями и т.д.) по потокам производимых товаров, энергии и информации и в силу этого обладает высокой энергетической экономичностью и повышенной устойчивостью по отношению к внешним факторам. Экономическая сущность комплекса проявляется в том, что его эффективность выше, чем суммарная эффективность составляющих компонентов; это результат взаимосвязи мощностей, наличия устойчивых связей и более высокого уровня управляемости.
В системе национальной экономики, как правило, выделяют девять межотраслевых хозяйственных комплексов:
• топливно-энергетический;
• машиностроительный;
• химико-лесной;
• аграрно-промышленный;
• строительный;
• транспортный;
• социально-потребительский;
• комплекс социально-культурных отраслей;
• комплекс отраслей жизнеобеспечения.
В хозяйственный комплекс наряду с базовыми включают также вспомогательные и поддерживающие отрасли, что в совокупности позволяет создавать замкнутые технологические и воспроизводственные процессы, обеспечивающие устойчивость и эффективность хозяйственных систем. Например, базовой отраслью в аграрно-промышленном комплексе является сельское хозяйство, к вспомогательным и обслуживающим отраслям относятся пищевая промышленность, транспорт АПК, сельское строительство, потребительская кооперация и другие.
Следует подчеркнуть, что в национальной экономике не существует административных и правовых условий выделения хозяйственных комплексов, их классификация не отражена в нормативно-правовых документах, они не имеют строгого подчинения определенным министерствам и ведомствам — иными словами, классификация хозяйственных комплексов неформальна.
Регион — это определенная территория, обладающая целостностью и взаимосвязью ее составных элементов. Существует несколько трактовок понятия «регион», в национальной экономике регион рассматривается в качестве территориальной единицы государства. Субъектами регионального деления экономики Беларуси являются шесть областей, а также г. Минск. Областные регионы в свою очередь включают 118 районов.
В настоящее время в стране уделяется значительное внимание региональным аспектам управления экономикой. В частности, с 2011 г. на регулярной основе ведется расчет такого показателя, как валовой региональный продукт (ВРП) по шести областям и г. Минску. ВРП равен сумме добавленных стоимостей, произведенных хозяйственными субъектами, которые расположены в пределах данной административно-территориальной единицы — региона.
Особенностью институциональной среды как важнейшего элемента инфраструктуры национальной экономики является невозможность ее полной формализации. Наряду с формальными институтами существуют неформальные правила и нормы, а также институты, плохо поддающиеся количественной оценке (например, правила ведения бизнеса, инвестиционный климат). Между тем, результаты хозяйственных операций в рамках некоторых институтов фиксируются в макроэкономической статистике и играют важнейшую роль в оценке динамики национальной экономики. Такими важными источниками информации, не относящимися к СНС, являются бюджет и отчет о его исполнении, а также платежный баланс страны.
Консолидированный бюджет представляет собой системно сгруппированную сводку сметных расходов и предусмотренных для их покрытия доходов на один финансовый (бюджетный) год. Бюджет — это основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития страны или соответствующих административно-территориальных единиц.
Важнейшим документом, предоставляющим данные макроэкономической статистики, является также платежный баланс. Его значимость постоянно возрастает. Если первоначально платежный баланс составлялся для отображения движения валюты (золота) между странами, то в настоящее время он показывает экономические результаты всех внешнеэкономических операций данного государства, совершенных его резидентами за определенный промежуток времени (см. 3.2.6).