Eperience of integration of russian higher education in the european educational space

Keywords: Higher education of Russia, problems of integration, directions of modernization of the higher school.

В контексте отечественной истории совре- менная политика государства по модерниза- ции системы образования, включая высшую школу, выступает как закономерное явление, обусловленное радикальными изменениями российского общества. В период реформи- рования всех сфер жизни общества модерни- зация затронула всю систему образования, поскольку именно в этой сфере происходит формирование нового поколения, призван- ного обеспечить поступательное развитие общества. Как известно, в 2000 году был разработан проект Национальной доктрины образования, а в октябре 2000 года Прави- тельством Российской Федерации была одо- брена Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Этим документом устанавливались приоритет образования в государственной политике, стратегия и ос- новные направления его развития в пери- од до 2025 года. Национальной доктриной предусматривалось, что в ходе реализации государственной политики будет обеспечен опережающий рост ассигнований на систе- му образования в общем объеме государ- ственных расходов и существенное повы- шение их эффективности, создание условий для привлечения в эту сферу средств из вне- бюджетных источников.

С апреля 2000 г. организационной осно- вой государственной политики Российской Федерации в области образования являлась

Федеральная программа развития образо- вания. Программа, рассчитанная на 2000-

2005 годы. Она определяла стратегию при- оритетного развития системы образования и меры по ее реализации, а также предусма- тривала обеспечение нормального функцио- нирования и устойчивого развития системы. Приоритетные национальные проекты в сфере образования, выдвинутые Президен- том Российской Федерации В.В. Путиным, предусматривали инновационный подход к достижению поставленной цели. Реализа- ция этих проектов в сжатые сроки должна стать катализатором долговременных изме- нений на основных направлениях развития

системы образования России.

В рамках Национального проекта «Обра- зование» была предусмотрена реализация комплекса мероприятий по пяти основным направлениям. Одним из важнейших явля- ется интеграция России в европейское и ми- ровое образовательное пространство.

К концу 2000-х гг. в российской высшей школе накоплен значительный позитивный практический опыт по участию российских вузов в Болонском процессе, в том числе и по переходу на многоуровневую систему высшего образования.

К аргументам в пользу перехода россий- ского образования на многоуровневую си- стему относятся следующие:

– признание российских дипломов в еди-

ном образовательном, пространстве, что может привести к увеличению притока ино- странных студентов в российские вузы и по- вышению их конкурентоспособности;

– удовлетворение массового социально- го спроса на высшее образование, с одной стороны, и способствование формированию профессиональной элиты и научно-образо- вательных кадров высшего уровня, с другой;

– удовлетворение потребностей рыночной экономики, в том числе и требованиям рабо- тодателей;

– совершенствование процесса управления информационными потоками в обучении;

– решение проблемы диверсификации ме- тодологии и методик обучения на разных стадиях профессионального развития и т. д. Среди факторов, влияющих на эффектив- ность перехода к многоуровневой системе высшего образования, особое значение име- ет готовность профессорско-преподаватель- ского и административно-управленческого персонала вузов перейти на новую парадиг- му подготовки специалистов по большой но- менклатуре специальностей и направлений. Однако при переходе на многоуровне- вую систему обучения возникает пробле- ма обоснованного структурирования уров- ней образования, которое должно быть объективным, универсальным, обеспечи- вающим образовательные потребности личности и общества. Организационное выделение в высшем профессиональном образовании двух образовательных уров- ней (бакалавриата и магистратуры) тре- бует определения их содержательного наполнения, которое задается целями под- готовки. Как правило, цели представляют собой рамочное определение требований к знаниям, умениям и навыкам, которые должны быть получены на соответству- ющем образовательном уровне. Создание таких требований в виде образовательных стандартов представляет собой крупную научно-методическую проблему, которая

осознается мировой высшей школой.

В последние десятилетия практически во всех развитых странах Европейского Со- юза произошла переориентация содержания образования на освоение ключевых (базо- вых, универсальных) компетенций. Проект

«Надстройка образовательных структур» (инициированный Европейской комиссией и Европейской ассоциацией университе- тов), представляет собой очередной шаг по реализации целей Болонской декларации на институциональном уровне, исходя из опы- та, накопленного в рамках предыдущих про- грамм . Задачей проекта является выработка общего понимания содержания квалифика- ций по образовательным уровням в терми- нах компетенций и результатов обучения. Под результатами понимаются наборы ком- петенций, включающие знания, понимание и навыки обучаемого, определяемые как для каждого блока (модуля) программы, так и для программы в целом.

Особое внимание в рамках проекта было уделено «определению общих и специаль- ных компетенций выпускников первого и второго уровней обучения; гармонизации учебных планов с точки зрения структуры, программ и методов обучения; а также раз- работке методологии анализа общих элемен- тов и специальных областей подготовки».

В реализации проекта приняли участие бо- лее 100 университетов из 16 стран. Резуль- татом стало определение 30 согласованных общих компетенций, а также специальных компетенций но 7 направлениям подготов- ки. По принятой рабочей классификации общие компетенции были разделены на три группы: инструментальные, межличност- ные и системные.

Предлагаемая формулировка целей об- разовательных уровней в высшем профес- сиональном образовании порождает не ме- нее значимую проблему для европейского образовательного пространства – создание технологий, обеспечивающих достижение сформулированных целей на каждом обра- зовательном уровне, а также средств надеж-

ного контроля качества на выходе. На эти образовательные технологии накладывают- ся определенные требования: они должны быть эффективны, экономичны и техноло- гичны при использовании в массовом выс- шем образовании.

Таким образом, к учебно-методическим задачам, обеспечивающим реализацию двухуровневой системы высшего професси- онального образования, сопряженной с про- цессами создания общеевропейского обра- зовательного пространства, мож-но отнести:

– создание нового поколения националь- ного образовательного стандарта, основан- ного на компетентном подходе в определе- нии результатов обучения;

– создание нового поколения учебно-мето- дических материалов, содержащих учебные задания, ориентированные на реализацию спектра основных мыслительных операций как психологической основы формирования компетенций;

– создание методики организации учебно- го процесса, использования предлагаемых образовательных технологий и ее экспери- ментальная апробация».

Учитывая комплексность, сложность и многоаспектность возникающих на прак- тике проблем, можно утверждать, что ши- рокой перспективой и инновационным по- тенциалом в высшем образовании обладают междисциплинарные образовательные про- граммы. Они могут быть ориентированы на конкретные области практической деятель- ности при сохранении фундаментального характера высшего образования. Междис- циплинарные обра-зовательные программы позволяют существенным образом диверси- фицировать образовательные траектории и обеспечить ориентацию на потребности и интересы учащихся.

В современном обществе, в котором наи- более активно развивается малый бизнес и информационно-консультационные услу- ги, большое значение приобретает умение оценить ситуацию в целом, предложить

комплексный подход к решению проблем с использованием фундаментальных и при- кладных знаний, получаемых разными на- уками. Этим умениям естественнее все- го обучать в рамках междисциплинарных образовательных программ. В настоящее время в России с учетом государственных стандартов высшего профессионального об- разования, формируется блок междисципли- нарных образовательных программ. Однако он составляет малую часть от общего числа программ высшего образования и не имеет своей логики системного развития.

Технологии обучения в настоящее время переживают революционные изменения. Необходимостъ разработки и применения высокотехничных систем обучения про- диктована высоким уровнем технологий в передовых областях производства. Че- ловек понимается сегодня как самообу- чающийся субъект, который активно и со- знательно использует информационные технологии в строительстве своих знаний и навыков. В современных информаци- онных системах применяются различные средства передачи информации: радио, двусторонняя спутниковая связь, видео- конференции с использованием синхрон- ной компьютерной связи, виртуальная среда, голографические изображения и др. Достижение Россией приемлемого эконо- мического роста невозможно без решения проблемы модернизации образовательной системы и расширения охвата ею всех воз- растных и социальных слоев населения.

Высокая технологичность учебного про- цесса должна обеспечиваться модульным структурированием учебного материала, т.е. представлением дисциплин блоками раз- делов, имеющими самостоятельное практи- ческое применение. Объем, каждого модуля имеет количественное выражение в виде оценки (кредита), отражающей количество отводимых каждому модулю в неделю ау- диторных часов в течение семестра. Такая организация учебного материала, с одной

стороны, открывает возможность вариаций содержания образования в рамках заданно- го объема часов на дисциплину в целом, а с другой – позволяет легко согласовывать учебные планы различных высших учебных заведений, обеспечивая условия для целевой образовательной мобильности студентов.

Одной из новых форм профессионального образования, интенсивно распространяю- щейся во всем, мире, является открытое дис- танционное образование (ОДО). Эта форма организации образования основана на ис- пользовании персональных компьютеров, электронных учебников, функционального программного обеспечения и средств ком- муникаций, представляющих новую техно- логию обучения. Учебный процесс – при- обретение знаний – в основном проходит в режиме самостоятельной работы слушате- ля. Большая часть операций по организации учебного процесса проводится в автомати- зированном режиме, который базируется на современных средствах телекоммуникаций. Дистанционное обучение включает в себя различные компоненты и методические приемы, которые делают его максималь- но доступным при обучении без отрыва от работы. Все исследователи отмечают на- личие многочисленных достоинств данно- го вида обучения, говоря о том, что оно не является жестко детерминированным, дает возможность выбора курсов, формата и ме- тодологии обучения, в наибольшей степени отвечает индивиду-альным потребностям обучаемого, позволяет реализовать концеп- цию непрерывного образования, более удоб- но для получения образования без отрыва от производства и для лиц нестуденческого возраста. Среди недостатков называются угроза ухудшения качества образования, на- рушение естественного процесса общения студента и преподавателя и др. Кроме того, вне стен вуза выпускник не может стать но- сителем университетской культуры, отсут- ствует воспитательный эффект университет- ской среды и т.д. Начавшись по инициативе

российских государственных и негосудар- ственных вузов, развитие ОДО в России в последние годы в значительной мере при- обрело официальный статус, став важной составляющей нескольких принятых на федеральном уровне крупных программ и проектов, таких как Федеральная целевая программа «Развитие единой образователь- ной инфор-мационной среды (2001-2005 годы)», Межвузовская научно-техническая программа «Создание системы открытого образования» и т.п., и получив финансовую поддержку со стороны государства.

В России, по данным анкетирования ву- зов, проведенного ЦИАН Министерства образования России в начале 2000 гг., 85 вузов заявили о том, что они ведут ДО, или планируют освоение технологий ДО в ближайшем будущем. В том числе более половины из них заявили о том, что уже в той или иной степени используют техно- логии ДО. В качестве примеров наиболее крупных центров ДО обычно называют Современный гуманитарный университет (СГУ), Институт дистанционного образо- вания Московского государственного уни- верситета экономики, статистики и инфор- матики (ИДО МЭСИ) и Международный Институт Менеджмента». Так, Институт дистанционного образования Московского государственного университета экономики, статистики и информатики координирует деятельность более 280 образовательных учреждений России, стран СНГ и Балтии, Германии, США, Кипра. Таким способом через ИДО МЭСИ учатся свыше 30 тыс. человек. Современный гуманитарный уни- верситет имеет филиалы в 150 городах Рос- сии и СНГ, где обучается свыше 100 тыс. студентов. К открытию готовят представи- тельства в Нью-Йорке, Тель-Авиве, стра- нах Латинской Америки.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что современная система образова- ния должна соответствовать следующим принципам:

– междисциплинарный подход к обуче- нию;

– непрерывность образования в течение всего периода деловой активности человека;

– совершенствование режима опережаю- щего образования.

Результаты внедрения инновационных об- разовательных программ, реализованных вузами в рамках Приоритетного националь- ного проекта «Образование», позволили создать новые инновационные структуры в целях содействия системной модернизации высшего профессионального образования на основе интеграции науки, образования и производства, подготовки квалифицирован- ных кадров для удовлетворения долгосроч- ных потребностей инновационной эконо- мики. Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым в указе от 7 мая 2008 г.

№ 716 была поставлена задача формирова- ния сети федеральных университетов – выс- ших учебных заговорить не только о дости- жениях, но и целом ряде проблем, связанных с эффективным использованием имеющихся ресурсов. Создание Сибирского и Южного федеральных университетов, которые объе- динили в себе потенциал восьми достаточно крупных вузов и ряда академических струк- тур, явилось принципиально новым шагом в работе по институциональной перестройке сети образовательных учреждений.

В 2009 году на реализацию проекта «Об- разование» было израсходовано 43,425 млрд рублей, а сам прект пополнился новыми направлениями. Так, Московский инженер- но-физический институт (государственный университет) был реорганизован соответ- ствующим распоряжением Председателя Правительства РФ В. Путина в Националь- ный исследовательский ядерный универ- ситет «МИФИ». В рамках проекта было усилена работа по созданию в регионах современных моделей дошкольного образо- вания и поддержке региональных центров дистанционного обучения детей-инвалидов. Одновременно приоритетные националь-

ные проекты были переформатированы в государственные программы, реализация которых началась с 2010 года.

Несмотря на имеющиеся сложности в практику системы образования все более прочно входят основные идеи реформиро- вания, хотя они по-прежнему имеют немало противников. Многие конкретные направ- ления национального проекта «Образова- ние» успешно реализуется во многих реги- онах России, в Москве, Санкт-Петербурге, Самарской, Саратовской, Челябинской и многих иных областях. Очевидно, что про- цесс реализации проекта осуществлялся достаточно противоречиво. Естественным поэтому является наличие широкого раз- нообразия мнений о реализации политики реформирования образования. Сопоставле- ние различных точек зрения позволяет объ- ективно оценить нынешнее положение дел, определить оптимальные пути и перспекти- вы развития системы образования.

Государственная политика в этой сфере должна носить долговременный характер. Образованию нужна стабильность, осно- вательность, но построенная на обновлен- ных принципах и подходах, учитывающих изменившихся общественные реалии. До- стижение Россией приемлемого экономи- ческого роста невозможно без решения проблемы модернизации образовательной системы и расширения охвата ею всех воз- растных и социальных слоев населения. Сегодня российская высшая школа продол- жает сохранять многовековые традиции, обеспечивая своим выпускникам достойно высокий уровень фундаментальных есте- ственно-научных знаний, общепрофессио- нальных умений и практических навыков. В результате развития новой экономиче- ской модели в России спрос на высшее образование стал существенно выше, что, соответственно, может способствовать соз- данию широкомасштаб-ной системы дис- танционного обучения. Это требует сегодня внимания и к таким вопросам, как техно-

логия дистанционного обучения, выбор средств передачи информации, составле- ние специальных учебных и методических материалов, организация соответствующей системы обучения преподавателей.

Кроме этого, интегрирование российских образовательных комплексов в мировое об- разовательное пространство невозможно

без четкой стандартизации определения качества образования в дистанционном об- учении, а эффективность наметившихся сегодня интеграционных процессов невоз- можна без надлежащего обмена опытом (и его изучения) и между российскими обра- зовательными центрами, и в рамках между- народного сотрудничества.

Eperience of integration of russian higher education in the european educational space - student2.ru 1 Национальная доктрина образования в Российской Федерации: проект МО РФ. М., 2000.

2 Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Образование в документах. 2000. № 4

3 Там же.

4 Федеральная программа развития образования. //Официальные документы в образовании. 2000. № 8. С. 8

5 «Мягкий путь» вхождения российских вузов в Болонский процесс. М., 2005.С.121-123.

6 Там же.

7 Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. М., 2006. С.15.

8 Томилин О.Б., Бриттов А.В., Демкина С.И. Образовательные технологии формирования компетенций в системах высшего профессионального образования // Университет, управление: практика и анализ. 2005.

№ 1 (34). С. 112-123.

9 «Мягкий путь» вхождения российских вузов в Болонский процесс. М., 2005.

10 Актуальные вопросы развития образования в странах ОЭСР / Отв. ред. М.В. Ларионова. М., 2005. С.34.

11 Глобализация и конвергенция образования: технологический аспект: Науч. изд. / Под общ. ред. проф. Ю.Б. Рубина. М., 2004. (Академ, серия). С. 45.

12 Байденко В. И. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международ- ных форумов и мнения европейских экспертов). М., 2002. С.34.

13 Овсянников В.И., Тустыръ А.В. Введение в дистанционное образование. М., 2001. С. 129-166.

14 Анализ стратегии развития российских вузов: международный опыт (опыт стран ОЭСР) и российская практика; Борисова Н.И. От традиционного через модульное к дистанционному образованию. Домодедо- во, 2000. С.23.

15 Электронный ресурс. //URL:http://www.rost.ru/news/2008/09/25/431_15192.shtml.

16 Там же.

17 Выступление зам. Председателя Правительства РФ Александра Жукова. //Официальные документы в образовании. 2008. № 9. С. 8-9.

Eperience of integration of russian higher education in the european educational space - student2.ru © Шподарев Павел Петрович, 2012

Павел Петрович Шподарев

(аспирант кафедры маркетинга и рекламного менеджмента, СГСЭУ, Саратов, Россия,

E-mail: [email protected])

Наши рекомендации