Перспективы партнерства России и Японии

Концепция внешней политики России, которая была утверждена 28 июня 2000 года тогдашним Президентом страны В. Путиным, гласит, что «РФ выступает за устойчивое развитие отношений с Японией, за достижение подлинного добрососедства, отвечающего национальным интересам обеих стран».[24]

Рассмотрим некоторые наиболее важные и интересные, по-нашему мнению, направления развития сотрудничества между Японией и Россией.

Соглашение о кооперации в строительстве нефтепроводов.

21 ноября 2005 года Россия и Япония договорились о сотрудничестве в проекте строительства трубопроводной системы “Восточная Сибирь — Тихий океан”, полагая, что это отвечает стратегическим интересам обеих стран, и будет содействовать экономическому развитию регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока РФ. Об этом говорится в документе “Тематика сотрудничества в отдельных областях энергетики”, который в присутствии президента России Владимира Путина и премьер-министра Японии Д. Коидзуми подписали министр промышленности и энергетики РФ В. Христенко, министр иностранных дел Японии Т. Асо и министр экономики и промышленности Японии Т. Никаи.

Документ предусматривал сотрудничество в проекте строительства нефтепровода “Восточная Сибирь — Тихий океан”, к которому Япония проявляет особый интерес. Отмечается, в частности, что “скорейшая реализация в полном объеме российского проекта строительства нефтепроводной системы по маршруту Тайшет — Сковородино — бухта Перевозная отвечает стратегическим интересам обеих стран, и будет содействовать экономическому развитию регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также стабилизации энергетических рынков АТР”.

В документе отмечается, что Россия после завершения первого этапа строительства намерена поставлять на экспорт значительное количество нефти и нефтепродуктов из бухты Перевозная. Москва, отмечается в документе, стремится в кратчайшие сроки приступить к реализации второго этапа проекта. Токио, в свою очередь, «приветствует такой подход». Обе стороны приветствовали начало переговоров между компаниями и организациями двух стран относительно возможного сотрудничества по вопросам, связанным с реализацией второго этапа строительства нефтепровода от Сковородина до бухты Перевозная. Решено проводить консультации с этой целью, стремясь «к достижению взаимопонимания в результате данных консультаций в кратчайшие сроки»[25].

Документ предусматривает сотрудничество двух стран в разведке и освоении месторождений газа, его транспортировке и переработке. Стороны одобрительно встретили заключение рамочного соглашения о сотрудничестве между ОАО «Газпром» и Агентством природных ресурсов и энергетики Министерства экономики и промышленности Японии. В документе отмечается важность современных технологий использования газа в энергетике, промышленности, коммунально-бытовом хозяйстве, а также изучения возможностей создания новых видов топлива и применения новых материалов и оборудования для систем транспортировки газа.

Россия предлагает Японии изучить возможность участия японских инвесторов в проекте строительства газоперерабатывающего комплекса в городе Саянске. В ответ японская сторона заявила, что после ознакомления с конкретным его содержанием рассмотрит возможность сотрудничества в следующих проектах: «Строительство системных ветроэнергетических и ветродизельных станций в Приморском крае, Магаданской области, на Сахалине и Камчатке; техническое перевооружение камчатских ТЭЦ-1 и 2, сооружение четвертого энергоблока в Верхне-Мутновской ГеоТЭЦ; использование геотермальных ресурсов Верхне-Паратунского месторождения в системе теплоснабжения».

Большое значение для развития российско-японских отношений имеет подписанный 10 января 2003 года во время визита Премьер-министра Д. Коидзуми в Россию «Японо-Российский План действий». На совместной пресс-конференции Премьер-министр Японии заявил, что «этот План представляет собой общее руководство к действиям, направленным на развитие двусторонних отношений во всех областях. Он послужит «навигационной картой» японо-российских отношений в будущем». В свою очередь Президент В. Путин сказал, что придает «Плану действий» очень большое значение и подчеркнул его своеобразную уникальность, ведь с другими странами у России нет документов подобного рода. Глава государства выразил согласие с данной его японским коллегой характеристикой Плана как своего рода «маршрутной карты» для укрепления и развития двусторонних отношений. В «Плане действий» конкретно, по пунктам, перечислено то, что нужно сделать в японо-российских отношениях по шести направлениям (Приложение 1).[26]

Сотрудничество в научно-технической сфере

Соглашение о научно – техническом сотрудничестве России и Японии, подписанное в сентябре 2000 года в ходе визита Президента РФ Владимира Путина в Токио, призвано «привести двусторонние связи в этой области в соответствие с новыми политическими, экономическими и социальными условиями». Это соглашение пришло на смену устаревшему советско-японскому документу от 1973 г.

Новый формат взаимодействия предполагает обмены учеными и специалистами, проведение совместных семинаров, конференций, симпозиумов, подготовку и повышение квалификации экспертов, реализацию согласованных программ и проектов сотрудничества и т.д. Стороны обязались, как можно шире поощрять развитие контактов между научно – исследовательскими институтами, высшими учебными заведениями, другими заинтересованными организациями. Для более эффективной реализации соглашения создана российско-японская комиссия по научно-техническому сотрудничеству, которая собирается на заседания поочередно в РФ и Японии, определяя стратегию дальнейшего взаимодействия.

В соответствии с законодательством двух стран, соглашение обязывает российско-японские научные круги обеспечивать «достаточную эффективную охрану и защиту прав интеллектуальной собственности и деловой конфиденциальной информации», а в случае возникновения разногласий – разрешать их путем консультаций или выносить вопрос на комиссию. Документ был заключен на пять лет и с правом автоматического продления по обоюдному согласию сторон.

В 2009 году Япония и Россия согласовали программу научно-технического сотрудничества на 2009-2010 годы. В ходе завершившегося 22 февраля в Токио заседания двусторонней межправительственной комиссии принята программа, предусматривающая развитие контактов между учеными двух стран в 16 областях, в том числе в медицине, океанологии, энергетике, биотехнологии и ряде других направлений. Стороны также договорись активизировать информационные обмены в научно-технической сфере и привлекать к этому сотрудничеству бизнес-структуры. Специалисты Дальневосточного отделения Академии Наук регулярно посещают Японию по программам обучения и повышения квалификации. В Плане действий, принятом в 2003 г. в Москве лидерами России и Японии, контакты в этой сфере были обозначены в качестве «стратегического приоритета» двусторонних отношений.

В области науки и техники стороны стремятся углублять диалог, поощряя развитие сотрудничества между представителями деловых кругов. В рамках Российско-японской комиссии по сотрудничеству в космосе стороны «будут изучать возможности международного взаимодействия в сфере освоения космического пространства и эксплуатации Международной космической станции».

Упрощение визового режима.

По итогам Токийских переговоров президента России Владимира Путина и премьер-министра Японии Д. Коидзуми 20 ноября 2005 года подписан меморандум между правительством РФ и правительством Японии о мерах по упрощению визового режима для взаимных поездок граждан двух государств.

В документе говорится, что прилагаемые сторонами усилия будут способствовать развитию туристической инфраструктуры и повышению качества сопутствующих услуг. Главная конечная цель - развитие и расширение туристических обменов. В частности, планируется принятие «необходимых мер для дальнейшего ускорения процедур получения виз, а также максимального упрощения въездных и выездных формальностей"[27].

Программа предусматривает, что Россия и Япония будут уделять повышенное внимание для обеспечения безопасности граждан каждого из государств, прибывающих на территорию другого государства с туристическими целями прилагать максимальные усилия для оказания помощи, а при необходимости - их спасения в случае попадания в происшествия или аварии.

Государственные органы, в компетенцию и сферу деятельности которых входит туризм, будут не реже одного раза в год проводить консультации по вопросам развития взаимных туристических поездок. Правительства двух стран заявили о желании "активно поощрять предоставление туристическим организациям привлекательных для туристов продуктов, включая групповые и индивидуальные посещения культурных, спортивных и иных мероприятий". Также должна получить широкое распространение практика взаимных поездок представителей СМИ "в целях более широкого распространения информации, содействующей привлечению туристов".

Как видим, сегодня существуют благоприятные предпосылки для дальнейшего развития российско-японские отношений. Речь идет не о простой заинтересованности стран друг в друге, а о стратегическом партнерстве двух мощных мировых экономик. Россия со своей ресурсной и энергетической базой, при любом исходе Курильской проблемы, будет оставаться одним из главных деловых партнеров Японии, лишенной собственных источников сырья. В свою очередь, нашу страну привлекают качественные японские товары и избыточный капитал, который может послужить хорошим подспорьем экономического роста как отдельных регионов или отраслей, так и всего хозяйственного механизма в целом.

По большому счету, сегодня между Токио и Москвой остается лишь одна геополитическая дилемма – территориальный спор. Но и здесь наметились позитивные тенденции: благодаря обоюдным усилиям, сложный Курильский вопрос переведен из русла противостояния в русло взвешенных, спокойных и конструктивных переговоров с целью нахождения решения, устраивающего обе стороны. При этом крайне важно не торопить события и не создавать иллюзорных ожиданий, после которых, как свидетельствует практика, наступает период горьких разочарований. Тактика давления и попытки юридических увязок также абсолютно контрпродуктивна и возвращает ситуацию в тупик. Без сомнения, решение столь деликатной проблемы может быть найдено только в процессе активного развития двусторонних отношений, налаживания контактов между общественностями обеих стран, интенсивного взаимодействия России и Японии на условиях партнерства в решении актуальных проблем и вызовов современного мира. Также очень важно, чтобы политический диалог был доверительным и непрерывным, иначе вряд ли можно рассчитывать на решение политически сложных и тяжелых проблем.

Немаловажное значение для решения геополитических японо-российских противоречий имеет расширение гуманитарных и культурных связей, обмен между парламентариями, учеными, предпринимателями, журналистами, студентами, деятелями культуры, представителями отдельных регионов. Подобные культурные обмены могут легче всего повысить взаимный интерес стран друг к другу и вывести межнациональный диалог на качественно иной уровень.

Резюмируя, можно сказать, что для строительства новых российско-японских отношений XXI века необходимо делать шаги навстречу друг другу с учетом взаимных интересов народов двух стран.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сотрудничество с Японией как одним из флагманов мировой экономики является, несомненно, важным фактором политической и экономической жизни современной России. В настоящее время между странами существует целый ряд проблем и разногласий, дипломатичное решение которых – необходимое условие для дальнейшего сотрудничества.

Исторический опыт отношений России с Японией достаточно противоречив. Закрытость Японии до середины девятнадцатого века, а затем и последовавшая череда военных и политических конфликтов между нашими странами не позволяли двум народам наладить открытое общение друг с другом вплоть до последнего времени. Однако в последнее время ситуация стала меняться. На основании проделанной выше работы можно сделать ряд выводов:

1. Не смотря на то, что экономическое развитие Японии далеко опережает Россию, в экономике последней прослеживается ряд положительных изменений – рост ВВП, доходов населения, доли внешней торговли, снижение уровня смертности и т.д. Все это позволяет сделать вывод о том, что обе страны имеют экономическую предпосылку для развития экономических отношений. Этому способствует также активная поддержка Японии о скорейшем вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

2. Принятие 10 января 2003 года Японо-Российского Плана действий позволило многим российским и японским компаниям добиться взаимовыгодного сотрудничества, так как обмен мнениями на правительственном уровне двух стран содействует их развитию.

В последнее десятилетие геополитические отношения между Россией и Японией движутся в сторону поиска взаимовыгодных и взаимоприемлемых решений. Каждая из стран руководствуется, прежде всего, национальными интересами. Крайне важно, что основной проблемный вопрос перешел из разряда извечной конфронтации сторон в ранг конструктивных переговоров.

В заключение можно сказать, что на сегодня Россия и Япония создали прочные предпосылки для развития стабильных долгосрочных партнерских отношений. Этот факт следует считать серьезным достижением для обеих стран, особенно с учетом того обстоятельства, что в течение весьма длительного периода после Второй мировой войны отношения между ними характеризовались высокой степенью конфронтации, отчужденности, подозрительности и недоверия. Хочется надеяться, что времена неприязни остались в прошлом, а дальнейшие российско-японские отношения будут двигаться в позитивном направлении, в сторону взаимного уважения, сотрудничества и взаимовыгоды.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барциц И. Границы территории РФ: актуальные вопросы. // Власть, № 11 - 2009 г.

2. Воинов Ю. А. О торгово-экономическом сотрудничестве России с Японией // БИКИ - 2005 - № 59 - С.3

3. Галузин М. Наши дела с Японией // Международная жизнь - 2005 - №3 - С. 91-92.

4. Дмитракова Т. Острова не уходят // Российская газета - 2011 - Федеральный выпуск №5396 (20)

5. Исаев Б. А. Геополитика: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. — 384 с: ил.

6. История Востока: в 6 т. / Редкол.: Р.Б. Рыбаков, Л.Б. Алаев, В.Я.Белокреницкий и др.; Ин-т востоковедения РАН. Т.V: Восток в новейшее время. — М.: Восточная литература – 2008 – 1095 с.

7. История экономики. Учебник для ВУЗов - 2е издание. Кузнецова О.Д., Шапкин И.Н. - М.: Высшее образование. - 2009. - 416 с.

8. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики зарубежных стран. Учебник для вузов - Москва, Издательство «Палеотип»: Издательство «Логос», 2003. – 264 с.

9. Нартов Н. А. Геополитика, М.: Инфра-М - 2007- 305 с.

10. Панов, Александр (ректор Дипломатической академии МИД) - В полушаге от полусоюзничества / А. Панов ; беседовал А. Иванов // Эхо планеты. - 2009. - N 33. - С. 10-13

11. Пономарев с.А. Наши Курилы и японские притязания. Южно­Сахалинск: Сахалинское книжное издательство – 2003 – 162 с.

12. Путин В.: Ставка на "Южный поток" // Эхо планеты. - 2009. - N 19. - С. 15 : ил.

13. Сабов А. За Курилы // Российская газета - 2005 - Федеральный выпуск №3912 - С. 15

14.Сайт посольства Японии в России [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.ru.embjapan.go.jp/RELATIONSHIP/MAINDOCS/plan.html/

15. Сафронов В.п. СССР, США и японская агрессия на Дальнем Востоке и Тихом океане. 1931-1945 гг. М.: Институт российской истории РАН – 2001- 456 с.

16. Тургиева А. Курильский узел в российско-японских отношениях (1990-2004) / А.Тургиева // Азия и Африка сегодня. – 2005. – №5(574). – С.32

17. Широкорад А.Б. Япония. Незавершенное соперничество / АБ. Широкорад. - М. : Вече, 2008. - 448 с. : ил.

18. Kennedy, Paul. The Rise and Fall of the Great Powers. Economic Change and Military Conflict from 1500 to 2000. New York: Random House - 1987 - 677 p.

19. Olender, Piotr . Russo-Japanese Naval War 1904-1905, Vol. 2, Battle of Tsushima. Sandomierz, Poland: Stratus s.c – 2010

20. Akaha, Tsuneo, Vassilieva, Anna. The russian presence in Japan: Case studies in Hokkaido and Niigata. Monterey Institute of International Studies, Monterey, California - 2002.

21. Taylor P.J., Flint C. Political Geography, World-Economy, Nation-State and Locality. Fourth Edition. Harlow, 2000.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Российско-Японский план действий

Основное содержание

1. Углубление политического диалога: «Продвижение многоуровневого и всестороннего диалога»

- утверждение практики регулярных обменов на высшем уровне; расширение контактов на уровне министров (тесные контакты между министрами иностранных дел, обмен визитами на уровне руководителей оборонных ведомств, проведение заседаний Межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам и т.д.); поддержка связей по линии высших законодательных органов двух стран.

2. Переговоры по мирному договору: «Преодолеть трудное наследие прошлого и открыть новые горизонты широкого японо-российского партнерства» Обе страны будут:

- по территориальной проблеме активизировать переговоры в целях скорейшего выхода на решение еще остающихся проблем, исходя из понимания того, что Совместная декларация Японии и СССР 1956 года, Токийская декларация 1993 года, Иркутское заявление 2001 года и другие договоренности составляют базу для переговоров с целью заключения мирного договора путем решения вопроса о принадлежности четырех островов и достижения, таким образом, полной нормализации двусторонних отношений;
- продолжать усилия по разъяснению общественности обеих стран важности заключения мирного договора и поступательного развития двусторонних отношений во всех областях, включая совместную подготовку и распространение соответствующих информационных материалов;

- прилагать усилия для развития обменов между жителями четырех островов и японскими гражданами; проводить обмен мнениями по экологическим проблемам этих территорий;

- осуществлять сотрудничество по оказанию Японией содействия жителям четырех северных островов; продолжать сотрудничество, предусмотренное Межправительственным соглашением о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов и т.д.

3. Сотрудничество на международной арене: «Продвижение диалога и действия в качестве стратегических партнеров»

- сотрудничество по проблеме международного терроризма; сотрудничество в целях пресечения распространения наркотиков с территории Афганистана в районе таджико - афганской границы;

- позитивное отношение Японии к расширению формата российского участия в процессе подготовки и проведения саммитов «восьмерки»;
- укрепление механизма координации действий по сотрудничеству в области ликвидации подлежащего сокращению в России ядерного оружия и последовательное осуществление проектов, связанных с демонтажем выведенных из состава российского флота атомных подводных лодок;
- в отношении проблемы Северной Кореи российская сторона подтверждает намерение по возможности оказывать содействие урегулированию нерешенных между Японией и Северной Кореей проблем, в том числе проблемы похищения японских граждан и проблем, касающихся обеспечения безопасности, и процессу нормализации отношений между Японией и Северной Кореей;

- в связи с проблемой обеспечения безъядерного статуса Корейского полуострова Япония и Россия выражают сожаление и глубокую озабоченность по поводу заявления Северной Кореи о намерении выйти из ДНЯО и отказаться от выполнения обязательств по Соглашению о сотрудничестве и гарантиях с МАГАТЭ; обе страны подтверждают необходимость скорейшего отказа Северной Кореи от такого намерения и незамедлительного выполнения резолюций Совета управляющих МАГАТЭ, а также призывают все заинтересованные страны к продолжению диалога в целях политического решения соответствующих вопросов;

- Япония и Россия будут воздействовать на Ирак с тем, чтобы он в полной мере и без всяких предварительных условий сотрудничал с международными инспекторами, а также выполнял соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН.

4. Сотрудничество в торгово-экономической области: «Через доверие и совместные действия к взаимной выгоде»

- скорейшее создание организации по содействию торговле и инвестициям;
- скорейшее подписание нового Меморандума о деятельности Японских центров; обсуждение в этой связи возможных функций Японских центров в системе двусторонних торгово-экономических связей;

- развитие сотрудничества в освоении энергетических ресурсов Дальнего Востока России и Сибири, а также создании трубопроводов для их транспортировки;
- сотрудничество в рамках международных консультаций по проекту ИТЭР;
- укрепление экономических связей между Дальним Востоком России, Сибирью и Японией;

- рассмотрение вопросов о формах экономических связей между Сахалинской областью и Японией.

5. Развитие связей в оборонной и правоохранительной областях: «В интересах мира и безопасности Японии и России»
- последовательное осуществление обменов в оборонной области на высоком уровне, а также консультаций с участием представителей оборонных ведомств двух стран;

- проведение совместных учений и тренировок;

- сотрудничество в целях противодействия угрозам со стороны международного терроризма и международной организованной преступности.

6. Развитие культурных связей и обменов между гражданами двух стран: «В интересах углубления взаимопонимания и дружбы»

- укрепление сотрудничества в проведении «Фестиваля японской культуры в России - 2003»;

- совершенствование молодежных обменов;

взаимодействие в проведении третьего Японо-Российского Форума;

- создание условий для максимально широкого общения между японцами и россиянами.

[1] Kennedy, Paul. The Rise and Fall of the Great Powers. Economic Change and Military Conflict from 1500 to 2000. New York: Random House - 1987 - 677 p.

[2] Taylor P.J., Flint C. Political Geography, World-Economy, Nation-State and Locality. Fourth Edition. Harlow, 2000

[3] История Востока: в 6 т. / Редкол.: Р.Б. Рыбаков, Л.Б. Алаев, В.Я.Белокреницкий и др.; Ин-т востоковедения РАН. Т.V: Восток в новейшее время. — М.: Восточная литература – 2008 – 1095 с.

[4] Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики зарубежных стран. Учебник для вузов - Москва, Издательство «Палеотип»: Издательство «Логос», 2003. - 264 с.

[5] История экономики. Учебник для ВУЗов - 2е издание. Кузнецова О.Д., Шапкин И.Н. - М.: Высшее образование. - 2009. - 416 с.

[6] Дружинин, Н. Л. - Япония: Экономическое чудо / Н.Л. Дружинин. - М. ; СПб. : Питер, 2003. - 272 с.

[7] Там же

[8] Исаев Б. А. Геополитика: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. — 384 с: ил.

[9] Olender, Piotr . Russo-Japanese Naval War 1904-1905, Vol. 2, Battle of Tsushima. Sandomierz, Poland: Stratus s.c - 2010

[10] Широкорад А.Б. Япония. Незавершенное соперничество / АБ. Широкорад. - М. : Вече, 2008. - 448 с. : ил.

[11] Сафронов В.п. СССР, США и японская агрессия на Дальнем Востоке и Тихом океане. 1931-1945 гг. М.: Институт российской истории РАН - 2001

[12] Пономарев с.А. Наши Курилы и японские притязания. Южно­Сахалинск: Сахалинское книжное издательство - 2003

[13] Барциц И. Границы территории РФ: актуальные вопросы. // Власть, № 11, 2009 г.

[14] А.Тургиева. Курильский узел в российско-японских отношениях (1990-2004) / А.Тургиева // Азия и Африка сегодня. – 2005. – №5(574). – С.32

[15] Там же

[16] Галузин М. Наши дела с Японией // Международная жизнь - 2005 - №3 - с. 91-92.

[17] Александр Сабов. За Курил // Российская газета - 2005 - Федеральный выпуск №3912 - С. 12

[18] Т. Дмитракова Острова не уходят // Российская газета - 2011 - Федеральный выпуск №5396 (20)

[19] Воинов Ю. А. О торгово-экономическом сотрудничестве России с Японией // БИКИ - 2005 - № 59 - с.3.

[20] Владимир Путин: ставка на "Южный поток" // Эхо планеты. - 2009. - N 19. - С. 15 : ил.

[21] М. Галузин Наши дела с Японией // Международная жизнь, 2000, № 3 С. 91 – 92.

[22] Нартов Н.А. Геополитика : учебник для вузов / Н. А. Нартов, В. Н. Нартов ; ред. В. И. Староверов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2007. - 527 с.

[23] Барциц И. Границы территории РФ: актуальные вопросы. // Власть – 2000 - № 11 - С. 32

[24] Международная жизнь - № 8-9 - 2000 г. – с. 13.

[25] Панов, Александр (ректор Дипломатической академии МИД) - В полушаге от полусоюзничества / А. Панов ; беседовал А. Иванов // Эхо планеты. - 2009. - N 33. - С. 10-13

[26] Сайт посольства Японии в России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ru.emb-japan.go.jp/RELATIONSHIP/MAINDOCS/plan.html

[27] Akaha, Tsuneo, Vassilieva, Anna The russian presence in Japan: Case studies in Hokkaido and Niigata. Monterey Institute of International Studies, Monterey, California - 2002.

Наши рекомендации