Сущность и принципы налогообложения. Система налогов

Мощное воздействие на экономическую динамику оказывает расходная часть бюджета, которая в свою очередь зависит от доходных механизмов бюджета. Налоги образуют основную часть доходной части государственного и местных бюджетов. Отсюда следует приоритетное внимание любого государства к формированию налоговой системы и налоговой политики. Величина налоговой ставки и общая масса изымаемых в госбюджет ресурсов оказывает непосредственное влияние на динамику социально–экономического развития общества.

Налог – это принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. Сборы эти производятся на основе государственного законодательства.

Использование налогов в качестве инструмента централизованного воздействия на экономическое развитие государства имеет длительную историю по мере развития товарно–денежных отношений. Первый денежный поголовный налог на граждан был введен еще в Римской империи во II веке. Развитие обмена и экономической цивилизации сопровождается вытеснением налогами других видов платежей, в том числе натуральных.

В современных условиях налоги выполняют следующие функции:

- фискальную–формирование ресурсов государства, территорий (штатов, республик) и местных органов власти для финансирования соответствующих расходов. Данная функция призвана способствовать огосударствлению части национального дохода и созданию материальных основ функционирования государства;

- распределительную– перераспределение доходов между государственным и местными бюджетами, распределение налогового бремени между социальными группами;

- регулирующую–избирательное изменение налоговых ставок, позволяющее целенаправленно воздействовать на темпы экономического роста, структурную перестройку общественного производства, накопление денежного капитала, инфляцию, движение инвестиций, занятость, формирование совокупного платежеспособного спроса;

- контрольно-учетную–учет использования экономических ресурсов, доходов фирм и домохозяйств, объемов производства, направления и размеров движения финансовых потоков;

- стимулирующую–снижение налоговых ставок, введение льгот, способствующих созданию предпосылок для повышения деловой активности (увеличение необходимых объемов производства, его обновление, увеличение инвестиций, накоплений, проведение НИОКР), поощрения отдельных видов предпринимательства, привлечения и перемещения иностранных инвестиций;

- ограничительную–сдерживание развития или размещения производства некоторых видов продукции, защита определенных отраслей посредством ограничения импорта товаров.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения и взимания образует налоговую систему.

С изменением форм государственного устройства меняется и налоговая система, которая может быть двух– или трехзвенная. Например, в Германии и США она действует на государственном, региональном и местном уровнях.

Принципы, которым должна отвечать налоговая система по А.Смиту, включают нейтральность, справедливость и простоту расчета. (Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Соцгиз, 1935. Т.2. С.341–343). Эти принципы не утратили своей значимости до настоящего времени.

Нейтральность налоговой системызаключается в обеспечении равных налоговых стандартов для налоговых плательщиков. К сожалению, в странах с переходной экономикой этой нейтральности практически не существует. Широкая дифференциация налогов, разнообразие льгот отраслям и фирмам дискредитируют общество и подрывают экономическую стабильность.

Принцип справедливостипредусматривает возможность равноценного изъятия налоговых средств у различных категорий физических и юридических лиц, не ущемляя интересов каждого плательщика и в то же время обеспечивая достаточными средствами бюджетную систему.

Принцип простотыпредполагает построение налоговой системы с использованием набора таких функциональных инструментов определения облагаемого дохода, налоговой ставки и величины налога, которые понятны и налогосборщикам, и налогоплательщикам.

В странах с федеральным устройством при формировании налоговой системы широко используется принцип равномерного распределенияналогового бремени по отдельным регионам и субъектам федерации.

& Количественно уровень налогового бремени можно представить отношением суммы налогов на душу населения к платежеспособности, или суммы налога, оставшейся после уплаты налога, к платежеспособности.

Сущность и принципы налогообложения. Система налогов - student2.ru Сущность и принципы налогообложения. Система налогов - student2.ru

где Сущность и принципы налогообложения. Система налогов - student2.ru – средняя сумма налогов на душу населения;

ДH–доход населения после уплаты налогов;

ПН – платежеспособность населения.

Можно исчислять уровень налогового бремени по доле налогов в валовом внутреннем продукте:

Сущность и принципы налогообложения. Система налогов - student2.ru

где К'' нал.брем. – коэффициент или уровень налогового бремени;

Н – сумма налогов;

ВВП – валовой внутренний продукт.

Последний метод позволяет осуществлять сравнительные сопоставления налоговых нагрузок отдельных стран. А поэтому он рекомендуется международной организацией ЮНЕСКО.

Методы построения и взимания налогов, их элементы определяются соответствующими законодательными актами. Среди элементов налогообложения выделяют:

· субъект налога –это плательщик налога, юридическое или физическое лицо, на которое законодательно возложена обязанность платить налог;

· носитель налога –лицо, фактически уплачивающее налог. Выделение этого элемента объясняется тем, что налоговое бремя иногда фактически перекладывается с субъекта налога на потребителя продукции через механизм цен (при уплате налога на добавленную стоимость, акциза и др.). Часто субъект и носитель налога совпадают;

· объект налога –это доход или имущество, с которого начисляется налог (прибыль и доход; стоимость определенных товаров; добавленная стоимость на продукцию, работы, услуги; имущество юридических и физических лиц; передача имущества (дарение, наследование); операции с ценными бумагами и т.д.);

· источник налога –это доход субъекта, за счет которого уплачивается налог (прибыль, заработная плата, процент, рента);

· единица обложения –единица измерения с объекта налога (рубли, метры, литры и пр.);

· ставка налога –величина налога на единицу обложения объекта или устанавливается в твердом размере (абсолютная сумма на единицу обложения). Различают предельные, средние, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Предельная налоговая ставка – это доля дополнительного (облагаемого) или приростного дохода, которую приходится выплачивать в виде налога. Средняя налоговая ставка – общая сумма выплачиваемого налога по отношению к общему размеру облагаемого налогом дохода. Это налоговая ставка на весь облагаемый налогом доход. Налоговая ставка считается прогрессивной, если ее средняя ставка повышается по мере возрастания дохода; регрессивной, если средняя ставка понижается по мере роста дохода; пропорциональной, если средняя ставка остается неизменной независимо от размеров дохода;

· методы взимания налогов – кадастровый (предполагает использование кадастра (реестра), который содержит перечень типичных объектов (земли, домов и т.д.), классифицируемых по внешним признакам и устанавливает среднюю доходность объекта обложения; изъятие налога до получения владельцем дохода (подоходный налог с физических лиц); изъятие налога после получения дохода (налогоплательщик подает в налоговую инспекцию декларацию, т.е. официальное заявление о полученных доходах, а налоговые органы, исходя от величины объекта обложения и действующих ставок, устанавливают размер налога).

Существует несколько классификаций налогов. В зависимости от способа взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги – это платежи, взимаемые непосредственно с лиц и выплачиваемые с их дохода.

Источником таких налогов являются прибыль, дивиденды, проценты, наследство и пр. К прямым налогам относятся: подоходный налог с юридических лиц на прибыль корпорации, налог на доход от денежного капитала и на доход от сбережений, налог на капитал и собственность (имущественный, на личное состояние, на наследство и дарение, на прирост капитала), подоходный налог с физических лиц.

Наши рекомендации