Тема 2. Методы экономической теории

План

1. Роль фактов для научного исследования.

2. Методологические подходы в экономической теории.

3. Методы экономического анализа.

Основной целью контрольной работы является раскрытие приемов познания производственных отношений, т.е. способов их изучения.

При ответе на первый вопрос необходимо отметить, что экономическая теория имеет дело с фактами реальной жизни. Характеризуя их роль, следует помнить, что факты служат основой для научного исследования. С другой стороны, они подтверждают или опровергают правильность результатов.

Далее следует подчеркнуть, что основой или критерием научного знания служат лишь факты, изученные по определенным правилам. При рассмотрении второго вопроса следует опираться на то, что МЕТОДОЛОГИЯ – это учение о способах, приемах, методах, которые применяет та или иная наука для изучения своего ПРЕДМЕТА. Нужно назвать и раскрыть четыре основных подхода к экономическому анализу: субъективистский, неопозитивно-эмпирический, рационалистический, диалектико-материалистический подходы. Каждый из этих подходов основан на сборе фактов, но анализирует их по-разному.

Отвечая на третий вопрос, прежде всего, необходимо сказать, что методы более конкретно раскрывают подходы к исследованию. Нужно рассмотреть понятие методов как инструментов, приемов экономического исследования. Следует раскрыть методы: статистическое наблюдение, выдвижение и проверка гипотез, анализ и синтез, научная абстракция, качественный и количественный анализ, исторический и логический анализ, индукция и дедукция, моделирование и постановка экспериментов. Следует обратить внимание на ряд методологических приемов в анализе, используемых в микро- и макроэкономике. Это широко применяемый метод сравнительной статики, который заключается в сопоставлении результатов статического анализа при исследовании динамических моделей в различные моменты времени. В основе его лежит разделение временного интервала на краткосрочный и долгосрочный периоды при анализе конкретных экономических ситуаций.

Литература

1. Экономическая теория: Учеб. для студ. Высш. учеб. заведений [Текст]/ Под ред. Камаева В.Д.,- М., 2008.

2. Экономическая теория: Учебник. [Текст] – / Под общ. Ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина. -М.: Инфра , 2011.

3. Экономическая теория: Учебник / В.Я. Иохин. -М., 2004.

4. Экономическая теория [Текст]/Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: учебник для вузов. - СПб., 2004.

5. Основы экономики [Текст]: учеб. пособие в 2-х частях.// Под ред. Матвеева Ю. В., Семенова Г. В., Матвеева К. Ю. - Самара: изд-во Самар. гос. экон. ун-та., 2010

6. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика учебник в 3-х томах.[Текст]. -СПб., 2007.

7. Журавлева Г. П. Экономическая теория. Микроэкономика 1-2. [Текст]- М. изд-во Дашков., 2011.

8. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. [Текст]- СПб. 1999.

9. Нуреев Р.М. курс микроэкономики: учебник для вузов. – 2-е изд., изм. [Текст] М., 2006.

10. Тарасевич Л. С., П. И. Гребенников, А. И. Леусский Микроэкономика [Текст]: учебник.-.-М. изд-во Юрайт., 2009

Задания

1.Выберите и поясните правильный ответ:

Общенаучным методом исследования экономической науки является:

а) экономический эксперимент

б) научная абстракция

в) математические модели

г) статистические данные

д) нормативный анализ

2.Выберите и поясните правильный ответ:

Использование допущений в экономическом анализе:
а) изменяет внутреннюю логику теории или модели;
б) облегчает решение проблемы;
в) делает модель более реалистичной;
г) увеличивает число вопросов, которые должны быть включены в анализ.

Тема 3. Экономические блага и экономические ресурсы

План

1. Экономические блага и их классификация.

2. Экономические ресурсы и их виды.

3. Экономические ограничения: граница производственных возможностей.

Данная тема включает в себя ряд базовых экономических понятий. Поэтому при ответе на первый вопрос вначале следует определить понятие «потребности». Показать их виды: первичные и вторичные, материальные и нематериальные, производственные и непроизводственные, действительные и абсолютные, личные и общества в целом.

Сформулировать закон возвышения потребностей. Затем нужно перейти к понятию «блага», а также определить их классификацию, в том числе показать их деление на полные и частичные. Следует обратить внимание на раскрытие содержания понятий «полезность» и «общественные блага». Важным моментом является характеристика благ со стороны их взаимодополняемости и взаимозаменяемости.

Во втором вопросе студент должен охарактеризовать понятие «экономические ресурсы», рассмотреть виды экономических ресурсов. При этом нужно разграничить категории «экономические ресурсы» и «экономические факторы».

При ответе на третий вопрос предполагается, что студент рассмотрит фундаментальный принцип экономики «ограниченность», характерное для всех агентов экономики. Поэтому требуется раскрыть, что означает ограниченность благ и ограниченность ресурсов в экономике. Затем необходимо показать, что в обществе всегда есть экономический выбор и раскрыть содержание важнейшей категории экономической теории «альтернативные издержки» (издержки отвергнутых возможностей). Завершить рассмотрение этого вопроса следует анализом кривой производственных возможностей.

Литература

1. Долан, Э. Дж. Рынок: микроэкономическая модель[Текст]/ Э. Дж. Долан, Д. Линдсей. СПб., 1992. Гл. 4

2. Основы экономики [Текст]: учеб. пособие в 2-х частях.// Под ред. Матвеева Ю. В., Семенова Г. В., Матвеева К. Ю. - Самара: изд-во Самар. гос. экон. ун-та., 2010

3. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика учебник в 3-х томах.[Текст]. -СПб., 2007

4. Журавлева Г. П. Экономическая теория. Микроэкономика 1-2. [Текст]- М. изд-во Дашков., 2011

5. Микроэкономика. Теория и российская практика[Текст]// под ред. А. Г.Грязновой, А. Ю. Юданова М.,2009.

Задания

1.Выберите и поясните правильный ответ:

Что имеют в виду, утверждая, что каждая экономическая система сталкивается с фактом ограниченности ресурсов:

а) бывает так, что некоторые продукты можно купить только по очень высоким ценам;

б) с ограниченностью сталкиваются бедные государства, богатые же смогли преодолеть эту проблему;

в) производственные ресурсы никогда не бывают достаточными, чтобы удовлетворить все человеческие потребности;

г) в любой экономике бывают периоды спада, когда существует ограниченность ресурсов.

2.В таблице представлены производственные альтернативы для двух товаров.

Наименование товара Количество производимого товара,ед.
X
Y 8,5 6,5
               

Чему равны альтернативные издержки производства третьей единицы продукта X (в единицах Y)?

3.Выберите и поясните правильный ответ:

Единица труда в Германии производит 6 тонн угля или 2 центнера пшеницы. Во Франции единица труда производит 4 тонны угля или 1 центнер пшеницы. Предположим, что в Германии работает 200 работников, а во Франции 100. Представьте графически границу их производственных возможностей. Если две экономики соединятся, как будет выглядеть их совокупная граница производственных возможностей?

Наши рекомендации