ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»

Воронежской области

ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Для Самостоятельной работы студентов

по дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)»

для специальностей

Программирование в компьютерных системах

Механизация сельского хозяйства

Ветеринария

Право и организация социального обеспечения

Технология машиностроения

Острогожск 2016

Методические указания разработаны на основе рабочей программы «Обществознание (включая экономику и право)».

Методические указания предназначены для студентов, обучающихся на первых курсах по специальностям:

09.02.03 Программирование в компьютерных системах

35.02.07 Механизация сельского хозяйства

36.02.01 Ветеринария

40.02.01 Право и организация социального обеспечения

15.02.08 Технология машиностроения

Организация-разработчик:ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»

Разработчик:

Глушкова Л. А., преподаватель общеобразовательных дисциплин ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»

Рецензент:

Егорова С. А., преподаватель общеобразовательных дисциплин ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»

Методические указания рекомендованы цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин, физической культуры и ОБЖ

Протокол №____от «___»_______2016 г.

Председатель цикловой комиссии ____________ Л.Г.Щербакова

СОГЛАСОВАНО

Заведующий отделением _________________ А. А. Рублевская

_________________ Т. А. Евсюкова

_________________ О. Н. Гончарова

_________________ С. А. Бердников

Содержание

Занятие 1. Введение. Значимость социального знания .………………………………………………..5

Занятие 2. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции .………………..…5

Занятие 3. Человек, индивид, личность .………………………………………………………...………5

Занятие 4. Многообразие мира общения.……………………………......................................................................…6

Занятие 5. Тестирование на исследование направленности личности по Г. Айзенку.…………….…6

Занятие 6. Проблема познаваемости мира ………………………………………………………..…….6

Занятие 7. Наука …………………………………………………………………………………………..7

Занятие 8. Религия. Искусство. Мораль ………………………………………………………………..7

Занятие 9. Представление об обществе как сложной динамической системе …………………….….7

Занятие 10. Культура и цивилизация..………………………………………………………………..….8

Занятие 11. Глобализация человеческого общества .…………………………………………….……. 8

Занятие 12. Экономика как наука и хозяйство .……………………………………………………..…..9

Занятие 13. Экономические системы …………………………………………………………………...9

Занятие 14. Рыночные отношения в экономике.…………………………………………………...…..10

Занятие 15. Фирма. Роль фирм в экономике …………………………………………………………..11

Занятие 16. Дифференцированный зачет (комплексный с дисциплиной «История»)………….......11

Занятие 17. Формы, порядок и сроки выплаты заработной платы …………………………………..12

Занятие 18. Экономика и государство .……………………………………………………………..….12

Занятие 19. Основы налоговой политики государства ……………………………………………….13

Занятие 20. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие.………………………………………...14

Занятие 21. Мировая экономика …………………………………………………………………….…14

Занятие 22. Основные проблемы экономики России ………………………………………………...14

Занятие 23. Социальная структура общества. …………………………………………….…………..15

Занятие 24. Особенности социальной стратификации в современной России .………………….…15

Занятие 25. Социальный конфликт ..…………………………………………………………….……..16

Занятие 26. Социальные нормы. ……………………………………………………………………….16

Занятие 27. Молодежь как социальная группа .…………………………………………………….…17

Занятие 28. Этнические общности .………………………………………………………………….…18

Занятие 29. Семья как малая социальная группа ………………………………………………..……18

Занятие 30. Политическая система. …………………………………………………………………....18

Занятие 31. Система органов государственной власти в РФ..……………………………………..…18

Занятие 32. Правовое государство …………………………………………………………….………19

Занятие 33. Политические партии и движения .………………………………………………………19

Занятие 34. Роль СМИ в политической жизни общества .……………………………………………19

Занятие 35. Избирательное право .……………………………………………………………………..19

Занятие 36. Социальная роль. Социальный статус и престиж.……………………………………….20

Занятие 37. Понятие о культуре ……………………………………………………………...………..20

Занятие 38. Образование как способ передачи знаний и опыта ……………………………………..20

Занятие 39. Экономика потребителя ……………………………………………………………….….20

Занятие 40. Личность и политика ...……………………………………………………………………21

Занятие 41. Право в системе социальных норм …………………………………………………….....21

Занятие 42. Норма права. Система права ……………………………………………………………...21

Занятие 43. Гражданство в РФ ……………………………………………………………………..…..22

Занятие 44. Основные конституционные права и обязанности граждан в России …..…………….22

Занятие 45. Правоотношения и правонарушения …………………………………………...………...22

Занятие 46. Экологические правонарушения …………………………………………………….........23

Занятие 47. Гражданское право ………………………………………………………………………...23

Занятие 48. Сделка. Обязательство ………………………………………………………………….....23

Занятие 49. Порядок и условие заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.……………………………………………………………………………….……23

Занятие 50. Трудовое право …………………………………………………………………………….23

Занятие 51.Порядок заключения и форма трудового договора ………………………………….…..24

Занятие 52. Административное право ……………………………………………….…………………24

Занятие 53. Административное правонарушение ………………………………………………….….24

Занятие 54. Уголовное право ………………………….………………………………………………..25

Занятие 55. Преступление.……………………………………………………………………………....25

Занятие 56. Особенности уголовного процесса ……………………………………………………….26

Занятие 57. Судебная система РФ ……………………………………………………………………...26

Занятие 58. Международное право ……………………………………………………………..……...26

Занятие 59. Дифференцированный зачет………………………………………………………………26

Экзамен……………………………………………………………………………………..41

Введение

Методические указания предназначены для упорядочивания самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» (Раздел 1. Человек как творец и творение культуры, Раздел 2. Общество как сложная динамическая система, Раздел 3. Человек в системе общественных отношений, Раздел 4. Правовое регулирование общественных отношений) и охватывают 7 тем.

Трудоемкость заданий представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Наименование темы Трудоемкость, ч
Введение
Тема 1. 1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества
Тема 2. 1. Общество как сложная динамическая система
Тема 2. 2. Экономика
Тема 2. 3. Социальные отношения
Тема 2. 4. Политика как общественное явление
Тема 3.1. Основные знания о месте человека в системе общественных отношений
Тема 4. 1. Основы правового регулирование общественных отношений

В таблице 2 указано распределение типов заданий для самостоятельной работы по темам дисциплины, а также их трудоемкость.

Таблица 2

  Наименование тем дисциплины      
работа с материалами учебника заполнение таблиц подготовка сообщения выполнение ППЗ работа с обществоведческими понятиями подготовка учебного проекта подготовка доклада Подготовка реферата
Введение (занятие 1) 1 час       1 час      
Раздел 1. Человек как творец и творение культуры 2 часа час час час часа   час  
Тема 1. 1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества (занятие 2-8) 2 час 1 час 1 час 1 час 2 часа   1 час  
Раздел 2. Общество как сложная динамическая система 8 часов часа часа часов 4 часа часа часа часа
Тема 2. 1. Общество как сложная динамическая система (занятие 9-11) 2 часа         2 часа    
Тема 2. 2. Экономика (занятие 12-22) 2 часа   1 час 4 часа 2 часа   1 час  
Тема 2. 3. Социальные отношения (занятие 23-29) 2 часа 2 часа 1 час         3 часа
Тема 2. 4. Политика как общественное явление (занятие 30-35) 2 часа   1 час 2 часа 2 часа   1 час  
Раздел 3. Общество как сложная динамическая система 3 часа   час 1 час час      
Тема 3.1. Основные знания о месте человека в системе общественных отношений (занятие 36-40) часа   1 час 1 час 1 час      
Раздел 4. Правовое регулирование общественных отношений 4 часа   час час часа   час часа
Тема 4. 1. Основы правового регулирование общественных отношений (занятие 41-59) 4 часа   1 час 1 час 2 часа   1 час 3 часа
Всего
                     

Методические указания содержат основные требования федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, предъявляемые к знаниям студента, задания, предназначенные для формирования теоретических знаний, соответствующих практических умений и навыков.

Поскольку основная цель самостоятельной работы по данному разделу – закрепление теоретических знаний, предлагается следующая последовательность действий:

1. Работа с учебником (по каждой теме указаны необходимые для изучения страницы) и конспектом лекции, в результате чего у студента должны сформироваться соответствующие знания и умения (их перечень приводится по каждой теме).

2. Работа в тетради для самостоятельной работы. Для закрепления теоретических знаний студент должен записать в тетрадь определения, которые перечислены в пункте: должен знать.

3. Для самопроверки степени усвоения теоретических положений и выявления пробелов в подготовке студент выполняет предложенное задание.

Критериями оценки результатов самостоятельной работы студента являются:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- умение студента использовать теоретические знания при выполнении проблемно-познавательных заданий, решении практических задач;

- сформированность общеучебных умений;

- обоснованность и четкость изложения ответа;

- оформление материала в соответствии с требованиями.

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов

по дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)»

Задания для самопроверки.

1. Ответьте на вопросы:

1.1. Дайте определение понятия «наука Обществознание», обозначьте роль науки в жизни общества.

1.2. Охарактеризуйте объект, предмет и значимость социального знания.

Задания для самопроверки.

1. Ответьте на вопросы:

1.1. Дайте определение понятиям «культура», «эволюция», «потребность», «сознание».

1.2. Охарактеризуйте биологическое и социальное начало в человеке.

1.3 Какие современные науки занимаются изучением биологического и социального начала в человеке?

1.4 Дайте определение понятия «сознание». Какова структура сознания?

Задания дня самопроверки.

1. Ответьте на вопросы.

1.1. В чем сходство и различие понятий «человек», «индивид», «личность»?

1.2. В чем заключается многообразие человеческой деятельности?

1.3 Поведение. Основные модели поведения людей.

2. Выполните в тетради проблемно-познавательное задание «Цель и смысл человеческой жизни». Необходимо осмыслить и записать в тетрадь ответ на вопрос «В чем заключается цель и смысл человеческой жизни».

Задание для самопроверки.

1. Подготовьте сообщение на тему «Толерантность. Поиск взаимопонимания. Истоки конфликтов в среде молодежи»

Подготовка сообщения осуществляется во внеаудиторное время. Объем сообщения не должен превышать 2 листов формата А4, напечатанных с одной стороны. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, межстрочный интервал –1,5, ориентация текста – по ширине, кроме заголовков. Сообщение может быть подготовлено в тетради для самостоятельных внеаудиторных работ.

Задание для самопроверки.

1. Проанализировать информацию, представленную в учебной литературе, выбирать главное для запоминания. Выписать в тетрадь для запоминания определения понятий «личность», «индивидуальность», «темперамент», «характер».

Занятие 6. Проблема познаваемости мира

Студент должен

знать, определение понятия «познание», уровни и формы познавательной деятельности человека.

уметь анализировать информацию, представленную в учебной литературе, выбирать главное для запоминания.

Рекомендованная литература: ои1.- с.55-67, ди1.- с.48-59

Задание.

1. Необходимо подготовить доклад «Мировоззрение. Типы мировоззрения».

Подготовка доклада осуществляется во внеаудиторное время, защита пройдет на занятии. Возможно иллюстрировать доклад предварительно подготовленной презентацией. Работа проходит в микрогруппах по 2-3 человека. Объем доклада не должен превышать 5 листов формата А4, напечатанных с одной стороны. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, межстрочный интервал –1,5, ориентация текста – по ширине, кроме заголовков. Для заголовков используется жирный шрифт, ориентация текста – по центру. Нумерация страниц внизу по центру. Доклад предполагает наличие титульного листа (прил. 1), содержания, основной части и библиографического списка (прил. 2) или списка использованных Интернет-ресурсов.

Оценка «5» ставится, если:

выполнены все требования к написанию и защите доклада: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, все формулы указаны верно, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.

Оценка «4» – основные требования к докладу и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.

Оценка «3» – имеются существенные отступления от требований. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании доклада или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.

Оценка «2» – тема доклада не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.

Занятие 7. Наука

Студент должен:

знать, определение понятия «наука», историю возникновения научных знаний, функции науки.

уметь характеризовать объект и субъект гуманитарных и естественных наук, анализировать информацию, представленную в учебной литературе, выбирать главное для запоминания.

Рекомендуемая литература: ои1.- с.90-94 ои3.- с.130-143 ди1.- с. 285-288

Задания для самопроверки.

1. Проанализировать информацию, представленную в учебной литературе, выбирать главное для запоминания. Выписать в тетрадь для запоминания определение понятия «наука».

2. На основе материалов учебной литературы заполнить таблицу «Классификация наук». В таблице необходимо отразить перечень социально-гуманитарных наук, объект и предмет изучения.

Социально-гуманитарные науки Объект изучения Предмет изучения
     
     
     

Задания для самопроверки.

1. Выполните в тетради проблемно-познавательное задание «Влияние искусства на повседневную жизнь людей».

Необходимо подготовить сообщение на тему «Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств». Подготовка сообщения осуществляется во внеаудиторное время. Объем сообщения не должен превышать 2 листов формата А4, напечатанных с одной стороны. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, межстрочный интервал –1,5, ориентация текста – по ширине, кроме заголовков. Сообщение может быть подготовлено в тетради для самостоятельных внеаудиторных работ.

Задания для самопроверки.

1. Ответьте на вопросы:

1. История появления общества. Взаимодействие общества и природы, общества и культуры.

2. Охарактеризуйте основные сферы общественной жизни людей, социальные институты.

2. Необходимо подготовить сообщение на тему «Основные подсистемы общества». Подготовка сообщения осуществляется во внеаудиторное время. Объем сообщения не должен превышать 2 листов формата А4, напечатанных с одной стороны. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, межстрочный интервал –1,5, ориентация текста – по ширине, кроме заголовков. Сообщение может быть подготовлено в тетради для самостоятельных внеаудиторных работ.

Задания для самопроверки.

1. Необходимо подготовить учебный проект на тему «Глобальные проблемы человечества».

Подготовка учебного проекта осуществляется во внеаудиторное время в микрогруппах по 4 человека с указанием личного вклада каждого. Итогом проектной деятельности является презентация. Презентация должна содержать 20 слайдов с:

-титульным листом (прил. 1);

-содержанием;

-введением (с указанием личного вклада каждого участника);

-основной частью;

-заключением;

-списком использованных источников.

Слайды в презентации должны быть пронумерованы в правом нижнем углу. Должно соблюдаться единообразие оформления слайдов (одинаковый шрифт текста, одинаковый шрифт заголовков, одинаковый фон). Шрифт необходимо подобрать так, чтобы информация легко воспринималась, слайды не должны быть перегружены текстом. Графические объекты должны гармонично вписываться в структуру слайда, без нарушения пропорций. Желательно, чтобы фон слайдов был не очень ярким и пестрым.

Критерии оценки проекта:

Оценка «5» ставится, если:

выполнены все требования к содержанию и оформлению проекта:

имеются все структурные части, содержание основной части полное, соответствует теме проекта, использованы разнообразные информационные источники, объем презентации не выходит за границы требований, нет замечаний к эстетическому оформлению слайдов, все химические формулы употреблены верно.

Оценка «4» – основные требования выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём; имеются упущения в оформлении.

Оценка «3» – имеются существенные отступления от требований. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании, присутствуют не все структурные элементы. Использован только один литературный или интернет-источник. Имеются существенные замечания к эстетическому оформлению.

Оценка «2» – тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.

В случае неравноценного вклада каждого участника микрогруппы в подготовку презентации педагог может корректировать оценки.

Задания для самопроверки.

1. Необходимо подготовить учебный проект на тему «Глобальные проблемы человечества».

Подготовка учебного проекта осуществляется во внеаудиторное время в микрогруппах по 4 человека с указанием личного вклада каждого. Итогом проектной деятельности является презентация. Презентация должна содержать 20 слайдов с:

-титульным листом (прил. 1);

-содержанием;

-введением (с указанием личного вклада каждого участника);

-основной частью;

-заключением;

-списком использованных источников.

Слайды в презентации должны быть пронумерованы в правом нижнем углу. Должно соблюдаться единообразие оформления слайдов (одинаковый шрифт текста, одинаковый шрифт заголовков, одинаковый фон). Шрифт необходимо подобрать так, чтобы информация легко воспринималась, слайды не должны быть перегружены текстом. Графические объекты должны гармонично вписываться в структуру слайда, без нарушения пропорций. Желательно, чтобы фон слайдов был не очень ярким и пестрым.

Критерии оценки проекта:

Оценка «5» ставится, если:

выполнены все требования к содержанию и оформлению проекта:

имеются все структурные части, содержание основной части полное, соответствует теме проекта, использованы разнообразные информационные источники, объем презентации не выходит за границы требований, нет замечаний к эстетическому оформлению слайдов, все химические формулы употреблены верно.

Оценка «4» – основные требования выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём; имеются упущения в оформлении.

Оценка «3» – имеются существенные отступления от требований. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании, присутствуют не все структурные элементы. Использован только один литературный или интернет-источник. Имеются существенные замечания к эстетическому оформлению.

Оценка «2» – тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.

В случае неравноценного вклада каждого участника микрогруппы в подготовку презентации педагог может корректировать оценки.

Задание.

1. Необходимо подготовить доклад «Экономика и ее роль в жизни общества».

Подготовка доклада осуществляется во внеаудиторное время, защита пройдет на занятии. Возможно иллюстрировать доклад предварительно подготовленной презентацией. Работа проходит в микрогруппах по 2-3 человека. Объем доклада не должен превышать 5 листов формата А4, напечатанных с одной стороны. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, межстрочный интервал –1,5, ориентация текста – по ширине, кроме заголовков. Для заголовков используется жирный шрифт, ориентация текста – по центру. Нумерация страниц внизу по центру. Доклад предполагает наличие титульного листа (прил. 1), содержания, основной части и библиографического списка (прил. 2) или списка использованных Интернет-ресурсов.

Оценка «5» ставится, если:

выполнены все требования к написанию и защите доклада: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, все формулы указаны верно, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.

Оценка «4» – основные требования к докладу и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.

Оценка «3» – имеются существенные отступления от требований. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании доклада или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.

Оценка «2» – тема доклада не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.

Задание для самопроверки.

1. На основе материалов учебной литературы заполнить таблицу «Сравнительный анализ экономических систем». В таблице необходимо отразить перечень основных типов экономических систем, произвести сравнительный анализ по критериям: что производит, как производит, для кого производит, роль государства, собственность.

Пример:

Виды систем Что производит? Как производит? Для кого производит? Роль государства Собственность
           
Традиционная Все основано на традициях Нет государства Общественная    
Командная Общественные блага Решает государство Для всех потребителей Определяющая Государственная собственность
Рыночная Потребительские товары Решает производитель для получения наибольшей прибыли Для конкретных потребителей Охранная (армия, полиция) Частная собственность
Смешанная Общественные и потребительские товары Решает государство для общественных товаров и производитель для потребительских товаров Для всех и для конкретных потребителей антимонопольная; законодательная и судебная; перераспределение доходов; обеспечение производства общественных благ; стабилизация и стимулирование роста; ограниченное регулирование рынков; информационная. Государственная и частная собственность

Задания для самопроверки.

1. Выполните в тетради проблемно-познавательное задание «Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения».

1.1. Решить задачу.

В статье 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1947 году, говорится, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень (включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи и право на обеспечение на случай болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иной причины утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

Каковы, по вашему мнению, экономические условия обеспечения государством этих прав человека? На примере своей семьи определите долю различных источников дохода в обеспечении условий для реализации данных прав.

1.2. Заполните таблицу: «Сбережения»

Типы денег Достоинства Недостатки
Вещи    
Металлические деньги    
Монеты    
Бумажные деньги    
Электронные деньги    

Вывод:

Задания для самопроверки.

  1. Ответьте на вопросы:

1.1. Факторы производства – это…

1.2. Факторные доходы – это…

1.3. Роль фирм в экономике.

2. Подготовка к сдаче комплексного дифференцированного зачета совместно с дисциплиной «История». Необходимо повторить изученный материал.

Задания для самопроверки.

1. Проанализировать информацию, представленную в учебной литературе, источнике – Трудовой кодекс, выбрать главное для запоминания. Выписать в тетрадь для запоминания определение понятия «заработная плата».

Задания для самопроверки.

  1. Выполните в тетради проблемно-познавательное задание «Организация частного бизнеса в России».

Ответьте на вопросы:

1.1. Какие виды малого бизнеса в России самые прибыльные?

1.2. Как начать самый простой и прибыльный бизнес?

Сравните свою идею бизнеса и свое предположение с выводами финансовых аналитиков за последние десять лет и сделайте вывод:

1.Лидирующей на территории Российской Федерации является коммерческая деятельность на рынке продовольственных и бытовых товаров (мелкооптовые базы, продуктовые и промышленные магазины, рыночная торговля).

2. Ненамного позади в списке самых прибыльных находится ремонт и строительство. Крепкие работящие руки всегда нужны, а знания инновационных технологий по утеплению стен, установке металлопластиковых окон, дверей с секретными замками и пр. помогут вам стать востребованным, высокооплачиваемым специалистом.

3. Продвижение сайтов, рекламный бизнес. C развитием IT-технологий большинство пиар-менеджеров и маркетологов перешло в индивидуальные предприниматели. Эти люди сидят дома и посредством интернета руководят многочисленными рекламными проектами, помогают начинающим бизнесменам раскрутиться и стать известными, наработать клиентскую базу.

4. Продажа услуг. Под данным видом деятельности подразумевается всевозможный консультационный бизнес, репетиторство, все виды удаленной работы, услуги няни, сиделки, аниматора, фотографа и пр. Материальных вложений — практически никаких, а возможность реального заработка — высокая.

5. Частные стоматологические кабинеты. Конечно, без минимальных вложений и профессионального опыта вам не обойтись — но самоокупаемости данного вида деятельности, в силу отсутствия большой конкуренции, можно добиться уже за полгода.

6. Выращивание декоративных растений. Разведением комнатной оранжереи зачастую интересуются стремящиеся к материальной независимости женщины — это бизнес без вложений для дам.

7. Фермерское хозяйство. Пока данная ниша в России считается малоприбыльной, однако государство всесторонне поддерживает начинающих фермеров всевозможными программами и дотациями.

Задания для самопроверки.

  1. Выполните в тетради проблемно-познавательное задание «Косвенный налог. НДС».

Налоги в традиционной для России и мира экономической теории делятся на прямые и косвенные. Во многих случаях природа сборов второго типа остается дискуссионной. Проанализируйте информацию, представленную в научной литературе и ответьте на вопросы:

1.1. В чем состоит специфика косвенных налогов? Почему они часто называются самыми важными для государства?

1.2. НДС: плательщики, размер? Кому не надо платить НДС?

Задания для самопроверки.

  1. Подготовьте сообщение «Эмиссия денег и её виды».

Подготовка сообщения осуществляется во внеаудиторное время. Объем сообщения не должен превышать 2 листов формата А4, напечатанных с одной стороны. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, межстрочный интервал – 1,5, ориентация текста – по ширине, кроме заголовков. Сообщение может быть подготовлено в тетради для самостоятельных внеаудиторных работ.

Задание для самопроверки.

1. Подготовьте сообщение «Глобальные экономические проблемы».

Подготовка сообщения осуществляется во внеаудиторное время. Объем сообщения не должен превышать 2 листов формата А4, напечатанных с одной стороны. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, межстрочный интервал – 1,5, ориентация текста – по ширине, кроме заголовков. Сообщение может быть подготовлено в тетради для самостоятельных внеаудиторных работ.

Задание для самопроверки.

  1. Выполните в тетради проблемно-познавательное задание «Рыночная экономика России». Заполните пропуски в тексте с помощью предложенных ниже словосочетаний. Ответы занесите в таблицу:
               

Формирование современной рыночной экономики в России происходит в условиях взаимопереплетающихся и взаимоотягчающих ---------------------1), что затягивает переход к зрелой рыночной системе на десятилетия и усиливает болезненность самих переходных процессов.

Характеризуя формирующуюся в России модель рыночной экономики, следует учитывать особую -------------------------------2). Россия в социокультурном плане выступает связующим звеном между цивилизациями ----------------3). В экономическом плане российское общество исторически сформировалось как восточное и сохранило, несмотря на смену политических режимов, следующие его черты:

- огромную роль государства как регулятора экономики и крупнейшего собственника;

- неразвитость частной собственности, прежде всего на землю;

- отсутствие автономного от государства гражданского общества;

- неразрывную связь власти и собственности;

- слабость личной инициативы при довольно сильных коллективистских тенденциях.

Сложившаяся в первой половине 90-х гг. российская модель рыночной экономики включает ряд черт, унаследованных из исторического прошлого. Государство даже после приватизации немалой части собственности по-прежнему располагает ---------------------4) в важнейших отраслях хозяйства. Сохраняется тесная связь ----------------------------5).

Вместе с тем государство, утратив в ходе ----------------6) немалую часть прежних источников доходов, сохранило непосильный для него объем -----------------------7), что обусловливает затяжной кризис --------------------8).

А) экономических, политических и социальных кризисов

Б) геополитическую роль страны

В) западного и восточного типа

Г) мощным государственным сектором

Д) политической власти и собственности

Е) приватизации

Ж) финансовых обязательств

З) госбюджета

Задание для самопроверки.

  1. Подготовить реферат «Социальная стратификация современного общества».

Подготовка реферата осуществляется во внеаудиторное время. Объем реферата 10-15 листов формата А4, напечатанных с одной стороны. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, межстрочный интервал – 1,5, ориентация текста – по ширине, кроме заголовков. Для заголовков используется жирный шрифт, ориентация текста – по центру. Нумерация страниц внизу по центру. Реферат предполагает наличие титульного листа (прил. 1), содержания, введения, основной части, заключения, библиографического списка (прил. 2) и списка использованных Интернет-ресурсов. Критерии оценки реферата:

Оценка «5» ставится, если:

выполнены все требования к написанию реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, все формулы

Наши рекомендации