Понятие и классификация потребителей.
Потребитель - это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.
В качестве потребителей в экономике могут выступать следующие субъекты:
1) индивиды и домохозяйства - личное потребление;
2) фирмы (производители) - производственное потребление;
3) государство - общественное потребление.
Потребление - это процесс удовлетворения потребностей (запросов, нужд, желаний и вкусов).
В мире рыночных отношений потребители, привыкшие ценить деньги и время, стремятся к рациональному поведению, которое сводится к решению проблемы выбора. Выбор потребителя заключается в получении максимальной полезности от потребления товаров и услуг.
Рациональное поведение потребителя основано на компромиссе (от лат. compromissum— соглашение, достигнутое путём взаимных уступок) потребления альтернативных товаров при ограниченности денежных ресурсов. Главным фактором потребительского выбора является полезность товара.
Можно выделить следующие факторы, влияющие на потребительский выбор:
Ограниченность ресурсов.
Мода и изменения социального спроса.
Полезность товаров и услуг.
Период потребления (товары кратковременного пользования и длительного потребления).
Законодательство о защите прав потребителей.
Защита прав потребителей - комплекс мер, реализуемых государством и общественными движениями, направленных на регулирование отношений, возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности — изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей.
Источники правового регулирования в России
3. Закон СССР от 22 мая 1991 г. № 2184-1 «О защите прав потребителей»
4. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей»
5. Гражданский кодекс Российской Федерации
6. Федеральный закон от 26.01.1996 № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» (статья 9)
7. «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» (приняты 09.04.1985 Резолюцией № 39/248 на 106-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
8. Закон «О защите прав потребителей» – так называемый «вертикальный» закон. Его нормы носят системообразующий характер, так как содержат ссылки на иные нормативные правовые акты. Все вместе они образуют систему законодательства о защите прав потребителей (см. статью 1 Закона «О защите прав потребителей»). Благодаря множественным бланкетным нормам (например, пункт 5 статьи 4 и пункт 1 статьи 7 Закона «О защите прав потребителей»), с положениями данного закона корреспондируются многие нормы иных законов Российской Федерации и международных документов, признаваемых Россией.
В настоящее время действует только более 20 подзаконных актов, принятых непосредственно во исполнение требований Закона «О защите прав потребителей», в том числе:
Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров».
Постановление Правительства РФ от 21.07.1997 года № 918 «Об утверждении правил продажи товаров по образцам».
По отдельным вопросам разрешения судами споров в области защиты прав потребителей Пленум Верховного суда Российской Федерации издал Постановление № 17 от 28.06.2012 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».
Вопросы для самоконтроля:
1. Изучить закон «О защите прав потребителя» РФ и РК.
2. Решить ситуационные задачи, полагаясь на последнее издание закона «О защите прав потребителя».
Рекомендуемая литература:
1. База данных «Законодательство Казахстана» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kz.spinform.ru/, свободный. – Загл.с экрана.- Яз. каз., рус., англ.
2. Кодексы и законы РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zakonrf.info/, свободный. – Загл.с экрана.- Яз. рус., англ.
3. Худяков А.И., Финансовое право Республики Казахстан. Общая часть. - Алматы, 2001.
РАЗЛЕЛ II
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Тема №1. Введение в дисциплину.
1. Подготовьте сообщение об актуальности (неактуальности) курса «Экономико-правовая культура юриста».
2. Напишите эссе-размышление по теме на выбор.
1 | Чем выше культура, тем выше ценится труд. |
2 | Время - деньги. |
3 | Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся. |
4 | Экономическая свобода и социальная ответственность – возможен ли диалог? |
5 | Возможен ли «добровольный брак» экономики и права? |
6 | Рационализм, динамизм - вот идеалы нашей эпохи. |
7 | В чем суть и значение экономически грамотного и нравственно-ценного поведения человека в экономике и праве? |
8 | Эталон экономико-правового поведения гражданина. |
9 | Актуален ли экономический патриотизм? |
10 | Прибыль превыше всего, но честь – превыше прибыли. |
3. Составьте глоссарий по основным показателям экономико-правовой культуры.