Понятие и классификация потребителей.

Потребитель - это тот, кто приобретает и ис­пользует товары, заказывает работы и услуги для лич­ных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.

В качестве потребителей в экономике могут высту­пать следующие субъекты:

1) индивиды и домохозяйства - личное потребление;

2) фирмы (производители) - производственное потребление;

3) государство - общественное потребление.

Потребление - это процесс удовлетворения по­требностей (запросов, нужд, желаний и вкусов).

В мире рыночных отношений потребители, привык­шие ценить деньги и время, стремятся к рациональному поведению, которое сводится к решению проблемы выбо­ра. Выбор потребителя заключается в получении макси­мальной полезности от потребления товаров и услуг.

Рациональное поведение потребителя основано на компромиссе (от лат. compromissum— соглашение, до­стигнутое путём взаимных уступок) потребления альтер­нативных товаров при ограниченности денежных ресур­сов. Главным фактором потребительского выбора явля­ется полезность товара.

Можно выделить следующие факторы, влияющие на потребительский выбор:

Ограниченность ресурсов.

Мода и изменения социального спроса.

Полезность товаров и услуг.

Период потребления (товары кратко­временного пользования и длительного потребления).

Законодательство о защите прав потребителей.

Защита прав потребителей - комплекс мер, реализуемых государством и общественными движениями, направленных на регулирование отношений, возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности — изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей.

Источники правового регулирования в России

3. Закон СССР от 22 мая 1991 г. № 2184-1 «О защите прав потребителей»

4. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей»

5. Гражданский кодекс Российской Федерации

6. Федеральный закон от 26.01.1996 № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» (статья 9)

7. «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» (приняты 09.04.1985 Резолюцией № 39/248 на 106-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).

8. Закон «О защите прав потребителей» – так называемый «вертикальный» закон. Его нормы носят системообразующий характер, так как содержат ссылки на иные нормативные правовые акты. Все вместе они образуют систему законодательства о защите прав потребителей (см. статью 1 Закона «О защите прав потребителей»). Благодаря множественным бланкетным нормам (например, пункт 5 статьи 4 и пункт 1 статьи 7 Закона «О защите прав потребителей»), с положениями данного закона корреспондируются многие нормы иных законов Российской Федерации и международных документов, признаваемых Россией.

В настоящее время действует только более 20 подзаконных актов, принятых непосредственно во исполнение требований Закона «О защите прав потребителей», в том числе:

Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров».

Постановление Правительства РФ от 21.07.1997 года № 918 «Об утверждении правил продажи товаров по образцам».

По отдельным вопросам разрешения судами споров в области защиты прав потребителей Пленум Верховного суда Российской Федерации издал Постановление № 17 от 28.06.2012 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».

Вопросы для самоконтроля:

1. Изучить закон «О защите прав потребителя» РФ и РК.

2. Решить ситуационные задачи, полагаясь на последнее издание закона «О защите прав потребителя».

Рекомендуемая литература:

1. База данных «Законодательство Казахстана» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kz.spinform.ru/, свободный. – Загл.с экрана.- Яз. каз., рус., англ.

2. Кодексы и законы РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zakonrf.info/, свободный. – Загл.с экрана.- Яз. рус., англ.

3. Худяков А.И., Финансовое право Республики Казахстан. Общая часть. - Алматы, 2001.

РАЗЛЕЛ II

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Тема №1. Введение в дисциплину.

1. Подготовьте сообщение об актуальности (неактуальности) курса «Экономико-правовая культура юриста».

2. Напишите эссе-размышление по теме на выбор.

1 Чем выше культура, тем выше ценится труд.
2 Время - деньги.
3 Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся.
4 Экономическая свобода и социальная ответственность – возможен ли диалог?
5 Возможен ли «добровольный брак» экономики и права?
6 Рационализм, динамизм - вот идеалы нашей эпохи.
7 В чем суть и значение экономически грамотного и нравственно-ценного поведения человека в экономике и праве?
8 Эталон экономико-правового поведения гражданина.
9 Актуален ли экономический патриотизм?
10 Прибыль превыше всего, но честь – превыше прибыли.

3. Составьте глоссарий по основным показателям экономико-правовой культуры.

Наши рекомендации