Факторы повышения доходности деятельности предприятий.

Рост эффективности производства прежде всего связан с новыми прогрессивными формами хозяйствования. К таковым относятся: хозяйственный расчет и коммерческий расчет. Их внедрение во многом определяется научным пониманием этих явлений. В экономической печати нет единого мнения относи­тельно хозрасчета и коммерческого расчета. Одни их отождест­вляют, другие о хозрасчете говорят как о чем-то совершенно новом, никогда прежде не применявшемся, а о коммерческом расчете - как о давно пройденном этапе.

При оценке таких мнений следует подчеркнуть неправиль­ную интерпретацию этих явлений и теми, и другими. Как известно, еще в самом начале 20-х гг. XX в., когда в стране создавались тресты, им было строго вменено в обязан­ность работать только на полном хозрасчете. Все надежды эко­номической реформы 1965-1967 гг. и перестройки экономики 80-х гг. были связаны с полным хозрасчетом. Сначала важным принципом хозрасчета была провозглашена материальная заин­тересованность, а затем самофинансирование. В тени оставались оперативно-хозяйственная самостоятельность, самоокупае­мость, самоуправление, материальная ответственность и финан­совый контроль.

Методологически неверно подчеркивать лишь одну сторо­ну хозрасчета - материальное стимулирование или самофинан­сирование. На полный хозрасчет можно перейти лишь тогда, когда будут внедрены во взаимосвязи и взаимообусловленно­сти все его основополагающие принципы, о которых сказано выше.

Следует отметить, что принцип «оперативно-хозяйственная самостоятельность предприятий» не означает полную хозяйст­венную самостоятельность предприятий. Этот принцип выража­ется в демократическом централизме, который предполагает установление взаимоотношений между вышестоящими властно-хозяйственными системами и предприятиями на основе безус­ловного административного подчинения последних и выполне­ния ими «спускаемых» сверху распорядительных команд (твер­дые планы закупок продукции).

Следовательно, при хозрасчете не исключается значитель­ное вмешательство государства в экономическую деятельность предприятий. Это особенно проявляется в распределении полу­ченного хозрасчетного дохода. Сверху регламентируется доля отчислений от доходов предприятий в госбюджет и бюджет вышестоящих организаций. А это явно стимулирует сокрытие предприятиями своих резервов. При этом сохраняется отчуж­денность работников от общей собственности, а значит, и от результатов собственного труда.

В условиях такого распорядительства обозначаются и уз­кие рамки самостоятельности в принятии хозяйственных решений. Отсюда следует, что хозрасчет - это метод планового управления предприятиями со стороны государства. Он пре­имущественно функционировал в условиях безраздельного) господства государственной собственности, когда до 95 про­центов производственных фондов страны находилось в руках, государства.

В условиях же рыночного хозяйства, когда государственная собственность составляет не более 10-15% всей собственность предпринимательская деятельность требует развития и превращения хозяйственного расчета в коммерческий расчет. Если в центре внимания хозрасчета находится обычная производствен­но-сбытовая деятельность, то у коммерческого наряду с производственной маркетинговая деятельность. Коммерческий расчет ведется в интересах получения выгоды (прибыли), а хозрасчет в первую очередь нацелен на выполнение государственных пла­новых показателей, а затем на получение дохода. К организации коммерческого расчета государство никакого отношения не имеет, оно может выступать лишь в качестве партнера и предла­гать свои рекомендации.

Таким образом, коммерческий расчет ликвидирует админи­стративную регламентацию хозяйственной самостоятельности предприятий, обеспечивая их реальную экономическую само­стоятельность. Это значит, что предприятие само выделяет де­нежные средства на приобретение ресурсов, материалов и оплату труда работников. Оно само определяет, какие товары выпус­кать с учетом конъюнктуры рынка, и само же реализует свою продукцию с учетом выгоды. Принцип «экономическая само­стоятельность» приходит на смену принципу хозрасчета - «де­мократическому централизму». При этом подлинными стано­вятся такие принципы, как самоокупаемость, самофинансирова­ние, самоуправление, экономическая заинтересованность и от­ветственность за конечные результаты любой экономической деятельности.

При переходе предприятий на коммерческий расчет опреде­ленные изменения должны претерпеть экономические отноше­ния внутри предприятий. Суть их состоит в проникновении элементов рыночных отношений во внутрихозяйственные от­ношения. Возникает необходимость строить товарно-денежные отношения внутри предприятия. При этом появляются такие экономические категории, как договорная или рыночная цена, предпринимательский доход и другие, которые отражают эле­менты рынка на внутрихозяйственном уровне. Однако в реаль­ной жизни финансово-кредитный механизм на внутрихозяйст­венном уровне работает пока слабо.

Основная причина такого положения заключается в господ­ствующей концепции относительно отсутствия финансовых связей на внутрихозяйственном уровне (товарно-денежные отношения признаются лишь на межхозяйственном уровне).

Жизнь, однако, требует, чтобы внутрихозяйственные под­разделения тоже работали на принципах полной самоокупаемо­сти и самофинансирования, т. е. имели полную экономическую самостоятельность. Это усиливает материальную заинтересо­ванность подразделений в достижении высоких конечных результатов. Они могут создавать различные собственные фонды экономического стимулирования, а значит, будут располагать собственными финансовыми ресурсами для собственного воспроизводства.

4. Издержки и ценообразование на предприятии.

Затраты производственных факторов (ресурсов), используе­мые для производственной и реализационной деятельности в денежной форме, есть издержки. Следовательно, издержки - это все материальные, природные, энергетические, информацион­ные, трудовые и прочие затраты, выраженные в денежной фор­ме. От размера издержек во многом зависит реализационная це­на, так как в ее основе лежат затраты ресурсов.

Издержки начали исследовать еще классики политиче­ской экономии: А. Смит ввел понятие «абсолютные издерж­ки», а Д. Рикардо - «сравнительные издержки». Под термином «издержки» они понимали средние общественные затраты на производство единицы продукции на среднем предприятии.

Существенный вклад в изучение издержек внес К. Маркс. По Марксу, «издержки производства - это то, что стоит товар капиталисту, а именно сумма расходов на приобретение средств производства и рабочей силы .

Неоклассическая концепция рассматривает издержки как сумму затрат на приобретение факторов производства, т.е. как денежную оценку затрат физических и духовных способ­ностей предпринимателя. Понятие издержек рассматривается применительно к предприятию (фирме).

Издержки с позиции социально-экономических отноше­ний делятся на издержки общества и издержки фирмы.

К издержкам общества относятся затраты всего живого и овеществленного труда, отраженные в стоимости продукции.

Издержки фирмы - денежные затраты на потребленные в производстве и реализации ресурсы (средства производства и

заработная плата).

Следовательно, издержки фирмы состоят из издержек производства и издержек реализации (обращения) или ком­мерческих издержек.

Издержки производства - это денежное выражение за­трат на производство продукции.

В России в 90-х гг. XX столетия издержки производства промышленной продукции были выше, чем в США, в 2,7 раза, Японии - 2,8, Франции, Германии, Италии - 2,3, Велико­британии - 2 раза.

Издержки обращения (реализации) - денежное выраже­ние затрат на реализацию продукции.

Издержки обращения делятся на два вида:

дополнительные издержки обращения - это денежное выражение затрат, связанных с продолжением процесса про­изводства в сфере обращения (торговли). Это расходы на транспортировку, содержание складских помещении, хране­ние, сортировку и упаковку продукции. Они увеличивают це­ну реализуемой продукции;

чистые издержки обращения - это денежное выражение за­трат, связанных с расходами на выплату заработной платы про­давцам, кассирам, административно-управленческого персоналу в торговле, на рекламу. На долю чистых издержек в современ­ных условиях приходится до 70% всех издержек обращения.

В Западной экономической литературе издержки в сфере обращения получили название «трансакционные издержки». Это понятие в научный оборот ввел американский экономист Р. Коуз.

Д. Нот выделил издержки:

- связанные с поиском информации о рынках и условиях движения товаров и услуг;

- на определение условий и оформление сделок;

- на выявление качества товаров, затрат на разработку стандартов, на охрану фирменных знаков;

- на защиту правового режима с помощью юридических систем;

- потери из-за необдуманного поведения на рынке. В рыночной экономике все издержки фирмы рассматри­вают как альтернативные издержки.

Альтернативные издержки - это одни и те же издержки, оцениваемые с точки зрения выгоды на производстве различ­ных товаров и услуг. При этом выявляется недополученная полезность или упущенная возможность от этих издержек при альтернативном их использовании.

На экономическом языке это означает, что те издержки, или расходы на производство товара, от которых мы отказы­ваемся, есть альтернативные (вмененные) издержки.

Вмененные издержки - издержки, от которых следует от­казаться, чтобы получить другой товар.

Идея альтернативных издержек принадлежит австрий­скому ученому Ф. Визеру, который критиковал затратную

концепцию Маркса.

С точки зрения экономиста и бухгалтера разделяют

издержки фирмы:

• на экономические;

• бухгалтерские.

Экономические издержки - это альтернативные издержки в форме явных (внешних) и неявных (внутренних) издержек.

Явные (внешние) - это выплаты фирмы (предприятия) из сво­его кармана. Они связаны с приобретением ресурсов на стороне. К ним относятся расходы на заработную плату рабочих и служащих, на сырье, материалы, транспортные услуги, от­числения на соцстрахование, амортизация и т.д. В российской действительности они образуют себестоимость продукции.

Неявные (внутренние или вмененные) - это альтернатив­ные издержки, связанные с использованием ресурсов, при­надлежащих владельцам фирмы. Однако эти издержки фир­ма, выплачивает не из своего кармана. Они являются издерж­ками на собственные ресурсы фирмы, по объему они равны денежным платежам, которые могли быть получены за ис­пользование собственных ресурсов. Их называют вмененны­ми или издержками упущенных возможностей. Это может быть доход предпринимателя от использования собственного труда в своей фирме; арендная плата, которую могла полу­чить фирма от сдачи имущества в аренду; ссудный процент от предоставления собственных денег; земельная рента от пре­доставления земли и т. д.

В бухгалтерском отчете неявные издержки не отражаются. Бухгалтерские издержки - это денежные расходы на про­изводство и реализацию продукции. Они отражаются на бух­галтерских счетах. Бухгалтерские издержки состоят только из явных (внешних) издержек, т. е. это выплаты фирмы из сво­его кармана.

В бухгалтерской и статистической отчетности эти из­держки выступают в виде себестоимости продукции.

Явные издержки делятся на прямые и косвенные.

Прямые издержки - это издержки, непосредственно свя­занные с объемом выпускаемой продукции. Они изменяются при расширении или сокращении производства. К ним отно­сятся расходы на найм рабочей силы, на закупку сырья, опла­ту электрической и тепловой энергии и т. д.

Косвенные издержки - это издержки, которые остаются неизменными при любом объеме производства. Это наклад­ные расходы, арендные платежи, оплата труда предпринима­теля, отчисления на соцстрахование и др.

С развитием предпринимательства и рынка в России понятие «себестоимость» должно уступить понятию «эко­номические издержки». В российской действительности предпринимательская прибыль, получаемая после реализации товаров и услуг, не входит в себестоимость продукции. В этом отличие себестоимости от экономических издержек.

Себестоимость - это бухгалтерские издержки, по размеру она соответствует средним издержкам. В российской практике себестоимость - денежное выражение издержек производства и реализации продукции. В ней учитываются все материальные и трудовые затраты в денежной форме. Определение себестоимо­сти необходимо для того, чтобы знать окупаемость затрат фирмы на производство и реализацию продукции. В ней находит отра­жение уровень технической оснащенности фирмы, уровень ор­ганизации производства, качество продукции, рациональные ме­тоды управления и т.д. Она является основой любой цены.

Себестоимость складывается из следующих элементов затрат (структура себестоимости):

• материальные затраты (стоимость сырья, энергии и т.д.);

• затраты на оплату труда;

• отчисления на социальные нужды (Госстрах, пенси­онный фонд, обязательное медицинское страхование и т.д.);

• амортизация основных фондов;

• прочие затраты (налоги, отчисления во внебюджетные фонды, плата за аренду и т. д.);

• расходы по управлению и обслуживанию производства.

В совокупности все эти расходы образуют производст­венную себестоимость. Если к ней прибавить коммерческие расходы (расходы по сбыту продукции), расходы по подго­товке кадров, на содержание административно-управленческого персонала, транспортные расходы, то полу­чится полная себестоимость продукции.

По признаку участия в производственном процессе раз­личают «основные» и «накладные» расходы.

Основные расходы - это затраты, связанные непосредст­венно с изготовлением продукции (стоимость сырья, мате­риалов, топлива, заработная плата и т. д.).

Накладные расходы - это затраты, связанные с обслужи­ванием процесса производства и управления. К ним относятся общехозяйственные, общепроизводственные и коммерческие затраты.

Общехозяйственные расходы - затраты на содержание аппарата управления фирмы с начислениями, износ инвентаря фирмы общего назначения, амортизация основных фондов фирмы, расходы на командировки, почтовые расходы, расхо­ды на подготовку кадров, налоги, сборы и другие платежи фирмы.

Общепроизводственные расходы - это затраты на содер­жание аппарата управления подразделений фирмы (цеха, от­дела, бригады) с начислениями, износ инвентаря подразделе­ний, амортизация основных фондов цехов, бригад и т.д.

Коммерческие расходы - это затраты, связанные со сбы­том продукции (упаковкой, хранением, транспортировкой, погрузкой, рекламой и т.д.).

По методу отнесения затрат на себестоимость продукции бывают прямые и косвенные расходы:

• прямые - затраты, израсходованные на сырье, материалы, топливо, заработную плату рабочих с отчислениями и т.д.;

• косвенные - затраты, связанные с содержанием и экс­плуатацией оборудования, а также общепроизводственные, общехозяйственные и коммерческие расходы. Они распреде­ляются на себестоимость продукции пропорционально основ­ной заработной плате рабочих.

Важнейшим условием повышения эффективности произ­водства является снижение себестоимости продукции. Глав­ными факторами снижения себестоимости являются: повы­шение технического уровня производства, улучшение органи­зации производства, повышение производительности труда, экономия в расходовании производственных ресурсов.

Тема 7. Факторные доходы

1. Сущность и классификация доходов.

2. Зарплата и ее характеристика.

3. Рента как доход собственника земли.

4. Процент и дивиденд.

5. Прибыль как доход от предпринимательской деятельности.

Наши рекомендации