Принципы доминирования корпоративной формы организации бизнеса в рыночной экономике , преимущества и недостатки развития корпоративного сектора экономики

Как известно, корпоративный сектор является основой современной мировой экономики. Только транснациональными корпорациями (ТНК) производится 50% мировой промышленной продукции. ТНК обеспечивают технологический прогресс и общеэкономический уровень стран и отдельных регионов, повышают их позиции в наукоемких, инфраструктурных и природоэксплуатирующих отраслях. Индивидуально-предпринимательский сектор, профсоюзы, государственные регулирующие институты – безусловно, необходимые элементы функционирования рыночного хозяйства. Однако по своей сути последнее- именно корпоративно-капиталистическая система, базис которой составляют акционерные общества, банки, биржи, ФПГ. Вот почему стратегия рыночных реформ в России должна быть ориентирована, в первую очередь, на развертывание конкуренции на мировых рынках корпоративного сектора

При всём многообразии хозяйствующих субъектов ключевую роль в современной рыночнойэкономикеиграют корпорации. Они образуют корпоративный сектор экономики. За последние десятилетия термин «корпоративный сектор экономики» прочно вошёл вэкономическую теориюи практику современного российского бизнеса. Крупные корпорации занимают доминирующее положение в реальном секторе российской экономики. Это соответствует и зарубежной практике. Так, вСШАна долю корпораций, занимающих 5 % общего количества компаний, приходится 80 % объёма продаж.

Ресурсная модель корпоративного подхода к реструктуризации нефтяной компании

Выбор схемы корпоратизации обусловлен необходимостью оптимизации использования имеющихся ресурсов. Существование нефтяной корпорации зависит от количества и качества имеющейся в ее распоряжении нефти. Особенность нефтяных корпораций заключается не в формальной интеграции, а в объединенном квалифицированном использовании нефти.

Данная модель основана на расчете неотрицательных значений – объема реализации видов продукции из определенных видов нефти на внутреннем и внешнем рынке; и объемов реализации данных видов нефти на этих рынках. Сумма значений этих объемов должна стремиться к максимуму.

Условиями (ограничениями) являются:

- Объем реализации видов продукции из одного вида нефти должен быть меньше максимального уровня производства данной продукции, определяемого потребностями внутреннего рынка, но больше минимального уровня производства данной продукции для этого рынка.

- Объем корпоративных ресурсов должен быть равен сумме объемов нефти идущим на производство продукции на внешнем и внутреннем рынках.

- Объем этих видов нефти, направляемый на производство продукции должен быть меньше либо равен объему корпоративных нефтяных ресурсов.

Представленная модель нефтепользования позволяет оценить несколь­ко вариантов исходя из того, что добытой нефтью можно распорядиться сле­дующим образом.

Всю добытую нефть можно продать на товарном рынке независимым от владельцев нефти субъектам хозяйствования. В этом случае нефтедобывающее предприятие вступает с другими хозяйствующими субъектами в кооперирование. Такими субъектами могут быть нефтеперерабатывающие предприятия как России (внутренние потребители), так и зарубежных стран (внешние потребители).

Всю добытую нефть можно передать для переработки (как в форме товарного продукта, так и в форме давальческого сырья) на предприятие корпорации, в состав которой входит нефтедобывающее предприятие. В этом случае нефтедобывающее предприятие находится с нефтеперерабатывающим предприятием в корпоративных отношениях. Нефтеперерабатывающее предприятие может находиться на территории России так и за рубежом.

Добытая нефть может потребляться частично по первому варианту, а частично - по второму варианту. В этом случае нефтедобывающее предприятие будет находиться с нефтеперерабатывающими предприятиями в кооперативных и корпоративных отношениях.

Привлекательность рассмотренных схем нефтепотребления зависит от их доходности и оптимальности.

В современной нефтегазовой отрасли России сформировалась система крупных хозяйственных объединений, основанных, в первую очередь, на вертикальной интеграции и холдинговых механизмах контроля. Их формирование происходило при поддержке государства, цель реформирования отрасли - создание 10-15 конкурентоспособных на мировых рынках объединений. В состав подобных компаний входят предприятия, обеспечивающие все этапы производственного цикла - от добычи до транспортировки и переработки нефтепродуктов. При этом можно выделить три основных компонента нефтяных вертикально интегрированных холдингов: компании, занятые непосредственно производственной деятельностью (добычей, переработкой, сбытом продукции, а также геолого-разведочные); сервисное звено (строительные, консалтинговые, машиностроительные фирмы, материально-техническое снабжение и НИОКР) и финансовое звено.

Содержание подхода к оценке корпоративного управления с позиции концепции собственности.

1. Экономический анализ собственности базируется на определении прав собственности через остаточный контроль и остаточные требования. Право требования акционеров, менеджеров, других заинтересованных лиц

-реализация права на контроль акционерами корпорации

-не имеют прав принятия управленческих решений

-имеют право на остаточный доход

-акционеры могут продать акции

2. Концентрация у менеджеров прав конечного контроля. Работают со стейкхолдерами; ограничение на право действия в собственных интересах. Внешние: конкуренция на рынке, конкуренция между командами менеджеров, рынок услуг менеджеров. Внутренние: действия ради достижения экономических целей.

3. Право требования иных заинтересованных лиц - остаточных требований не имеют, не готовы рисковать

Наши рекомендации