Глава 3. Принцип эффективного спроса

...Обозначим совокупную цену предложения продукции при занятости N человек через Z; взаимосвязь между Z и N, которую можно записать в форме Z = Глава 3. Принцип эффективного спроса - student2.ru (N), на­зовем функцией совокупного предложения. Выручку, ожидаемую предпринимателями при занятости N чело­век, обозначим через D; взаимосвязь между D и N, ко­торую можно записать в форме D=f (N), назовем фун­кцией совокупного спроса.

для данной величины N ожидаемая выручка больше, чем совокупная цена предложения, т.е. если D больше, чем Z, то предприниматели будут стремиться увеличить занятость сверх N (если даже конкуренция их друг с другом из-за привлечения факторов производ­ства приведет к повышению издержек) до такой вели­чины N, при которой Z стало бы равным D. Таким образом, уровень занятости определяется точкой пересечения функций совокупного спроса и совокупного предложения. Именно в этой точке ожидаемая предпринимателями прибыль будет наибольшей. Величину D в той точке кривой функции совокупного спроса, где она пересекается с функцией совокупного предложения, назовем эффективным спросом...

...Классическая доктрина, категорически утверждаю­щая, что «предложение само порождает спрос», под­разумевает в качестве своей необходимой предпосылки особое отношение между этими двумя функциями. Ут­верждение «предложение порождает свой собственный спрос» должно означать равенство f{N) и Глава 3. Принцип эффективного спроса - student2.ru N)при любой величине N, т.е. для всех уровней производст­ва и занятости, так что при росте Z (= Глава 3. Принцип эффективного спроса - student2.ru N)), соот­ветствующему росту N, D (=f(N)) должно увеличить­ся на ту же самую величину, что и Z. Классическая те­ория предполагает, другими словами, что совокупная цена спроса (или выручка) всегда приспосабливается к совокупной цене предложения. Выходит, что, какова бы ни была величина N, выручка D равна совокупной цене предложения Z, соответствующей той же величине N. Это означает, что объем эффективного спроса вместо того, чтобы соответствовать определенной точке равно­весия, представляет собой бесконечный ряд одинаково приемлемых величин. Уровень занятости является тог­да неопределенным; известно лишь, что предельная тя­гость труда составляет его верхний предел.

Если подобный подход к анализу экономической конъюнктуры верен, то конкуренция между предприни­мателями всегда вела бы к расширению занятости до уровня, при котором общее предложение продукции пе­реставало бы быть эластичным; иными словами, когда дальнейший рост эффективного спроса больше не мог бы сопровождаться каким-либо ростом продукции. Оче­видно, это состояние и соответствует полной занятости. В предшествующей главе мы дали определение полной занятости с точки зрения поведения работников. К дру­гому, хотя и равнозначному определению мы пришли теперь: полная занятость - это состояние, при котором совокупная занятость является неэластичной, т.е. не реагирует на увеличение эффективного спроса. Итак, закон Сэя (совокупная цена спроса на продукцию в це­лом равна совокупной цене предложения для любого объема продукции) равносилен предположению, что не существует препятствий к достижению полной занято­сти. Если же закон, связывающий функции совокупного спроса и предложения, в действительности не таков, тогда это означает, что жизненно важную главу эконо­мической теории предстоит еще только написать; без этого все споры о факторах, определяющих общий уро­вень занятости, остаются бесплодными.

II

Краткое изложение теории занятости, разработанной в следующих главах, вероятно, полезно изложить чи­тателю уже на данной стадии, даже если кое-что оста­нется пока непонятным. Терминология, которой придет­ся пользоваться, будет в свое время определена более тщательно. Пока мы предполагаем, что денежная за­работная плата и другие факториальные издержки на единицу занятого труда постоянны. Это упрощение, от которого мы позже откажемся, введено исключительно с целью облегчить изложение материала. Общий ход дока­зательства остается совершенно одинаковым независимо от того, подвержены изменениям денежная заработная плата и другие факториальные издержки или нет.

Общие черты нашей теории могут быть сформулиро­ваны следующим образом. Когда занятость возрастает, увеличивается совокупный реальный доход. Психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход. Поэтому предприниматели потерпели бы убытки, если бы вся возросшая занятость была направлена на удовлетворе­ние возросшего спроса на предметы текущего потребле­ния. Для поддержания любого данного уровня занято­сти необходимы текущие инвестиции, поглощающие превышение совокупной продукции над тем, что общест­во желает потреблять при данном уровне занятости. Если такие инвестиции не осуществляются, выручка предпринимателей будет ниже той, которая необходима, чтобы вызвать у них стремление к достижению этого уровня занятости. Отсюда следует, что при данной ве­личине показателя, который мы будем называть склонностью общества к потреблению, равновесный уровень занятости, т.е. тот уровень, при котором у предприни­мателей в целом нет стремления ни расширять, ни сок­ращать занятость, будет зависеть от величины текущих инвестиций. В свою очередь величина текущих инвести­ций зависит от того, что мы будем называть побужде­нием инвестировать, а побуждение инвестировать (мы покажем это) в свою очередь зависит от отношения между графиком предельной эффективности капитала и комплексом норм процента по займам с разными сро­ками погашения и разной степенью риска.

Следовательно, при данной склонности к потребле­нию и данных размерах новых инвестиций будет су­ществовать только один уровень занятости, совмести­мый с равновесием, поскольку всякий другой уровень приведет к несовпадению совокупной цены предложения и совокупной цены спроса. Этот уровень не может быть большим, чем полная занятость, т.е. реальная заработ­ная плата не может быть меньше, чем предельная тя­гость труда. Но, вообще говоря, нет основания ожидать, что он будет равен полной занятости. Эффективный спрос, сочетающийся с полной занятостью,— это специ­альный случай, реализующийся только при условии, если склонность к потреблению и стремление инвестиро­вать находятся в определенном соотношении. То частное соотношение, которое отвечает предпосылкам клас­сической школы, является в известном смысле опти­мальным. Но оно может существовать лишь тогда, ког­да текущие инвестиции (случайно или преднамеренно) обусловливают спрос, как раз равный излишку сово­купной цены предложения продукции по сравнению с затратами общества на потребление в условиях полной занятости.

Итак, суть разработанной нами теории сводится к следующему:

1. При данном состоянии техники, объеме применяемых ресурсов и уровне издержек производства доход (как денежный, так и реальный) зависит от объема за­нятости N.

2. Соотношение между совокупным доходом и вели­чиной ожидаемых расходов на потребление, обозначаемой Глава 3. Принцип эффективного спроса - student2.ru будет зависеть от психологической характе­ристики общества, которую мы будем называть его склонностью к потреблению. Это значит, что потребле­ние будет зависеть от уровня совокупного дохода и, сле­довательно, от уровня занятости, если только не произойдет изменений в склонности к потреблению.

3. Объем затрат труда N, на который предпринима­тели предъявляют спрос, зависит от ожидаемых расхо­дов общества на потребление ( Глава 3. Принцип эффективного спроса - student2.ru ) и от ожидаемых расходов общества на новые инвестиции ( Глава 3. Принцип эффективного спроса - student2.ru ). Глава 3. Принцип эффективного спроса - student2.ru = Глава 3. Принцип эффективного спроса - student2.ru и есть то, что мы ранее определили как эффективный спрос.

4. Поскольку Глава 3. Принцип эффективного спроса - student2.ru , где ( Глава 3. Принцип эффективного спроса - student2.ru - функция совокупного предложения, а Глава 3. Принцип эффективного спроса - student2.ru - как было показано выше, в п. 2, функция от N (обозначим ее через Глава 3. Принцип эффективного спроса - student2.ru ), зависящая от склонности к потреблению, то Глава 3. Принцип эффективного спроса - student2.ru .

5. Следовательно, равновесный уровень занятости зависит: а) от функции совокупного предложения Глава 3. Принцип эффективного спроса - student2.ru , б) от склонности к потреблению Глава 3. Принцип эффективного спроса - student2.ru и в) от объема ин­вестиций Глава 3. Принцип эффективного спроса - student2.ru . Это и есть суть общей теории заня­тости.

6. Каждой величине N соответствует определенная предельная производительность труда в отраслях про­мышленности, производящих товары, приобретенные на заработную плату. Это соотношение и определяет ве­личину реальной заработной платы. Пункт 5 поэтому требует оговорки, что N не может превысить уровень, при котором реальная заработная плата снижается до равенства с предельной тягостью труда. Другими сло­вами, не все изменения совместимы с нашей времен­ной предпосылкой о постоянстве денежной заработной платы.. Поэтому для полной формулировки нашей те­ории впоследствии необходимо отказаться от этой пред­посылки.

7. Согласно классической доктрине, в соответствии с которой Глава 3. Принцип эффективного спроса - student2.ru для всех значений N, уровень заня­тости является нейтрально равновесным для всех зна­чений N, не достигающих максимума. Тем самым фак­тически вводится предположение, что силы конкурен­ции между предпринимателями доведут объем занятости до максимальной величины. Только в этой точке, по классической теории, может существовать устойчивое равновесие.

8. Когда растет занятость, Глава 3. Принцип эффективного спроса - student2.ru будет увеличиваться, но не в той же мере, что и Глава 3. Принцип эффективного спроса - student2.ru , так как с ростом дохода уровень потребления хотя и повышается, но не в той же степени. Именно в этом психологическом законе сле­дует искать ключ для решения наших практических проблем. Ведь из него следует, что чем выше уровень занятости, тем значительнее будет разрыв между сово­купной ценой предложения (Z) соответствующей про­дукции и суммой ( Глава 3. Принцип эффективного спроса - student2.ru ), которую предприниматели могут рассчитывать получить обратно в результате расходов потребителей. Поэтому при неизменной склонности к потреблению занятость не может расти, если одновре­менно Глава 3. Принцип эффективного спроса - student2.ru не растет и не заполняет увеличивающийся разрыв между Z и Глава 3. Принцип эффективного спроса - student2.ru . Следовательно - если только не принять специальных предпосылок классической теории о существовании сил, которые каждый раз, как повыша­ется занятость, приводят к увеличению Глава 3. Принцип эффективного спроса - student2.ru , причем в размерах, достаточных для заполнения увеличивающе­гося разрыва между Z и D, - экономическая система может пребывать в устойчивом равновесии с N мень­шим, чем полная занятость; это равновесие соответствует точке пересечения функций совокупного спроса и совокупного предложения.

Итак, размер занятости не определяется предельной тягостью труда, измеряемой величиной реальной за­работной платы, с той, однако, оговоркой, что объем предложения труда при данной реальной заработной плате соответствует верхней границе потенциально воз­можного уровня занятости. Склонность к потреблению и объем новых инвестиций совместно определяют объем занятости, который в свою очередь совершенно опреде­ленным образом связан с величиной реальной заработ­ной платы. Если склонность к потреблению и объем новых инвестиций приводят к недостаточности эффек­тивного спроса, тогда действительный уровень занятос­ти будет меньше, чем потенциальное предложение труда при существующей реальной заработной плате, а ре­альная заработная плата, соответствующая состоянию равновесия, будет больше, чем предельная тягость тру­да при этом же состоянии равновесия.

Проведенный анализ дает нам ключ к объяснению парадокса бедности среди изобилия. Одна лишь недо­статочность эффективного спроса может привести и часто приводит к прекращению роста занятости еще до того, как будет достигнут уровень полной занятости, Недостаточность эффективного спроса будет мешать росту производства, несмотря на то что предельный продукт труда все еще превышает величину предельной тягости труда при данном уровне занятости.

Более того, чем богаче общество, тем сильнее тен­денция к увеличению разрыва между фактическим и по­тенциальным объемом производимой продукции, следо­вательно, тем более очевидны и возмутительны недо­статки экономической системы. Дело в том, что бедное общество предпочитает потреблять значительно боль­шую часть своей продукции, так что даже весьма скромный уровень инвестиций будет достаточным для обеспечения полной занятости, в то время как богатое общество должно отыскать значительно более широкие возможности для инвестирования с тем, чтобы склон­ность к сбережениям его более богатых представителей была совместима с занятостью его более бедных членов. Если в потенциально богатом обществе побуждение ин­вестировать слабо, тогда, несмотря на его потенциаль­ное богатство, действие принципа эффективного спроса заставит это общество сокращать объем производимой продукции, пока оно, несмотря на свое потенциальное богатство, не станет настолько бедным, что значительно сократившийся излишек дохода над потреблением при­дет в соответствие с его слабым побуждением к инве­стированию.

Более того, в богатом обществе слабее не только предельная склонность к потреблению. Ввиду боль­шей величины ранее накопленного капитала перспекти­вы дальнейших инвестиций здесь менее благоприятны (за исключением случаев, когда норма процента не сни­жается достаточно быстро). Мы подходим, следовательно, к теории процента и к выяснению причин, по­чему его норма не падает автоматически до нужного уровня. Эти вопросы будут рассмотрены в книге чет­вертой.

Таким образом, анализ склонности к потреблению, определение предельной эффективности капитала и теория процента - вот три главных пробела в нашем те­перешнем знании, которые необходимо заполнить. Когда это будет сделано, мы увидим, что теория цен займет подчиненное место в нашей общей теории. Кроме того, мы убедимся, что деньги играют существенную роль в теории процента, и попытаемся раскрыть особые свойства денег, отличающие их от прочих товаров.

Наши рекомендации