Место дисциплины в структуре образовательной программы бакалавриата
МИКРОЭКОНОМИКА
Направление подготовки
Экономика»
Профиль подготовки
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Экономика труда», «Финансы и кредит»
Квалификация выпускника
«Бакалавр»
Барнаул
Программу составил: к.э.н., доцент Р.А. Самсонов
Одобрено на заседании кафедры менеджмента и экономики труда
(протокол от 09.04.14№ 8 )
Утверждено Ученым советом АИТиП (филиал) ОУП ВПО «АТиСО»
(протокол от 29.04.14 № 2)
© АИТиП (филиал) ОУП ВПО АТиСО, 2014 г.
© Самсонов Р.А., 2014 г.
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
1.1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате изучения дисциплины «Микроэкономика» у студентов должны сформироваться целостные фундаментальные и прикладные знания и компетенции по базовым экономическим категориям, принципам и закономерностям на уровне отдельных субъектов и элементов экономики, что является основой развития всего комплекса практических компетенций для подготовки современных экономистов.
В результате изучения дисциплины студент должен:
1) Знать:
- основы культуры мышления, обобщения, анализа, восприятия информации, постановки целей и выбора путей их достижения (ОК-1);
- социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
- исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
2) Уметь:
- использовать культуру мышления, обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения (ОК-1);
- анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
- собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
3) Владеть:
- культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- методами анализа социально-значимых проблем и процессов, происходящих в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
- методами сбора и анализа исходных данных, необходимых для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
Планируемые результаты освоения образовательной программы
Процесс освоения образовательной программы направлен на формирование и развитие основных общекультурных и профессиональных компетенций.
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);
способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);
способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);
способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);
владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);
владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15);
владеет средствами самостоятельного методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-16).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
расчетно-экономическая деятельность
способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);
способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);
аналитическая, научно-исследовательская деятельность
способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);
способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);
способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);
способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);
способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);
способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);
организационно-управленческая деятельность
способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);
способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);
способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13);
педагогическая деятельность
способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14);
способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15).
Данный курс имеет общую профессиональную направленность.
Освоение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:
ОК-01: Должен обладать культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
ОК-04: Должен обладать способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;
ПК-01: Должен обладать способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов.
Место дисциплины в структуре образовательной программы бакалавриата
Учебная дисциплина «Микроэкономика» относится к базовой части профессионального цикла Б3.Б.1., реализует профессиональные компетенции ОК-01, ОК-04 и ПК-01.
Изучению Микроэкономики предшествует овладение знаниями следующих дисциплин: История (Б1.Б.2), Психология (Б1.Б.6), Математический анализ (Б2.Б.1).
В свою очередь, большое количество дисциплин основывается на знаниях, полученных в ходе изучения Микроэкономики: Макроэкономика (Б3.Б.2), Бухгалтерский учет и анализ (Б3.Б.6), Деньги, кредит, банки (Б3.Б.7), Экономика труда (Б3.Б.8), Финансы (Б3.Б.12), Корпоративные финансы (Б3.Б.13), Налоги и налогообложение (Б3.В.ОД.1), Экономический анализ (Б3.В.ОД.7), Аудит (Б3.В.ОД.8), Финансовый менеджмент (Б3.В.ОД.10) .
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Объем дисциплины в зачетных единицах составляет 7 зачетных единиц.
Количество академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий), составляет 252 часа, в том числе:
лекционные – 14 ч.
практические – 14/4 ч.
самостоятельная работа обучающихся – 211ч.
зачет – 4 ч.
экзамен – 9 ч.
Содержание дисциплины, структурированное по темам, с указанием отведенного на них количества академических часов