Установление и динамика «равновесной иены»
Согласно закону спроса, импульс поведению потребителе (покупателя) задает цена предложения, по которой производитель предлагает ему свой товар. Конечно, цена предложения — только исходная, начальная цена товара, которая затем сталкивается с ценой спроса, т. е. той ценой, которую в состоянии и намерен уплатить потребитель. Обычно достигается компромисс в виде «.рыночной цены» товара, по которой он действительно продается и покупается. Рыночную цену называют еще «ценой равновесия», поскольку она находится на том уровне, когда продавец еще согласен продать (по более низкой цене продажа убыточна), а покупатель уже согласен купить (по более высокой цене покупка убыточна).
Механизм установления рыночной цены нам помогут уяснить рассмот-
репные ранее графики спроса и предложения. Дело в том, что оба эти графика качественно однородны (изображая в каждом случае количество товара в зависимости от уровня цены). Эта однородность и позволяет нам совмещать оба графика (см. график 6.5).
Уровень пересечения кривых спроса и предложения (точка А) и определяет уровень рыночной цены (так называемой «цены равновесия»). Это — действительно равновесная, уравновешивающая цена, ибо любая иная «точка» означает диспропорцию между платежеспособным спросом и соответствующим ему товарным предложением.
Предположим, что цена отклонилась в пользу спроса (гонка В). По этой цене число покупателей возрастает за счет тех лиц, которым была недоступна цена на уровне А. Следовательно, возрастает и величина спроса (к 0В добавится ОЕ). Но снижение рыночной цены (с ОР до ОК) уменьшит число продавцов за счет тех из них, кому эта цена недоступна, так как не оправдывает даже затраты. В результате возросшей величине спроса (ОЕ) будет противостоять гораздо меньшая товарная масса (ОЬ). Возникает хорошо известное нам явление товарного дефицита (на нашем графике он представлен отрезком ЬЕ). Из этого следует, что всякий раз, когда хотят угодить потребителям и искусственно, — именно искусственно, директивно, ибо рынок беспристрастен, — устанавливают более низкую цену, следствием такого «благодеяния» может быть только дефицит, разорение производителей, «черный рынок» (ибо на меньшую величину предложения низкая цена приглашает большее количество покупателей), с которыми мы хорошо знакомы.
То же самое произойдет, если цена отклонится в пользу продавцов (точка С). В этом случае число продавцов возрастет за счет тех из них, кто имеет большие затраты. Следовательно, возрастает и величина предложения (к 0В добавится ВЕ). Но теперь повышение рыночной цены (с ОР до ОК.) уменьшит число покупателей (с 0В до ОЬ) за счет тех, кому эта цена недоступна. В результате возросшей величине предложения (ОЕ) будет противостоять гораздо меньший платежеспособный спрос покупателей (ОЬ). Возникает (тоже теперь хорошо известное нам в результате либерализации цен) относительное перепроизводство: товары есть, но по недоступной основной массе покупателей цене. Проигрывают, кстати, и производители, ибо
при всем желании покупатели не способны приобрести больше, чем «ОЬ».
Возвращению цены к равновесному уровню могут препятствовать только два обстоятельства-
а) монополизм продавца (или покупателя), искусственно удерживающего цену в свою пользу;
б) административное регулирование цен (отсюда, в частности, видна ответственность государства за установление цен, приводящее, как правило, к дефициту или перепроизводству).
Таким образом, при всем, казалось бы, необъятном диапазоне возможных цен они на классическом локальном рынке тяготеют к равновесному уровню. Равновесная цена жестко «зафиксирована» со всех сторон:
а) по горизонтали — стремлением участников рынка к преодолению дефицита или перепроизводства (механизм — изменение количества товара),
б) по вертикали — стремлением к достижению предельной выгодности (механизм — изменение уровня цен).
Понимание сущности равновесной цены позволяет рассматривать все иные (неравновесные) цены как аномалию; вот почему экономисты бесконечно носятся с равновесной ценой, влюблены в нее и видят свою задачу в создании условий, обеспечивающих в рыночной экономике систему стабильных равновесных цен (т. е. на каждом локальном рынке)
1. В модели классического рынка равновесная цена формируется «автоматически»: конкурентно-свободный (негосударственный и немонопольный) рынок посредством конкуренции внутри спроса и внутри предложения, а также между спросом и предложением способен самостоятельно (т. е без регулирующего вмешательства социальных институтов) установить равновесие цены и тем самым преодолевать перепроизводство или дефицит.
2. Конкретные координаты точки равновесия на конкретном локальном рынке зависят от величины спроса и предложения на данный товар.
3. Если точка равновесия на данный товар устанавливается соотношением ценоуправляемых вели спроса и предложения, то ее перемещение в рамках раеновесия определяется изменением и самого спроса, и самого предложения под влиянием неценовых рыночных факторов.
Самое неприятное для всех состоит в том, что точка равновесия может обнаружиться только на рынке, после производства, поэтому кто-то все равно останется «за бортом». Вот почему рыночный талант производителей и потребителей — «угадать» ее. Точка равновесия — самая большая загадка в экономике (и микро-, и макро-), ее анализом и предсказанием заняты все экономисты, в ее непредсказуемости, заставляющей «крутиться» производителей и потребителей, — истоки жизни экономики. Государственный социализм самонадеянно омертвил эту точку своим «планированием». Между тем постоянное повышение эффективности, обеспечивающее запас рыночной прочности, — вот к чему вынуждает «блуждание» точки равновесия!
Лекция 7. Начала теории потребительского поведения
7.1. «Суверенитет потребителя».
7.2. Рациональность потребителя и свобода выбора.