Примечание к решению типовых задач. 3 страница

2. Укажите, при каких условиях может быть найдено решение каждого из уравнений и системы в целом. Дайте обоснование возможных вариантов подобных решений и аргументируйте выбор оптимального варианта рабочих гипотез;

3. Опишите методы, с помощью которых будет найдено решение уравнений (косвенный МНК, двухшаговый МНК).

Задача №5.

По территориям Сибирского и Уральского федеральных округов России имеются данные о следующих показателях за 2000 год:

Y1 – стоимость валового регионального продукта, млрд. руб.

Y2 - розничный товарооборот, млрд. руб.

X1 – основные фонды в экономике, млрд. руб.

X2 - инвестиции в основной капитал, млрд. руб.

X3- среднедушевые денежные расходы за месяц, тыс. руб.

Изучения связи социально-экономических показателей предполагает проверку следующих рабочих гипотез:

Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru

Для их проверки выполнена обработка фактических данных и получена следующая система приведённых уравнений:

Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru

Задание:

1. Постройте систему структурных уравнений и проведите её идентификацию;

2. Проанализируйте результаты решения приведённых уравнений;

3. Используя результаты построения приведённых уравнений, рассчитайте параметры структурных уравнений (косвенный МНК); проанализируйте результаты;

4. Укажите, каким образом можно применить полученные результаты для прогнозирования эндогенных переменных Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru и Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru

Задача №6.

Имеются сведения о среднем размере земельного участка крестьянского (фермерского) хозяйства – Nt, га, за период с 1993 по 2001 год (на конец года) в Российской Федерации.

Годы Nt Годы Nt
   

Задание:

1. Постройте график фактических уровней динамического ряда - Nt

2. Рассчитайте параметры уравнения линейного тренда Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru

3. Оцените полученные результаты:

- с помощью показателей тесноты связи ( r и r2 );

- значимость модели тренда (F -критерий);

- качество модели через корректированную среднюю ошибку аппроксимации Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru , а также через коэффициент автокорреляции отклонений от тренда - Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru

4. Выполните прогноз до 2003 года, рассчитайте ошибки прогноза, доверительный интервал прогноза и оцените его точность.

5. Проанализируйте полученные результаты.

Задача №7.

Данные о стоимости экспорта ( Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru ) и импорта ( Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru ) Испании, млрд. $, приводятся за период с 1991 по 2000 г.

В уровнях рядов выявлены линейные тренды:

для экспорта - Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru , а для импорта – Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru

По указанным трендам произведено выравнивание каждого ряда, то есть рассчитаны теоретические значения их уровней: Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru и Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru

Годы Экспорт ( Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru ) Импорт ( Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru )
E факт. Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru = Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru G факт.. Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru
60,2 57,5 93,3 82,3
64,3 64,4 99,8 89,6
59,6 71,4 78,6 97,0
73,3 78,3 92,5 104,3
91,7 85,3 115,0 111,7
102,0 92,3 121,8 119,0
104,1 99,2 122,7 126,4
109,2 106,2 133,1 133,7
110,0 113,1 144,0 141,1
113,3 120,1 152,6 148,4

Предварительная обработка исходной информации привела к следующим результатам:

  Et Pt t
Et 0,5387 0,6468
Pt 0,5387 0,2454
t 0,6468 0,2454
Итого 887,7 1153,4
Средняя 88,8 115,3 5,5
Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru 20,961 22,847 2,872

Задание:

1. Для изучения связи рядов рассчитайте отклонения фактических значений каждого ряда от теоретических ( Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru и Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru );

2. Для оценки тесноты связи рассчитайте: 1) линейный коэффициент парной корреляции отклонений от линии тренда: Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru ; 2) уровней рядов: Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru и 3) коэффициент частной корреляции уровней: Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru ; поясните их значения, укажите причины различий значений парных коэффициентов корреляции (пп. 1 и 2) и схожести коэффициентов парной корреляции отклонений и частной корреляции уровней (пп.1 и 3);

3. Постройте уравнение множественной регрессии с участием временной составляющей:

Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru

4. Проанализируйте полученные результаты.

Вариант №4.

Задача №1.

По территориям Южного федерального округа приводятся статистические данные за 2000 год:

Территории федерального округа Оборот розничной торговли, млрд. руб., Y Среднегодовая стоимость основных фондов в экономике (по полной балансовой стоимости), млрд. руб., X
1. Респ. Адыгея 2,78 42,6
2. Респ. Дагестан 9,61 96,4
3. Респ. Ингушетия 1,15 4,2
4. Кабардино-Балкарская Респ. 6,01 44,3
5. Респ. Калмыкия 0,77 21,2
6. Карачаево-Черкесская Респ. 2,63 29,5
7. Респ. Северная Осетия – Алания 7,31 39,5
8. Краснодарский край 54,63 347,9
9. Ставропольский край 30,42 204,0
10. Астраханская обл. 9,53 98,9
11. Волгоградская обл. 18,58 213,8
12. Ростовская обл. 60,59 290,9
Итого, S 204,01 1433,2
Средняя 17,0008 119,43
Среднее квадратическое отклонение, s 19,89 110,89
Дисперсия, D 395,59 12296,7

Задание:

1. Расположите территории по возрастанию фактора X. Сформулируйте рабочую гипотезу о возможной связи Y и X.

2. Постройте поле корреляции и сформулируйте гипотезу о возможной форме и направлении связи.

3. Рассчитайте параметры а1 и а0 парной линейной функции Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru и линейно-логарифмической функции Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru

4. Оцените тесноту связи с помощью показателей корреляции (ryx и ηylnx) и детерминации (r2yx и η2ylnx), проанализируйте их значения.

5. Надёжность уравнений в целом оцените через F -критерий Фишера для уровня значимости a=0,05.

6. На основе оценочных характеристик выберите лучшее уравнение регрессии и поясните свой выбор.

7. По лучшему уравнению регрессии рассчитайте теоретические значения результата ( Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru ), по ним постройте теоретическую линию регрессии и определите среднюю ошибку аппроксимации - ε'ср., оцените её величину.

8. Рассчитайте прогнозное значение результата Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru , если прогнозное значение фактора ( Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru ) составит 1,040 от среднего уровня ( Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru ).

9. Рассчитайте интегральную и предельную ошибки прогноза (для a=0,05), определите доверительный интервал прогноза ( Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru ; Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru ), а также диапазон верхней и нижней границ доверительного интервала ( Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru ), оцените точность выполненного прогноза.

Задача №2.

Производится изучение социально-экономических показателей по территориям Сибирского федерального округа РФ за 2000 год..

Y – валовой региональный продукт, млрд. руб.;

X1 – инвестиции 2000 года в основной капитал, млрд. руб.;

X2 – среднегодовая стоимость основных фондов в экономике, млрд. руб.;

X3 – инвестиции 1999 года в основной капитал, млрд. руб.

Требуется изучить влияние указанных факторов на стоимость валового регионального продукта.

Предварительный анализ исходных данных по 12 территориям не выявил территорий с аномальными значениями признаков. Поэтому значения приводимых показателей рассчитаны по полному перечню территорий федерального округа.

При обработке исходных данных получены следующие значения:

А) - линейных коэффициентов парной корреляции, средних и средних квадратических отклонений -σ:

N=12.

  Y X1 X2 X3
Y 0,9493 0,9541 0,9287
X1 0,9493 0,9152 0,9660
X2 0,9541 0,9152 0,9582
X3 0,9287 0,9152 0,9582
Средняя 42,43 7,758 168,6 5,208
Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru 36,03 6,642 114,7 3,865

Б) - коэффициентов частной корреляции

  Y X1 X2 X3
Y 0,7990 0,8217 -0,6465
X1 0,7990 -0,7054 0,8710
X2 0,8217 -0,7054 0,8407
X3 -0,6465 -0,8710 0,8407

Задание:

1. По значениям линейных коэффициентов парной и частной корреляции выберите неколлинеарные факторы и рассчитайте для них коэффициенты частной корреляции. Проведите окончательный отбор информативных факторов во множественную регрессионную модель.

2. Выполните расчёт бета коэффициентов (b) и постройте с их помощью уравнение множественной регрессии в стандартизованном масштабе. Проанализируйте с помощью бета коэффициентов (b) силу связи каждого фактора с результатом и выявите сильно и слабо влияющие факторы.

3. По значениям b-коэффициентов рассчитайте параметры уравнения в естественной форме (a1, a2 и a0). Проанализируйте их значения. Сравнительную оценку силы связи факторов дайте с помощью общих (средних) коэффициентов эластичности - Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru .

4. Оцените тесноту множественной связи с помощью R и R2, а статистическую значимость уравнения и тесноту выявленной связи - через F-критерий Фишера (для уровня значимости a=0,05).

5. Рассчитайте прогнозное значение результата, предполагая, что прогнозные значения факторов составят 107,7 процента от их среднего уровня.

6. Основные выводы оформите аналитической запиской.

Задача №3.

Для проверки рабочих гипотез (№1 и №2) о связи социально-экономических показателей в регионе используется статистическая информация за 2000 год по территориям Центрального федерального округа.

Y1 – среднегодовая стоимость основных фондов в экономике, млрд. руб.;

Y2 – стоимость валового регионального продукта, млрд. руб.;

X1 – инвестиции текущего, 2000, года в основной капитал, млрд. руб.;

X2 – среднегодовая численность занятых в экономике, млн. чел.;

X3 - среднемесячная начисленная заработная плата 1-го занятого в экономике, тыс. руб.

Рабочие гипотезы:

Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru

Предварительный анализ исходных данных по 18 территориям выявил наличие трёх территорий (г. Москва, Московская обл., Воронежская обл.) с аномальными значениями признаков. Эти единицы должны быть исключены из дальнейшего анализа. Значения приводимых показателей рассчитаны без учёта указанных аномальных единиц.

При обработке исходных данных получены следующие значения линейных коэффициентов парной корреляции, средних и средних квадратических отклонений -σ:

N=15.

Для проверки рабочей гипотезы №1. Для проверки рабочей гипотезы №2.

  Y1 X1 X2   Y2 Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru X3
Y1 0,6631 0,8011 Y2 0,7288 0,7584
X1 0,6631 0,6217 Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru 0,7288 0,2430
X2 0,8011 0,6217 X3 0,7584 0,2430
Средняя 115,83 0,1615 0,570 Средняя 23,77 115,83 1,5533
Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru 30,0303 0,1400 0,1160 Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru 7,2743 30,0303 0,2201

Задание:

1. Составьте систему уравнений в соответствии с выдвинутыми рабочими гипотезами.

2. Определите вид уравнений и системы.

3. На основе приведённых в условии значений матриц коэффициентов парной корреляции, средних и средних квадратических отклонений:

- определите бета коэффициенты (b) и постройте уравнения множественной регрессии в стандартизованном масштабе;

- дайте сравнительную оценку силы влияния факторов на результат;

- рассчитайте параметры a1, a2 и a0 уравнений множественной регрессии в естественной форме;

- с помощью коэффициентов парной корреляции и b коэффициентов рассчитайте для каждого уравнения линейный коэффициент множественной корреляции (R) и детерминации (R2);

- оцените с помощью F-критерия Фишера статистическую надёжность выявленных связей.

4. Выводы оформите краткой аналитической запиской.

Задача №4.

Предлагается изучить взаимосвязи социально-экономических характеристик региона за период.

Y1 - доля занятых в экономике в процента от численности экономически активного населения региона, %;

Y2 - среднемесячная заработная палата 1-го занятого в экономике региона, тыс. руб.;

Y3 - стоимость продукции и услуг в среднем на 1-го занятого в экономике региона, тыс. руб.;

X1 - доля лиц в возрасте 25-45 лет в общей численности населения региона, %;

X2 - процент лиц со специальным профессиональным образованием среди занятых в экономике региона, %;

X3 - инвестиции текущего года в экономику региона, млрд. руб.;

X4 - среднее число членов в семьях региона, чел.;

X5 - среднее число детей в семьях региона, чел.

Приводится система рабочих гипотез, которые необходимо проверить.

Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru

Задание

1.Используя рабочие гипотезы, постройте систему структурных уравнений и проведите их идентификацию;

2.Укажите, при каких условиях может быть найдено решение каждого из уравнений и системы в целом. Дайте обоснование возможных вариантов подобных решений и аргументируйте выбор оптимального варианта рабочих гипотез;

3.Опишите методы, с помощью которых будет найдено решение уравнений (косвенный МНК, двухшаговый МНК).

Задача №5.

По территориям Сибирского и Дальневосточного федеральных округов России имеются данные о следующих показателях за 2000 год:

Y1 – стоимость валового регионального продукта, млрд. руб.

Y2 - розничный товарооборот, млрд. руб.

X1 – основные фонды в экономике, млрд. руб.

X2- инвестиции в основной капитал, млрд. руб.

X3- численность занятых в экономике, млн. чел.

Изучения связи социально-экономических показателей предполагает проверку следующих рабочих гипотез:

Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru

Для их проверки выполнена обработка фактических данных и получена следующая система приведённых уравнений:

Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru

Задание:

1.Постройте систему структурных уравнений и проведите её идентификацию;

2.Проанализируйте результаты решения приведённых уравнений;

3.Используя результаты построения приведённых уравнений, рассчитайте параметры структурных уравнений (косвенный МНК); проанализируйте результаты;

4.Укажите, каким образом можно применить полученные результаты для прогнозирования эндогенных переменных Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru и Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru

Задача №6.

Площадь всего жилого фонда, приходящегося в среднем на 1 жителя, на конец года, кв. метры, в 1990-2000 гг. в Российской Федерации характеризуется следующими сведениями:

Годы Ut Годы Ut
16,4 18,3
16,5 18,6
16,8 18,8
17,3 19,1
17,7 19,3
18,0    

Задание:

1. Постройте график фактических уровней динамического ряда -Ut

2. Рассчитайте параметры уравнения линейного тренда Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru

3. Оцените полученные результаты:

- с помощью показателей тесноты связи ( r и r2 );

- значимость модели тренда (F-критерий);

- качество модели через корректированную среднюю ошибку аппроксимации Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru , а также через коэффициент автокорреляции отклонений от тренда - Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru

4. Выполните прогноз до 2003 года, рассчитайте ошибки прогноза, доверительный интервал прогноза и оцените его точность.

5. Проанализируйте полученные результаты.

Задача №7.

Данные о стоимости экспорта ( Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru ) и импорта ( Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru ) республики Шри-Ланка, млрд. $, приводятся за период с 1990 по 2000 г.

В уровнях рядов выявлены линейные тренды:

для экспорта - Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru , а для импорта – Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru

По указанным трендам произведено выравнивание каждого ряда, то есть рассчитаны теоретические значения их уровней: Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru и Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru

Годы Экспорт ( Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru ) Импорт ( Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru )
B факт. Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru W факт.. Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru
1,98 1,87 2,69 2,77
2,04 2,22 3,05 3,19
2,46 2,57 3,45 3,61
2,86 2,92 3,99 4,03
3,21 3,27 4,78 4,45
3,80 3,62 5,19 4,87
4,10 3,97 5,42 5,29
4,63 4,32 5,84 5,70
4,73 4,67 5,92 6,12
4,60 5,03 6,00 6,54
5,40 5,38 7,20 6,96

Предварительная обработка исходной информации привела к следующим результатам:

  Bt Wt t
Bt 0,9899 0,9859
Wt 0.9899 0,9824
T 0,9859 0,9824
Итого 39,81 53,53
Средняя 3,619 4,866 6,0
Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru 1,125 1,349 3,162

Задание:

1. Для изучения связи рядов рассчитайте отклонения фактических значений каждого ряда от теоретических ( Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru и Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru );

2. Для оценки тесноты связи рассчитайте: 1) линейный коэффициент парной корреляции отклонений от линии тренда: Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru ; 2) уровней рядов: Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru и 3) коэффициент частной корреляции уровней: Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru ; поясните их значения, укажите причины различий значений парных коэффициентов корреляции (пп. 1 и 2) и схожести коэффициентов парной корреляции отклонений и частной корреляции уровней (пп.1 и 3);

3. Постройте уравнение множественной регрессии с участием временной составляющей:

Примечание к решению типовых задач. 3 страница - student2.ru

4. Проанализируйте полученные результаты.

Вариант №5.

Задача №1.

По территориям Южного федерального округа приводятся статистические данные за 2000 год:

Территории федерального округа Оборот розничной торговли, млрд. руб., Y Среднегодовая численность занятых в экономике, млн. чел., X
1. Респ. Адыгея 2,78 0,157
2. Респ. Дагестан 9,61 0,758
3. Респ. Ингушетия 1,15 0,056
4. Кабардино-Балкарская Респ. 6,01 0,287
5. Респ. Калмыкия 0,77 0,119
6. Карачаево-Черкесская Респ. 2,63 0,138
7. Респ. Северная Осетия – Алания 7,31 0,220
8. Краснодарский край 54,63 2,033
9. Ставропольский край 30,42 1,008
10. Астраханская обл. 9,53 0,422
11. Волгоградская обл. 18,58 1,147
12. Ростовская обл. 60,59 1,812
Итого, S 204,01 8,157
Средняя 17,001 0,6798
Среднее квадратическое отклонение, s 19,89 0,6550
Дисперсия, D 395,59 0,4290

Задание:

Наши рекомендации