Ключевые понятия и термины. Бедность(poverty)– состояние длительного вынужденного отсутствия необходимых ресурсов

Бедность(poverty)– состояние длительного вынужденного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни.

Бюджет прожиточного минимума(budget of subsistence mini-mum) – стоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы.

Внешний государственный долг(external public debt)– задол-женность государства иностранным юридическим и физическим лицам, включая правительства других стран.

Внутренний государственный долг(internal public debt) – задолженность государства юридическим и физическим лицам своей страны.

Государственные расходы(public expenditures) – расходы правительства на закупку товаров и услуг (на образование, здравоохранение, оборону и др. общественные нужды) и трансферты (пенсии, пособия и др. социальные выплаты населению).

Денежная база (monetary base) – сумма наличных денег в обращении и банковских резервов.

Денежно-кредитная политика (monetary policy) – совокупность мер, предпринимаемых Центральным банком в денежно-кредитной сфере с целью устранения проявлений макроэкономической нестабильности (безработицы, инфляции); изменение предложения денег с целью достижения неинфляционного ВВП при полной занятости ресурсов.

Денежный мультипликатор(money multiplier) – коэффициент, показывающий, во сколько раз изменится предложение денег при изменении денежной базы.

Дискреционная фискальная политика(discretionary fiscal policy) – сознательное манипулирование законодательной властью налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономической активности.

Доход(income)– сумма денег, получаемых кем-либо в течение определенного периода времени.

Избыточные резервы (excess reserves) – сумма, на которую фактические резервы коммерческого банка превышают его обязательные резервы; фактические резервы за вычетом обязательных резервов.

Качество жизни(quality of life)– оценка совокупности условий социального, умственного и физического благополучия, как они понимаются отдельным человеком или группой людей.

Коэффициент Джини(Gini coefficient) – числовой показатель, измеряющий степень неравенства в распределении доходов населения. Его значения находятся в интервале от 0 до 1.

Кривая Лаффера(Laffer curve) – кривая, описывающая связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями в государственный бюджет.

Кривая Лоренца(Lorenz curve) – кривая, используемая для измерения неравенства в распределении доходов степенью расхождения между равным распределением доходов, представленным диагональю, и фактическим, представленным кривой Лоренца.

Личное распределение дохода(personal distribution of income) – способ распределения получаемого в стране личного дохода или дохода после уплаты налогов между различными категориями домохозяйств.

Минимальный потребительский бюджет(minimum consumption budget)–стоимость набора материальных благ и услуг, которые необходимы для удовлетворения минимальных физиологических и социальных потребностей человека определенного пола и возраста.

Мультипликатор государственных расходов(government multiplier) – коэффициент, показывающий, во сколько раз изменится совокупный доход (ВВП) при изменении государственных расходов; отношение изменения совокупного дохода (ВВП) к изменению государственных расходов, вызвавших изменение дохода.

Мультипликатор налогов(tax multiplier) – коэффициент, показывающий, во сколько раз изменится совокупный доход (ВВП) при изменении налогов; отношение изменения совокупного дохода к изменению налогов, вызвавших изменение дохода. Всегда имеет знак «минус».

Мультипликатор сбалансированного бюджета(balanced budget multiplier) – коэффициент, показывающий, во сколько раз изменится совокупный доход (ВВП) при одновременном и равном изменении государственных расходов и автономных налогов.

Недискреционная фискальная политика(non-discretionary fiscal policy)– автоматическое изменение налогообложения и государственных трансфертов в результате циклических колебаний совокупного дохода.

Номинальные доходы(nominal income)– сумма денежных поступлений.

Норма обязательного резервирования(required reserves ratio) – процент от общего объема депозитов, который Центральный банк устанавливает коммерческим банкам для хранения на резервных счетах или в виде кассовой наличности.

Обязательные резервы (required reserve) – сумма резервов, которую коммерческие банки должны хранить на резервных счетах в Центральном банке или в виде кассовой наличности.

Операции на открытом рынке (open-market) – инструмент денежно-кредитной политики, заключающийся в покупке или продаже Центральным банком государственных ценных бумаг. Используется для увеличения или сокращения резервов коммерческих банков, воздействия на уровень рыночных процентных ставок, регулирования курса государственных ценных бумаг.

Политика «дешевых» денег (easy money policy) – проводится с целью снижения уровня безработицы через увеличение денежной массы (предложения денег) и снижение процентных ставок.

Политика «дорогих» денег (tight money policy) – проводится с целью снижения уровня инфляции через сокращение денежной массы (предложения денег) и рост процентных ставок.

Порог (черта) бедности(poverty line)– сумма денег, офи­циально установленная в качестве минимального дохода, на который индивид или семья способны приобрести продукты питания, одежду и жилье.

Пособие по безработице(unemployment compensation)– трансфертные платежи безработным для поддержания их прожиточного минимума.

Потребительская корзина(consumer goods basket)– научно обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удов­летворяющих конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени, исходя из конкретных условий и особенностей, сложившихся в стране.

Прожиточный минимум(subsistence minimum)– минималь­ный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья.

Реальные доходы(real income) – совокупность товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальные доходы.

Сдерживающая фискальная политика(contractionary fiscal policy) – проводится с целью снижения уровня инфляции и предполагает сокращение совокупного спроса (совокупных расходов) посредством уменьшения государственных расходов, увеличения налогов или комбинации этих мер.

Социальная защита(social defense)– совокупность принимаемых государством мер, компенсирующих негативные социальные последствия рыночной экономики.

Социальная политика(social policy)–система мер, направленных на повышение общественного благосостояния, качества жизни, обеспечения социально-политической стабильности и социального партнерства в обществе.

Социальное обеспечение(social security)–выплата денежного пособиялицам, достигшим пенсионного возраста, а также инвалидам.

Социальное страхование (social insurance)– вид помощи, оказываемой населению в денежной форме в связи с безработицей, а также полной или частичной нетрудоспособностью, возникающей вследствие болезней, несчастных случаев и т. д.

Стимулирующая фискальная политика(expansionary fiscal policy) – проводится с целью снижения уровня безработицы и предполагает увеличение совокупного спроса (совокупных расходов) через рост государственных расходов, уменьшение налогов или комбинацию этих мер.

Стоимость жизни(cost of living)– количество денег, которое домохозяйство должно заплатить за товары и услуги, необходимые для обеспечения определенного стандарта комфортности существования.

Структурный дефицит(structural deficit) – разность между доходами и расходами государственного бюджета, рассчитанная для уровня совокупного дохода (ВВП), соответствующего полной занятости.

Уровень жизни(living standard)– харак­теризуется совокупностью условий жизнедеятельности людей: реальными доходами населения, размерами потребления про­довольственных и непродовольственных товаров, уровнем заработной платы и выплат из общественных фондов потребления, условиями труда, продолжительностью рабочего и свободного времени, жилищными условиями, развитостью систем образования, здравоохранения, культуры, состоянием окружающей среды и др.

Учетная ставка (discount rate) – ставка процента, который Центральный банк взимает по ссудам, предоставляемым коммерческим банкам.

Фактический дефицит (total deficit) – отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и расходами правительства.

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика(fiscal policy)–воздействие государства на уровень деловой активности посредством изменения государственных расходов и налогообложения.

Функциональное распределение дохода(functional distribution of income) – распределение совокупного дохода страны в соответствии с вкладом всех факторов производства (труда, капитала, земли, предпринимательства) при его создании.

Циклический дефицит(cyclical deficit) – разница между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета.

Литература: [1, с. 44; 3, с. 327–333, 337, 339–354; 4, с. 226–228, 236–252, 274–285; 5, с. 645–652; 8, с. 281–295, 316–348; 9, с. 480–486, 504–506, 570–590; 10, с. 322–326, 336–340, 342–351; 11, с. 277–287, 299–307, 593–627; 12, с. 267–274; 13, с. 354–358; 14, с. 351–367, 403–416; 15, с. 390–396; 16, с. 308–311, 323–337].

Тесты

1. Государственное регулирование в рыночной экономике:

а) порождено исключительно интересами государственного чиновничества;

б) призвано служить экономическим целям национального финансового капитала;

в) призвано решать задачи, которые сам по себе рыночный механизм решить не может либо решает недостаточно быстро и эффективно;

г) вызвано в первую очередь потребностями военно-промышлен-ного комплекса.

2. Бюджетный дефицит – это:

а) сумма налогов и государственных расходов;

б) превышение расходной части бюджета над доходной;

в) величина государственных займов;

г) превышение доходной части бюджета над расходной.

3. Профицит государственного бюджета – это:

а) превышение расходов над доходами;

б) превышение доходов над расходами;

в) равенство доходов и расходов;

г) нулевое сальдо доходов и расходов.

4. Государственный долг – это:

а) сумма государственных расходов;

б) сумма государственных трансфертов;

в) сумма задолженности государства юридическим и физическим лицам;

г) разность между доходами и расходами госбюджета.

5. Регулирование экономики посредством изменения государственных расходов и налогов называется:

а) валютной политикой;

б) монетарной политикой;

в) деловым циклом;

г) фискальной (бюджетно-налоговой) политикой.

6. Антиинфляционная фискальная политика предполагает:

а) повышение налогов и сокращение государственных расходов;

б) сокращение налогов и государственных расходов;

в) повышение налогов и государственных расходов;

г) снижение налогов и рост государственных расходов.

7. Учетная ставка как инструмент денежно-кредитной политики означает:

а) процент ежегодного прироста денежной массы в обращении;

б) процентную ставку, по которой Центральный банк предоставляет ссуды коммерческим банкам;

в) курс ценных бумаг;

г) процентную ставку по ссудам, предоставляемым коммерческими банками субъектам хозяйствования.

8. Термин «операции на открытом рынке» означает:

а) операции Центрального банка по представлению ссуд коммерческим банкам;

б) операции по покупке национальной валюты;

в) деятельность Центрального банка по покупке и продаже государственных ценных бумаг;

г) деятельность коммерческих банков по кредитованию фирм и населения.

9. Если Центральный банк продает большое количество государственных ценных бумаг на открытом рынке, то это:

а) затрудняет покупку государственных ценных бумаг населением;

б) способствует снижению денежной массы в обращении;

в) стимулирует рост инвестиций;

г) делает кредит более доступным.

10. Политика «дешевых денег» направлена:

а) на повышение доходов за счет выдачи трансфертов малоимущим гражданам;

б) на стимулирование роста сбережений населения;

в) на борьбу с безработицей через рост предложения денег и снижение процентной ставки;

г) на борьбу с инфляцией через сокращение предложения денег и рост процентной ставки.

11. Из перечисленных направлений к социальной политике относятся:

а) политика доходов населения;

б) политика социальных гарантий;

в) политика социальной защиты населения;

г) все ответы верны.

12. В настоящее время ООН в качестве основного обобщающего показателя уровня развития стран использует:

а) ВВП на душу населения;

б) национальный доход на душу населения;

в) индекс человеческого развития;

г) темпы экономического роста.

13. В экономической теории неравенство доходов демонстрируется с помощью кривой:

а) Лоренца;

б) Филлипса;

в) Джини;

г) Самуэльсона.

14. В случае абсолютного равенства в распределении доходов коэффициент Джини будет равен:

а) 0;

б) 1;

в) 100 %;

г) значению от 0 до 1.

15. Экономическая система, направленная на реализацию целей социальной справедливости, защищенности, высокого уровня и качества жизни, относится:

а) к рыночной;

б) плановой;

в) традиционной;

г) социально-рыночной.

16. Коэффициент Джини вырос с 0,22 до 0,35. Это означает, что:

а) среднедушевые реальные доходы уменьшились;

б) дифференциация доходов усилилась;

в) лица с фиксированными номинальными доходами стали богаче;

г) доля семей, доход которых ниже прожиточного минимума, выросла.

17. Кривая Лоренца показывает:

а) неравенство в распределении доходов различных слоев населения;

б) распределение доходов бедных слоев населения;

в) сумму излишков потребителей и производителей;

г) распределение доходов богатых слоев населения.

18. Беларусь на данном этапе стремится:

а) к чистой рыночной экономике;

б) к социально-ориентированной рыночной экономике;

в) к командно-административной экономике;

г) к традиционной экономике.

19. В Беларуси в качестве порога бедности используется:

а) прожиточный минимум;

б) фактическая заработная плата;

в) минимальная заработная плата;

г) реальная заработная плата.

20. Социальные группы людей, которые более всего нуждаются в государственной поддержке в условиях быстрой инфляции:

а) лица, у которых рост номинальных доходов превышает рост цен;

б) участники «теневой» экономики;

в) лица с фиксированными номинальными доходами;

г) предприниматели, производящие потребительские товары.

Ответы:1. г); 2. в); 3. а); 4. а); 5. г); 6. б); 7. а); 8. б); 9. а); 10. в); 11. в); 12. б); 13. б); 14. в); 15. г); 16. а); 17. б); 18. в); 19. б); 20. в).

Наши рекомендации