ТЕМА1 Исполнительная власть и управление в системе жизнидеятельности личности, общества и гос

Административное право

Ярош Геннадий Федорович

!Конституция РФ 12 дек 1993

!КоАП купить 2008год и далее

Админ право России учебник Монохин Саратов 2010

Админ право России уч 2-ое издание Н.М. Конин

!Админ право России практикум Конин, Соболева Ю.В. Москва, Саратов

тетрадь отдельная

ТЕМА1 Исполнительная власть и управление в системе жизнидеятельности личности, общества и гос

ВОПРОСЫ:

1. Управление.: понятие виды, связь с правом

2.Гос управление как разновидность соц управления и область действия админ права:понятие, виды, признаки, принципы деятельности, особенности, структура. Связь с другой гос деятельностью

3.Исполнительная власть: понятие, сущностные эллементы, принципы, ф-ии

ВОПРОС1

ФКЗ " о правительстве РФ" 1997

З-н РФ 1993 "об обжаловании в суд действий и решений наруш права и свободы гр-ан"

указ президента РФ от 12 мая 2008 "вопросы с-мы и структуры фед орг гос вл" уг 2010 глава1

В каждом обществе и гос уделяется внимание регулированию и управлению соц и гос дел "Без этого трудно поддерживать их устойчивость и обеспечивать развитие целостных систем" считает профессор Тихомиров. Изыскиваются способы эффективного воздействия на общественные процессы, а их наибольший объем сосредотачивает в себе админ право, кот выступает как опорная отрасль в системе публичного права, указывает Тихомиров. Как известно любая система соц., биологич, управленческая и иные подвергается регуляции и управлению.

Регуляция выражает суть любой системы, т.е. ее функциональность. По содержанию, это процесс изменения взаимосвязи эллементов данной системы, направленный:

1-на ее сохранение

2-упрочение

3-развитие

Регуляция происходит на основе объективных законов развития природы, общества и мышления, в силу чего она внутренне необходима как условие сохранения данной системы, при этом в природе и обществе саморегуляция или авторегуляция протекают стихийно, неосознанно, на основе з-ов развития объективного мира без участия человека.

В то же время управление является высшей формой регуляции, поскольку это сознательное (1), целенаправленная (2) , волевая (3), деятельность (4) чел. Следовательно управление представляет собой:

а) совокупность действий совершаемых для достижения целей

б)с управлением связаны многие происходящие в обществе гос явления и процессы

а лат термин "администрация" означает организацию, управление, рукоыодство кем либо, чем либо.

Современные теории соц управления деференцируют управленческий процесс на 3 основных виды, а в основе классифик на эти виды лежит объект управления или объект матер мира, т.е. то, 1) на что направлено управленческое воздействие; 2) по поводу чего возник управление.

Профессор Конин Н.М. полагает-управление является:

1 функцией (направление) сложных организованных систем одной природы

2 по своему содержанию это постоянный и целенаправленный професс воздействия суб (тот кто управляет) на объект через соответствующий механ управления. Объектами управления м.б. вещи, люди, где суб всегда выступает чел или коллективное образование-администрация. Указанный автор считает, что суть любой разновидности управления:

1-в направлении

2-согласовании (координации) действий уч-ов процессов и явлений

3-подчинения их в целенаправленной воли управляющего суб

Традиционной является точка зрения большинстра административистов (Юсупова, Тихомирова и др) о том, что с учетом объектов матер мира следует выделять техническое, биологическое и соц управление.

Технич управ орудиями труда, мех, машинами, технол процессами. Связь с правом например правила эксплуатации технологии, техники безопасности, ПДД, гос стандарты и т.п.

Биологич управ есть воздействие на объекты жив и растительного мира. Связь с правом агратехнич правила, охоты и рыболовства, экологич нормы, квоты на вылов морепродуктов и др.

Соц управление это управление в обществе общественными процессами, общественными объединениями и людьми.

В свою очередь соц управление состоит из:

1-общественное управление осущ внутри и в рамках объединения гр-н

2-муниц управление в форме МСУ в гор и сельских поселениях

3-гос управление как форма реализации прирогатив гос

Термин "гос управ" принято рассматривать в широком и узком смысле.

В 1ом случае под гос управлением понимается деятельность любых гос органов 3 ветвей гос власти (ст 10-11)

Во2 значении это специфический вид гос деят, связанный с реализацией и исполнит гос власти, осущ спецгос органами исполнит власти или орг гос управления.

Именно гос управление в узком значен основной объект админ правов регул (1) и сферы действ норм админ права (2).

Управление возникает всегда, когда на лицо совместная деятельность людей, треб согласовая руков. Соц управление как высшая форма управления имеет следующие отличительные признаки:

1 это управление людьми, где и суб и объект управления наделены сознанием, волей и психикой

2 соц управление носит гос властный императивный (категоричный) х-ер

3 осущ-ся спец создаваемыми гос, мун органами и обществ организ-ями, наделенными гос властн управленч полномочиями (профсоюзы)

4 соц управление подраздел на гос, общественное и муниц

Сущностные или общие черты гос управления:

1-носит гос-властный практический организующий х-ер

2-осущ-ся на основе и во исполнение фед законов, з-ов суб, т.е. носит подзаконный х-ер

3-гос управление по содержанию это исполнительная деятельность по претворению в жизнь действующих з-ов и н.а.

4-гос управление имеет непрерывный цикличный х-ер,: а)выявление проблемы, нуждающейся в разрешении; б)разработка и принятие решений по данной проблеме; в)его оценка и согласование с заинтресованными сторонами уч-ами; г)издание автоуправления; д)организация; е)контроль исполнения принятого управленческого решения.

Принципы гос управления под кот поним теоретич основы, положения, идеи отраж объективность развития обществаи гос

Структура гос управ вкл след эллементы:

1-суб, объкты управ и процесс управления

А проц управ вкл: ф-ии, формы, методы управления и стиль управленч деятельности

Особенности гос управления и отличи с др видами гос деятельности:

1-законодат деятельность

2-правосудие

3-прокур надзор

4-констит надзор

5-гос арбитраж

Ранее нами отмечалось, что исполнит власть мы рассматриваем в политологич и админ аспектах. сущностными признаками исполнит вл являются след:

1.Она носит вторичный подзаконный, зависимый х-тер от высшей вл.

2Организующий х-тер исполнит вл по управлению и регулированию общественных отношений в жизнидеятельности личности, общества и гос, а именно

3.Исполнит власть носит систематический и не прерывных х-ер, особенно по обеспечению безопасности личности, общества и гос от внешних и внутрен угроз (пограничная безопасность, экологич, продовольственная, правопорядок и др).

4.исполнит власть обладает во времени и пространстве, т.е. реализуется везде, где функционрует коллект деят.

5.В непосредственном ведении исполнит власти находятся различные ресурсы: организационные, правовые, экономические, организац др

6.Исполнит вл осущ-ет исполнит распорядит деят. Исполнение законов и позак актов, указаний и распоряжений вышестоящ звеньев управления ОГУ (ДЛ).

7.гос властные полномочия орг гос управ и их дожн лиц реализ опираясь в т.ч. на силовые министерства и ведомства: вооруж силы-армия, орг внут дел-полицию, органы гос безоп, органы пеницитарной системы-исправит учреждения.

8.Исполнит вл относительно самостоятельна и формально не подчинена др властям, однако ее деятельность могут контролировать счетная палата-гос думу, уполномоченные по правам чел и ребенка, орг прокуратуры, суды, фед собрание.

В своей деятельности исполнит вл руководствуется рядом принципов или осн положений:

1-принцим народовластия закрепленый в ст 3 Констт РФ

2-принцип верховенства закона опосредов положения ст 4 и ст 15 Констит

3-принцип разделения и взаимосдерживания властей закрепл ст 10 и ст11 Конст

4-принцип разграниц полномочий фед и регион орг ст 11 и ст 78 Конст

5-принцип законности ст 15 Констит предполагает, что в сегос орг, гос служащие, организ, предприят, учр-я должны соблюд констит РФ и действ законодат-ва.

Гл цель исполнит вл состоит в высокоэффект исполнении цели, задач и функций гос управ, сущность ф-ий исполнит вл состоит в осн направлениях ее деятельности в связи с чем отметим, 2 точки зрения на сущность ф-ий исполнит вл:

1-по содержанию ряд алминистративистов предлагает различать 3 группы ф-ий системы исполнит вл:

а)ф-ия орентирования системы вкл:

-прогнозирование

-планирование

-норматированное регулирование (на основе норс прав)

-методическое руководство

б)ф-ии обеспечения системы исполнит вл вкл:

-кадровое

-материально-технич

-финансовое

-организ-но-структурное

-инфомационое обеспеч

в)ф-ии оперативного управления системой вкл:

-непосредственое

-учет

-контроль

-маниторинг т.е. наблюдение, анализ и оценка

2-связана с анализом рез-ов осущ исполнит вл, а именно:

а)правоприменительная по реализации положений Конституц, фед законодат-ва и закона суб РФ

б)правозащитная состоит в обеспечении соблюдения и исполнения и защиты прав, свобод чел и гр-на

в)соц-экономич ф-ия вкл в создание условий для развития народного хоз или экономики, соц культурного развит а так же обеспечения безопасности личности, общ-ва и гос от внешних и внут угроз

г)обеспечение законо-ти как в деятельности так и принимаемых решений орг, должн лицами, исполнит вл

д)норматворческая связана с принятием гос властных, управленч постановлен, распоряж, приказов в рамках и пределах исполнит-распорядит деятельности,

е)охранительная или юрисдикцион когда орг исполнит вл и ДЛ применяют виновным физич юрид лицам установленные и предусмотрен мер амин наказаний

Вывод: исполнит вл представляет собой относительно самстоятельную ветвь гос вл оценка, структурно выражено в особой системе гос орг и Дл,именуем исполнит , призвванных осущ гл функцию (3) а именно исполнение законов и иных НПА, ав так же правоприменит деят в процессе непосредственного руководства отраслями, сферами и областями хоз соц культурной жихнидеятельности и обеспеч безоп, личности, общ-ва и гос.

Наши рекомендации