Факторы и структуры, характеризующие региональную экономическую систему как объект управления

Как отмечалось выше, РЭС, с одной стороны, представляет собой подсистему НХК страны, с другой стороны, она является сложной социально-экономической системой.

Как сложная социально-экономическая система, РЭС должна быть охарактеризована в качестве объекта управления, при этом необходимо определить её структуру, выявить подсистемы и отдельные элементы, входящие в РЭС, описать взаимосвязи и взаимодействие между подсистемами и элементами РЭС.

К основным структурам, характеризующим РЭС, относят:

1) Экономико-географическая структура – характеризуется географическим положением региона, природно-климатическими условиями, наличием и структурой природных ресурсов. Она является базовой, первичной, она в значительной степени определяет условия функционирования и развития РЭС, специализацию региона и даже достигнутый уровень социально-экономического развития.

Очевидно, что географическое расположение определяет наличие транспортных артерий и узлов в регионе, степень близости (отдаленности) от крупных промышленных центров, от рынков сырья и сбыта продукции. Благоприятное географическое положение региона создает более выгодные условия функционирования региональной экономики, предпосылки для более высокой конкурентоспособности экономики региона (КО – средние климатические условия, рискованное земледелие).

Природно-климатические условия создают также предпосылки для специализации региона на отдельных отраслях экономики, ВЭД.

2) Производственно-экономическая структура региона характеризуется общим уровнем развития производственно-экономического комплекса, уровнем развития производственной инфраструктуры региона, объемом создаваемого ВРП, структурой производственно-экономического комплекса (характеризуется составом входящих в него отраслей, соотношением между ними по комплексу показателей):

- Объему создаваемого в отрасли валового продукта;

- Объему выпускаемой и реализуемой продукции;

- Стоимости ОФ;

- Объему прибыли;

- Объему инвестиций в основной капитал;

- Финансовому вкладу отрасли в формирование доходной части бюджета региона;

- Численности занятых и др.

Производственно-экономическая структура любого региона не является замкнутой и не обладает такой степенью самостоятельности, чтобы функционировать и развиваться самостоятельно, без взаимодействия с другими регионами.

3) Социально-демографическая структура региона характеризуется общей численностью населения региона, его динамикой, соотношением численности городского и сельского населения, его половозрасным и профессиональным составом, миграционными показателями, показателями смертности и рождаемости и т.д.

Очевидно, что социально-демографическая структура предопределяет в значительной степени структуру трудовых ресурсов региона, условия функционирования и развития экономики.

4) Социальная структура региона (структура обслуживания населения) характеризуется степенью развития социальной инфраструктуры региона, уровнем развития социальных отраслей, количеством и качеством услуг социального характера, оказываемым населению региона.

Уровень развития социальной сферы характеризуется комплексом показателей, например, количество врачей на 10 тыс.человек, количество коек и т.д.

5) Структура собственности в региона характеризуется объемом, состоянием собственности в региона, соотношением между видами собственности.

В любом регионе присутствуют следующие виды собственности:

- государственная федеральная собственность, находящаяся в ведении федеральных ОГВ;

- государственная собственность СРФ, находящаяся в управлении ОГВ СРФ;

- муниципальная собственность;

- частная собственность.

К собственности любого уровня можно отнести финансовые средства, недвижимость, пакеты акций и т.д.

В зависимости от того, какой вид собственности преобладает в регионе, органы регионального управления формируют собственную экономическую политику.

6) Бюджетно-финансовая структура региона характеризуется общим объемом финансовых ресурсов, создаваемых в регионе, его структурой (бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, средства предприятий и организаций, средства кредитно-финансовых учреждений, средства населения и др.), размером и направленностью финансовых потоков как внутрирегиональных, так и межрегиональных, их количественным соотношенем.

7) Административно-территориальная структура характеризуется составом муниципальных образований, функционирующих в регионе.

Из сказанного выше, можно сделать следующие выводы:

1. Указанные структуры характерны для любого региона России.

2. Наполнение каждой из структур является индивидуальным для каждого из регионов.

3. Рассматриваемые структуры и их содержание определяют специфику каждой РЭС, особенности её функционирования и развития.

4. Система управления функционированием и развитием должна быть адекватна его специфике, учитывать функциональную предрасположенность региона при определении стратегии регионального развития, приоритетных направлений развития, при определении целей, задач, методов управления.

Наши рекомендации