Тема 13. Субъективизм теорий первого этапа «маржинальной революции»

1Это распространенный вариант перевода заглавия книги К.Менгера, хотя в буквальном переводе его следовало бы читать: «Основы учения о народном хозяйстве».

2Курьезным, очевидно, можно назвать и то обстоятельство, что К.Менгер, опиравшийся в своих разработках в основном на лите­ратурные источники немецких авторов (главным образом труды представителей так называемой исторической школы Германии), совершенно не был знаком с произведениями немецких предше­ственников маржинализма И-Г.Тюнена и Г.Госсена.

3«Основания политической экономии» К.Менгера были впер­вые изданы в русском переводе в 1903 г. в Одессе. Второе русское издание осуществлено в составе сборника «Австрийская школа политической экономии: К.Менгер, Е.Бем-Баверк, Ф.Визер» (М.: Экономика, 1992).

4 Методологические проблемы пронизывают, если так можно выразиться, почти всю содержательную часть «Оснований», хотя исключительно на них К.Менгер сосредоточивается только в пер­вых двух главах книги. А далее, начиная с третьей и до последней — восьмой главы работы, он переходит непосредственно к теорети­ческим положениям политической экономии, в том числе к та­ким, как «ценность», «обмен», «товар», «деньги» и другие. При­чем во втором разделе третьей главы К.Менгер настраивает чита­теля на терпеливое и вдумчивое осмысление его достаточно объем­ного сочинения, заявив так: «Но по примеру Адама Смита я отва­живаюсь все-таки быть несколько скучным, если от этого выигра­ет ясность изложения». Он также утверждает, что «как во всех дру­гих науках, так и в нашей» необходимо «объекты нашего научно­го наблюдения» исследовать через «...их причинную связь и зако­ны, которыми они управляются» (Менгер К. Указ, соч С 111 42-43).

5 К.Менгер убежден в том, что «мы ни в коем случае не в со­стоянии употребить единичное благо высшего порядка на удовлет­ворение наших потребностей, если в то же время не располагаем остальными (комплиментарными) благами высшего порядка», поскольку не имея, например, «в своем распоряжении... для про­изводства хлеба... блага второго порядка (без топлива и воды. — Я.Я.)... хлеб не может быть изготовлен даже при наличии... всех ос­тальных необходимых для этого благ».

Существенно и то отличие, которое К.Менгер отмечает по поводу обладания субъектом благами высшего и низшего порядка. В этой связи автор «Оснований» аргументирует положение о том, что блага высшего порядка становятся употребимыми в соответ­ствии с «законами причинности» и «лишь по истечении проме­жутка времени», подвергаясь «изменению», превращаются в бла­га первого порядка, т.е. в состояние, которое можно назвать удов­летворением человеческих потребностей. Блага высшего порядка, продолжает К.Менгер, выступают в качестве «средств для произ­водства» и отсюда «вытекает закон, по которому действительная надобность в отдельных благах высшего порядка по отношению к определенным промежуткам времени обусловлена наличием в нашем распоряжении комплиментарных количеств .соответствен­ных благ высшего порядка» (курсив мой. — Я.Я.) (Менгер К. Указ, соч. С. 45-46, 67-68).

6Менгер К. Указ. соч. С. 83. В развитие этой позиции ученый уточ­няет, что если предоставленные природой в распоряжение чело­века блага превышают потребность в них, то они тогда могли бы сохранить «для потребителей экономический характер, когда тот, кто обладает властью, устраняет остальных хозяйствующих субъек­тов от свободного распоряжения ими» (Там же. С. 85).

7 Далее дается пояснение, в соответствии с которым «ценность не есть нечто присущее благам, не свойство их, но, наоборот, — лишь то значение, которое мы прежде всего придаем удовлетворению наших потребностей...» (курсив мой. — Я.Я.) (Менгер К. Указ. соч. С. 97). Чтобы подтвердить такого рода суждение, К.Менгер приво­дит пример об оазисе, где вода из источника, покрывающая все потребности людей в ней, не имеет ценности и, наоборот, — вода приобретает для жителей оазиса ценность, когда внезапно поступ­ление воды из источника сократится настолько, что распоряже­ние определенным количеством воды станет необходимым усло­вием для удовлетворения конкретной потребности жителя оазиса.

8 Менгер К. Указ. соч. С. 101.

9Там же. С. 125.

10По его мнению, «затрачен ли и в каком количестве труд или другие блага на производство того блага, о ценности которого идет речь, не находится в необходимой и непосредственной связи с величи­ной ценности» (курсив мой. — Я.Я.). Причем и здесь К.Менгер ис­пользует «доказательство», обращаясь к примеру 6 ценности брил­лианта и давая комментарий, суть которого такова: величина цен­ности этого минерала не зависит от того, нашли ли его «случай­но» или он «добыт из месторождений путем затраты тысячи рабо­чих дней», так как определяющим моментом «при обсуждении его ценности» считается то количество «услуг», которых можно ли­шиться, не будь его в нашем распоряжении. Но наряду с этим «не­состоятельно и то мнение, — заключает ученый, — что количе­ство труда или прочих предметов производства, необходимое для воспроизводства благ, является моментом, определяющим меру ценности благ» (Менгер К. Указ. соч. С. 125, 126).

11 Менгер К. Указ. соч. С. 128.

12Там же. С. 53.

13Там же. С. 139-140.

14Там же. С. 145.

15Там же. С. 147.

16См. там же.

17См. там же. С, 157.

18См. там же. С. 161.

19«Если Кэри изображает людей торговли хозяйственными па­разитами, — пишет К.Менгер, — потому что они берут себе не­которую часть выгоды, являющейся результатом реализации на­ходящегося налицо случая экономического обмена, то это осно­вано на его ложных представлениях о продуктивности обмена» (курсив мой. — Я.Я.) (Менгер К, Указ. соч. С. 161).

20См.: Менгер К. Указ. соч. С. 162.

21Там же. С. 163.

22В русском переводе впервые была издана в 1929 г. (Л.: При­бой). В 1992 г. была включена в сборник «Австрийская школа...», (М.: Экономика).

23 Бем-Баверк О. Указ. соч. С. 280.

24Там же. С. 286.

25Там же. С. 341.

26Там же, С. 279.

27Там же.

28Там же. С. 417,422,426.

29Там же, С. 328.

30 Итак, О.Бем-Баверк, отрицая «теорию воздержания» Н.Се-ниора, подобно К.Марксу как бы признает возникновение «при­бавочной ценности» в процессе переноса капиталом (как произ­веденного средства производства) своей ценности на продукт, но в отличие от него обращается к другой, хотя также мнимой при­чине «самовозрастания стоимости», а именно — ко времени, в те­чение которого оборачивается капитал. Более того, в отличие от К.Маркса, О.Бем-Баверк утверждает, что процент на капитал являет собой общеэкономическую категорию, которая возникает не только при капитализме, но там и тогда, где и когда имеет ме­сто обмен товаров текущего и будущего потребления.

31Одно из критических осмыслений теории ожидания О.Бем-Баверка заслуженно связывают с именем Ф.Хайека, доказавшего в отличие от своего соотечественника, что в течение экономичес­кого цикла в фазе подъема длина периода производства имеет тен­денцию к сокращению, а в фазе спада — к увеличению. В эконо­мической литературе подобного рода эффект именуют обычно «эф­фектом гармошки», как предложил его назвать Н.Калдор, хотя сам Ф.Хайек называл его «эффектом Рикардо», указывая на ссылку последнего на общий рост денежной заработной платы как на следствие замещения труда машинами.

32ВизерФ. Теория общественного хозяйства//Австрийская шко­ла в политической экономии... С. 435—436.

33Тамже. С.458.

34Там же. С. 459.

33Там же. С. 481.

36Это утверждение У.Джевонса базируется на положениях его же знаменитой трактовки основной задачи политической эконо­мии, которая звучит так: «Дан определенный уровень населения с различными потребностями и производственными возможнос­тями, обладающего определенным количеством земли и других ма­териальных ресурсов; требуется найти способ приложения его тру­да, который будет максимизировать полезность произведенного» (цит. по: Блауг М. Указ. соч. С. 276).

37Бентам И. Избранные сочинения. Т. 1. СПб, 1867. С. 1.

38М.Блауг, как английский исследователь истории экономичес­кой мысли, обратил внимание на то, что «экономическая теория продолжала оставаться преимущественно англоязычной в, течение более 200 лет. Однако «элементы чистой экономической теории Вальраса, — пишет он, — были впервые переведены на английс­кий язык в 1954 г., что не помешало Вальрасу стать притчей во языцех в английской и американской экономической литературе задолго до этого» (Блауг М. Указ. соч. С. 583—584).

39 Возможно, с учетом не только этой специфичности вальрасовского моделирования, но и других моделей иных авторов не­безызвестный М.Фридмен заявил: «Модель служит логическим воп­лощением полуправды: «Ничто не ново под луной»; правила же се приложения не могут игнорировать столь же важной полуправ­ды: "История никогда не повторяется"» (Фридмен М. Указ. соч. С. 37). Не лучшим образом оценил «картину системы» Л.Вальраса (как он сам выразился) и Дж. Хикс, сказав следующее: «Очевид­но, что многие экономисты (может быть, даже большинство из тех, кто серьезно занимался изучением работ Вальраса) в конце концов ощутили некоторую бесплодность его подхода. Действитель­но, сказали бы они, Вальрас предложил нам картину системы в целом; но это весьма общая картина, и вряд ли она дает что-либо, кроме уверенности в том, что все как-нибудь само собой образу­ется. Я полагаю, — продолжает он, — что причина этой бесплод­ности Вальрасовой системы кроется большей частью в том, что он не дошел до формирования законов изменения его системы об­щего равновесия. Он мог сформулировать условия, касающиеся цен, установленных с учетом данных ресурсов и данных предпоч­тений; но он не объяснил, что случится, если вкусы или ресурсы изменятся» (Хикс Дж. Стоимость и капитал. М,: Прогресс, 1988. С. 155-156),

40Цит. по: Блауг М. Указ. соч. С. 505.

41 Шумпетер И. Указ. соч. С. 52.

42Леонтьев В.В. Указ. соч. С. 21-22.

Наши рекомендации