Особенности дифференциации регионов Украины по степени инвестиционной привлекательности

Совокупность объективных черт инвестиционной деятельности в Украине обусловливает инвестиционную активность регионов, результативность инвестиционных процессов, а также их территориальную дифференциацию.

Территориальная дифференциация инвестиционной деятельности формируется под влиянием огромного количества региональных, общегосударственных и международных факторов, которые отражают пространственную специфику инвестиционной деятельности в регионах, сложность региональных отношений и связей в инвестиционной сфере.

Каждый регион вырабатывает свои подходы к улучшению инвестиционного климата и дальнейшей активизации инвестиционной деятельности. В то же время, не вызывает сомнений, что процесс формирования инвестиционно- привлекательных регионов с разветвленной, многоукладной экономикой под влиянием изменений приоритетов общественного развития — сложен и длителен.

В последнее время для государств с переходной экономикой все большую актуальность приобретает проблема привлечения долгосрочных инвестиций. Так, общий объем необходимых иностранных инвестиций в экономику Украины составляет около 50 млрд. долларов США [73]. Из них только столичному региону необходимо 8 млрд. долларов США [73]. Однако специфика экономической ситуации, значительные риски и неопределенность капиталовложений в Украине ограничивают поступление инвестиционных ресурсов.

В целом, инвестиционному процессу в регионах Украины

Особенности дифференциации регионов Украины по степени инвестиционной привлекательности - student2.ru Особенности дифференциации регионов Украины по степени инвестиционной привлекательности - student2.ru присущи следующие особенности.

1. Децентрализация инвестиционного процесса. В рамках
этого процесса следует выделить два направления:

- государство — регион;

- региональные органы власти — региональные про­
мышленные и финансовые институты.

В первом случае происходит передача управленческих функций в пользу региональных властных структур при одновременном истощении государственных источников инвестиций. Во втором слу­чае экономическая политика региональных властных структур приводит к постепенному сокращению объемов государственных инвестиций, увеличению числа приватизированных предприятий и утрате части собственных контролирующих и управляющих функций в сфере воспроизводства. Кроме того, характерно уменьшение доли прямых государственных инвестиций в валовых капитальных вложениях. Следовательно, современный инвестиционный процесс в регионе характеризуется сокращением доли государственных инвести­ций при сохранении государственного контроля над объемом капитальных вложений.

2. Переход к преимущественно экономическим методам управления инвестиционным процессом. Государство утрачивает свои функции главного планирующего и распределяющего института и приобретает роль собственника, равноправного участника, долевого партнера, финансового агента, гаранта и кредитора. Появляются значительные резервы во внедрении новых форм государственного управления инвестиционным процессом: долевое участие государства, стимулирование развития фондового рынка, внедрение системы поощрений и преференций для отечественных инвесторов. Эта тенденция проявляется в падении управляемости инвестиционной сферы.

3. Появление новых участников инвестиционного процесса. Примитивная система воспроизводственных отношений «государство — промышленное предприятие» трансформируется в разветвленную структуру участников инвестиционного процесса. Изменение количественных и качественных параметров усложняет реализацию инвестиционной политики и позволяет государству передать часть своих инвестиционных обязательств и интересов иным участникам. Кроме того, с углублением процесса приватизации растет объем инвестиционных поступлений в приватизированные предприятия.

4. Противоречивость целей инвестиционной политики.

В осуществлении инвестиционной политики каждый регион Украины преследует самые разнообразные цели. Главная проблема состоит в том, что локальные инвестиционные устремления не должны противоречить установкам как внутренней региональной экономической политики, так и общегосударственным целям экономического развития. Поэтому большинство регионов страны ставит своей стратегической целью создание структурно и технологически развитой экономики с ус­тойчивым типом воспроизводства.

5. Низкая инновационная направленность инвестиций. Недостаточная проработка организационно-экономических моделей деятельности субъектов экономики обусловила низкую инновационную активность в украинской экономике. Обеспечение необходимого уровня инновационной активности в экономике региона — ключевая экономическая проблема успешности его развития.

6. Стремление к достижению структурного равновесия. В региональной экономике инвестиционные потоки имеют определен­ные ограничения структурного характера. Каждое структурное подразделение нуждается в установлении предельных уровней развития, которые должны быть адекватными тактическим условиям реализации того или иного этапа программы экономического развития.

7. Целевая направленность инвестирования. В Украине иностранные капиталовложения направляются в отрасли, которые не являются приоритетными с точки зрения интенсификации развития внутреннего и внешнеэкономического потенциала государства (производство кондитерских изделий, напитков, табачных изделий, операции с недвижимостью, услуги юридическим лицам), и в меньшей степени - в машиностроение, металлургию, химическую промышленность. Ограниченность инвестиционных ресурсов вызывает необходимость капиталовложений в проекты, имеющие конкретное обоснование и практическую пользу. Так, на 1.01. 2005 года в машиностроительную отрасль было вложено всего 2,7% от общей суммы инвестиций, тогда как в оптовую торговлю и посредничество в торговле - всего 15,9%, в пищевую промышленность - 14,1% [73]. Иностранные инвестиции ориентированы на захват внутреннего рынка товаров и услуг, а не на поддержку национального производства. В этом состоит различие в использовании иностранных инвестиций в Украине по сравнению с Венгрией, Польшей и, особенно, с новыми индустриальными странами Азии, где значительная часть

Особенности дифференциации регионов Украины по степени инвестиционной привлекательности - student2.ru Особенности дифференциации регионов Украины по степени инвестиционной привлекательности - student2.ru Особенности дифференциации регионов Украины по степени инвестиционной привлекательности - student2.ru иностранных инвестиций ориентируется на формирование экспортного сектора экономики.

8. Недостаточная эффективность инвестирования.
Инвестиции, направляемые в экономику региона, не всегда
приносят прибыль в условиях целевого ограничения конкретного
проекта, времени его реализации, привлекаемых под него
ресурсов. Ввиду этого, целесообразно вкладывать средства в
проекты, эффективность которых заранее подтверждена, сроки
окупаемости невелики, а условия реализации не имеют
дополнительных рисков. Инвестиции должны направляться
в первую очередь на создание новых производств,
ориентированных на конкретные внутренние и внешние рынки
сбыта, или реконструкцию и модернизацию традиционной
промышленной базы.

9. Зависимость динамики инвестиционных процессов от
наличия преференций. В регионах, где успешно действуют
свободные экономические зоны (СЭЗ) и территории приоритетного
развития (ТПР), процесс привлечения как национального, так и
иностранного капитала имеет более ярко выраженную динамику,
чем в целом в Украине. Наибольшие результаты по внедрению
специального режима инвестиционной деятельности достигнуты
в Донецкой, Закарпатской, Львовской и Харьковской областях
[14]. В то же время, направленность инвестиций в приоритегные
виды экономической деятельности СЭЗ и ТПР реализуется на
уровне 10-20%. Среди областей с наименьшими показателями
реализации приоритетов СЭЗ и ТПР выделяются Луганская и
Житомирская области [14].

10. Низкий уровень инвестирования в расчете на душу населения. Среди 25 государств СНГ и Центральной Европы по показателю уровня инвестирования на душу населения Украина занимает 22-е место, уступая государствам Центральной Европы и Прибалтики, где показатель превышает 1,5-2,5 тыс. долл. США на одного человека. Притом, что даже г. Киев, как один из наиболее сильных реципиентов, где на одного человека приходится 1000 долларов США, уступает по данному показателю столицам западных государств [40].

//. «Сервисный» характер современной тактики зарубежных инвесторов. Инвестиционный поток, направленный на массовую дистрибуцию иностранных товаров на украинский рынок или на дублирование уже раскрученных в других

государствах схем предоставления различного рода торговых, консалтинговых, рекламных услуг, обусловил повышенный уровень поступлений этих инвестиций в столичный регион, который характеризуется наибольшей покупательской способностью населения и возможностями создания сервисных служб общегосударственной направленности. Эта особенность определила повышенную долю Киева в общем объеме притока иностранного капитала, которому уступают высокоразвитые индустриальные центры Донбасса и Приднепровья, а также и другие регионы Украины.

Вышеуказанные причины определяют не только отраслевую направленность иностранных инвестиций, но и территориальную дифференциацию их использования в украинской экономике.

За годы независимости приток прямых иностранных инвестиций в Украину осуществлялся с четкой периодичностью:

- в период с 1992 по 1994 год прослеживался низкий уровень привлечения иностранных инвестиций. Так, в 1994 году этот показатель в расчете на душу населения не превышал 10 долларов США, что было обусловлено кризисной ситуацией в украинской экономике [73];

- в период с 1994 по 2000 год отмечен динамичный рост интереса иностранных инвесторов к украинской экономике. В этот период объем иностранных инвестиций вырос в 6,8 раза. В числе причин повышения интенсивности инвестиционной деятельности— выход экономики Украины из кризиса и, соответственно, повышение международного рейтинга Украины [73];

- период с 2001 года по нынешнее время характеризуется повышением инвестиционной привлекательности экономики Украины. В это время объем иностранных инвестиций вырос в 2,5 раза. Однако, несмотря на периодическое улучшение инвестиционных рейтингов Украины, в 2005 году темпы роста инвестиций сократились [40]. Это стало одной из причин замедления темпов экономического роста.

Следует отметить, что диспропорции в экономическом развитии регионов Украины отражаются и на региональной Дифференциации инвестиционной привлекательности.

Согласно данным таблиц 6.2. и 6.3., за последнее десятилетие наибольшим уровнем инвестиционной деятельности характеризуются: г. Киев, Киевская, Донецкая, Запорожская,

Особенности дифференциации регионов Украины по степени инвестиционной привлекательности - student2.ru Особенности дифференциации регионов Украины по степени инвестиционной привлекательности - student2.ru Таблица 6.2. Территориально-административные единицы с наиболь­шим объемом поступлений прямых иностранных инвес­тиций на одного человека (по состоянию на 2005 год)

  % Место по объему ПИИ на одного человека Место по показателю объема ПИИ!
Украина - -
г. Киев 575.2
Киевская обл. 160,5
Запорожская обл. 140,1
Днепропетровская обл. 120,2
Одесская обл. 115,5
Донецкая обл. 57,3

Таблица 6.3. Территориально-административные единицы с наименьшим поступлением ПИИ на одного человека (по состоянию на 2005 год)

  % Место по объему ПИИ иа одного человека Место по абсолютному показателю объема ПИИ
Украина - -
Черновицкая обл. 14,9
Тернопольская обл. 18,5
Винницкая обл. 20,7
Хмельницкая обл. 26,0
Луганская обл. 32,5
г. Севастополь 74,9

Днепропетровская и Одесская области. Среди областей с наименьшей долей иностранных инвестиций следует выделить: Винницкую, Черновицкую, Тернопольскую, Хмельницкую, Луганскую области. Помимо этого, к числу динамично развивающихся и активно привлекающих инвестиции относятся Львовская и Закарпатская области, которые используют инвестиции в рамках функционирования Карпатского еврорегиона. Необходимо признать, что в последние годы повысилась активность иностранных инвесторов в отношении Луганской, Днепропетровской, Черновицкой, Кировоградской, Харьковской областей и АРК, что свидетельствует о росте интереса

иностранных инвесторов к экономическому потенциалу обозначенных регионов.

В 2006 году крупнейшими инвестиционными донорами Украины выступали США (16,6% объема ПИИ), Кипр (10,8%), Великобри­тания (9,5%), Нидерланды (8,4%). Россия (6,7%), Германия (5,7%), большая часть которых относится к ведущим мировым экспортерам капитала [80].

Однако эти государства обеспечивают всего около одной трети экспорта капитала в мире, а инвестиции из азиатских стран, таких, как Япония, Китай, Саудовская Аравия, Сингапур и Тайвань (еще одна треть мирового капитала), в Украине представлены слабо.

Интересен тот факт, что доля прямых иностранных инвестиций из оффшорных зон занимает в экономике Украины около 22% всего их объема. Очевидно, этот поток иностранных инвестиций имеет украинское происхождение (ранее в силу различных причин капитал был вывезен за пределы государства, и теперь возвращается уже в качестве иностранного инвестиционного ресурса).

Одной из главных причин низкого уровня прямого иностранного инвестирования в Украине пока что остается неблагоприятный, по фавнению с другими государствами, инвестиционный климат. На сегодняшний день инвестиционный климат Украины характеризуют:

- несовершенство имеющейся нормативно-правовой базы;

- кризисное положение в экономике государства;

- «непрозрачность» фондового рынка и приватизационных процессов;

- низкая покупательская способность населения;

- высокая доля теневого сектора экономики;

- неблагоприятная экологическая ситуация;

- высокий уровень коррумпированности в органах власти.
Именно устранение этих отрицательных черт инвестиционного

климата, которые находят выражение в различных видах инвестиционных рисков, может стимулировать инвестиционную активность в регионах и таким образом повысить инвестиционную привлекательность экономики Украины.

Оценка инвестиционной привлекательности регионов Украины на основе учета инвестиционного потенциала и рисков, как двух взаимосвязанных составляющих инвестиционной привле­кательности региона, позволила выявить ряд закономерностей.

Лидирующие позиции по суммарному инвестиционному

Особенности дифференциации регионов Украины по степени инвестиционной привлекательности - student2.ru Особенности дифференциации регионов Украины по степени инвестиционной привлекательности - student2.ru Особенности дифференциации регионов Украины по степени инвестиционной привлекательности - student2.ru потенциалу (табл. 6.4) по праву занимает г. Киев, который опережает всех по социально-трудовому, хозяйственному, инновационному, финансовому и потребительскому потенциалам. Он также имеет наиболее разветвленную инфраструктуру и развитую структуру рыночных институтов [6]. Вместе с тем, очень низкий уровень природно-сырьевого потенциала и высокий экологический риск (выбросы в атмосферу загрязняющих веществ более чем в сто раз превышают показатели наиболее благополучной в этом плане Херсонской области) снижают инвестиционную привлекательность столицы (табл. 6.5).

Сразу за Киевом следует Донецкая область, которая, одновременно с высоким инвестиционным потенциалом, также характеризуется повышенным риском. Несмотря на весомый разрыв в величине природно- сырьевого потенциала, она уступает столице по семи другим составляющим инвестиционного потенциала [80]. Днепропетровская, Запорожская и Луганская области имеют средний инвестиционный потенциал и повышенный риск для вложения инвестиций, обусловленный негативными региональными тенденциями в финансовом секторе, опасной криминогенной ситуацией, неблагоприятной экологической обстановкой и наличием повышенного социально-демографического риска.

Для ряда регионов характерен средний уровень инвестиционного потенциала и риска: Автономная Республика Крым, г. Севастополь, Харьковская, Одесская, Николаевская, Львовская, Черкасская, Киевская, Полтавская и Ровенская области. Проигрьші в потенциале перед областями с высокой концентрацией инвестиционного капитала объясняется слабым развитием промышленного производства, упадком аграрного сектора.

Вместе с тем, удельный вес «среднего» региона составляет 0,6-4,8% экспорта, 1-5% инвестиций, 2-3% розничного товарооборота. Количество работающих предприятий на душу населения, как правило, ниже среднего показателя по стране (19 предприятий на 1 тыс. человек) [6].

Несмотря на непосредственную близость к столице, Киевская область занимает лишь девятую позицию по совокупному инвестиционному потенциалу. Это связано с перемещением ресурсов (трудовых и финансовых) в город Киев, что увеличивает его и без того высокие финансово-экономические показатели.

Особенности дифференциации регионов Украины по степени инвестиционной привлекательности - student2.ru Особенности дифференциации регионов Украины по степени инвестиционной привлекательности - student2.ru Таблица 6.4. Инвестиционный потенциал регионов Украины в 2004 году


(по мере убывания)

Особенности дифференциации регионов Украины по степени инвестиционной привлекательности - student2.ru

           
    Особенности дифференциации регионов Украины по степени инвестиционной привлекательности - student2.ru
  Особенности дифференциации регионов Украины по степени инвестиционной привлекательности - student2.ru
    Особенности дифференциации регионов Украины по степени инвестиционной привлекательности - student2.ru
 
 


Таблица 6.5. Инвестиционный риск регионов Украины в 2004 году (по мере возрастания) [6]

Особенности дифференциации регионов Украины по степени инвестиционной привлекательности - student2.ru

Подобная ситуация характерна и для ряда других, близко расположенных к столице областей - Черкасской, Черниговской, Житомирской и Сумской.

Еще одна группа, состоящая из одиннадцати областей (Ивано-Франковской, Кировоградской, Волынской, Винницкой, Сумской, Закарпатской, Херсонской, Черновицкой, Тернопольской, Житомирской и Черниговской), находится в зоне с низким инвестиционным потенциалом и средним уровнем риска.

Обособленное положение Хмельницкой области объясняется повышенным уровнем риска, обусловленным неблагоприятными тенденциями в предпринимательском и финансовом секторе, а также социально-демографическими факторами.

Таким образом, в результате оценки инвестиционной привлекательности выделяются пять региональных групп, каждая из которых имеет свои особенности. У регионов-лидеров (Киев и Донецкая область) - большие внутренние резервы, высокие инвестиционный потенциал и запас прочности от воздействующих на них рисков, они обладают необходимыми ресурсами для устойчивого развития. Несмотря на повышенный уровень риска, в ближайшее время их инвестиционное будущее существенно не изменится. Единственными ограничениями по привлечению инвестиций в ближайшие годы могут стать насыщенность рынка, высокий уровень конкуренции, ограниченность трудовых и природно-сырьевых ресурсов.

Недавние лидеры (Днепропетровская, Запорожская и Луганская области) по уровню инвестиционного потенциала образовали группу регионов-сублидеров. Эти области имеют повышенный уровень социально-демографического и финансового риска, характеризуются неблагополучной экологической обстановкой и нестабильной криминогенной ситуацией. В числе генерирующих факторов инвестиционной привлекательности этой группы -обеспеченность природно-сырьевой базой и наличие высокоразвитой индустриальной структуры. Однако повышенный уровень инвестиционного риска требует диверсификации инвестиций и поиска надежных субъектов в регионах с меньшим уровнем риска.

Базисные регионы (АР Крым, г. Севастополь, г. Харьков, Одесская, Николаевская, Львовская, Черкасская, Киевская, Полтавская и Ровенская области) формируют основу экономической системы государства. Именно здесь формируется новая плеяда инвестиционно привлекательных регионов. У этой группы - средние

Особенности дифференциации регионов Украины по степени инвестиционной привлекательности - student2.ru Особенности дифференциации регионов Украины по степени инвестиционной привлекательности - student2.ru по стране уровень инвестиционного потенциала и уровень риска, что в ближайшее время вызовет к ней повышенный интерес инвесторов.

В состав «регионов-челленджеров» входят две группы. С одной стороны - это продолжающие демонстрировать стабильный рост в промышленности и сельском хозяйстве аграрно-индустриальные Винницкая, Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Тернопольская и Черновицкая области. С другой - Сумская, Херсонская, Житомирская, Черниговская и Кировоградская области, с технологически отсталой производственной базой. Эти области имеют хороший инвестиционный потенциал, однако без ощутимой помощи государства им не обойтись.

Регионом-аутсайдером является Хмельницкая область, которая при умеренном инвестиционном потенциале имеет высокие экономический, финансовый и социально-демографический риски. Снижение вышеуказанных рисков, а также увеличение доли услуг в структуре экономики региона позволит Хмельницкой области улучшить свои показатели и присоединиться к группе «регионов-челленджеров» (см. рис.3 Приложения).

Очевидно, в ближайшие годы факторами, лимитирующими инвестиционную деятельность в Украине, станут насыщенность рынка, высокий уровень конкуренции, ограниченность трудовых и природно-сырьевых ресурсов, а также особенности ценовой политики в сфере энергоносителей. Ценовой фактор также будет способствовать сохранению инвестиционных диспропорций по секторам и отраслям экономики, а также консервации инвестиционных диспропорций по регионам.

Исходя из этого, важнейшую роль в активизации инвестиционной деятельности Украины играет разработка экономической политики, ориентированной на формирование и использование инвестиционного потенциала регионов.

Контрольные вопросы:

1. Какие черты характеризуют современный инвестиционный процесс в Украине?

2. Каковы особенности отраслевой и территориальной направленности инвестиционных потоков в Украине?

3. В чем специфика региональной дифференциации Украины по уровню инвестиционной привлекатель­ности?

Наши рекомендации