Основы теории потребительского поведения

Перед каждым потребителем стоят три вопроса: 1.Что купить? 2. Сколько стоит? 3. Хватит ли денег, чтобы осуществить покупку?

Чтобы ответить на первый вопрос, надо выяснить полезность вещи для потребителя, чтобы ответить на второй - исследовать цену, чтобы решить третий вопрос - определить доход потребителя. Эти три проблемы - полезность, цена и доход - и составляют содержание теории поведения потребителя. Попытаемся определить их взаимосвязь.

Полезность блага(utilityofgood)-это способностьэкономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. В результате исследований в XIX в. была выявлена закономерность: потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. При этом предполагается, что вкусы потребителей постоянны, а функция потребления непрерывна и, следовательно, дифференцируема в каждой точке.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что понимал Адам Смит под «невидимой рукой» рынка?

2. Охарактеризуйте понятие рынок.

3. Дайте характеристику основных видов рынка.

4. Какие виды рыночных структур вы знаете? Дайте их характеристику.

5. Какова роль конкуренции в рыночной экономике?

6. В чем заключается роль спроса-предложения на рынке?

7. Каким образом может поддерживаться соответствие между спросом и предложением?

8. Дайте характеристику закона спроса. Каковы факторы, воздействующие на спрос?

9. Охарактеризуйте закон предложения. Каковы факторы, воздействующие на предложение?

10. Дайте характеристику эластичности спроса и предложения.

11. Раскройте содержание теории поведения потребителя.

Рекомендуемая литература:

1. Курс экономической теории. Под общ.ред.проф.Чепурина М.Н. и проф.Кисилевой Е.А. Киров, 2009, гл.2, с.24-44.

2. Политическая экономия: Учебно-методическое пособие для преподавателей. Под ред.А.В.Сидоровича, Ф.М.Волкова. М., Изд-во МГУ, 2009, гл.1, с.12-33.

3.Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник: М.: Юристъ, 2009, гл. 4, с.100-120, гл.5, с.121-136.

4. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общей ред. акад. В.И.Видяпина, акад.Г.П.Журавлевой. – М., 2010, гл.1, с.43-54, гл. 2, с.55-66.

5. Национальная экономика. Учебник / Под ред. Сидоровича А.В. Абишева А.А., Алматы, Экономика, 2009.

Тема 6. Конкуренция и монополия.

Цель лекции:раскрыть сущность конкуренции, ее видов и форм.

Вопросы лекции:

1. Сущность конкуренции, ее экономическая роль

2. Теория монополий

3. Акционерные общества, финансово-промышленная группа

Сущность конкуренции, ее экономическая роль

Конкуренция – это соперничество между производителями (продавцами) товаров, т.е. между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких прибылей и других выгод.

Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике.

Существует несколько видов конкуренции:

- совершенная конкуренция (свободная) – это конкуренция, имеющая место на рынке со множеством продавцом и покупателей схожего, взаимозаменяемого товара. На таком рынке ни один из продавцов и покупателей не способен оказывать решающего влияния на цену и масштабы продаж.

- конкуренция несовершенная (монополистическая) – это конкуренция, имеющая место на рынке с большим количеством продавцов и покупателей при значительном разнообразии товаров продаваемых по разным ценам, когда продавцы способны влиять на уровень цен.

- ценовая конкуренция – это конкуренция, осуществляемая посредством снижения цен,

- неценовая конкуренция – это конкуренция, осуществляемая посредством улучшения качества продукции и условий продажи при неизменных ценах.

- олигополистическая конкуренция – это конкуренция, имеющая место на рынке с небольшим количеством крупных продавцов товаров, способных оказывать существенное влияние на цены.

Конкуренция – это один из главных элементов рыночной экономики и главное условие существование рынка.

Производители товаров в борьбе за потребителя стараются производить качественную, нужную потребителям продукцию и тем самым способствуют производству высококачественных, отвечающих современным запросам потребителей, товаров.

Теория монополий

Монополия – это крупное объединение нескольких фирм с целью получения монопольно высокой прибыли и достижения монопольного положения на рынке определенного товара или группы товаров. Монопольно высокая прибыль – это цель любого монополистического объединения, получаемая за счет монопольного положения продавца на рынке, реализующего товары по монопольно высокой цене.

Монопольно высокая цена – это рыночная цена, устанавливаемая под влиянием господства монополистов на рынке данного товара. Монопольная цена чаще всего намного превышает устанавливающуюся на конкурентном рынке цену.

Отношения государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно. С одной стороны монополия ограничивает выпуск продукции и устанавливает более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. С другой стороны, продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке.

Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма обладает достаточными средствами для успешного проведения исследования и разработок.

Кроме того, крупные масштабы производства (которые характерны для монополистических объединений) позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы. Учитывая двойственный характер монополистических объединений, правительства стран с развитой рыночной экономикой стараются в какой-то мере противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию.

Наши рекомендации