Рекомендации по написанию курсовой работы по микроэкономике

Курсовая работа по микроэкономике имеет следующую струк­туру:

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ \ РЕФЕРАТ IСОДЕРЖАНИЕ

I ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ I ЗАКЛЮЧЕНИЕ I СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Титульный лист оформляется в строгом соответствии с об­
разцом (см. Приложение 1).

Вверху - название учебного заведения и учреждения, которому оно подчиняется. Ниже справа - виза заведующего кафедрой. В се­редине листа - тема курсовой работы.

Ниже, справа, - фамилия, имя, отчество, звание и должность научного руководителя, а также - фамилия, имя, отчество студента, номер группы, личная подпись, дата сдачи работы.

Внизу - год написания курсовой работы.

При оформлении титульного листа следует обратить внимание на наличие всех подписей (с датами).

2. Рефератпредставляет собой обязательный компонент кур­
совой работы, размещается непосредственно за титульным листом
и включает определенный перечень составных элементов. К ним
относятся: выходные данные курсовой работы - количество стра­
ниц, использованных источников, рисунков, таблиц, схем, прило­
жений; ключевые слова по теме исследования; объект и предмет
исследования; цель и задачи исследования; основные результаты
проведенного исследования (пример оформления реферата приве­
ден в Приложении 2).

Для того чтобы проверить, правильно ли представлены основ­ные характеристики исследования, полезно ответить на следующие вопросы:

- что надо изучить из того, что ранее не было изучено? (Про­блема)

- почему данную проблему нужно в настоящее время изучать? (Актуальность)

- что рассматривается? (Объект исследования)

- как рассматривается объект, какие новые отношения, свойст­ва, аспекты, функции раскрывает данное исследование? (Предмет исследования)

- какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит? (Цель)

- что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? (Задачи)

- что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем та­кого, чего не замечают другие? (Гипотеза и защищаемые положе­ния)

3. Содержание представляет собой систематизированный ука­затель структурных частей курсовой работы и содержит названия пунктов и подпунктов плана курсовой работы: введение, наимено­вание глав и параграфов, заключение, список использованных ис­точников и наименование приложений с указанием их номеров. При этом формулировки должны соответствовать содержанию ра­боты, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать ее внутреннею логику. Обязательно указывать страницы, с которых начинается каждый пункт или подпункт. Особое внимание следует обратить на соответствие номеров страниц в содержании и по тек­сту. Пример оформления содержания курсовой работы приведен в Приложении 3.

4. Введение должно отражать актуальность и новизну темы, степень ее освещения в научной и специальной литературе. Цель и задачи курсовой работы должны быть сформулированы под углом зрения решения определенной экономической проблемы. Кроме того, необходимо указать используемые приемы и способы анали­тических исследований, дать краткую характеристику объекта и предмета исследования, описать структуру работы.

Принадлежность какого-либо сочинения или изложения к нау­ке определяется по признакам характера целеполагания, выделения специального объекта исследования, применения специальных средств познания, соблюдения однозначности терминологии. Можно выделить 10 характеристик, позволяющих оценить качест­во исследования: проблема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения, новиз­на, значение для науки, значение для практики.

Постановка проблемы предполагает ответ на вопрос: что надо изучить из того, что ранее не было изучено? Необходимо отличать научную проблему от практической задачи. В проблеме находит отражение пробел в научном знании. Нужно так обозначить про­блему, чтобы в ней нашло отражение движение от старого к ново-

му, т.е., с одной стороны, было понятно, с какими более широкими категориями и проблемами она соотносится, а с другой - какой но­вый познавательный и практический материал предполагается освоить.

Обосновать актуальность исследования - значит объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать. Сле­дует различать практическую и научную актуальность. Начинать исследование имеет смысл лишь при наличии и той, и другой. Мо­жет наблюдаться ситуация, когда в науке данный вопрос решен, но по тем или иным причинам полученные наукой знания не дошли до практики. В таком случае необходимо сосредоточить усилия не на исследовании того же самого, а на доведении уже состоявшегося научного решения проблемы до практического применения.

Определить объект исследования - значит выяснить, что имен­но рассматривается в исследовании.

Однако получить новое знание об объекте во всех его аспектах и проявлениях практически невозможно, поэтому необходимо определить предмет исследования, т.е. обозначать, как рассматри­вается объект, какие отношения в нем, свойства, аспекты, функции оно раскрывает. Предмет - это собственное видение исследовате­лем изучаемого объекта. Он целенаправленно конструирует пред­мет, выделяет в объекте то, о чем он и только он намерен получить новое научное знание. Определение предмета одновременно от­крывает возможность прийти к конечному (для данного этапа) ре­зультату. Формулирование предмета исследования - результат уче­та задач, реальных возможностей и имеющихся в науке описаний объекта, а также других характеристик исследования.

Ставя перед собой цель, исследователь определяет, какой ре­зультат он намерен получить в ходе работы, а задачи дают пред­ставление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.

Гипотеза и защищаемые положения раскрывают представления исследователя о том, что не очевидно в объекте, что он видит в нем такого, чего не замечают другие. Гипотеза - предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным. Гипотеза представляет собой знание не достоверное, а вероятное; такое высказывание, истинность или

ложность которого не установлена. Процесс установления истин­ности или ложности гипотезы и есть процесс познания. Типичная ошибка - тривиальность гипотезы, самоочевидность того, что вы­двигается как научное предположение.

Подводя итоги своей работы, исследователь имеет возмож­ность сказать о новизне полученных результатов: что сделано из того, что другими не было сделано, какие результаты получены впервые. На этом этапе устанавливается также значение исследо­вания для науки: в какие проблемы, концепции, отрасли науки вно­сятся изменения, направленные на развитие науки, пополняющие ее содержание. Важно иметь в виду, что между новизной результа­тов исследования и их значением для науки имеется существенное различие. Характеризуя новизну результатов, исследователь оста­ется в рамках поставленных задач и показывает, какое знание он получил, решая их. Значение полученного нового знания выявляет­ся по отношению к другим сферам познания, к научной работе, ко­торая только еще предстоит в будущем. Определение научной зна­чимости исследования имеет решающее значение для его оценки.

Размышляя о значении проведенной научной работы для прак­тики, следует ответить на вопрос: Какие конкретные недостатки практической деятельности можно исправить с помощью получен­ных в исследовании результатов?

Необходимо отметить, что все методологические характери­стики взаимосвязаны, дополняют и корректируют друг друга. Про­блема находит отражение в теме исследования, которая должна так или иначе отражать движение от достигнутого наукой к новому, содержать момент столкновения старого с новым. В свою очередь, выдвинутые проблемы и сформулированная тема предполагают определение и обоснование актуальности исследования. Объект исследования обозначает область, избранную для изучения, а предмет - это то, о чем исследователь намеревается получить новое знание. Таким образом, перечисленные характеристики составляют систему, все элементы которой в идеале должны соответствовать друг другу, взаимно друг друга дополнять. По степени их согласо­ванности можно судить о качестве самой научной работы. В этом случае система методологических характеристик выступит обоб­щенным показателем ее качества.

Поскольку курсовая работа по микроэкономике предполагает лишь первоначальное приобщение студентов к исследованию, то, видимо, нет необходимости представлять в ней абсолютно все ха­рактеристики. Некоторые их них могут быть определены в зависи­мости от выбранной темы (например, гипотеза). Формулировка этих характеристик будет зависеть от квалификации преподавате­ля-руководителя, подготовленности студентов, специфики темы исследования и других обстоятельств.

Рекомендуемый объем введения: 2-3 страницы.

5. Основная часть курсовой работы не требует специального заголовка, а делится на главы, состоящие из параграфов, которые, в свою очередь, могут быть разбиты на пункты. Каждая из этих со­ставляющих имеет заголовок, входящий в состав содержания. Слова «глава», «параграф», «пункт» в заголовках не используются. Допус­кается не формировать пункты или не присваивать им заголовки. В этом случае в состав содержания они не включаются.

Нумерация названных составляющих основной части произво­дится по числовой иерархической системе, причем после последней цифры, а также после заголовка, точка не ставится.

В основной части раскрывается содержание темы, дается ее теоретическое обоснование с широким привлечением специальной литературы и статистического материала. Изложение темы должно быть связано с современными экономическими проблемами в Рос­сии.

Основная часть курсовой работы по микроэкономике состоит, как правило, из двух глав:

- первая глава должна содержать всестороннее рассмотрение теоретических основ выбранной темы исследования, изложение различных точек зрения и подходов к данной проблеме. Студент должен продемонстрировать владение основным понятийным ап­паратом по выбранной теме, отразить свою точку зрения по данно­му вопросу;

- во второй главе автор должен продемонстрировать умение применить изложенные им в первой главе теоретические положения к решению конкретной микроэкономической проблемы, показать владение экономическими методами осмысления конкретных си-

туаций, способность анализировать фактические данные, относя­щиеся к исследуемой теме. Приводимые в работе рисунки, таблицы, графики, диаграммы должны быть пронумерованы, озаглавлены и иметь ссылку на источник. При анализе фактических данных из раз­ных источников следует обратить внимание на их сопоставимость.

По согласованию с научным руководителем возможно измене­ние структуры курсовой работы в том случае, если это способству­ет более правильному и полному раскрытию темы.

6. В заключении подводятся основные итоги проведенного
анализа, формулируются самостоятельные выводы по результатам
выполненной работы в целом. В нем отмечается их практическая
значимость, возможность внедрения результатов работы и даль­
нейшие перспективы исследования темы. Важнейшее требование к
заключению - его краткость и обстоятельность. Не следует повто­
рять содержание введения и основной части работы. В целом за­
ключение должно давать ответы на следующие вопросы:

- С какой целью предпринято студентом данное исследование?

- Что сделано?

- К каким выводам пришел автор? Рекомендуемый объем заключения: 1 - 2 страницы.

7. Список использованной литературы является обязатель­
ным компонентом курсовой работы и должен оформляться строго в
соответствии с установленными правилами. Основой для составле­
ния библиографических записей использованных источников явля­
ется ГОСТ 7.1-2003.

Библиографическая запись состоит из заголовка и библиогра­фического описания. Заголовок может включать в себя имя лица, наименование организации, унифицированное заглавие, обозначе­ние документа, и т.д. При указании имени лица фамилия от имени и отчества (или инициалов) отделяется запятой. При этом в заголов­ке приводят фамилию (наименование) только одного автора, если авторов не более трех. Если число авторов более трех, библио­графическая запись приводится без заголовка.

При составлении библиографического описания для курсовой работы в него включаются обязательные и некоторые факультатив­ные элементы, а именно:

- область заглавия и сведений об ответственности;

- область издания;

- область выходных данных;

- область физической характеристики.

Каждой области описания, кроме первой, предшествует знак «точка и тире» (. - ).

Заглавие источника, следующее за заголовком, переносится с титульного листа источника и может состоять из нескольких пред­ложений, разделяемых точкой. Основное заглавие может допол­няться и уточняться указанием на характер издания (например, «учебное пособие»), его назначение, жанр и т.п. Отделяются эти сведения от основного заглавия двоеточием (:) и пишутся со строч­ной буквы. Если таких сведений несколько, двоеточие ставится перед каждым из них.

Сведения об ответственности включают сведения о лицах (ав­торах, редакторах, составителях, переводчиках) и/или организациях (институтах, учреждениях, министерствах), несущих ответствен­ность за содержание книги. Перед первыми сведениями об ответст­венности ставится косая черта (/). Если сведений об ответственности несколько, они разделяются точкой с запятой.

Особенности документа, отличающие данное издание от других его изданий, указываются в области издания. Повторность издания всегда обозначают арабскими цифрами. Эти сведения могут сопро­вождаться пояснениями, например: 2-е изд., испр. и доп.

К выходным данным относятся: место издания (изготовления), издательство и дата издания.

Под местом издания понимается город, название которого при­водят в полной форме. Исключение составляют Москва (М.), Ле­нинград (Л.), Санкт-Петербург (СПб.). При наличии двух и более мест издания их разделяют точкой с запятой (;), например: М.; СПб.

Название издательства приводится преимущественно в со­кращенной форме; собственное название приводят без кавычек, на­именования формы собственности (ООО, ЗАО и т.д.), а также слова «издательство», если оно не связано грамматически с названием

издающей организации (например: Изд-во МГУ). Перед названием издательства ставится двоеточие.

Датой издания считается год издания документа. Перед датой издания ставится запятая.

Область физической характеристики содержит обозначение физической формы объекта описания вместе с указанием объема, и при необходимости - сведения об иллюстрациях, и др.

Сведения о нумерации (пагинации) приводят теми цифрами (арабскими или римскими), которые использованы в объекте описа­ния:

186 с. 1 зв. кассета

XII, 385 с. 2 электрон, опт. диска

Для описания части издания (статьи в журнале, главы в книге и т.д.) используется так называемая аналитическая библиографиче­ская запись, включающая сведения о составной части, сведения об основном документе и сведения о местоположении составной части в документе. Схема такой записи выглядит следующим обра­зом:

Сведения о составной части документа // Сведения об основ­ном документе. - Сведения о местоположении.

Как правило, в записи основного документа заголовок не при­меняют. Не приводятся также сведения об объеме основного изда­ния. Сведения об ответственности для составной части не приводят­ся, если они совпадают со сведениями заголовка. Для периодических журналов не приводится место издания.

Особого упоминания заслуживает использование в качестве источников веб-сайтов и их отдельных страниц. Их достовер­ность довольно часто вызывает сомнения. Кроме того, большинст­во Интернет-источников имеет короткое время жизни, что пре­пятствует их повторному использованию. С другой стороны, иногда эти источники являются наиболее, а порой и единственно доступными. Поэтому при использовании таких источников следу­ет придерживаться следующих правил:

- использовать достаточно авторитетные источники, автор­ство которых (или другая форма ответственности) может быть хорошо установлено; избегать ссылок на литературу и документы, размещенные на бесплатных веб-сайтах;

- из множества различных сайтов с идентичным содержанием выбирать тот, на котором используемый материал «проживет» максимальное время (впрочем, как и сам сайт);

- избегать ссылок на веб-страницы, если есть возможность сделать аналогичную ссылку на материал в форме «твердой ко­пии», имеющей необходимые издательские атрибуты (книгу, жур­нал, CD-ROM, видеокассету и т.д.);

- при составлении ссылок на материалы веб-сайтов использо­вать те же принципы, что и для «бумажных» ссылок, обращая осо­бое внимание на название веб-страницы, ее полный и точный адрес (URL), сведения об ответственности и дату публикации.

В библиографический список курсовой работы по микроэко­номике необходимо включить в алфавитном порядке основные учебники по экономической теории, нормативные документы по данной проблематике, дополнительную научную литературу, ста­тьи и публикации из экономических и специальных журналов, ма­териалы газет, статистических сборников, и т.п. Вся литература имеет сплошную нумерацию. Источники INTERNET приводятся в конце перечня с соблюдением вышеперечисленных требований. Образец оформления списка использованной литературы приведен в Приложении 4.

Обязательным требованием написания курсовой работы явля­ется наличие ссылок на использованную литературу.

На все включенные в список источники должны иметься ссыл­ки по тексту курсовой работы. При ссылке на произведение, описа­ние которого включено в библиографический список, в тексте кур­совой работы после упоминания о нем (после цитаты из него) ука­зывают в квадратных или в круглых скобках номер, под которым оно значится в библиографическом списке, и соответствующие но­мера страниц, например: [2, с. 35 - 36].

8. Приложения являются важной, но в общем случае не обяза­тельной составной частью курсовой работы по микроэкономике. Они используются для подтверждения и конкретизации материала основной части работы. В состав приложений можно включить при необходимости отчетные формы, статистические данные, выдерж-

ки из нормативных документов, графический и иной иллюстратив­ный материал. Во всех случаях необходима ссылка на источник.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа с ука­занием в правом верхнем углу слова «ПРИЛОЖЕНИЕ».

При необходимости приложение может иметь заголовок.

В основном тексте на все приложения должны быть даны ссылки. При наличии в курсовой работе нескольких приложений их располагают в порядке появления ссылок в тексте и нумеруют арабскими цифрами, например ПРИЛОЖЕНИЕ 1, и т. д. Если при­ложение занимает несколько страниц, каждая страница, кроме пер­вой, должна сопровождаться надписью «Продолжение Приложе­ния ...».

Нумерация страниц приложений должна входить в общую ну­мерацию страниц работы.

Иллюстрации, таблицы и формулы, помещенные в приложени­ях, нумеруются в пределах каждого приложения, например: Табл. П. 1.3. (третья таблица первого приложения).

9. Перечень принятых сокращений приводится лишь в случае необходимости. Если в работе принята специфическая терминоло­гия, а также используется особая система сокращения ключевых понятий или новые символы, то их перечень дается в виде отдель­ного списка. Все остальные слова в курсовой работе пишутся пол­ностью, без сокращений.

Наши рекомендации