Кадровая проблема «Алькора»

Учебная цель предлагаемой студентам ситуации - с помощью преподавателя сформулировать проблемы и алгоритм их решения.

Данная ситуация характерна для как в целом всей системы государственного управления в Казахстане, так и непосредственно управления экономикой Казахстана. Проблема заключается в неэффективном механизме реализации программных мероприятий развития различных секторов и сфер экономики (народного хозяйства) в Казахстане.

На первом этапе студенты знакомятся с ситуацией.

Формулируются проблемы, которых должно быть не менее трех.

В нашей ситуации это могут быть проблемы, связанные с безопасностью бизнеса, подбором и оценкой кадров, формированием команды.

На втором этапе студенческая группа делится на три подгруппы, каждая из которых имеет свое наименование:

1-я группа — «генераторы идей»;

2-я группа — «критики»;

3-я группа — «арбитры».

«Генераторам идей» дается следующее задание: в течение 10 мин письмен­но разработать решение одной из трех сформулированных проблем. Затем один из членов группы, используя записи, излагает эти решения.

«Критики» внимательно выслушивают «генераторов», уточняя неясные и непонятные моменты. Затем они получают текст выступления и в течение 10 мин критически осмысливают наработанное «критиками», записывают все сказанное в их группе. Представитель «критиков» выступает перед группами с сообщением.

«Арбитры» выслушивают обе стороны. Их задача - оценить выступление «генераторов» и «критиков» по трем критериям:

1) насколько удачно решена проблема - от 2 до 5 баллов;

2) ± 1 балл за культуру ведения дискуссии;

3) ± 1 балл за письменное оформление идеи.

«Арбитры» выводят и объясняют общую оценку.
После завершения первого этапа (этап заканчивается выступлением «ар­битров») группы дважды меняются ролями.

Победителем объявляется группа, набравшая большее количество баллов.

Таблица для ведения записи преподавателем на доске

  Группа 1 Группа 2 Группа3
1- я проблема 2 -я проблема 3-я проблема Общий результат

«АМЕРИКАН САЙЭНАМАИД К°»

«Американ Сайэнамаид Компани» является диверсифициро­ванной международной компанией, занимающейся исследова­ниями, разработкой, производством и продажей свыше 2500 наименованийпродукции. Компания имеет производственные отделения по вы­пуску сельскохозяйственной, фармацевтической, специальной химической продукции и товаров народного потребления. «Сяйэ» намаид» считается, прежде всего, исследовательской компанией со значительными возможностями для разработки основного хими-

ческого продукта и переработки его в семейство разнообразных продуктов.

Одним из многочисленных продуктов «Сайэнамаид» является — химический осветительный прибор. Впервые он поступил в продажу в прошлом году, хотя явился результатом десяти­летних исследований в «Американ Сайэнамаид». Фонарик «Сайэ»- представляет собой светлую пластиковую трубку в форме (никой палочки, шести дюймов длиной, в которой находятся два жидких химических компонента. Устройство можно приводить в действие и использовать под водой, а также в ситуациях, когда батарейку или электроток нельзя использовать или где искра от обычных осветительных приборов может быть опасна. Технология, применяемая в фонарике «Сайэлюм» уникальна и защищена несколькими патентами США, принадлежащими «Американ Сайэнамаид Компания. Патенты действительны в течение ряда лет, и весьма вероятно появление нового поколения патентов, продукт одобрен и принят Горным бюро США. Федеральной администрацией авиации, ВМФ США и Упражне­нием служб общего назначения для специального использование в качестве сигнального знака или для освещения рабочих зон.

В течение нескольких лет производства и продажи фонарика подразделением органических химикатов (ПОХ) пользователям и промышленной и военной отраслях объем продажи значительно вырос. Руководство корпорации считало, что существует огромный нераскрытый потенциал, как на потребительском, так и на промышленном и военном рынках. Оба подразделения получилизадание подготовить независимые доклады с рекомендациями новых рынков для этого продукта и обшими подходами достижения прибыли. Меморандум включал в себя следующие положения: «Я ожидаю ваших предложений по рынкам, которые выглядят многообещающими, и по стратегиям, которых мы долны придерживаться, если выйдем на эти рынки. Я не жду каких-либо количественных данных — особенно в отношении стратегий, которые вы не могли бы предложить для вхождения ш эти рынки. Вы должны представить свои доклады на наше следующее административное совещание с пониманием, что если мы согласимся и примем стратегические направления, чтобы иметь разумный шанс на успех, то на вас и ваших сотрудников будет возложена ответственность за детальную проработку точных направлений стратегии и определение необходимых рас­ходов. Затем мы встретимся и решим, являются ли такие инвестиции возможными и желательными».

Вопросы:

1.Какие вопросы (три, четыре) вы бы задали, чтобы помочь себе в подготовке доклада по потребительскому и промышленному рынку?

2. Представьте процесс планирования в виде диаграммы, которую вы бы могли использовать при составлении примерного плана по рынку.

3. Какие возможности применения существуют на потре­бительском рынке (на промышленном, на государственном, для других некоммерческих организаций)?

4. Какое решение о продукте вы приняли?

Примерные вопросы подготовки для дискуссий и обсуждений, круглых столов

1. Проблемы регионального развития в РК на современном этапе.

2. Государственное регулирование региональных диспропорций в РК

3. Региональные программы развития в РК

4. Межбюджетные отношения в РК: центр – регион

5. Оценка схемы размещения производительных сил и их влияние на развитие таксономических единиц региона

6. Участие государства в управлении экономикой – основной фактор устойчивого развития Казахстана

7. Мировой опыт выбора направлений системы государственного управления рыночной экономикой

8. Принципы участия государства в управлении рыночной экономикой Республики Казахстан

9. Роль государства в реализации социально – экономического развития в период рыночной экономики

10. Социальная инфраструктура государственной экономической политики в Республике Казахстан

11. Макроэкономическое регулирование – основа роста экономики в Республики Казахстан

12. Принципы формирования региональной политики государства

13. Проблемы оптимального взаимодействия центральных и региональных структур управления в Р.К.

14. Структура национальной экономики и ее роль в долгосрочной стратегии развития государства

15. Государственное регулирование экономической безопасности в Республике Казахстан.

16. Система управления предприятиями и ее роль в экономическом развитии страны

17. Стратегическое управление крупными предприятиями

18. Новые подходы и их реализация в процессе управления экономикой Казахстана на всех уровнях.

Наши рекомендации