Кадровая проблема «Алькора»
Учебная цель предлагаемой студентам ситуации - с помощью преподавателя сформулировать проблемы и алгоритм их решения.
Данная ситуация характерна для как в целом всей системы государственного управления в Казахстане, так и непосредственно управления экономикой Казахстана. Проблема заключается в неэффективном механизме реализации программных мероприятий развития различных секторов и сфер экономики (народного хозяйства) в Казахстане.
На первом этапе студенты знакомятся с ситуацией.
Формулируются проблемы, которых должно быть не менее трех.
В нашей ситуации это могут быть проблемы, связанные с безопасностью бизнеса, подбором и оценкой кадров, формированием команды.
На втором этапе студенческая группа делится на три подгруппы, каждая из которых имеет свое наименование:
1-я группа — «генераторы идей»;
2-я группа — «критики»;
3-я группа — «арбитры».
«Генераторам идей» дается следующее задание: в течение 10 мин письменно разработать решение одной из трех сформулированных проблем. Затем один из членов группы, используя записи, излагает эти решения.
«Критики» внимательно выслушивают «генераторов», уточняя неясные и непонятные моменты. Затем они получают текст выступления и в течение 10 мин критически осмысливают наработанное «критиками», записывают все сказанное в их группе. Представитель «критиков» выступает перед группами с сообщением.
«Арбитры» выслушивают обе стороны. Их задача - оценить выступление «генераторов» и «критиков» по трем критериям:
1) насколько удачно решена проблема - от 2 до 5 баллов;
2) ± 1 балл за культуру ведения дискуссии;
3) ± 1 балл за письменное оформление идеи.
«Арбитры» выводят и объясняют общую оценку.
После завершения первого этапа (этап заканчивается выступлением «арбитров») группы дважды меняются ролями.
Победителем объявляется группа, набравшая большее количество баллов.
Таблица для ведения записи преподавателем на доске
Группа 1 | Группа 2 | Группа3 | |
1- я проблема 2 -я проблема 3-я проблема Общий результат |
«АМЕРИКАН САЙЭНАМАИД К°»
«Американ Сайэнамаид Компани» является диверсифицированной международной компанией, занимающейся исследованиями, разработкой, производством и продажей свыше 2500 наименованийпродукции. Компания имеет производственные отделения по выпуску сельскохозяйственной, фармацевтической, специальной химической продукции и товаров народного потребления. «Сяйэ» намаид» считается, прежде всего, исследовательской компанией со значительными возможностями для разработки основного хими-
ческого продукта и переработки его в семейство разнообразных продуктов.
Одним из многочисленных продуктов «Сайэнамаид» является — химический осветительный прибор. Впервые он поступил в продажу в прошлом году, хотя явился результатом десятилетних исследований в «Американ Сайэнамаид». Фонарик «Сайэ»- представляет собой светлую пластиковую трубку в форме (никой палочки, шести дюймов длиной, в которой находятся два жидких химических компонента. Устройство можно приводить в действие и использовать под водой, а также в ситуациях, когда батарейку или электроток нельзя использовать или где искра от обычных осветительных приборов может быть опасна. Технология, применяемая в фонарике «Сайэлюм» уникальна и защищена несколькими патентами США, принадлежащими «Американ Сайэнамаид Компания. Патенты действительны в течение ряда лет, и весьма вероятно появление нового поколения патентов, продукт одобрен и принят Горным бюро США. Федеральной администрацией авиации, ВМФ США и Упражнением служб общего назначения для специального использование в качестве сигнального знака или для освещения рабочих зон.
В течение нескольких лет производства и продажи фонарика подразделением органических химикатов (ПОХ) пользователям и промышленной и военной отраслях объем продажи значительно вырос. Руководство корпорации считало, что существует огромный нераскрытый потенциал, как на потребительском, так и на промышленном и военном рынках. Оба подразделения получилизадание подготовить независимые доклады с рекомендациями новых рынков для этого продукта и обшими подходами достижения прибыли. Меморандум включал в себя следующие положения: «Я ожидаю ваших предложений по рынкам, которые выглядят многообещающими, и по стратегиям, которых мы долны придерживаться, если выйдем на эти рынки. Я не жду каких-либо количественных данных — особенно в отношении стратегий, которые вы не могли бы предложить для вхождения ш эти рынки. Вы должны представить свои доклады на наше следующее административное совещание с пониманием, что если мы согласимся и примем стратегические направления, чтобы иметь разумный шанс на успех, то на вас и ваших сотрудников будет возложена ответственность за детальную проработку точных направлений стратегии и определение необходимых расходов. Затем мы встретимся и решим, являются ли такие инвестиции возможными и желательными».
Вопросы:
1.Какие вопросы (три, четыре) вы бы задали, чтобы помочь себе в подготовке доклада по потребительскому и промышленному рынку?
2. Представьте процесс планирования в виде диаграммы, которую вы бы могли использовать при составлении примерного плана по рынку.
3. Какие возможности применения существуют на потребительском рынке (на промышленном, на государственном, для других некоммерческих организаций)?
4. Какое решение о продукте вы приняли?
Примерные вопросы подготовки для дискуссий и обсуждений, круглых столов
1. Проблемы регионального развития в РК на современном этапе.
2. Государственное регулирование региональных диспропорций в РК
3. Региональные программы развития в РК
4. Межбюджетные отношения в РК: центр – регион
5. Оценка схемы размещения производительных сил и их влияние на развитие таксономических единиц региона
6. Участие государства в управлении экономикой – основной фактор устойчивого развития Казахстана
7. Мировой опыт выбора направлений системы государственного управления рыночной экономикой
8. Принципы участия государства в управлении рыночной экономикой Республики Казахстан
9. Роль государства в реализации социально – экономического развития в период рыночной экономики
10. Социальная инфраструктура государственной экономической политики в Республике Казахстан
11. Макроэкономическое регулирование – основа роста экономики в Республики Казахстан
12. Принципы формирования региональной политики государства
13. Проблемы оптимального взаимодействия центральных и региональных структур управления в Р.К.
14. Структура национальной экономики и ее роль в долгосрочной стратегии развития государства
15. Государственное регулирование экономической безопасности в Республике Казахстан.
16. Система управления предприятиями и ее роль в экономическом развитии страны
17. Стратегическое управление крупными предприятиями
18. Новые подходы и их реализация в процессе управления экономикой Казахстана на всех уровнях.