Система FADEC двигателя TRENT 500

Двигатель Trent 500 (Rolls-Royce) установлен на самолетах семейства Airbus (А340 - A500/600). Интерфейс между двигателем и воздушным судном основан на проекте А-320, но дополнительно установлено фиксированное соединение между ЕЕС и панелью управления кабины пилотов. Благодаря такой доработке запуск двигателя может быть произведён даже в случае отказа интерфейсного компьютера. Каждый блок сопряжения двигателя имеет встроенный компьютер слежения за вибрацией. Эти компьютеры называются блок сопряжения двигателя и мониторинга вибрации (EIVMU) на А-340. Датчики слежения за масляной системой подсоединены к блоку ЕЕС.

В системе FADEC двигателя TRENT 500 блок HMU используется как для топливодозирующей функции, так и для управления приводом клапанов VSV. В топливной системе нет возвратного клапана. Для охлаждения масла в IDG используется воздушный радиатор. Для управления охлаждением на выходной трубе радиатора установлен двухпозиционный клапан регулировки подачи воздуха. Клапан управляет расходом воздуха вентилятора, разделяя на порции его подачу в радиатор. Расход воздуха через оставшуюся часть радиатора не ограничивается. Когда блок ЕЕС посылает сигнал на открытие клапана регулировки подачи воздуха, охлаждающее действие увеличивается.

Все перепускные клапаны и клапаны охлаждения воздушной системы двигателя работают пневматически. Для управления этими клапанами блок ЕЕС электрически переключает соответствующие электромагнитные клапана. На рис. 64 показана базовая схема этой системы FADEC.

Система FADEC двигателя TRENT 500 - student2.ru

Рис. 64. Базовая схема системы FADEC двигателя Trent 500

ЕЕС состоит из двух каналов А и В. Аппаратное обеспечение каждого канала можно разделить на 3 группы: блок питания (конвертер мощности), система защиты от заброса оборотов и аппаратное обеспечение управляющего компьютера. Блок питания подает электропитание для системы защиты от заброса оборотов и для аппаратного обеспечения управляющего компьютера.

Система защиты от заброса оборотов получает данные от датчиков частоты вращения валов компрессора N1 и N2, а также с датчика турбины N1. Эта подсистема независима от работы аппаратного обеспечения управляющего компьютера. Дополнительный датчик N1 турбины используется для определения разрушения вала N1. Разрушение вала определяется сравнением показаний датчика N1 компрессора с датчиком N1 турбины. Когда система определяет заброс оборотов ротора N1 или N2 или разрушение вала N1, она перекрывает клапан заброса оборотов внутри блока HMU. Величина частоты вращения вала передается на управляющий компьютер для обработки и передачи в систему индикации. Частота вращения вала N3 определяется, используя переменный ток генератора FADEC.

Для управления тягой эта система также использует отношение EPR как основной управляемый параметр. Значение EPR рассчитывается блоком ЕЕС на основании значений параметров Р20 и Р50. Кроме того, доступен альтернативный режим работы N1. Блок ЕЕС работает в этом режиме, если нарушено определение давлений для расчета EPR либо режим N1 выбран переключателем пилота.

Все входные данные блок ЕЕС получает от датчиков двигателя. Это показано на рис. 64. Особенными являются датчики заброса оборотов IPT. Эти датчики замеряют температуру воздуха перед и за диском промежуточной турбины (IPT – intermediate pressure turbine). Блок ЕЕС передает предупредительный сигнал на дисплей в кабине, если температура превышает ограничения. На рис. 64. также показан сигнал на соленоид разгрузки гидравлического насоса. Эта функция обеспечивает работу насоса без нагрузки в режиме авторотации.

Заглушка входных данных установлена в верхней части блока ЕЕС. От нее блок получает следующие данные:

· серийный номер двигателя;

· диапазон тяги;

· приведенная величина EPR;

· приведенная величина EGT;

· конфигурация двигателя.

Для тестирования системы доступно большее количество проверок. Тестирование зажигания и нагрева датчиков производится аналогично двигателю V2500-5A.

Во время проверки работы VSV приводы перемещаются во время сухой прокрутки двигателя стартером. Система VSV является единственной системой с приводом от топлива. Блок ЕЕС выполняет проверку компонентов приводов совместно с датчиками положения обратной связи.

Процедура проверки реверсивного устройства позволяет проверку его работы и работы клапанов управления механизма гидравлического управления устройством.

Проверка дискретного выходного сигнала используется для имитации сигнала запущенного двигателя в систему самолета. С этим тестом можно проверить правильность работы задействованных систем самолета после начала теста.

Во время теста разгрузки гидронасоса выполняется сухая прокрутка двигателя стартером, блок ЕЕС активирует соленоид разгрузки давления гидронасоса. Оператор должен проверить падение давления гидронасоса.

Существует тест для проверки сигнализатора стружки с электрическим мониторингом. Происходит проверка работы сигнализатора стружки и наличие прироста стружки.

Пневматические перепускные клапаны КВД можно проверить при помощи тестирования программы работы перепускных клапанов. Проверка производится во время работы двигателя на наземном МГ. Оператор может открыть или закрыть каждый клапан через меню ЕЕС. Данная проверка производится для обнаружения залипания клапанов и других отказавших компонентов системы.

Еще одним пунктом технического обслуживания является мойка газогенератора. Во время мойки двигателя водой клапаны VSV переводятся в открытое положение, происходит прокрутка двигателя стартером.

Наши рекомендации